Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Читая на пляже журнал Вопросы истории 2006 № 6

До чего плохо знаю свою историю, особенно историю Революции и Гражданской Войны. Влияние православных подрывников «сверхновой звезды субъектности» Гемиста Плетона и Виссариона Никейского на Зою (Софью) Фоминичну Палеолог, бабушку Ивана Грозного, вроде проследил и даже сделал доклад в нашем Русском Историческом Обществе, и суть русского декабризма через сопоставление с Революцией Мэйдзи в Японии удалось прояснить (интересно, кто-нибудь из историков делал такое сопоставление?), а вот русско-еврейскую революционную пассионарность столетней давности ещё предстоит осмыслить. Убедился ещё раз сегодня на пляже Лыткаринского карьера, что нужно заново писать историю Русской Революции, когда прочитал блистательные заметки эсера-орговика Владимира Михайловича Зензинова «Борьба российской демократии с большевиками в 1918 году. Москва – Самара – Уфа – Омск» (Партия социалистов-революционеров в первые годы Советской власти // Вопросы истории, Москва, 2006, № 6, стр. 3-34).

Этот выпуск журнала «Вопросы истории» прочел на одном дыхании в промежуток между заплывами – первый 20 мин, второй 40 мин. Получил колоссальный заряд энергии. Плавал интенсивно всласть, никуда не надо торопиться, потом чувствовал себя от переизбытка мышечной радости как на крыльях, и исповедь Владимира Михайловича врезалась в душу, он же орговик, а не сторонний зритель, и сообщает детали, которые мне открывают самую суть.

К сожалению, журнал не имеет электронной версии, а пересказывать текст – кощунство. Ведь стиль – это человек, надо его эти воспоминания, хранящиеся в Гуверовском Институте войны , революции и мира (Коллекция Б.И. Николаевского. Серия 8), воспринимать целиком. Решил их отсканировать и поместить в своём Ежедневнике, кое-где прокомментировав.

Сначала – несколько слов о Владимире Зензинове. Он – из пассионариев той бурной эпохи. В Интернете нашел о нём следующие справки:

«Зензинов Владимир Михайлович (29.11/11.12/.1880, Москва - 20.10.1953, Нью-Йорк), партийный и государственный деятель. Член ЦК партии эсеров (1908), представлял ее правое  крыло. Из купеческой семьи. Окончил философский и общественно-полититческий факультеты в университете в Германии (1904).

По возвращении в Россию включился в политическую борьбу, став членом партии эсеров (1904), членом ее Московского комитета (1905) и Боевой организации (1906). Активный участник 1-й русской революции. Неоднократно арестовывался и ссылался (последний раз в 1910-1914 в село Русское Устье на реке Индигирке Якутской области). В 1907-1909 находился в первой эмиграции (Сингапур, Цейлон, Франция).

В годы первой мировой войны оборонец, участник издания "Народной газеты", редактор центрального органа эсеров - газеты "Дело народа".

После Февральской революции 1917 года - член Верховной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других должностных лиц, член исполкома Петроградского совета.

После Октябрьской революции 1917 года - член Комитета спасения Родины и революции, активный участник борьбы за созыв Учредительного собрания.

В сентябре 1918 года Уфимским государственным совещанием избран сначала членом-заместителем, но затем, ввиду отсутствия Н.В.Чайковского, стал вместо него членом Временного Всероссийского правительства (Уфимской директории). Во время белогвардейского переворота в Омске (18.11.1918) арестован и вскоре выслан за границу.

В Париже учредил (с Н.Д.Авксентьевым) внепартийный Административный центр (1920); вошел в заграничное представительство партии эсеров; участник частного совещания членов  Всероссийского Учредительного собрания (1921). Позднее в Праге возглавил Объединение русских земских и городских деятелей (Земгор), осуществлявшее различную помощь эмигрантам.

Автор ряда этнографических работ и воспоминаний; опубликовал сборник документов "Государственный переворот адмирала Колчака в Омске 18 ноября 1918 г." (Париж, 1919).

Сочинения: Из жизни революционера. Париж, 1919; Пережитое. Нью-Йорк, 1953; Февральские дни // Новый журнал, Нью-Йорк, 1953, Книга 34-35.

Литература о нём: Кроль Л.А. За три года. Владивосток, 1921; Майский И.М. Демократическая контрреволюция. Москва; Петроград, 1923; Васильев С.А. В.М.Зензинов // Новый журнал, Нью-Йорк, 1953, Книга 36; Вишняк М. Памяти друга. Там же; Калашников Н. Из воспоминаний о В.М.Зензинове. Там же.

(Дмитриев Н.И. http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia,%C7,743,0.html).

Друзья характеризует его так – «всегда готовый к самопожертвованию Зензинов» (Марк Вишняк. Дань прошлому. New-York: Издательство имени Чехова, 1954, cтр.74).

А на сайте социалистов читаю воспоминания (http://socialist.memo.ru/lists/shtrihi/l36.htm):

“Владимир Зензинов, в котором тогда чувствовалось нечто от московско-сибирского старовера, точно одетого в застегнутый на все пуговицы длинный сюртук и сочетающего чинную строгость со смягчающей ее сентиментальностью.

…В. М. Зензинов, - типичный образец “делового министра”, как его когда-то прозвали в кругу близких людей. Чрезвычайно усидчивый, настойчивый и уравновешенный, умеющий терпеливо “бить в одну точку”, он органически отдалялся от всего, что отдавало “крайностью”, и столь же органически тяготел к какой-то неопределенной “золотой середине”. Педантизм смягчался в нем воспитанностью, выдержкой, хорошими манерами и подчеркнутой, изысканной корректностью.

Он происходил из хорошей, культурной, крупно-торговой среды, и в общении с людьми буржуазных партий производил впечатление почти своего, и, во всяком случае, не вносящего диссонанса человека comme il faut, достойного всякого уважения. У него не было никаких возмущающих течение его общественной работы сильных индивидуальных страстей, и он пользовался поэтому репутацией безупречности, политической выдержанности и преданности партии. Это был блестящий образец — большого человека на малые дела. В деле непосредственного руководства партийным аппаратом он был незаменим и неподражаем»

(В.М. Чернов. Перед бурей: Воспоминания. New-York: Издательство имени Чехова, 1953, стр. 344, 345).

“В совершенно замечательной статье, напечатанной в “Новом Русском слове” владыкой Иоанном в защиту Зензинова с религиозной точки зрения, говорится то же, что и при жизни Зензинова владыка ему не раз говорил. А именно, что В.М., может быть, не смел всю жизнь ни себе, ни другим признаться, что, “веря в высшее Добро”, он в сущности верит в Бога...”.

(Вишняк М.В. Памяти друга // Новый журнал, Нью-Йорк, 1954, Книга 36, стр. 291-294).

Итак, вот что Владимир Михайлович Зензинов писал о поучительных событиях 1918-го года:

«Предисловие

Писать историю борьбы российской демократии с большевиками сей­час пока еще рано, она будет написана позднее, после окончательной победы демократии над большевизмом, ибо я знаю и верю, что победить большевизм может и должна одна демократия. Но необходимо уже теперь закрепить в общественном сознании отдельные эпизоды этой борьбы, описать пройден­ные этапы - мы слишком мало и слишком плохо знаем историю наших собственных дней, чем хорошо пользуются все те, кому это выгодно. В част­ности, этим хорошо пользуются враги демократии, которые до крайности искажают те отношения, которые установились после большевистского переворота в октябре 1917 г. между большевиками и российской демократией. При этом трудно установить, где кончается простая неосведомленность и где начинается злостная, сознательная неправда.

Задачей настоящей работы является описание той борьбы, которую де­мократия вела с большевиками в течение всего 1918 года, начиная с момента разгона Всероссийского учредительного собрания большевиками в январе и кончая государственным переворотом адмирала Колчака в Омске в ноябре. Описываемый период является до известной степени вполне законченным - уже из этого описания можно сделать определенные выводы для будущего.

Я был одним из ближайших участников и свидетелем описываемых событий, стоял в самой гуще их и чувствую глубокую потребность, больше того - сознаю свою нравственную и политическую обязанность передать все то, чему я был свидетелем в этот период. Знаю, насколько велика ответствен­ность за беспристрастную передачу всех этих событий - и я пишу сейчас так, как я писал бы отчет своим избирателям.

Я хочу рассказать правду, одну только правду, откидывая в сторону, насколько я сам к этому способен, все субъективные соображения.

Насколько мне это удалось, судить, конечно, не мне».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Интрига обозначена захватывающая – схватка демократии (без всяких эпитетов вроде «социалистическая» или «суверенная») как выражения субъектности с утопией тотальной социализации, выродившейся, как мы знаем, в тоталитаризм. Схватка между просто субъектизацией и различными социально-политическими извращениями, выступающими под флагом «блага всего народа» или просто демагогии и популизма, как в нынешней России, - продолжается. И у нас в России развязка её предстоит вряд ли скорая.

/Продолжение следует/


В избранное