Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Как из выборов сделать праздник

Западные общества шли к современной демократии зигзагами, методом проб и ошибок, и до сих пор ищут оптимум. Инстинктивно осознавалось, что определять устройство и политику страны должны не все подряд, а прежде всего те, кто к этому готов, кто может думать своей головой и понимать свои глубинные интересы. Другими словами, избирательная система первых буржуазных обществ затачивалась под субъектного человека. Главный же признак такового – экономическая самодостаточность. Ведь недаром русская пословица гласит, что «без денег и разума нет», и недаром говорят, что «деньги – это отчеканенная свобода» (= субъектность). Отсюда – имущественные цензы на заре капитализма в Англии и США, ступенчатая система выборов и т.п. Особенно опасны нищие бабульки, которые обычно голосуют не головой, а сердцем. Глеб Павловский справедливо называет подобное нищее и потому досубъектное, но численно подавляющее электоральное большинство – «овощами».

Как же нейтрализовать десубъектизирующее влияние низовой электральной массы в стране, стремящейся к демократии (т.е. к субъектизации сограждан), но ещё недостаточно богатой? В США долго не доверяли бабулькам право голоса, до 1921 года, пока руководство страны не поверило, что сложился устойчивый массовидный «средний класс» и стал коллективным «лидером общественного мнения». Долго - почти два века - США восходили к всеобщему избирательному праву. А в СССР и по инерции также в искусственно-десубъектизированной нищей РФ, словно в насмешку, провозгласили это всеобщее избирательное право, и нищие бабульки, люмпен-интеллигенты и работяги стали основным электоратом Путина и его партии «Единая Россия», и высочайший рейтинг Путина держится на их несубъектности.

Можно выйти из положения двумя способами. Первый – ввести систему «выборщиков», как когда-то в США, но демократизировать её. В каждом человеке есть искорка субъектности, но сфера субъектности у людей обычно коррелирует с их социально-экономическим положением. Пусть бабульки выбирают в сфере своей субъектной компетентности – старших по подъезду. Эти старшие пусть выбирают местное самоуправление. И так далее вплоть до избрания президента. Ради форсированного развития партий можно одновременно провести всенародные выборы по партийным спискам, зарезервировав за ними, скажем, половину мест в региональных и федеральном парламентах.

Второй способ – превратить выборы в праздник. Пусть сохраняется всеобщее избирательное право при выборах парламентов, губернаторов и даже президента. Но вводится правило – за отказ от субъектно-первородного права выбирать выдается денежная компенсация в 30 у.е. (для простоты – 1000 рублей). Уверен, что подавляющее большинство нищих избирателей выберет деньги, а не депутата или президента. Тем самым отсечется досубъектная часть электората, «овощи». И конкуренция реальных интересов, которой движется общественный прогресс, будет определяться субъектной частью электората.

Представьте, какая радость будет царить на выборах, если за отказ от голосования нищие люди будут получать по 1000 рублей! Выстроятся очереди в избирательные участки, явка будет почти поголовной, и политическое просвещение масс резко ускорится – ведь даже нищий немного задумается, что выше: чечевичная похлебка или право на субъектность.

Уверен, что подавляющее большинство бабулек, которые сейчас (то и дело показывают по ТВ) благодарят Путина и партию «Единая Россия» за свою счастливую старость, откажутся поддерживать Путина на выборах не за 1000, а за 100 и даже 30 рублей. Высочайший «рейтинг» сдуется всего за 30 рублей! Зато получат свой шанс на выборах те политические силы, которые, ориентируясь на интересы прогрессивных социальных слоев, выступают за постиндустриальную модернизацию страны, за приоритетное развитие конкурентоспособных и экспорториентированных производств, за форсированное взращивание «критической массы» низовой субъектности.


В избранное