Волшебными звуками скрипки восхищаются миллионы людей во всем мире. Ни один другой инструмент не подвергался столь пристальному вниманию ученых, тем не менее, скрипка остается загадочной, пленительной и полной тайн.
Всеобщее признаниеПредшественники скрипки встречаются в различных культурах: индийской, азиатской, закавказской. Наиболее родственная ей виола долгое время занимала лидерство в камерной музыке, а скрипка звучала в трактирах, на ярмарках и народных гуляниях. Становление скрипки как классического салонного инструмента произошло только благодаря общим усилиям гениев своего дела.
В конце XVI века в Италии начал профессионально изготавливать скрипки Гаспар Бартолотти. Позже была основана знаменитая кремонская школа. Великие итальянские мастера – Амати, Гварнери, Страдивари – довели форму и звучание скрипки до совершенства. С другой стороны непревзойденные исполнители и композиторы – Корелли, Паганини, Вивальди – смогли показать все грани чарующего голоса скрипки, его красоту и богатство.
Опыты и экспериментыУченые постоянно пытались понять секрет великолепного звучания станинных скрипичных инструментов. Одни связывали совершенство голоса с ее особой формой, другие настаивали, что тайна в породе дерева, а третьи – искали секрет в специальном лаке.
Математики и физики пытались вывести формулу, по которой выстроен корпус идеальной скрипки. Лучшие инструменты больших мастеров измеряли и сравнивали, но закономерности между параметрами и звучанием найти не удалось.
Были попытки воссоздать точную, вплоть до микрона, копию старинной итальянской скрипки. В итоге звучание вышло довольно неплохим, но весьма далеким от оригинала. Скрипку искусственно состарили в лабораторных условиях, но и это не придало ей нужного тембра.
Чтобы выяснить, влияет ли лак на качество звучания, с одного хорошего инструмента сняли оригинальный лак. Но на звучании проведенная процедура никак не отразилась. Историки же утверждают, что Страдивари и другие мастера не хранили в тайне состав лаков, его рецепт знали даже мебельные мастера. Да и дерево, из которого строили инструменты, порой было посредственного качества, а деки некоторых скрипок склеены из нескольких кусков. Работы Дель Джезу Гварнери вообще не отличались тщательностью и аккуратностью отделки, но именно на его скрипке большую часть жизни играл Николо Паганини.
Никаких четких формул и выводов не смогли сделать исследователи на счет устройства и акустики скрипки. Очевидно одно: кремонские мастера обладали необыкновенным талантом, тонкой интуицией, трудились не покладая рук всю свою жизнь и их шедевры до сих пор остаются эталоном мастерства.
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: