Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Леонид Бородин – моя давняя симпатия

С Леонидом Ивановичем Бородиным познакомился чуть ли не тридцать лет назад у
Ильи Сергеевича Глазунова, и сразу проникся к нему симпатией. Я ничего не читал
из его произведений, но разговор понравился. Он недавно освободился из заключения,
и Илья Сергеевич приютил его у себя, выделили комнату, и в ней Леонид работал,
писал. Я же бывал у Ильи Сергеевича часто, и обычно мы втроем собирались на кухоньке
и обсуждали всё на свете. А сейчас Леонид Бородин, мой ровесник (1939 г.р.),
– почти классик, очень уважаемый
и достойный человек.

Открыл последний выпуск еженедельной газеты писателей «Литературная Россия» (Москва,
4 марта 2005 г., № 9 /2193/), а там на стр. 5 – главный редактор Вячеслав Вячеславович
Огрызко написал о Леониде Бородине прекрасное эссе «Крамола»
(http://www.litrossia.ru/latest/person/3340.html):
 
«Леонида Бородина страна узнала на излёте перестройки, когда сразу два журнала,
занимавших резко противоположные политические позиции - ура-патриотический «Наш
современник» и ультра-либеральная «Юность», напечатали его повести «Третья правда»
и «Женщина в море». До этого имя писателя было известно лишь в узких кругах диссидентов
и правозащитников.

Бородину изначально не повезло с биографией. Его отец, литовец по национальности,
в литовско-польскую войну ушёл к партизанам, командовал ротой, в 24 года решил
скрыться в России, но был пойман на границе и сослан сначала на Соловки, а потом
в Сибирь, где в 1939 году — ровно через год после рождения сына — получил от
властей последнюю пулю. Мать — коренная сибирячка. В Великую Отечественную войну
она, уволенная из детдома из-за неблагонадёжной биографии, год батрачила на какого-то
колхозника; на любимую работу
ей дозволили вернуться лишь в 1945 году. Одно время в детдоме учительствовал
и отчим будущего писателя.

Сам Леонид Бородин, мечтавший в детстве стать штурманом дальнего плавания, окончив
в 1955 году в Нижнеудинске школу, поступил в Елабуге в школу милиции, но после
20-го съезда КПСС впервые испытал сомнения в официальной идеологии и резко свою
судьбу изменил, подав в 1956 году документы на истфак Иркутского университета.

Первые приключения Бородин испытал в студенчестве. Ещё на первом курсе он примкнул
к группе «Свободное слово», целью которой было — осмысление русской истории,
в том числе изучение последствий культа личности и способов предотвращения этого
в будущем. Руководство усмотрело в этом политическое фрондёрство и исключило
носителя крамольных идей из университета, а сокурсники выгнали его из комсомола.

Бородин долго не расстраивался. Сначала он отправился познавать жизнь на Братскую
ГЭС, а в 1958 году уехал в Норильск, и одновременно заочно окончил в 1962 году
пединститут в Улан-Удэ. Получив диплом, он устроился директором школы на станции
Гусиное Озеро в Бурятии.

Всё изменилось в 1965 году. Молодой учитель надумал поступить в аспирантуру Ленинградского
университета, выбрав себе тему «Ранний (неокантианский) период философского творчества
Н.Бердяева». Но попытка оказалась неудачной. После чего несостоявшийся аспирант
устроился под Ленинградом директором школы в деревне Серебрянка.

В Ленинграде Бородин познакомился с И. Огурцовым, под влиянием которого вступил
в тайную организацию «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов»
(ВСХСОН), цель которого заключалась в построении христианского государства. На
первом этапе сельский учитель поставил с товарищами «своей задачей превратить
ВСХСОН в подпольную армию, способную в критический момент перехватить власть
и предотвратить развал государственного механизма». Однако ВСХСОН просуществовал
три года. В 1967 году за участие в
этой организации Бородин был обвинён по статье 64 УК РСФСР (измена Родине), но
срок — 6 лет лагерей строгого режима — получил уже по другой статье — 70-й.

В следственной тюрьме поборник христианского государства написал первые повести
«Перед судом», «Повесть странного времени» и «Вариант». Как потом вспоминал Бородин,
«Повесть странного времени» он «написал во Владимирской тюрьме и отправил в письмах.
Видимо, цензору лень было их читать. Вес письма - 8-11 граммов. Бралась тетрадочка,
делилась пополам, и карандашом, отточенным о цементный пол, писалось: мне сегодня
приснился сон. А дальше шёл текст повести. Писал я очень мелко - отец мог читать
только с лупой.
Так удалось отправить три повести, а на четвёртой цензор сменился. И она - «Год
чуда и печали» - пропала. Потом пришлось восстанавливать по памяти».

Первые пять лет (1968 - 1973 годы) Бородин отбывал в мордовском лагере для политзаключённых
№ 17-а, а шестой год - за акции протеста - провёл во Владимирской тюрьме. Позже
лагерные впечатления легли в основу его повести «Правила игры» (1985).

Выйдя в феврале 1973 года на свободу, Бородин сначала стал печататься в журнале
«Вече» В. Осипова, а в 1975 году основал свой рукописный «Московский сборник».
В 1978 году на Западе появился первый сборник его прозы «Повесть странного времени».

На рубеже 1970 — 1980-х годов Бородин написал роман «Расставание», ратуя за патриархальный
уклад жизни русской провинции (в 1989 году получил за него итальянскую премию
«Гринзане Каву»).

Уже в 1999 году Бородин, вспоминая девять проведённых после выхода на свободу
лет, признавался, что «в поисках работы пережил 16 переездов, как говорится,
с вещами. Помню, даже на спичечную фабрику в Балабаново пожарным не взяли как
не внушающего доверия. Однажды восемь месяцев был безработным. Жена тогда только
родила, а денег даже на молоко не нашлось. За работу брался, можно сказать, любую.
Был и кочегаром, и конюхом, и дворником... Когда сажали во второй раз, работал
сторожем в церкви».

В 1982 году Бородин был арестован во второй раз, приговорён к десяти годам лишения
свободы и пяти годам ссылки. Арест и приговор вызвали широкий резонанс за рубежом.
Так, Г. Владимов в 1983 году отказался в пользу Бородина от премии французского
Пен-клуба. И только уже в перестройку, точнее в 1987 году, под воздействием мирового
общественного мнения власть согласилась пересмотреть дело писателя. От Бородина
потребовали написать просьбу о помиловании. Как он потом вспоминал, «я отказался
в такой форме разговаривать.
Написал следующее: «К переменам, происходящим в стране, отношусь положительно.
В такой ситуации нет необходимости существования оппозиции». И тут я допустил
семантическую ошибку, я имел в виду оппозицию своего времени. И - далее: «Дальнейшее
пребывание в лагере считаю бессмысленным. Прошу рассмотреть вопрос о моём освобождении».
Это была чистая уловка. Ответ был такой: «Вашу просьбу о помиловании рассмотрели
и приняли».

В 1988 году английский Пен-клуб устроил в честь приезда Бородина в Англию специальный
приём. В Европе считали, что писатель будет отстаивать общечеловеческие ценности
в трактовке западных интеллектуалов. Но Бородин всегда придерживался несколько
иной позиции. В 1988 году Бородин написал лучшую свою вещь — повесть «Женщина
в море». Многолетние искания писателя отразились в повести «Третья правда».

В 1990 году Владимир Крупин пригласил Бородина в журнал «Москва», на отдел прозы.
Но уже через три года бывший диссидент стал хозяином этого издания. По его признанию,
в журнале он появился, имея сбережений в размере 50 тысяч немецких марок. На
эти накопления Бородин создал премию Шукшина. Но деньги быстро кончились. «Я
занялся частным извозом. И будучи редактором журнала, ещё четыре года возил людей
на машине».

В 1992 году Бородин издал первую книгу своих стихов, хотя поэзия, если честно,
не его удел.

Одна из самых сильных вещей писателя - историческая повесть «Царица Смуты», посвящённая
Марине Мнишек. Она была написана в 1996 году. Правда, если быть точным, черновик
первой главы этой повести Бородин набросал ещё в заключении в 1984 году. По сути,
в повести Бородин столкнул две силы. Писатель воспринял свою героиню как сброшенный
десант. Иное дело - смута. В интервью Алексею Варламову в 1997 году Бородин заявил:
«Смута - корневое, внутреннее русское дело. Прервалась династия, появился полулегитимный
царь
Годунов, потряслись основы... Плюс религиозные ереси, о которых не пишу, - они
тоже сделали своё дело. За потрясением основ следует их распад, ломка всех правил
игры. Что до Марины - здесь интересней именно западный тип мышления. Своеобразный
культ закона. Её пригласили, предложили царство, народ изъявил доверие и любовь
- ведь в полном смысле на руках внесли в русскую карету. А через несколько дней
бунт, мятеж, свержение, заточение... Западным умом она не может ни понять, ни
принять свершившегося. На её стороне,
как она понимает, закон... Но разве только о Марине повесть? Ведь и о смуте как
народной трагедии. Случайна ли фраза-стон одного из главных героев повести: «Вразуми,
Господи, как честному воину в смуте честь сохранить!»

Кстати, повесть «Царица Смуты» произвела сильное впечатление на Солженицына.
Он даже в 1996 году предложил своё мнение об этой вещи журналу «Новый мир», но
окружение Залыгина ответило Солженицыну отказом.

Что поражает критиков: в свои 67 лет Бородин сохраняет чертовскую работоспособность
и непредсказуемость. Никто не знает, чем ещё писатель удивит: то ли фантасмагорией,
или же жёстким описанием суровых реалий нового смутного времени».

В суете дней давно не заходил в журнал «Москва», не общался с Леонидом Ивановичем
Бородиным. Надо на Всемирном Соборе в ХСС послезавтра отыскать и поговорить.
Звонил друзьям, кто ещё пойдет. Владимир Николаевич Осипов будет, а Николай Николаевич
Лисовой загружен под завязку – не сможет быть, хотя на прошлом Соборе делал пленарный
доклад о русской Святой Земле.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное