Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Алексей Фанталов о Розе Мира

Известный знаток мифологии Алексей Фанталов (http://www.fantalov.narod.ru/homepage.htm) обратился к творчеству русского мыслителя Даниила Леонидовича Андреева, сто лет со дня рождения которого отмечалось 2 ноября 2006 года. Книга Даниила Андреева «Роза мира» мне очень интересна, я нередко вспоминаю о ней, хотя мое мышление скорее рационально, чем художественно.

Даниил, напоминает мифолог, - сын известного русского писателя Леонида Андреева. Был явно не от мира сего, поскольку написал «роман антисоветского содержания» (не уцелел) и устроил «домашние чтения». Естественно - стукнули, естественно - посадили.

«Даниил отличался способностью к визионерству, которая в лагерных условиях еще более развилась у него. Постепенно, на базе собственных видений и своего весьма значительного культурного багажа, Андреев создал цельную и красивую концепцию мироздания. Так как дело происходило уже в послевоенное время, он попал под амнистию и вернулся домой, где смог оформить эту концепцию в книгу «Роза мира».

Однако здоровье Даниила Андреева было фатально подорвано лагерем, поэтому вскоре он умер. Опубликовать «Розу мира» в советских условиях, естественно, было невозможно. К счастью, супруга мыслителя сохранила ее («Роза мира» ходила в самиздате). А в период перестройки, когда граждане СССР в условиях вакуума идеологии в массовом порядке озаботились проблемами смысла жизни, книга Андреева была издана и приобрела популярность. До той поры, пока не был преодолен товарный дефицит, а богоискательство не вытеснил культ успеха и гламур».

Вкратце обрисуем, продолжает Алексей Фанталов, «картину мира» Андреева. Есть некое «Солнце мира» - абсолютный бог, духовная сверхмонада. От него отделяются разнообразные менее значимые монады, разлетаясь по космическому пространству точно искорки (маленькие и не очень). Они в массе своей благи, но имеются и отпавшие, главнейший из которых - Люцифер (формирующий «антикосмос» галактики). В масштабах Земли действует его присный - планетарный демон Гагтунгр, в масштабах Луны - планетарная демоница Воглеа.

При этом Андреев признает наличие разнообразных пространственных измерений – «сакуал». То есть все эти духи действуют в своей оболочке не в нашем измерении.
«Сакуалы» (миры) бывают разными. Есть миры благих сил. В «Розе мира» приведена интересная иерархия этих сил, включающая древних богов, великих деятелей истории и культуры, ангелов и иных персонажей.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Интересно сопоставить интуиции Даниила Андреева с выводами современной почти всеохватывающей физической М-теории/

Есть «миры возмездия» - расширенный аналог католического Чистилища (Лимба), где души посмертно искупают свои грехи и готовятся к новому воплощению. Есть сакуалы стихиалей - духов природных стихий, коих нельзя прямо отнести к светлым или темным силам (это также, во многом, аналогии языческих богов).

Мирам света противостоят демонические миры. Например, обиталище планетарного демона и его свиты - ангелов мрака (типа врубелевского Демона) и некоторых ещё более странных существ. Это или шрастры - миры войны, или дуггур - миры сладострастия .

Собственно, под «Розой мира» подразумевается некая международная-межконфессиональная организация, ставящая своей целью духовное просветление человечества - насколько это возможно в земном мире.

Чрезвычайно сильно, считает Алексей Фаеталов, написана предфинальная глава книги – «Князь тьмы». Она посвящена проблеме пришествия Антихриста и, наряду с использованием материала Апокалипсиса, является как бы ответом на «Повесть об Антихристе» В. Соловьева (приложение к работе философа «Три разговора»). Идея «Князя Тьмы» вполне соответствует тому, что написано в Новом завете, и состоит в том, что полная гармония недостижима до тех пор, «пока человек не переменится физически», ибо в любую материальную оболочку заложено семя дьявола. Эта первозданная греховность проистекает из проблемы телесности.

То есть, после относительно гуманного и короткого времени, уставшие от духовности люди потянутся к злу. Тут-то и придет Антихрист - некий сверхчеловек, являющийся инкарнацией одного из римских императоров (типа Нерона или Калигулы) и Иосифа Виссарионовича Сталина (!). Здесь, по-видимому, сказались личные впечатления Даниила Андреева от пребывания в Гулаге.

Этот сверхчеловек постепенно установит жесточайший режим подавления духовности и подлинной свободы, одновременно разрешив все виды извращений. При этом он будет проводить политику постепенного замещения человечества на некий демонический гибрид из шрастров.

Правление Князя Тьмы будет довольно долгим, однако в конце концов оно будет разрушено Вторым Пришествием Иисуса Христа. Закончится наш первый эон (здесь - эпоха).

Теперь об истоках «Розы мира». Поскольку книга носит синтетический характер, они очень разнообразны. Разумеется - околохристианская литература. Кстати, церковь считает трактат Даниила Андреева ересью (что вполне естественно). На «Розу мира» некоторый отпечаток наложил гностицизм - интеллектуальный, но по большей части темный и жизнеотрицающий двойник христианства.

Название данного философского направление происходит от слова «гнозис» - «знание» (отсюда – «прогноз», «диагноз»). Гностики Рима утверждали, что являются носителями некоего тайного Знания, недоступного для непосвященных.

«Кстати, всякие «Коды да Винчи» и тому подобное чтиво, - отмечает Алексей Фанталов, - обыгрывают гностические идеи (правда, от гностического интеллектуализма при этом мало что остается). Так вот, они подают себя как проповедников «жизнелюбия» в противоположность христианскому «культу потустороннего». Но самое забавное, что именно античные гностики отрицали жизнь, поскольку полагали материю злом, а само тело - исключительно темницей духа.

Другое дело, что некоторые (не все) римские, греческие, иудейские гностики и их средневековые последователи (разнообразные тайные общества) в качестве эффективного метода умерщвления «гнусной плоти» предлагали промискуитет (к тому же свободный секс - хорошая приманка для новых адептов, это известно и из послевоенной политики на Западе, а с недавнего времени и в России). Эти гностики прекрасно понимали, что беспорядочные связи ничего общего с любовью к жизни не имеют. В качестве подтверждения приведу пример стремительного сокращения населения стран, где возобладала подобная идеология.
Безусловно, в античном гностицизме, помимо этой его негативной стороны, были и некие конструктивные моменты. И, кроме того, некоторые ранние христианские мыслители подверглись сильному влиянию гностиков.

Гностики выдвинули идею эонов. Согласно их представлениям (возможно, я излагаю неточно), существует Плерома - полнота божественного бытия. От нее исходят эманации - эоны (одновременно это и промежутки времени, ибо они заполняют пространство с течением времени как бы слоями). Последний эон соприкасается с миром мрака («захвачен мраком»), отчего и образуется наш материальный мир. Поэтому гностики не любили материю».

В общем, все сложно, - делает вывод Алексей Фанталов. «Но «Роза мира» Даниила Андреева звучит вполне жизнеутверждающе и мажорно. Большое значение мыслитель придавал духовной Женственности. Здесь на "Розу" повлиял неоплатонизм - последнее сильное течение в философии языческой античности. Основатель неоплатонизма - великий римский философ Плотин - не разделял гностического презрения к миру, напротив, он восхвалял его, как творение Демиурга и Мировой души.

Ну и, конечно, повлияла антропософия немца Рудольфа Штайнера, очень популярного в конце 19 - начале 20 веков в Европе и России. Все эти «духи-народоводители», «эгрегоры» «Розы мира», имеют свои корни в антропософии».

На Даниила Андреева повлияла также русская религиозная философия, и он в особенности высоко ценил Владимира Соловьева.

Не обошел Даниил Андреев своим вниманием и индийскую философию, ставшую популярной с конца 19 века благодаря усилиям многих духоискателей (например, основательницы теософии Елены Блаватской).

В синтетической андреевской картине мира нашла своё место также греческая, индийская, германская и славянская мифологии. И теория культур/цивилизаций (влияние Данилевского, Леонтьева и Шпенглера), поскольку есть особые благие сакуалы, соответствующие определенной цивилизации - Западной, Российской, Индийской, Китайской. Наконец, как же без стихов? Даниил Андреев был человеком Серебряного века и сам поэтом. В «Розе» немало страниц посвящено стихам Александра Блока (специальная глава «Падение вестника») - о падении и посмертном возрождении поэта).

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Трактат «Роза мира», казалось бы, - фантастический, однако я к нему отношусь скорее как к поэтическому духовидению. Много прозрений, проблесков. Когда читаю этот насыщенный текст, то замечаю рифмовки не только с М-теорией, но и с архетипическими образами моего мышления. Хотя от поэзии нельзя требовать системности философствования и каноничности Богословствования.


В избранное