Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Вера и смысл

В ребенке прёт метаболизм, энергетика ищет выхода, и он вопрошает, ищёт и находит смыслы. Рост в основном заканчивается после полового созревания, начинается суета жизни, и энергетика рассеивается, слабеет. И вскоре у подавляющего большинства людей иссякает сила и желание вопрошать, допытываться до смыслов, стремиться к субъектности. Удобнее отдаться принятому тому или иному обрядоверию и закоснеть в нем объектом, влиться в легко-манипулируемое das Man, толпу. Они обречены на ад, но не знают этого. Они не хотят вникать в слова Иисуса Христа «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Евангелие от Матфея 11:12). И не отдельные индивиды только, а иногда целые общества снижают градус и экспансию жизни, в них улетучивается пассионарность и тяга к субъектности, и смыслоискатели в таком обществе обычно превращаются в изгоев и возмутителей спокойствия и становятся пророками, которые не находят отклика в родном Отечестве и вещают будто в пустоту. Самый же жалкий вариант – когда общество заражается пандемией шкурничества и преклоняется идолу Золотого Тельца, живя сиюминутным потребительством , как ныне в РФ. Оно теряет высший смысл существования, эрзац которого худо-бедно предлагает то же обрядоверие, и впадает в духовный распад, деградацию и вымирание. Всё это мы наблюдаем в нынешней падшей России.

Если у человека нет сил быть субъектом и вопрошать о смыслах, то он не может верить во что-то, и прежде всего он не верит самому себе. И не верит в того, кто пытается возвысить его к вере. Он и к обрядоверию относится потребительски, отделываясь или пожертвованием, или видимым следованием обряду, или каким-нибудь ритуальным жестом вежливости. Так он ведет себя, если предоставлен самому себе. Однако, распевая «важней всего погода в доме» и уверяя себя, что он свой шкурный эгоизм компенсирует социальным конформизмом, - он, не имея социальных идеалов и политических убеждений, легко становится объектом манипуляции и внушаемости, когда попадает в пассионарное поле Другого. По своему опыту знаю, что когда по тому или иному поводу собирается толпа, то чем она гуще, тем легче её повести куда угодно, важно лишь проявить волю. Она даже не осознает свою подчиненность чужой воле и быстро привыкает к своему рабству. Впрочем, Гегель в «Феноменологии духа» почти исчерпывающе исследовал диалектику господина и раба, а писатели Запада и Востока всё существенное на эту тему уже сказали. Тем не менее то, что наблюдается на наших глазах в современной России, - зашкаливает за любую норму, особый случай, интересная патология.

В Библии подобное описано только у древних евреев, когда их при выходе из Египетского пленения на сорок дней покинул Моисей, восшедший на Гору Синай для общения с Богом (Исход 32). Но это было давно в прошлом, а что пророчествуется о будущем и не намекается ли в откровениях пророков на нас и нам подобных, извратившихся и потерявшихся. Сводка откровений – эссе «Лжепророк-Антихрист» (http://www.apocalypsetime.com/anticristrus.html).

Именно в таком обществе, как нынешнее российское, неприятие вызывают высшие смыслы Правой Веры, но зато легко приживаются культы бесов, демонов, лжепророков и лжевождей. Правда, досубъектным или десубъектизируемым обществам вообще свойственно сотворять себе кумиров и особенно «культы личностей», так в чем же особость России? Интенсивность зла больше или его качество зловреднее? Я бы сказал, что падшая Святая Русь, ещё совсем недавно исповедовавшая высшие смыслы и взыскующая их, ныне скатилась к низшим антисмыслам, высь низверглась в низь. Этим она отличается от расхожих вариантов типа «сомосы», «мобуту» или «туркменбаши», зато уподобляется предпотопному человечеству. И потому в ней возможен правоверный Ной, воздвигающий Ковчег Правой Веры.


В избранное