Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Ниц перед Золотым Тельцом

Когда нет «круговорота элит», о необходимости которого говорил ещё Вильфредо Парето, то руководство страны неизбежно загнивает. Ведь человек – греховен, а у власти так много благ и соблазнов. Почему бы не сбросить напряг и пожить в своё удовольствие.

Механизм круговорота элит в демократическом обществе естественен – есть несколько вполне самостоятельных партий, есть более или менее честные выборы и есть стабилизатор в лице «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых собственников-предпринимателей, которые не потерпят явной халтуры и некомпетентности или коррупционности чиновников и делают всё возможное, чтобы выдвинуть во власть выразителей своих интересов. В тоталитарных же обществах требуется устраивать чистки, чтобы менять элиту. А в СССР после смерти Сталина чисток не было.

И на моих глазах происходило гниение верхушки могущественнейшего государства. И зараза шкурничества сверху распространялась в низы. Этот процесс проходил у меня на глазах, уже в конце 1950-х годов я как студент МГУ тесно общался с советской элитой и впоследствии мог наблюдатель её эволюцию в 1960-1980-е годы. И я видел, как шкурничество охватывало массы. Погоня за джинсами и жвачкой казалась мне полным аналогом карго-культа, который я изучал по запискам путешественников к туземцам Океании и Африки. Шансы выправить положение сохранялись до 1993 года, однако после поражения нашего Антикомпрадорского восстания 23 сентября – 4 октября 1993 года я констатирую победу Золотого Тельца в нашей стране. Особенно зловредную роль в возникновении и распространении этого погибельного культа сыграла интеллигенция, уподобившаяся первопатриарху Аарона, который по хотению расслабившихся после ухода Моисея на гору Синай (всего на сорок дней) евреев отлил Золотого Идола и предал Правую Веру. Поэтому мы не могли пойти по базисному пути, который в те же годы реализовывал Китай в ходе «четырех модернизаций» Дэн Сяопина, - мы бросились в разгул шкурничества, в надстройку самопредательства. Никто до сих пор не осмыслил корни нашей погибели, только Андрей Васильевич Фадин, пожалуй, ближе всех подошел к истине в работе «Модернизация через катастрофу?» (http://old.russ.ru/antolog/inoe/fadin.htm).

Свидетельства культа – тотальны. Ошкурившись, русский народ рассыпался и стал беспомощным и беззащитным. Он стал самым презренным народом на земле, о который продолжают вытирать ноги чужие и здесь, и за рубежом. Политика Кремля – геноцид и деиндустриализация-демодернизация. Поведение Русской Православной Церкви следует предательству Аарона, и патриарх освящает зло режима и лицемерно скорбит о падении нравов. Общественные деятели потеряли нравственный авторитет, неуважаемы в массе.

Кто же уважаем? Естественно, слуги Золотого Тельца. Простые русские люди не ведают, что их душами уже овладел Сатана. Ограбленные, несамодостаточные и потому несубъектные, они не верят самим себе, они вообще не мыслят и следуют за теми, кого им показывают по ТВ. Кумир их – не только Путин, но и Якубович.

На днях сообщают, что Якубович купил недвижимость за 2 миллиона долларов, он купается в обожании и деньгах. Кто он такой, убедительно показывает Татьяна Толстая в книге «Не кысь» (Москва: Эксмо, 2005 http://russkiy-mir.narod.ru/kultura/yakubovich.htm):

«ГЛАВНЫЙ КЛОУН СТРАНЫ - ПОЗДРАВЛЯЙТЕ И РАДУЙТЕСЬ

На днях россиянам объявили, что Леонид Якубович, главный клоун страны, справляет свой юбилей. И кто же такой Якубович? Видный ученый? Человек, внесший вклад в российскую культуру? Кто же?..

Об этом пошлом шуте, ломящемся через экран в дома доверчивых людей, лучше, чем это сделала Татьяна Толстая в своей книге "Не кысь", и не скажешь:

ЧЕЛОВЕК!.. ВЫВЕДИ МЕНЯ ОТСЮДА

Говорят, он популярен; сам Якубович убежден, что его смотрят "десятки миллионов человек". Может быть, и смотрят. Страна велика, зимы долги, темнеет рано, в пятницу вечером телевизор у всех включен. Десятки миллионов также пьют отравленную воду - другой-то нет; дышат ядовитым воздухом. Некоторые купаются в теплых радиоактивных озерах. Пьют плохой, дешевый спирт, и потом их долго и мучительно рвет плохой, дешевой закуской.

Его "шоу", как и все телевизионные игры, украдено у американцев и топорно перелицовано на совковый лад. Американский прототип игры называется "Колесо фортуны". Вульгарно и притягательно освещенное синим и розовым, все в золотых струящихся огнях и взблескиваниях копеечных алмазов, - колесо это есть смысл и центр игры, олицетворение Шанса. На колесо, на его сияющие цифры участники игры молятся так истово, как умеют молиться только американцы и только деньгам. Смысл игры в том, чтобы накрутить себе побольше денег, а для этого приходится напрягать голову: угадывать буквы. Больше оборотов колеса - больше очков, больше шансов; поэтому играют быстро, напористо, сосредоточенно. Когда финалист думает над последним, решающим словом, камера показывает крупным планом капли пота на напряженном лбу; аудитория замирает. Ставка - шутка ли - либо автомобиль, либо 25 тысяч долларов, - годовая зарплата кассирши. Адреналин можно выносить ведрами. Игра глуповата, - чуть интеллектуальнее бега в мешках, - но игроки держатся с достоинством.

В нашем глухом и темном краю быстро переняли игры по зарабатыванию очков. Вот только в пятничном зрелище - "понюхает, на хвост нанижет, - очки не действуют никак". Колесо "Поля чудес" практически не крутится, да и угадывание слов - хоть какая-то тень умственной деятельности - отодвинуто на десятый план участниками, увлеченными взаимовручением съедобных и несъедобных предметов. Зрелище это считается "культурой" - недоразумение совершенно пролетарское. До революции мужики тоже водили по деревням медведя с кольцом в носу, - "Миша, спляши! Миша, покажи, как баба белье стирает!" - но никто не считал ни мужиков, ни даже медведя деятелями культуры. Медведь плясал, медведь кланялся, медведя кормили совершенно как Якубовича, - разница лишь в том, что на ночь зверя запирали в вонючей конуре, а Якубович ночует в теплой постельке; еще разница в том, что медведь не хамил и не растлевал детей.

- А что делает ваша мама? - склоняется балаганный Свидригайлов к прелестной
провинциальной девочке, лет десяти с виду.

- Мама ходит на обрезку.

- Я знаю, в Израиле есть такой обычай, - удовлетворенно заключает деятель культуры.

Радостный, заливистый хохот толпы. Вытирают слезы от смеха. Девочка смотрит растерянно, не понимает, что она такого сказала?

Знаете, что делает после этого хороший родитель? Хороший родитель, мама или папа, - это совершенно неважно, - берет грязного старикашку за жирный затылок и рылом, рылом тыкает в вертящееся и сверкающее колесо. Но таких тут нет, и старикашка берется за следующего ребенка.

- А что делает ваш дедушка дома?

- Водочку пьет, - доверчиво отвечает мальчик. Хохот толпы. У дедушки улыбка застывает на лице. Мог ли он предвидеть? Десятки миллионов развалились на диванах, смотрят на публично опозоренную старость и - что, тоже хохочут?

- А что мама про папу рассказывает? А? - Трехлетняя кукла с огромным розовым бантом не знает, что сказать. Доверчиво, ясно смотрит она на ласкового дядю.

Она еще не доросла до возраста Павлика Морозова.

- А папа по воскресеньям дома?.. А вы уверены, что это ваш папа?.. Папа, вы что-то скрываете от ребенка!..

Есть родители, которые продают собственного ребенка на улице за бутылку водки. Публика, рванувшая со всей страны на Поле Чудес в Стране Дураков - а именно там это поле, как известно, и находится, - тоже без стеснения торгует детьми. Детской чистоте и невинности Якубович назначил недорогую цену - цену утюга. Они согласны! За утюгом, за миксером, за кофемолкой спускаются семьи с гор, из заснеженных аулов, бредут через тундру, штурмуют поезда, переплывают реки, волокут деток в телевизионный лупанарий. В Москву! в Москву! к колесу! Там их оплюют, обхамят, зато если повезет, то им достанется целый телевизор! Ага! А в телевизоре Якубович, а в Якубовиче опять телевизор, а в нем опять Якубович - бесконечная матрешка непотребства.

С гор и равнин публика везет Якубовичу подарки: закатанные в банки огурки-помидорки, вино, копченую рыбу, торты. О, какие сцены разыгрывает народный любимец! Хватая копченое и печеное, он урчит, он чавкает и чмокает, он толкается и пихается. Вот он передал блюдо с метровым осетром студийной девушке:

- Стоять здесь! Никуда не ходить! Здесь стоять! А то я вас знаю! Ни корочки не останется! Стоять! Поставь сюда! Никому нельзя верить! Ну шо? Шо ты пихаешься?

ПРИЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА: Я хочу передать привет моей племяннице... Она работает медсестрой в больнице на 1500 коек...

ЯКУБОВИЧ: Мне столько не надо!.. Вот с двумя - с удовольствием!.. Я стою - все дрожат, а лягу - ой! ой!..

УЖАСНАЯ БАБА (о мешке с деньгами): Дайте я пощупаю...

ЯКУБОВИЧ: Кого?

Якубович учит, что человек - это звучит подло, и показывает это на себе. Человек, - говорит и показывает Якубович, - есть нравственный слепец, теряющий остатки достоинства при встрече с дармовым электроприбором. Человек, по Якубовичу, есть алчное, жадное, полупьяное животное, ежеминутно желающее лишь жрать да трахаться. Человек не хозяин своей судьбы - он раб колеса. Слушайся начальства, терпи, виляй хвостом, угодливо подхихикивай, вези оброк, он же взятки, он же - "подарки в студию!" - и хозяин смилостивится, покрошит немножко объедков с балкона в толпу.

Загляните в его глаза, голубые, как яйца дрозда, - в них не светится ничто человеческое. Можете плюнуть в них. Ничего ему не сделается».

Как же русскому народу стряхнуть с себя этот морок Золотого Тельца. Древним евреям повезло – к ним с горы Синай, пообщавшись с Богом, вернулся пророк и вождь Моисей, сгибаясь под каменными скрижалями, на которых были начертаны десять заповедей Господних, в том числе «Не убей!». Но грех Золотого Тельца – затмевает отмену смертной казни. Не вразумишь осшкурившихся Божьими заповедями. И Моисей швырнул скрижали оземь, разбив их вдребезги. И воззвал к народу – «Кто за Бога, ко мне!». И, слава Богу, в ошкурившемся древнееврейском народе нашлось дюжина правоверных левитов, и они откликнулись на призыв Моисея, и Моисей сказал им – «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исход 32:27-28).

А следующий стих я цитирую по Торе – «И сказал Моше: «Сегодня посвятились вы для служения Богу, потому что каждый из вас показал свою готовность убить собственного сына и собственного брата по приказу Его, заслужили вы Его благословение» (Шмот 32:29).

Так был спасен еврейский народ. Найдется ли среди нынешних русских свой Моисей, а самое главное, найдется ли дюжина правоверных?


В избранное