Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Peace with Hamas? No

Мир с ХАМАС? Невозможно ("The International Herald Tribune", США)
Джефри Голдберг (Jeffrey Goldberg), 15 января 2009
http://www.inosmi.ru/translation/246698.html via ben Adam
Летом 2006 г., когда на северные районы Израиля практически беспрерывно падали
ракеты, запущенные 'Хезболлой', Низар Райян (Nizar Rayyan), муж четырех жен,
отец 12 детей, исламский богослов и хладнокровный палач, поделился со мной тем,
что приводит его в отчаянье.

Наша беседа проходила в бетонном здании мечети лагеря беженцев 'Джабалия' на
севере Газы. Райян - входивший в руководство ХАМАС и игравший важную роль в вербовке
террористов-камикадзе, пока две недели назад израильтяне не убили его (вместе
с несколькими из его жен и детей) - прибыл на встречу с опозданием; откуда именно,
мы не знали. Он уже тогда опасался убийства, и когда я попросил Райяна описать
его типичный день, он заметил, что я, наверно, шпион ФАТХ. Не 'Моссада', заметьте,
не ЦРУ, а именно ФАТХ!

Каким же фантасмагорически странным конфликтом стала сегодня война между арабами
и Израилем! Теолог из ХАМАС, получивший образование в Саудовской Аравии, настроенный
против шиитов (но при этом получающий помощь от Ирана), обвиняет бывшего охранника
израильской военной тюрьмы, переквалифицировавшегося в репортера, в шпионаже
в пользу ФАТХ - организации, созданной Ясиром Арафатом, и некогда игравшей роль
застрельщика антиизраильского террора. Теперь же, по мнению Райяна, она приобрела
необоснованную, непростительную умеренность. В ходе гражданской войны в Палестине
ФАТХ, контролирующая большую часть Западного берега Иордана и периодически вступающая
в переговоры с Израилем, стала злейшим врагам Райяна - партией отступников и
квислингов.

Партнеры


'Для начала мы покончим с теми мусульманами, что заикаются о 'мирном процессе',
а потом возьмемся за вас', - заявил он.

В тот день, однако, мы больше говорили о хадисах, - изречениях пророка Мухаммеда
- посвященных евреям и их многочисленным, даже безграничным порокам. Такого рода
дискуссия, при всей поучительности, со временем несколько надоедает, по крайней
мере тому участнику, что сам относится к этому столь несовершенному народу. В
результате я оживился, услышав, что у Райяна есть свои обиды. ''Хезбола' весьма
успешно действует против Израиля, не так ли?', - осведомился я. Он тут же помрачнел
и заметил, что ясно видит подтекст моего вопроса. Тогда ХАМАС тоже обстреливал
Израиль ракетами, но спорадически и без особых результатов. В чем причина?

'У них есть преимущества, которых мы лишены здесь, в Газе, - заметил он. - У
них отличное оружие. 'Хезболла' пользуется в Ливане полной свободой передвижения.
Мы же сидим в израильской клетке. Так что я не желаю слышать о том, будто 'Хезболла'
- лидер движения сопротивления. Меня раздражают такие высказывания. Да, мы считаем
их героями. Но в Палестине сражаемся именно мы'.

'И к тому же они шииты', - предположил я. Райян, обучавшийся у клерикалов-ваххабитов
в Саудовской Аравии, был известен в Газе как твердый приверженец суннитского
богословия и привилегий, некоторые его лекции в Исламском университете Газы посвящались
опасности 'ползучего проникновения' шиитов. 'Да! Здесь есть много разных подводных
течений, - ответил он. - Мы не должны об этом забывать'.

У многих хамасовцев в Газе тема 'Хезболы' вызывала двойственное отношение. Как-то
вечером в городе Бейт-Ханун на северной границе сектора с Израилем я встретил
группу хамасовских ракетчиков. Командир группы, назвавшийся Абу Обейда (Abu Obeidah),
заметил, что успехи 'Хезболлы' в борьбе с Израилем его тоже раздражают, и даже
поинтересовался, показывались ли ракетные обстрелы ХАМАС нынешним летом по американскому
телевидению. Получив отрицательный ответ, он будто стал меньше ростом.

'Все, во всех СМИ только и говорят, каких замечательных успехов добивается 'Хезболла',
- посетовал он. - Мы, конечно, солидарны с нашими братьями из 'Хезболлы', но
посмотрите, в каком выгодном положении они находятся. Они получают из Ирана столько
ракет, сколько захотят'.

ХАМАС - отнюдь не монолит: в этом движении существуют разные точки зрения по
многим вопросам, в том числе и о сотрудничестве с шиитскими Ираном и 'Хезболлой'.
Бывший лидер ХАМАС Абдель-Азиз Рантиси (Abdel Aziz Rantisi), беседуя со мной
незадолго до его убийства израильтянами в 2004 г., подчеркнул: когда ругают Иран,
это - 'злопыхательство'. 'Что делают для нас арабские страны? - задал он риторический
вопрос. - А Иран твердо стоит против евреев'.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что многие члены ХАМАС, даже те, кто считает,
что Иран втайне пытается обратить палестинцев-суннитов в шиитскую веру, выступают
за еще более тесные контакты с Тегераном.

По мере того, как война в Газе близится к перемирию, неизбежно возникает вопрос,
всплывавший уже не раз: следует ли Израилю (а значит и Соединенным Штатам) попытаться
наладить серьезное и последовательное взаимодействие с ХАМАС? Вопрос этот - вполне
резонный, и заслуживает обсуждения, однако он оторван от некоторых реальных факторов
политического и теологического характера. Один из таких факторов связан со сложными
отношениями, даже соперничеством ХАМАС с 'Хезболлой'. Для ХАМАС это движение
- не только источник поставок оружия и подготовки боевиков, но и своеобразный
'наставник', образец для подражания.

Стремление ХАМАС 'переплюнуть' "Хезболлу" вполне естественно, но в конкретном
плане оно приводит к радикализации движения. Одна из многих причин, по которым
ХАМАС счел необходимым нарушить перемирие с Израилем в декабре, связана со стремлением
показать, на что способен, мусульманам, находящимся под впечатлением от действий
'Хезболлы'.

Другой фактор, заслуживающий внимания, связан с теологией. Две организации ведут
свое происхождение от весьма различных течений в исламе: ХАМАС - палестинский
'филиал' суннитской организации 'Братья мусульмане', а 'Хезбола' - иранская креатура,
вдохновляющаяся политическими идеями шиитского радикализма в духе аятоллы Рухоллы
Хомейни (Ruhollah Khomeini). Оба движения, однако, воспринимают евреев как зло
космологического масштаба - врагов мусульман еще с тех времен, когда Мухаммед
искал убежище в Медине.

Сторонники переговоров периодически высказывают предположение, что враждебность
ХАМАС по отношению к евреям - понятие относительное. Однако я, изучая эту организацию
не один год, не обнаружил особых признаков, свидетельствующих о неискренности
ее антисемитской позиции. Подобно 'Хезболле', ХАМАС считает, что существование
еврейского государства в Палестине неугодно Аллаху. Риторика обеих группировок
носит абсолютно беспощадный характер, хотя и в этом плане порой возникает впечатление,
что ХАМАС следует в фарватере 'Хезболлы'.

Как-то я спросил Абдель-Азиза Рантиси, откуда он почерпнул 'правду' о Холокосте,
(а точнее о том, что его не было) - и тот перечислил мне названия книг, изданных
"Хезболлой". Оба движения также считают, что решение палестинской проблемы связано
с изгнанием евреев в Европу. Один из представителей "Хезболлы", Хасан Иззедин
(Hassan Izzedine), в разговоре со мной заявил: евреи, которые уцелеют после 'освобождения'
мусульманами Палестины, 'смогут вернуться в Германию, или откуда еще они прибыли'.
При этом он продолжил: евреи - 'сущее наказание для всех, кто живет с ними рядом'.

Низар Райян высказался примерно в том же духе, когда мы встречались с ним в 2006
г. Мы обсуждали один пассаж из Корана, где говорится, что аллах превратил группу
нечестивых евреев в свиней и обезьян. На него, в частности, ссылался в своих
выступлениях лидер "Хезболлы" Хасан Насралла. Как-то на митинге в Бейруте он
заявил: 'Мы кричим прямо в лицо убийцам пророков, потомкам обезьян и свиней:
Надеемся, что в будущем году мы вас уже не увидим. У нас все тот же лозунг: Смерть
Израилю!'

Райян заметил: в конкретном плане Насралла ошибается. 'Аллах действительно превратил
непослушных евреев в обезьян и свиней, но при этом он специально отметил, что
эти свиньи и обезьяны будут неспособны к размножению, - пояснил он. - Поэтому
в буквальном смысле нынешних евреев нельзя назвать потомками свиней и обезьян,
хотя кое-кто из их предков был превращен в свиней и обезьян, и Аллах действительно
заставляет евреев расплачиваться за свои преступления самыми разными способами.
Они - проклятый народ'.

Я задал ему тот же вопрос, с которым всегда обращаюсь к лидерам ХАМАС: готовы
ли вы пойти на нечто большее, чем тактическое перемирие с Израилем? Мне самому
он в тот момент казался немного нелепым: человек, убежденный, что бог время от
времени превращает евреев в свиней и обезьян - не самый подходящий кандидат для
нового Кемп-Дэвида. Ответ Райяна был вполне ожидаемым: долгосрочного перемирия
просто не потребуется, поскольку силы ислама уже скоро сотрут Израиль с лица
земли.

Некоторым израильскими лидерами владеет идея-фикс: ХАМАС, дескать, можно бомбами
принудить к умеренности. Это - опасное заблуждение. ХАМАС можно какое-то время
сдерживать военными средствами, но танки бесполезны против глубоко укоренившихся
убеждений. Справедливо, впрочем, и обратное: уговорами ХАМАС тоже не убедишь
занять умеренные позиции. И в том и в другом случае он будет выглядеть неискренней
и несерьезной организацией.

Единственный небольшой шанс на достижение мира сегодня - это тот же шанс, что
существовал до вторжения в Газу: Европа, США и, прежде всего, Израиль, должны
помочь противнику ХАМАС - организации ФАТХ - подготовить Западный берег к подлинной
демократии. После этого остается надеяться, что жители Газы, очень многие из
которых относятся к ХАМАС без всякой симпатии, увидят в этом альтернативу убогим
идеям Хасана Насраллы и Низара Райяна.

Джефри Голдберг - корреспондент Atlantic, автор книги 'Заключенные: история о
дружбе и терроре' ("Prisoners: A Story of Friendship and Terror")

Европа импортирует ненависть к евреям ("The Wall Street Journal", США)

Почему улыбается Ахмадинежад? ("Newsweek", США)

Как решить 'палестинскую проблему' ("The Jerusalem Post", Израиль)

Кого на самом деле следует считать современными нацистами? ("Los Angeles Times",
США)

Д.Дил: Жестокий урок для Израиля ("The Washington Post", США)

А.Глюксман: Газа - чрезмерный ответ? ("Le Monde", Франция)

М.Бут: Газа: трагическая дилемма Израиля ("The Wall Street Journal", США)

Д.Болтон: Вариант 'трех государств' ("The Washington Post", США)
[Обсудить публикацию]

Максим Коробочкин , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 15 января 2009, 19:59
Оригинал публикации: Peace with Hamas? No

Ответить   "Igor" Fri, 16 Jan 2009 17:12:53 +0200 (#811044)