Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Самоуправление, самофинансирование, самодостаточность

Супруги Николай и Надя Калгановы, которые пытались создать самоуправляемую территориальную
общину от Садового кольца до Белорусского вокзала, не смогли преодолеть чиновников,
хотя Надя является советником района «Пресненский». У них я как-то познакомился
с Евгенией Юнисовой, беседовал с ней о принципах самофинансирования самоуправленческих
структур. Я подарил ей надпартийную нашу Программу постиндустриальной модернизации
России «Путь из тупика», в которой в Пункте 4 «Самофинансирование самоуправляемых
общин»
сказано:

«Добиться финансовой независимости низовых структур самоуправления (потенциально
экономически-самодостаточных территориальных общин) и соответственно создания
новых рабочих мест на основе использования опыта западноевропейских муниципалитетов,
казачьих станиц и израильских кибуцев. Для этого наделить низовые выборные органы
местного самоуправления в городе и на селе правом вести на своей территории свободную
хозяйственную деятельность (услуги, ремонт, торговля и т.п.), за счет доходов
от которой снижать коммунальное
бремя граждан и оказывать им социальную поддержку (прежде всего малообеспеченным),
благоустраивать территорию и содержать выборных старост подъездов, домов, кварталов
и селений, консьержей и комендантов (социальных шерифов) (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html).


Прочел в еженедельном журнале «Огонёк» большой материал о достижениях Евгении
Юнисовой – «Хозяева пришли» (28 февраля – 6 марта 2005, № 9 /4888/, стр. 18-20
http://www.ogoniok.com/win/200509/09-18-20.html). «Почему государственный ЖЭК
хронически убыточен, а его частные аналоги -  товарищества собственников жилья
(ТСЖ) - вполне себя окупают?» – задает вопрос автор материала Оксана Прилепина.
И отвечает: «Рецепт их успеха прост: оказание дополнительных услуг жильцам и
сокращение расходов».

В десять утра в ТСЖ «Трехпрудный» (расположен в московском районе Пресня) рабочий
день уже был в разгаре. Плечистые мужчины в синих комбинезонах сбивали с десятиэтажек
сосульки и аккуратно сбрасывали лопатами снег, стараясь не повредить стоящие
внизу иномарки. Осторожно сбить сосульку не так просто, особенно когда она достигает
полуметра, а машину нельзя отогнать, потому что ее владелец уехал из города на
несколько месяцев. В такой ситуации рабочие защищают шикарный автомобиль - а
здесь стоят только такие -
досками и молятся, чтобы все обошлось. Другие рабочие, тоже в униформе с желтой
надписью на спине «tsj.ru», чистили лопатами и мини-трактором дорогу. Восемь
девушек из бригады уборщиц наводили порядок в близлежащих офисах и мыли лестницы
в подъездах жилых домов. Жужжали принтеры бухгалтерии - все 40 сотрудников частного
домоуправления находились при деле. Домоправительница, директор ТСЖ Евгения Юнисова,
готовила отчетность к ежегодному собранию жильцов. 

ТСЖ - это частная фирма, которую нанимают жильцы нескольких квартир или домов.
Сотрудники ТСЖ убирают территорию, ремонтируют дома и квартиры, поставляют жильцам
горячую воду, сантехников и слесарей. Товарищество Юнисовой, одно из первых в
России, было создано в 2000 году. По словам директора, товарищество «работает
в ноль», то есть полностью окупает себя.

«Трехпрудный» обслуживает два корпуса дома № 11/13, 1910 года постройки, в одноименном
переулке. До 2003 года эти дома находились под опекой государственного ДЕЗа,
но «Трехпрудному» удалось избавить их от его заботы.

- Сделать это было сложно, ДЕЗы не хотят дома «отпускать», - рассказывает Евгения
Юнисова. - Ситуация осложнялась тем, что наши дома, где за 100 лет не проводилось
ни одного капремонта, в 1991 году были объявлены непригодными к эксплуатации
и переданы на реконструкцию коммерческой структуре. Но мы «и от бабушки, и от
дедушки» ушли, потратив четыре года на отделение от государства. Не хотите пройтись
по нашей территории?

Мат и трос
Осмотр мы начали с офиса товарищества, расположенного в прилично отремонтированной
квартире. 

На стенах висели дипломы за удачный опыт самоуправления, на полках стояли десятки
папок, люди склонились над кипами бумаг. Из бумаг меня больше всего заинтересовала
чья-то квитанция на оплату коммунальных услуг. Техобслуживание (это услуги сантехника,
слесаря, уборщиков) стоило 3 рубля 50 копеек за квадратный метр площади квартиры,
отопление - 6,70, горячая вода (по счетчику) набежала на 123,8 рубля, обслуживание
телеантенны составило 43 рубля, вывоз мусора - 18,40 и т.д. Всего за месяц жильцы
одной из квартир
должны были заплатить 1418 рублей. На территории ТСЖ 230 квартир. Если бы каждая
из них платила ТСЖ лишь $50 в месяц за услуги - эта структура была бы убыточной,
как государственные ДЕЗы. Но товарищество имеет более серьезные источники доходов.


- Наши расценки не выше, а за техобслуживание даже ниже, чем в ДЕЗах, -  объяснила
мне Евгения Исааковна. - Такие цены мы можем держать за счет того, что имеем
дополнительные доходы от ремонта квартир. По новому закону ТСЖ не имеет права
зарабатывать деньги, поэтому мы оформили эту бригаду на другую нашу фирму. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это – принципиальный момент. Самофинансирование напрямую невозможно,
а наш Пункт 4 ставит возможность самостоятельной хозяйственной деятельности во
главу угла. Приходится действовать окольными путями, что даёт чиновникам и правоохранителям
массу поводов для рэкета/

Из главного офиса мы прошли в диспетчерскую - через дорогу. Диспетчерская в прошлом
была обычным подвалом, а теперь это светлое помещение из нескольких просторных
комнат. Главный инженер Олег Ковалев крутил ус и разговаривал по телефону, его
коллега договаривалась о поставках дешевых цветов к 8 Марта, забегали за канистрами
с бытовой химией 20-летние уборщицы-молдаванки. 

Во дворе дома, где, по словам Евгении Юнисовой, раньше была общественная помойка,
теперь находится уютная детская площадка с недавно посаженными елочками - подарок
жильцам от товарищества к новому, 2005 году. Летом во дворе растут цветы, рабочие
ухаживают за газоном. 

А в квартире № 16 вовсю шел ремонт: батареи встраивали в стену, готовили перепланировку.
За время своего существования ТСЖ «Трехпрудный» перепланировал 80% квартир в
своих домах - примерно столько новых жильцов туда заселились и сразу потребовали
улучшенных условий. Вот еще один существенный источник доходов. 

Ремонтом в 16-й квартире руководил потомственный сантехник Михаил, его династия
началась в 1928 году с деда. Искрилась сварка, старенький хриплый магнитофон
голоском Бритни Спирс пел песенку «У-у-упс!», рабочие - по виду из восточных
стран СНГ - жарили на плитке картошку. 

- Пришли бы вы три дня назад, вот когда у нас весело было, - поприветствовал
он меня. - Был засор в канализации, шесть колодцев мы вскрыли и пробивали при
помощи русского мата и троса. В кондоминиуме вообще работать приятнее, чем в
государственной структуре, где нет нормальных специалистов, особенно среди инженеров.
Там инженер приходит к тебе советоваться, как лучше сделать, а потом еще бегает
переспрашивает. Ты не отвечаешь за конкретный участок, постоянно за кого-то что-то
переделываешь. И работаешь не на
двух домах, а на целом микрорайоне. Тем не менее сейчас из ЖЭКов и ДЕЗов в ТСЖ
никто на работу не переходит. Потому что сотрудникам ТСЖ запрещено «сшибать стольники»
с жильцов, а иногда могут на работу экстренно вызвать ночью. На государственных
же предприятиях сантехники могут работать сутки через двое и «халтурить» в свободные
дни. Потому в ТСЖ «Трехпрудный» большинство рабочих -  иногородние: из Тверской,
Владимирской, Рязанской областей и СНГ. Для них 18 тысяч рублей в месяц - деньги.
А ТСЖ экономит на
их зарплатах, снижая издержки. 

- В кондоминиумы хорошие специалисты переходили в 2001 - 2003 годах, - подхватывает
разговор сварщик Саша Хохлов, бывший сотрудник «Мосгортепла», монтажник, водитель
и кровельщик. - А теперь не хотят к нам идти на голый оклад. 

Ну и не надо. В соседних с Москвой областях всегда можно рекрутировать нетребовательную
и вполне квалифицированную рабочую силу.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Хочешь снизить издержки – находи варианты, иначе нельзя, надо
смотреть по ситуации, как сэкономить/

В это время в квартире № 57 уже устранили протечку труб в санузле, и рабочий
Олег сидел на корточках у огромной ванны-джакузи, восстанавливая на стене кладку
из красивого синего кафеля. 

- Вот, собственно, и все дела по сантехнике на сегодня, - сказал мне главный
инженер, обходящий фронт работ. - Заявок так мало потому, что мы ударно потрудились
летом, провели профилактику сантехники в двух домах. Теперь только устраняем
мелкие проблемы. Мы здесь хозяева, знаем каждый кабель, каждую трубу. Только
тогда ты будешь знать, где у тебя гнилье, где менять надо. В выходные будет еще
одна заявка - к Догилевой, знаете такую актрису? Она у нас тут живет, и еще Гурченко
летом сюда переехала. Догилева по
телефону мне сказала, что у нее канализация подтекает, пригласила лучшего сантехника
Михаила в воскресенье.

Маленькая монополия
Обедают в «Трехпрудном» за длинным столом. Для сотрудников обеды бесплатные.
Сегодня подавали винегрет, борщ и картошку с мясом. Ели молча и не торопясь.
Потом, отставив тарелки в сторону, провели планерку. Экстренных вызовов не было,
поэтому рабочие-мужчины отправились чистить снег, а уборщицы - мыть подъезды:
люди же успели наследить с утра, погода выдалась слякотная. 

А в главном офисе уже разрабатывались проекты на будущее. Евгения Юнисова знает,
как заработать еще больше. Она собралась капитально ремонтировать крышу, обустраивать
там чердаки под художественные мастерские или под расширение жилплощади живущих
на последних этажах. Размышляла над введением услуг уборки квартир и нянь. 

Ее творческую работу прервал звонок из посольства Италии (в доме живет первый
советник посольства). Он был недоволен тем, что ТСЖ отключил от общей сети провайдера,
установившего на крыше свою антенну. 

- Мы не хотим международного скандала, - твердо объясняла в трубку Евгения Исааковна.
- Но если бы ваш провайдер хотел подключить интернет законным способом, то заключил
бы с нами договор - именно мы отвечаем за безопасность в доме. У нас чердак старинный,
деревянный, а провода у них не изолированы должным образом, может случиться возгорание.
И между прочим, в нашем доме проведена отличная оптоволоконная связь и есть качественный
интернет. Ну да, он стоит немного дороже.

Так выяснился еще один способ, с помощью которого частная фирма остается на плаву.
Она не позволяет работать на своей территории другим провайдерам услуг. А что,
даже маленькая фирма в России хочет быть монополистом. Хотя бы в двух отдельно
взятых домах».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Главное – быть хозяином. Несмотря на препоны со всех сторон,
Евгения Юнисова добилась своего, с чем я её и поздравляю. В другом месте – другие
обстоятельства и другие хитрости, но как по-другому?

Нагляднее плюсы самофинансируемого самоуправления в сельских поселениях. Здесь
труднее отбиться от чиновников – село на виду, на него легко наехать. Не скрою,
насчет достижения самодостаточности на селе я нахожусь под сильнейшим  воздействием
председателя немецкого колхоза имени ХХХ-летия Казахской ССР в солончаках Павлодарщины
– Яков Геринг. Он создал в пыльной степи – уголок рая на земле. Исток богатства
– умное артельное хозяйствование и умелый уход из-под чиновников. Мудрый Яков
Геринг сумел всех обхитрить,
а меня он просто научил.

Пример из наших дней – «экономическое чудо» в оренбургском селе Софиевка, в котором
развернул свои организаторско-хозяйственные способности самородок Иван Иванович
Жабин (http://libereya.ru/rus_comments.php?id=745_0_8_0_C  или 
http://www.akkor.ru/vestnik/vest0312.htm). Разбогатели прежде спивающиеся селяне
буквально на глазах, и прекратилось вымирание, начался бэби-бум. Вот если бы
такие ответственные руководители пришли к власти в Кремле – мы бы воспряли.

Новый закон о местном самоуправлении далек от Пункта 4 нашей Программы «Путь
из тупика», но все же содержит некоторые лазейки, благодаря которым можно все
же претендовать на самофинансирования. Другой вопрос, весьма насущный, - можно
ли за счет дарования каналов самофинансирования выйти на экономическую самодостаточность.
Материал по этой тематике предлагает Информационное агентство «Регнум» http://www.regnum.ru/news/419010.html:


"Хотите самоуправляться - самофинансируйтесь", - вице-губернатор Алтайского края
Юрий Селезнев о реформировании местного самоуправления

В Российской Федерации вводится двухуровневая система местного самоуправления,
которая впервые была законодательно закреплена в Федеральном законе от 28 августа
1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и с 1996 г. действует в большинстве муниципальных образований
Алтайского края, кроме трех муниципальных районов (Калманский, Кытмановский,
Чарышский), где была создана одноуровневая система. 

В связи с предстоящей реформой, предполагающей передачу части полномочий на "места",
регионам с большой численностью муниципальных образований, в особенности дотационным
регионам, придется трудно. Алтайский край - не исключение. Это первый в Российской
Федерации по численности сельского населения и третий (после Башкирии и Татарстана)
регион по количеству муниципальных образований. 

По состоянию на 1 января 2005 года на территории Алтайского края находится 801
муниципальное образование, из них: 60 - муниципальных районов, 12 городских округов
(включая ЗАТО пос. Сибирский), 5 городских поселений, 724 сельских поселения.

Новый закон (№ 131-ФЗ) потребовал от органов государственной власти и местного
самоуправления края проведения большой законодательной и организационной работы.
Об этом корреспондент ИА Регнум беседует с заместителем главы администрации края
Юрием Селезневым. Перед началом встречи вице-губернатор признался, что для него
№ 131-ФЗ - настольная книга.

- Юрий Васильевич, как идет подготовка к реформированию местного самоуправления
в Алтайском крае? 

- В Алтайском крае подготовка к реформе начата несколько раньше, чем в большинстве
регионов СФО. Мы имели возможность консультироваться по этому вопросу в соседней
Новосибирской области с председателем областного Совета народных депутатов Виктором
Леоновым, который одновременно является председателем координационного совета
по местному самоуправлению в МА "Сибирское Соглашение" (МАСС). В период разработки
закона он входил в правительственную рабочую группу Козака. 

Именно поэтому часть нормативно-правовых актов Алтайского края, обеспечивающих
выполнение закона №131, уже принята, а Алтайский край отмечен в числе нескольких
территорий, которые хорошо подготовились к выполнению закона о реформировании.

В частности, нам потребовалось внести изменения и дополнения в законы: "О территориальном
устройстве Алтайского края", "Об основах местного самоуправления в Алтайском
крае", разработать и принять закон края "Об установлении границ муниципальных
образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского
округа, муниципального района" и ряд других. 

Новый Федеральный закон не предполагает наличие одноуровней системы местного
самоуправления. В Калманском, Кытмановском, Чарышском районах, не имевших внутрирайонных
муниципальных образований, статус сельского поселения присвоен 34 сельсоветам,
в Красногорском и Солонешенском районах из 2-х внутрирайонных муниципальных образований
создано по одному. Утверждены наименования их представительных органов и установлена
их численность.

Продолжается работа администрации края по внесению изменений в территориальное
устройство Алтайского края. Из учетных данных административно-территориального
устройства Алтайского края исключаются рабочие поселки в связи с тем, что они
вошли в состав городов или преобразованы в сельские населенные пункты; произведено
изменение границ отдельных сельсоветов. Проводится уточнение наименований населенных
пунктов в целях устранения разночтений с данными Общероссийского классификатора
объектов административно-территориального
деления (ОКАТО). 

Урегулирован порядок инициирования и решения вопросов, связанных с территориальной
организацией муниципальных образований. Установлено, что расходы на обеспечение
деятельности представительного органа местного самоуправления предусматриваются
в местном бюджете отдельной строкой. 

Уточнены основания для досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований,
разграничены полномочия органов государственной власти края при избрании выборных
органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных образований.

Проводится работа по внесению необходимых изменений в уставы муниципальных образований.
С этой целью разработан модельный устав района. Он направлен в администрации
городов и районов края для разработки новых редакций уставов муниципальных образований
и их государственной регистрации, которая должна завершиться до 1 мая текущего
года. 

В целях оказания правовой и организационной помощи городским и сельским поселениям,
входящим в состав района, разработаны различные варианты уставов сельского поселения
в зависимости от способа избрания главы сельсовета и численности населения. Они
направлены в районы в качестве примерного образца для разработки уставов муниципальных
образований и их государственной регистрации, которая должна завершиться до 1
июля 2005 года.

В настоящее время органы государственной власти края и органы местного самоуправления
реализуют переходные мероприятия (ст. 84 и 85 Федерального Закона). 

В частности, подготовлен перечень муниципальных районов Алтайского края с высокой
плотностью населения. Ведется подготовительная работа по описанию границ муниципальных
образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Создана краевая комиссия по местному самоуправлению, которую возглавил глава
администрации края Михаил Евдокимов. В ее полномочия входит рассмотрение вопросов
безвозмездной передачи в федеральную и краевую собственность имущества органов
местного самоуправления, передачи в муниципальную собственность находящегося
в краевой собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного
значения. Распоряжением администрации края утвержден перечень муниципальных специализированных
учреждений социальной
защиты населения, передаваемых в собственность Алтайского края. Проводится работа
по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений.

Проблемные вопросы реформирования местного самоуправления активно обсуждаются.
В Томске 11 января текущего года проходило заседание Совета Сибирского федерального
округа и Совета МАСС, в Алтайском крае 2-3 марта проведено двухдневное совещание
координационного Совета по местному самоуправлению МАСС. 16 территорий изучали
имеющийся опыт по реализации Федерального закона, в том числе Алтайского края.

4 марта исполнительные органы государственной власти края и структурные подразделения
администрации края провели совещание, на котором обсуждалась проблема готовности
к работе в новых условиях. Эта работа будет продолжена.

- Какие, на Ваш взгляд, сложности могут возникнуть с началом реформирования?


- Прежде всего, сложности связаны с формированием бюджетов муниципальных образований.
Представьте, что с октября нам предстоит сформировать 797 бюджетов муниципальных
образований. Никогда такого не было. Задача очень сложна и технически, и организационно,
и финансово.

При всем этом бюджет тогда хорош, когда он самодостаточен. У нас же бюджет муниципального
образования может быть 2-2,5 млн., а их собственные доходы - 40-50 тыс. рублей.
Выходит, что полномочия мы туда передаем, а финансово можем обеспечить только
малую часть. 78% бюджетных средств - это ЖКХ и заработная плата. А по новому
закону муниципалитеты должны взвалить на себя много других функций: строить мосты,
дома, обеспечивать малоимущих и т.д. В наших условиях это сделать будет очень
сложно.

- Существуют опасения, что местная инфраструктура, на которую не будет хватать
средств, рухнет? 

- Нет, этого не произойдет. Ни больница, ни клуб, ни аптека, не закроются. И
районные олимпиады мы не отменим, и автобус будет ходить. Придется вносить какие
то поправки, или кооперироваться, или полномочия назад возвращать. Думаю, что
к октябрю, обобщив все имеющиеся наработки, мы уже точно будем знать, как поступить.

- Ваше отношение к этому закону? 

- На данном этапе, пока мы приводили существующую нормативно-правовую базу края
в соответствие с требованиями нового Федерального закона и проводили оргмероприятия,
было много скептиков. Но мне импонирует ответ председателя Новосибирской Думы
Виктора Леонова. Он сказал, что, когда в Новосибирске собрали глав и предложили
возвратиться к старым методам работы, т.е. работать не с бюджетом, а со сметой
расходов, все как один сказали - нет.

Смысл идущей реформы можно свести к формуле: "Хотите самоуправляться - самофинансируйтесь".
Это необходимое условие, в противном случае теряется смысл местного самоуправления.
Однако главный вопрос местного самоуправления - обеспечение его финансовой самодостаточности
- остается пока нерешенным.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Да, здесь сердцевина проблемы. К сожалению, местное самоуправление
слишком зарегулировано, как и всё в России при Путине, и поэтому даже самофинансирование
– скорее благое пожелание, чем реальные возможности. А самодостаточность – вообще
за горизонтом. Иван Жабин в Софиевке вынужден был вести чуть ли не боевые действия
против районного начальства, отбиваться от наездов милиции, - лишь бы его оставили
в покое и дали возможность хозяйствовать самостоятельно. Но на все села не хватит
Жабиных/

- Есть мнение, что главная задача реформы Козака - обуздание губернаторов - создание
противовеса региональной власти. Вы так не считаете? 

- Какое обуздание, какой противовес? Я думаю, что смысл реформы - движение в
направлении к людям. Местные власти должны организовать на местном уровне работу
здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и т.д. Они отвечают не
только перед государством, но еще и перед местным населением. Глава края, его
заместители или руководитель муниципального образования - это звенья одной цепи,
нам вопросы одни решать. И если будет работать экономика края, будут рабочие
места, то и любому руководителю будет легче
исполнять полномочия. Поэтому никакого противостояния не может быть. Мы все жители
одного края.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Мечтать не вредно. И зачем изобретать велосипед. Надо просто
сравнить успешные методы достижения экономической самодостаточности, апробированные,
например, в Индии, Малайзии, Сингапуре, с тем уродцем № 131-ФЗ, которым так умиляется
благодушный Юрий Селезнев. Для меня, например, очевидно, что будет обычная пробуксовка
и имитация. Выхода из тупика не будет.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное