Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ставить елку?

Ставить елку?
28.12.2004, Исроэль Акерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_336.html?template=83
Ставить елку? Не ставить елку!

В лесу родилась елочка, в лесу она росла...

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе
больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую
ханукию, зачастую довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает
глаза. Но слегка поразмыслив осеняет: что-то здесь не так, что-то лишнее...

Особенно, если видишь такую картину в доме где живет еврейская семья, то все-таки
думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она <<дань
традиции>>, отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского
Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного
года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни <<зеленая красавица>>?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой или почти
такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка преобрела сравнительно
недавно.

Язычники с древних времен поклонялись деревьям, молились и совершали жертвоприношения
в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы любили вечнозеленые
деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб,
славяне -- березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной
роще -- в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали
сдиранием кожи. Одним из главных праздников, связанных с культом деревьев, у
этих народов был день 22 декабря -- день зимнего солнцестояния -- в знак поклонения
солнцу.

Как известно, ранние христиане, часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя
и адаптируя их, придавая им иной смысл, что бы заполучить больше последователей.
С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте
древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому дереву.

О том, где и кем была заведена рождественская елка, существует несколько версий.
Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской
христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную
зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку
занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века.
Елку ставили в домах 24 декабря, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между
прочим, свечи на елке стали зажигать только с 1708 года. Сначала она была развлечением
для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула
границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили
с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные
бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Но тон задавали все-таки
немцы -- это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря
фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлимой частью христианского рождества и нового
года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I по обычаю
отцов и дедов отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание,
совпадает с еврейским), но этого показалось ему мало, и 20 декабря он издал указ
о праздновании 1 января Нового года, 1700 от Рождества Христова.

Но, видимо, Россия уж такая страна, которой все как в зазеркалье -- с ног на
голову. Все, казалось, было бы хорошо -- кабы не Первая мировая. В 1914 году
в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном
госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась
бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил
Рождественскую елку как вражескую немецкую затею.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода. Но ни церковные
обличения, ни пролетарская борьба с предрассудками не смогли искоренить влечение
к зелени. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел
ее разрешить. 28 декабря 1935 года в <<Правде>> появилась статья П.П.Постышева
<<Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!>> Петр I, заметьте, дал
подданным на подготовку 11 дней, Сталин -- только 3. Рекомендации <<Правды>>
были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и
звезда на верхушке -- пятиконечная, с серпом и молотом. Она проникла повсюду
-- в дома, кинотеатры, клубы...

Как известно, в начале 20-го века начался массовый отход евреев Центральной и
Восточной Европы от своей религии и традиций. Для евреев, попавших под колесо
Советской власти, этот процесс преобрел просто гигантские масштабы.

Вначале это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и распросраняющегося
движения Аскала(Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов
жизни и традиций в академические рассуждения о <<философских идеях Великого Учения>>,
и призывающего к <<уходу из общинного гетто в Большой Мир>>. Чуть позже к этому
добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев.
Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались
за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого
<<Большого Мира>>. Ими же была создана так называемая Еврейская секция (Ев-секция),
организация состоящая из молодых евреев-коммунистов, выявлявших евреев тайком
изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще
совсем недавно учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная
основные положения закона своего народа. <<Религиозных мракобесов>> клеймили
позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы и психушки, и т.д.

Рассказывают, что к пламенному ревлюционеру, первому главнокомандующему Красной
Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин
Москвы, Яаков Мазе с прсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся
повсеместно погромов. Троцкий ответил: <<О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг
-- всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить
на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы
обращаетесь ко мне? Я -- не Еврей! Я -- интернационалист!>> На что рав Мазе сказал:
<<В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны.>>

Борьба большевистского правительства против религии велась абсолютно и бескомпромисно.
Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции,
связанные с любой религией. Так елка получила новое название. Теперь она стала
<<новогодней>>, скрывая ее религиозное происхождение.

Жить в ситуации когда существовала негласная квота на прием евреев в институты,
на работу и ты первый на очереди на увольнение, мягко говоря не прсто. Оторванные
от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов
и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев
перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих
себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей
и традиции. Упаси Б-г чтобы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже
лучше чем все, чтобы не показывали пальцем. Так выросло два поколения <<евреев
по паспорту>>, оторванных от корней своего народа.

Елка не случайно возродилась так быстро -- слишком глубоко она была укоренена
в быту. Она оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю
и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным
с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды.

Новый год стал самым веселым и любимым из Советских праздников, наиболее популярным
среди всего населения -- включая евреев. Духовная пустота от выброшенных <<на
помойку истории>> многовековых традиций не могла долго оставаться не заполненной.
Новый Год и елка быстро заняли свое место. Новогодние подарки заменили детям
<<Ханука Гэлт>>.

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное
значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять,
как реальные события нашего прошлого, могут помочь нам в сегодняшней реальной
жизни и быть источником нашего духовного роста. И уж никак не станешь думать
что праздники эти все скучные и серьезные, окунувшись в веселье еврейских праздников,
такое как маскарад в Пурим (в первую очередь для взрослых а не для детей), зажигание
ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана
в Песах...

<<Новогодняя елка>> язычников и/или христиан не несет никакого смысла или источника
вдохновения для ассимилированного еврея. Загадал желание с боем часов ... а через
несколько дней от этого и памяти не осталось...

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: <<Не учитесь от путей других народов
и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов
ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом.
Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так
что бы они не шатались... И нет в них никакого проку.>> (Еремия 10:2-5)

Но вот Железный занавес пал и Советские евреи разъехались буквально по всему
миру. В свободном мире, где нет тоталитарного <<пресса>> и <<5-ой графы>> в паспорте,
люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Даже в сегодняшней
России нигилистами и убежденными атеистами остались до конца только ассимилированные
евреи. Даже члены правительства ходят в церьковь, и это показывают по телевидению.
Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной
церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Тут-то и возникает вопрос <<русского еврея>> -- я русский или еврей. Но если
для поколения выходцев и Советского Союза еще существует некая система ценностей,
не связанная ни с какой религией, то где найти ориентир для их детей? Стиль жизни
родителей и частично их система ценностей станут своего рода религией для их
детей. И новогодняя елка будет неотъемлимой частью этой <<религии>>. Если они
(не дай Б-г) не станут искать другую религию, где с елочкой все в порядке...

Так давайте вспомним, что была у наших прадедов четкая система ориентиров в жизни,
сохранившаяся сегодня у религиозных евреев. Давайте откопаем этот компас, который
мы пытались выбросить на <<свалку истории>> и подарим его нашим детям.

Примечания

Во время работы над статьей были использованы материалы:

Лекция раввина Лоренса Келемана: Почему я не праздную 1-е января

Раввин Шрага Симмонс: Что такое <<Йом Сильвестр?>>

Сбежать в Россию на Новый год (статья из газеты <<Приамурские ведомости>>, 2002)

Новый год в Израиле (статья со страницы агентства <<Росбалт>>, 2003)

<<Новогодние советы>> русских, живущих за границей (статья с портала <<Человеческие
ресурсы Урала>>, 2002)

Форум Интернет-газеты партии Моледет, 2001

Ответить   "Igor" Thu, 1 Jan 2009 12:59:21 +0200 (#806355)