Преподобный Иустин (Попович) (1894 - 1979), архимандрит Челийский(Сербия)
Преподобный Иустин (Попович) (1894 - 1979), архимандрит Челийский, родился 25 марта (7 апреля) 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной и патриархальной семье Спиридона и Анастасии Попович.
При крещении он был наречен именем Благое, в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в который он появился на свет.
В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда - отца Алексия. В этом семействе Благое прошел школу воспитания в духе сербского православного благочестия, которое в южных областях страны было более патриархальным и церковным.
Маленьким мальчиком он часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора чудотворца Пчиньского, у которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.
В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему.
Окончив школу, он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович).
Он проучился там с 1905 по 1914 год.
Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.
По благословению Сербского митрополита Димитрия 1 (14) января 1916 года, в день святого Василия Великого, он был пострижен в монахи с именем Иустин, в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.
По окончании учебы и войны вернулся в Белград, в 1922 году был рукоположен Сербским первосвятителем Димитрием во иеромонаха и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким).
Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.
Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: "Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания".
По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начинает издавать журнал "Христианская жизнь", в котором регулярно по частям печатает свое исследование "Философия и религия Ф. М. Достоевского," написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.
С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах - Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.
С августа 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда - "Догматики" ("Православная философия истины").
Спустя два года он был избран доцентом богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.
В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями основал Сербское философское общество.
В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.
Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины.
Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих архиереев Сербской Церкви - иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста.
Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великих Святых Отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.
Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви, чьи обширные знания украшали личное благочестие и горячую веру.
Его противостояние экуменизму обусловило то, что его "опала" в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни. Молитвенный дух преподобного пропитал всю жизнь монастыря. Здесь он служил Божественную Литургию ежедневно до самой смерти, моля Господа о спасении всего рода людского.
Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители трехалтарного храма во имя святого Саввы Сербского с южным алтарем во имя мученика Иустина Философа и северным алтарем во имя преподобной Марии Египетской. Скончался Авва Иустин, как и родился, в праздник Благовещения, 7 апреля 1979 года в Челийской обители.
Его тело покоится в гробу у южной стороны алтаря монастырского храма.
По его указанию, надгробным украшением служит лишь каменный крест и цветы.
Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации.
Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки.
В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество "Святой отец Иустин," его имя было дано одной из улиц.
В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его духовных чад и почитателей - в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского.
Решением Собора его память была установлена на 1 июня по юлианскому календарю (14 июня по новому стилю).
Чин торжественного прославления был назначен на 2 мая того же года за Божественной Литургией в храме святого Саввы на Врачаре в Белграде.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
Великое богатство богословских, философских и богослужебных писаний преподобного Иустина составили 33 тома.
Он составил 12 томов "Житий святых", многие из них впервые переведенные на сербский, а также жития святых Саввы и Симеона.
Ему принадлежат переводы Божественной Литургии, Требника, молитвенника, "Лавсаика" и многих других служебных и церковных книг, текстов и песнопений.
Вдобавок он написал многочисленные статьи и небольшие произведения числом около сотни, а также несколько десятков проповедей.
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: