Конституционный суд Молдавии 5 декабря 2013 года решил как называть язык, на котором говорят граждане этой страны. Фактически судьи решали противоречие между Декларацией о независимости страны (в которой государственным языком назван румынский) и Конституцией государства (в 13-й статье которой таковым указывается молдавским). И выбор был сделан в пользу декларации. «Декларация о независимости является неотъемлемой частью Конституции. В случае расхождений текст Декларации превалирует. Решение окончательное и обжалованию не подлежит», – заявил председатель суда Александр Тэнасе.
По сути, речь шла об одном и том же языке, и суд встал на сторону той части интеллигенции, которая говорит, что молдавского языка не существует и он является лишь диалектом румынского (а сами молдаване, по мнению этих людей, являются румынами, которых советская власть в 1940 году отрезала от их исторической родины).
Решение по изменению названия государственного языка стало еще одним шагом на пути лишения Молдавии ее суверенитета и интеграции этого государства в состав Румынии. Причем официальный Бухарест и не отрицает свое намерение расширить границы на восточном направлении. «После присоединения к НАТО и ЕС следующим приоритетным проектом Румынии является объединение с Молдавией», – заявлял президент Румынии Траян Бэсеску.
Сами молдавские граждане, в свою очередь, совсем не против вхождения в ЕС, однако далеко не все из них готовы принять тот факт, что они в природе не существуют. Более 60% населения страны выступило против замены названия государственного языка. На улицах столицы можно было увидеть пикеты и демонстрации против переименования языка шестью судьями, пятеро из которых являются одновременно гражданами Молдавии и Румынии.
Не секрет, что Приднестровье (как и Гагаузия) не только отказывается представлять себя частью румынского пространства, но и хочет введения русского языка как второго государственного. Их не устраивает «румынизация» Молдавии. В качестве ответа на этот процесс власти Приднестровья рассматривали законопроект о введении в непризнанной республике законодательства России – "с учетом волеизъявления народа Приднестровской Молдавской Республики за последующее свободное присоединение к России на референдуме 2006 года".
Закон о введении российского федерального законодательства в Приднестровье был принят парламентом непризнанной республики 25 декабря 2013 года.
Тирасполь предложил Кишиневу "цивилизованно развестись", учитывая, что "приоритетом Приднестровья является интеграция в евразийское пространство". Почти треть населения непризнанной республики — около 150 тысяч человек — имеют гражданство РФ.
Впрочем, для части «румынофильской» интеллигенции Молдавии дальнейшая сецессия Приднестровья в чем-то даже выгодна. Чем быстрее, по их мнению, страна избавится от этой территории, тем быстрее войдет в Румынию и в Европейский союз.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: