Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Формальная демократия в бедном обществе легко становится орудием тирании

На записи ток-шоу Киры Прошутинской "Народ хочет знать" (покажут в пятницу 8 декабря в 23.00 по телеканалу "Центр") обсуждали принятые ГосДумой РФ поправки в выборное законодательство - отмена нижнего порога явки и графы "Против всех", 7-процентный барьер и прочие мерзости. Участвовали Ирина Хакамада, Андраник Мигранян, Владимир Плигин и Геннадий Гудков, а также эксперты и приглашенные граждане, среди которых я увидел нескольких своих сотоварищей. Когда мне дали слово, я сказал, что с поправками всё ясно, и их скучно даже обсуждать, а я хочу задать более общий вопрос - умысел это или дурь, что российская выборная система заточена под нищих бабулек, а не под самодостаточных граждан, которые всегда в меньшинстве. Между тем, продолжил я, с античных времен известно, что формальная демократия в бедных обществах обычно оборачивается средством установления тирании и её орудием, тогда как в странах Запада при их восхождении к демократии использовались такие ограничители, как имущественные цензы и ступенчатые выборы через коллегии выборщиков. Если мы доверим судьбу страны нищим бабулькам, закончил я, то получим не демократию, а очередной культ личности.

Меня горячо поддержали и зал, и Андраник Мигранян вместе с Ириной Хакамадой. Более того, Андраник Мовсесович подхватил мысль и развил её и сравнил английский путь к демократии с французским. Именно англичане и американцы развивали демократию по мере вызревания низовой самодостаточности, и до 1832 года в выборах участвовали 4,5% населения. А Великая Французская революция сразу ввела почти всеобщее избирательное право и сразу же получила сначала гильотину и якобинский террор, затем императора Наполеона Бонапарта, в конце концов бонапартизм императора Наполеона III и сразу же вслед Парижскую Коммуну, а затем буланжизм, Народный Фронт, послевоенный почти коммунизм, наконец голлизм, пужадизм, Студенческий бунт-1968, недавние волнения в пригородах Парижа и так далее - два века восхождения к демократии. А Самуэль Хантингтон, сказал Андраник Мигранян, вообще вывел правило, что чем меньше самодостаточых людей участвуют в выборах, тем устойчивее демократия.

Со мной рядом сидел лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин, и я ему рассказал, что население бедных стран нутром ощущает, что в условиях компрадорско-авторитарного режима вредоносны любые выборы, ибо они ни к чему хорошему не приводят и жизнь никак не облегчают и неизбежно приводят к переизбранию того же диктатора или его преемника и его приспешников-хунтарей. Поэтому неудивительно, что когда, например, молодой революционный мелкобуржуазный демократ Фидель Кастро сверг "кубинского путина" стареющего мачо президента Фульхенсио Батисту и на митинге предложил устроить наконец-то свободные выборы, то народ стал стихийно скандировать - "Нам не надо выборов!".

Когда участники дискуссии подводили итоги, то я сказал, что обсуждаемые поправки приняты ради увековечивания несозидательного режима, и лучше было бы руководству страны и законодателям пыл потратить силы и время не на пустые муляжи надстройки, а на решение базисных проблем развития инновационной экономики и форсированного взращивания низовой субъектности, то есть самодостаточного современого среднего класса.


В избранное