При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Умирающую Россию объявляют «альтернативой Западу» Деградирующий бомж испускает самобытное амбрэ, разлагающаяся плоть питает роскошных червей. Допускаю, что одетый и вымытый нормальный человек кое-у-кого вызывает раздражение, а бомж – сочувствие и вдохновение, и вполне понятно, что кое-кто видит в копошащихся червях – предвестие будущего. Я-то считаю, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, и с позиций наступления и силы решать неизбежные проблемы жизни, но вот на сайте «Интернет против телеэкрана» Александр Гейман вывертывает ситуацию наоборот в статье «Россия как альтернатива Западу» (http://www.contr-tv.ru/print/1079/): «За критикой и отторжением России на Западе принято усматривать зашоренность, инерцию мышления или же прямой политический заказ антироссийских властных групп. Есть, однако, и нечто более глубокое - самоё версия реальности, которую пытается утвердить в мире Запад. По сути, битва идет не за рынки сырья и сбыта, не за ресурсы, не за геополитическую позицию, а - за сознание... Кто захватывает сознание, тот захватывает мир - ну, а вся геополитика, включая борьбу за материальные ресурсы и так далее, предстает скорее способом увековечить (в материальной реальности) какую-либо версию сознания. Так вот, на мой взгляд, опасность России для Запада именно в этом - не в обладании ресурсами, зависимости Запада от нефти, возможной неподконтрольности России в политике и т.д., а в этом - в наличие иной, альтернативной или вовсе опровергающей западную версии реальности - чего сам Запад, кстати, может и не сознавать. Разумеется, альтернативные типы сознания способна поддерживать не только Россия, но и, скажем, мир ислама или коммунистический вариант китаецентристского конфуцианского мифа. Но Россия случай особый: во-первых, это альтернатива не за рамками, а внутри христианской белой цивилизации - что делает такую альтернативу еще более опасной. Во-вторых, Россия же в силу близости к Западу первый кандидат на поглощение, на поддержание его версии реальности за счет утраты своей. В последнем Запад нуждается точно так же, как весь "золотой миллиард" нуждается в вечно отстающем третьем мире, строя свой экономический метаболизм на вымывания из этой "среды" питательных веществ для своего социального организма (об этом см. http://www.contr-tv.ru/common/1000)». Далее следует слишком общее и потому малозначимое суждение: « Внешнее противоречие очевидно - с одной стороны, западная версия реальности желает господства и даже монополии, а с другой - просто не в состоянии сделать весь мир "Западом", это означало бы лишить себя помянутой выше питательной среды. Итак, кто-то (бОльшая часть планеты) обречен быть не-Западом - но на таких условиях он и осознавать себя по-западному просто не имеет возможности, и вестернизация и развращение правящих ("компрадорских") элит и информационного сословия дело спасти все-таки не может. Но и внутренняя противоречивость западной версии реальности не менее значима. Это целесообразней рассмотреть на материале европейского варианта западного сознания. Казалось бы, налицо все козыри - это вам не американский примитив голливудского разлива, - у европейцев основательная культура, корни глубже, идеал Европы гуманистичен, миролюбив и, оценивая благожелательно, являет собой христианские ценности, спроецированные в сферу правовую и светскую (те же "права человека", к примеру). Что же не так?». И далее следует стандартный и за последние более чем полтора столетия набивший оскомину набор страшилок о «закате Европы». Мол, там и «просвещение и гуманизация достаточны поверхностны, и за фасадом бюргерского благополучия и респектабельности хватает дикости и вполне клинической патологии» типа банд «педофилов и садистов из верхнего истеблишмента (как в Бельгии и не только), бесчинства фанатов, из "ниоткуда" возникающие столкновения на расовой или религиозной почве и т.д.». И там же «в политической практике фактически закрепился двойной стандарт (когда, например, Сербию порицают за применение силы против косовских албанцев, а позже бомбардировками втолковывают ей принципы ненасильственного разрешения конфликтов), общественное сознание мистифицируется с помощью СМИ, пресловутая свобода информации (да и демократия) – миф», и тд. И т.п. «Ситуация современной Европы напоминает нечто вроде сильно разжиревшего кота Леопольда из известного мультсериала, благодушно верящего во всеобщее ненасилие и проливающего слезы перед телевизором над сценами из "Мира животных" - ну, зачем, зачем, этот противный волк пожирает мирных зайчиков, если в пять часов придет мамочка и всех накормит вкусным китекатом. А ирония-то даже не в том, что на этот китекат "где-то там" были постреляны зайчики, - ирония в том, что в одном доме с Леопольдом успел поселиться подобранный с улицы злой, оборванный, дикий и вечно голодный котенок. И как бы щедро добрый Леопольд ни делился с ним китекатом, приемышу всегда будет мало - не потому что китеката не хватает, а потому что он хотел бы остаться у миски один. БЕЗ доброго Леопольда. И Леопольду рано или поздно предстоит узнать о самом себе, что у него, такого доброго и мирного, тоже есть зубы и когти и он - надо же - тоже пускает их в ход, чтобы оказаться у миски с китекатом. Голод не тетка, ля ви не па ле синема». Автор приводит в подтверждение стихи Александра Блока столетней давности, не замечая всей избитости и неадекватности пугалок о вот-вот готовой сгинуть Европе: Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить. А далее – выверт о благости для мира и для русских умирающей ныне России, о её спасении через страдание и т.п. Я как человек приземленный понимаю, что перед смертью приходится страдать, но по крайней мере не воспеваю страдание, а стараюсь от него избавиться. Страдание и болезнь не тренируют тело и дух, а обессиливают. Победа в яростном бою – усиливает, а разгром из-за шкурного самопредательства обессиливает. А Александр Гейман апологетизирует болезнь. «Как ни странно, - пишет он, - бесценным активом России выступает в том числе ее "негатив", а точнее - общественный и духовный опыт, приобретенный в истории ее мытарств (хотя бы и последнего столетия). Скажем, что Запад знает как основное правило (своей общественной) жизни? Что если вести себя хорошо, по правилам, лояльно к власти и обществу, то ты будешь поощряться предусмотренными бонусами и переходить с уровня на уровень, - продвигаться по службе, делать карьеру бизнесмена или ученого, обзаводиться имуществом и т.п., а главное - государство ответит тебе взаимной лояльностью. Россия же знает совсем другое - что можно не нарушать ни одного закона, быть активным и полезным сторонником власти - и все равно загреметь в лагерь, да не по судебной ошибке, а вместе с сотнями тысяч таких же законопослушных и невиновных. И что можно работать побольше иного японского трудоголика - а ни фирма, ни общество не оценят и чеков не выпишет. И что все трудовые "бонусы" на сберкнижке могут растаять в считанные дни победоносных реформ… Или взять современную ситуацию России. Страна - так нам говорят - стоит в шаге от пропасти и в любой миг может в нее рухнуть, раздробиться, потерять себя как нация и страна? Да! Может быть. Но в чем дело - на краю пропасти и находится каждый живущий, равно и человечество в целом. Реальностью является это - а вот "прочно стоять на ногах" и "уверенность в завтрашнем дне" - как раз иллюзия». Вывод опять странный, вывернутый. Получается, что больным при смерти быть лучше, чем здоровым при жизни. Да, везде проблемы, но если Россия обессилела, а Запад расслабился, - то у кого больше шансов выжить, у нынешних умирающих русских или у несколько зажиревших европейцев? Нам бы, русским, их проблемы. Красивые слова о прелестях кнута и страданий и добродетелях нищеты пропускаю мимо ушей, а вот тезис о вредности субъектности решительно отвергаю. «Европейской идеей по сию пору, - отмечает Александр Гейман, - остается представление о человеке как о самостоятельной и даже самодостаточной величине, способной рационально устроить свое существование в материальном мире - то, что восторжествовало в Европе вслед за Ренессансом и получило название гуманизм (в изложенной концепции, а не в "человеколюбии" и заключается первичный смысл понятия). Позитивный, раскрепощающий заряд такого представления очевиден - это мобилизует человека и заставляет его брать судьбу в свои руки, - отсюда, вот так просто зачеркивать эту идею было бы грубой ошибкой. Н-но - такая картина мира и человека не подтверждается ими же самими. В том-то и дело, что человек существо не слишком рациональное, более того - как раз иррациональность в человеческом мире преобладает, в чем сходилось все человековедение, начиная с авторов античного Запада и Востока. Рационально, к примеру, беречь свое здоровье - а многие ли тому следуют? Что же касается внешнего мира, то там иррациональное (как вне-разумное, вне-человеческое) вообще тотально господствует - это природа, "просчитать" которую интеллект, ratio, не в состоянии - она всегда превышает человеческий разум и в этом смысле всегда иррациональна». Заметили, как автор непринужденно перевел стрелки? Субъектность человека и порыв к субъектности (равнобожию) как основной двигатель Нового Времени с его научно-технической цивилизацией – подменяется рассуждением о недостатках рационального подхода к миру, и главное общее сводится к одному из переменчивых частных моментов. Попутно все же высказывается благое пожелание – «Беря в целом, идеально было бы всю личную и общественную человеческую практику, включая научное познание, строить как диалог с Непознанным, разместить в обществе открытое Вселенной творческое сознание - в пределе абсолютное (божественное, космическое) - здесь сходятся интересы и России, и Европы, и вообще человечества». И тут же – очередная замусоленная страшилка, вполне дилетантски выпячивающая опять-таки лишь один из моментов порыва к субъектности: «Тенденция закоротить, замкнуть входы-выходы заложена в самой картине мира по-европейски. В центре ее, напомню, иллюзия, будто человек есть самостоятельная и отдельная величина, способная устроить свое господство в мире посредством интеллекта. Интеллект же, в отличие от разума и тем более сознания (см. об этом в «Друг директора»), есть не более чем аналитическая машина, и с бесконечными массивами бесконечных переменных таковая работать не способна в принципе. Уже одно это будет толкать к тому, чтобы ограничить массив данных конечным числом и обрабатывать его по стандартным процедурам - чему в плане собственного устройства будет соответствовать конечное число ячеек и их полная равноценность, одинаковость, не говоря о функционировании по единым правилам - ну и, вот вам ваш европейский эгалитаризм ("равенство" каждого, а на деле - атомизация), вот вам ваше правовое общество, вот вам ваша глобализация с ее единой "мировой" культурой и вот вам ваша свобода, то бишь массовая усыпленность (оболваненность) посредством стандартных манипуляций. "Постиндустриальное общество"». Увы, такую доморощенную отсебятину нет смысла рассматривать - она граничит с графоманией. «Если теперь вернуться к ситуации России, - подытоживает Александр Гейман, - то мне - а я оптимист - ее плачевное состояние представляется в этом смысле несколько более выигрышным. Возможно, Европа и заслужила свое нынешнее счастливое сновидение, - но находясь в нем можно и не проснуться вовсе. "Сновидение" же России слишком кошмарно, чтобы им убаюкаться - и одно это вынуждает к пробуждению. Мы уже просто не можем закладываться на что-либо, кроме реальных решений, - а решения Европы мнимые - да и все равно не про нас… Между тем, основной, главный, самоценный продукт общественного производства - это не товары, не материальные сооружения, и даже не знания и не предметы искусства - это непосредственно человек. Его-то и производит общество, - а все остальное, включая "общественную сложность" - это лишь средства производства. Именно по этому "конечному продукту" и следовало бы оценивать производительные результаты всякого общества. И экономическая наука, насколько мне известно, пробует ныне подступаться к этой задаче, в частности, рассматривает так называемое качество человеческого капитала - правда, понимая последнее опять же довольно-таки материалистически и позитивистски. Так, когда сопоставляют человеческий потенциал - скажем, в России и на Западе, то оперируют весьма односторонними характеристиками. Основными считаются уровень образования, качество жизни (величина доходов), долголетие. Не требуется быть Лейбницем, чтобы увидеть, что параметры эти относятся скорее к уровню личного и общественного комфорта - и при том, оценивают не личность, а "население". Нет смысла отрицать, что - за вычетом пока еще приличного образования - у России качество жизни, комфортность не просто хуже западной, а вообще не слишком высока (хотя я бы не оценил ее как негодную - в основном, люди с крышей над головой и в основном - все еще - сыты). Тем не менее - человек существо слишком многоплановое и сложное, чтобы подобные характеристики отражали его суммарную состоятельность, его общую качественность как личности и единицы общества. Это можно прикинуть просто на пальцах. В самом деле, возьмем элиту. Искусство. Совершенно очевидно, что в России полным-полно талантливых людей в самых разных областях, которые вполне успешно реализуют себя и создают полноценный "продукт" в этой сфере. Не трогая масс-культуры (это особь-статья), по всем остальным сферам можно не глядя утверждать, что наши музыканты, художники, литераторы и т.д. и личностно, и как художники вполне того же калибра, что и на Западе. Это же можно утверждать в сфере науки - т.е., состояние самой науки может быть неудовлетворительно, но если говорить об ученых, то они не уступают тем же ученым Европы - речь, повторю, об элите. Спортивная элита России вообще пока что в мировом авангарде. И так далее. Если же ступить ярусом ниже и оценивать, так сказать, рядовую интеллигенцию, то, я полагаю, получится примерно то же самое. Возможно, даже обрисуется некий плюс в пользу России - в самом деле, всякий ли преподаватель Европы сумел бы обеспечить аналогичное качество преподавания за 300 у.е. в месяц. И это же зачастую можно сказать о наших врачах, учителях, программистах, ИТР и проч. Наконец, если сопоставлять "человека с улицы", т.е. заурядного, типового обывателя европейских стран и российского, то не думаю, чтобы обнаружились какие-то фатальные да и вообще существенные преимущества одного над другим. И если как-то суммировать соответствующую общность людей в "русского" и "европейца", то беря в целом, нет оснований полагать, что европеец и русский сильно бы проигрывали один другому. Что бы ни сопоставить - элиту, средний класс, обывателя, то - в худшем случае - выходит одно на одно, а в лучшем - так я патриотически надеюсь - с небольшим плюсом в пользу русских (поскольку закалены опытом несопоставимых исторических перегрузок). Более того, если в таком сравнении с людьми Запада заменить русских, скажем, латиноамериканцами или арабами, то, вероятнее всего, получилось бы примерно это же. Элита она и есть элита, интеллектуалы примерно те же, богема такая же, - ну и, равным образом обыватель и вообще "низы". Но что же это означает? Вообще-то - провал Запада. В самом деле, чего же тогда стОят все эти "уровни потребления" и "комфортность жизни"? Лучший-то конечный продукт это не создает ("а если нет разницы, зачем платить больше" - как оно утверждается в рекламе). И в этом соль геоцивилизационной ситуации». Александр Гейман совершенно неправ. Нынешние русские принципиально уступают и европейцам, и латиноамериканцам, и арабам, и китайцам и другим – потому что они предали сами себя, сдали свою страну и смирились с уходом из истории. Уровень жизни, образования, здравоохранения в России до сих пор высок и кое-в-чем сопоставим с западным только благодаря успехам, достигнутым СССР после Великой Победы. Накопленный ресурс тает на глазах, а русские люди прошкурены, рассыпаны, не способны к прорыву в постиндустриальный мир и избирают во власть шкурников и негодяев, им всё по фигу, они не имеют пока никакой исторической перспективы и, более того, только чудо спасет их от скорого ухода. Вместо домыслов и упований Александра Геймана – взглянем правде в глаза. Вот передо мной газета «Жулебинский бульвар» (март 2005, № 4 /94/), и в ней статья её главного редактора Валерия Каткова «Тот в тоске – кому к доске» (стр. 2). «Больше всех других новостей, на которые была богата вторая половина февраля, меня, - пишет автор, - удивила одна. Вернее, даже не удивила, а потрясла, даже не потрясла, а повергла в шок. Совершенно случайно я ознакомился с результатами исследований одной международной группы, которая протестировала школьников из 41 страны с целью выяснить «кто на свете всех умнее...». И вдруг оказалось, что только 36% юных россиян в ладах с грамотой и всего лишь 2% (!), то есть один из пятидесяти, владеет родным русским языком на высоком уровне. Ещё хуже ситуация в математике. Как результат: мы заняли место в последней десятке. И это при том, что в 70-80-х годах наши школьники не просто успешно, а блестяще выступали на всевозможных международных олимпиадах, а школьное образование являлось предметом национальной гордости. А кто же в лидерах? Финляндия, Гонконг, Сингапур, Корея, Япония. Школьники из этих стран демонстрируют уровень грамотности 65-80%, а высокие результаты у 14% (и это при наших-то 2%!!!). В математике высокий уровень, демонстрируемый школьниками-лидерами, ещё выше — 25%. Сегодня тестирование школьников уже происходит не так, как это могло быть лет 20-30 назад. Сейчас уже не требуется удивлять глубиной знаний, в последующей взрослой жизни это если и потребуется, то только отчасти. «Ходячие энциклопедии» заменяет Интернет. А вот что, бесспорно, будет необходимо — это умение анализировать, то есть сравнивать и отбирать наиболее оптимальные варианты. И здесь российские школьники явно проигрывают большинству своих конкурентов. Лишь 7% могли самостоятельно создать математическую модель незнакомой ситуации и предложить способ решения задачи. Винить в отставании детей надо прежде всего сложившуюся систему образования, когда урок тупо делится на лекционную часть и фронтальный опрос. Не даёт поводов для оптимизма и, мягко говоря, уже немолодой педагогический состав большинства российских школ (у нас средний педагогический стаж — 24 года, а «у них» -16 лет), который плохо воспринимает новые идеи и привык работать по указке «сверху». Половина студентов педвузов не собираются идти работать в школы, так как профессия учителя — одна из самых низкооплачиваемых и непрестижных. В то же время в Финляндии в педагогические вузы конкурс - 10 человек на место и зарплата учителя подобающая». Александр Гейман критикует Европу, куда входит та же Финляндия, и не сравнивает умирающую Россию с бешено рвущимися к субъектности странами Востока (КНР, Индия, Корея, Сингапур, Малайзия и т.п., не говоря о японцах. Увы, ста низких истин нам дороже нас возвышающий обман. Я же полагаю, что правда – бог свободного человека, и врать не буду, пусть даже подвергнусь поношению со стороны своих больных соплеменников.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться |
В избранное | ||