Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ВАШ БИЗНЕС-ПЛАН

"Школьный веСтник" n8, 2005Г

Николай Антонов

ВАШ БИЗНЕС-ПЛАН

В февральском номере журнала за 2005 год я поделился своими соображениями о специфике
и особенностях организации деятельности незрячего предпринимателя. Статья вызвала
многочисленные отклики читателей и просьбы о продолжении разговора.

Определение своей пригодности к занятию бизнесом, получение минимума необходимых
знаний, выбор сферы деловых интересов - это лишь самые начальные этапы вашей
работы.

Каковы же ваши дальнейшие действия?

В начале 90-х годов рынок был слабо насыщен товарами и услугами, и можно было
реализовать свои интересы в чём угодно. Сейчас все ниши уже заполнены, пустоты
нет. Конечно, это не значит, что потребности людей удовлетворяются в полном объёме.
В стране, где более двух третей населения живёт за чертой бедности, говорить
о максимальном удовлетворении потребительского спроса бессмысленно. Вы должны
хорошо ориентироваться в рыночных отношениях, а для этого необходимо глубоко
и всесторонне их изучать.

Конъюктура взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги изменчива,
и то, что сегодня приносило устойчивый доход, завтра может обернуться убытками
или даже полным разорением. Приведу пример из личной практики. В начале 90-х
годов в нашем регионе почти отсутствовали в продаже дешёвые наручные механические
часы. Я закупил пробную партию на Пензенском часовом заводе и успешно её реализовал
в 2-3 дня. Тут же закупил большую партию, но реализация затянулась на длительный
срок, так как буквально через неделю рынок оказался перенасыщен такими часами
производства различных заводов и марок. Покупатель получил возможность выбора,
а я потерял все свои деньги, так как темпы инфляции в те годы были очень высокими.

Если Ваша деятельность не связана с производством, не торопитесь регистрироваться
в налоговых органах. Пробуйте всё, - ищите своё. Да и производственную деятельность
начинайте крайне осторожно. Сначала подумайте, как и куда вы реализуете то, что
хотите произвести. Изготовьте пробную партию товара или контрольные образцы.
Ищите на них спрос. Хорошо заключить договоры с потенциальными покупателями,
хотя и они далеко не всегда гарантируют реализацию вашего товара. Подсчитайте,
во что обошлось Вам производство единицы продукции: стоит ли овчинка выделки?
Например, если Вы хотите начать швейное производство, изготовьте образцы товара
и подсчитайте все издержки. Производство швейных изделий мелкими партиями заведомо
убыточно, если привлекать наёмных работников. Затраты будут колебаться вокруг
продажной цены. Более или менее оно рентабельно только при условии, что ваш бизнес
- семейный. Рынок перенасыщен дешёвым ширпотребом, а для создания эксклюзивных
моделей понадобятся модельеры и швеи экстра-класса.

Только после того, когда вы уверились, что можете создавать конкурентно способную
и дешёвую продукцию, востребованную рынком, приступайте к составлению бизнес-плана.

Бизнес-план - это своеобразное зеркало вашей деятельности, которая отражает все
её моменты от выдвижения и формулирования бизнес-идеи до предполагаемых перспектив
и результатов её осуществления.

Бизнес-план необходим вам не только как руководство к действию, но и как средство
убеждения инвесторов в серьёзности ваших намерений и привлечения их в партнёры
по реализации вашей идеи.

В зависимости от сферы деятельности бизнес-планы многовариантны, но всегда содержат
общие положения:

1. Изучение и анализ рынка.

2. Расчёты по созданию нового производства, предпринимательской деятельности.

3. Экономика предприятия, предпринимательской деятельности.

Подробно остановимся на их характеристике.

1.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА.

1.1. ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ.

Важнейшим условием для принятия решения об организации собственного дела является
изучение рынка: в каком товаре (услугах) нуждается сегодня потребитель, есть
ли на него спрос на рынке, в каком количестве, по какой цене, какие поставщики
удовлетворяют эту потребность?

Результаты изучения и анализа вы должны будете включить в свой бизнес-план. Необходимо
определить, кто является потребителем ваших продуктов (услуг) или кто может стать
им в будущем. При этом потенциальные потребители должны быть классифицированы
по относительно однородным группам. Кто является основным покупателем вашего
товара, услуги? Легко ли выйти на потребителей? Что является для них главным
при покупке (цена, качество, время поставки, послепродажное обслуживание, личные
контакты).

1.2. РАЗМЕР РЫНКА И ВОЗМОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ.

Оцените на год - два размер рынка и вашу долю в нём в штуках и рублях, какова
её потенциальная прибыльность? Насколько возможен рост рынка вашего продукта?
Существуют ли факторы, влияющие на рост рынка (например, тенденции развития
отрасли, социально-экономическое положение населения в регионе, правительственная
политика).

1.3. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.

Сравните конкурирующие и замещающие продукты и услуги с точки зрения доли рынка,
качества, ценовых характеристик, надёжности, сроков поставок, послепродажного
обслуживания, гарантий и других особенностей.

Оцените силу и слабость Ваших конкурентов, определите долю рынка каждого, их
объём продаж, методы сбыта и производственные мощности. Проанализируйте также
финансовое положение конкурентов, их ресурсы, себестоимость, прибыльность и тенденции
развития этих показателей.

Есть ли у вас информация о действиях конкурентов, которая поможет вам произвести
новый или лучший продукт и добиться выгодного положения на рынке?

В чём уязвимость Ваших конкурентов, сумеете ли вы взять часть их рынка, каковы
ваши конкурентные преимущества?

Для выполнения этой работы вам понадобится помощь нескольких человек - отсутствие
зрения не позволит проделать её самостоятельно.

2. РАСЧЁТЫ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. ЧТО И КАК ПРОИЗВОДИТЬ? (ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА).

Так как бизнес-план должен будет убедить партнёров по бизнесу или инвесторов,
что ваш бизнес для них представляет интерес и они готовы участвовать в реализации
этого плана, будьте внимательны при выполнении расчётов. Вам, как обладателю
бизнес-идеи, нужно решить: самому разрабатывать конструкторскую и технологическую
документацию или обратиться к специалистам. И в том, и в другом случае необходимо
иметь разработанную техническую документацию, которая содержит информацию по
следующим вопросам:

- результаты патентного поиска;

- пакет рабочих чертежей, включающий спецификации потребности материалов и комплектующих
изделий на единицу изделия (нормы расхода материальных ресурсов), с указанием
технических требований к ним;

- нормы времени по операциям на изготовление изделия в целом с указанием профессионального
и квалификационного состава рабочих;

- спецификацию технологического оборудования с приложением планировки размещения
его и основных технических требований к технологическим операциям, точек и объёмов
контроля качества и др.;

- перечень необходимых инструментов, вспомогательных материалов, оснастки и др.
в расчёте на единицу изделия или на одно рабочее место;

- нормы расхода энергетических ресурсов в расчёте на единицу изделия на одно
рабочее место (электрическая мощность машин, оборудования на каждом рабочем месте);

- санитарные, пожарные нормы организации производства;

- лицензия на производство данной продукции или на осуществление деятельности.

2.2. СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА.

Из документации по технической подготовке производства нужно выбрать основные
показатели (данные), которые составят основу расчёта производственной мощности,
текущих затрат и цены проектируемой продукции или услуг и будут служить базой
формирования экономики предпринимательской деятельности (потребности материалов
на единицу изделия, норма времени на изготовление единицы изделия или услуги,
профессия, квалификация и количество занятых работников, технологическое оборудование,
электромощность, цена и стоимость).

2.3. ОБЪЁМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ).

Определение объёма производства является важнейшим этапом организации предпринимательской
деятельности. Состояние экономики страны в настоящее время обуславливает два
основных фактора формирования объемов производства:

какую продукцию производить - определяет рынок;

какой объём производить - наличие финансовых ресурсов.

Объём производства продукции в условиях ограниченных денежных ресурсов необходимо
рассчитать по операции, где устанавливается самое дорогое оборудование по формуле:

Вг=Ср*Треж*60 \ Н вр (ед.)
(2.1.)

где:

Ср - количество оборудования на важнейшей операции, ед.,(принимается в соизмерении
с денежными ресурсами на момент создания предприятия);

Треж. - годовой режимный фонд времени работы оборудования:

- при двухсменной работе - 4000 часов, при односменной работе-2000 часов (принимается
также на момент начала деятельности предприятия);

Н вр - норма времени на операции с дорогостоящим оборудованием, мин.

2.4. КОЛИЧЕСТВО ОБОРУДОВАНИЯ, ПЛОЩАДЕЙ И ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОЧИХ.

Расчёты включают следующие виды работ:

рассчитывается количество рабочих мест и число рабочих по операциям;

рассчитываются производственные и общие площади, необходимые для организации
производства;

определяется общая потребность в средствах для организации производства или услуг.

Количество оборудования по всем остальным рабочим местам определяется по формуле:

Ср = (Вг*Н вр) \ (Треж*60) (ед)
(2.2.)

Списочная численность рабочих на операции определяется по формуле:

Чсп = (В г*Н вр)\ (Т эф*60) (ед)
(2.3.)

где:

Н вр - норма времени на операцию, по которой определяется количество оборудования
или рабочего, мин.;

Т эф - годовой эффективный фонд рабочего времени одного рабочего, принимаем за
1800 часов.

По этой же формуле можно определить численность работников, необходимых для выполнения
каждой операции. Для этого в числителе вместо суммарной трудоёмкости проставляем
трудоёмкость каждой операции.

Площадь, занимаемая производством, включает в себя производственную площадь,
площадь под бытовые и обслуживающие помещения.

Производственная площадь - это территория, отведённая под производственное оборудование,
определяется по формуле:

S пр = С пр* Н пл,
(2.4.)

где:

Н пл - норма площади на ед. оборудования;

С пр - суммарное принятое число единиц оборудования.

2.5. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.

Стоимость необходимых производственных площадей определяется по формуле:

К з = Sобщ*Ц пл.
(2.5.)

где:

Sобщ - общая площадь для производственных и других хозяйственных нужд;

Ц пл. - стоимость 1 кв.м. площади, принимаем по текущим ценам.

Стоимость оборудования для проектируемого производства определяется, исходя из
рассчитанной потребности в нём и рыночных цен на оборудование с учётом затрат
на монтаж и транспортно-заготовительные расходы.

Стоимость оснастки, инструмента и приспособлений принимается в процентном отношении
к стоимости оборудования (при отсутствии поимённых данных) в пределах 5%.

Стоимость производственного и хозяйственного инвентаря - в пределах 1% от стоимости
зданий и сооружений.

2.6. СТОИМОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.

В капитальных затратах индивидуального предпринимателя или в уставном фонде малого
предприятия нужно учитывать стоимость нематериальных активов, куда относится
стоимость приобретения лицензий патента, ценных бумаг или интеллектуальной собственности.

2.7. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ.

При расчёте запасов материальных ресурсов вам нужно исходить из необходимости
бесперебойного обеспечения функционирования производства до получения первых
денежных поступлений от реализации готовой продукции или услуг.

Для производства с продолжительностью технологического цикла не более одного
месяца и без использования наёмного труда (в случае отсутствия выплат на оплату
труда) первоначальные запасы нематериальных ресурсов в стоимостном выражении
можно определить по следующей формуле:

З м = (Д п.р.+Д р.п.) * С о.р. * К г.з.
(2.6.)

где:

Д п.р - количество дней, в течение которых производится партия продукции на реализацию,
дни;

Д р.п -продолжительность расчётного периода - время от отправки продукции на
реализацию до поступления оплаты за эту продукцию, дни;

С о.р - стоимость однодневного потребления материальных ресурсов, руб.;

К г.з. - коэффициент, учитывающий гарантийный запас.

Результаты расчётов в пунктах 2.1 - 2.7. сводим в таблицу.

Таблица 2.1.

ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

(текущие цены)

N п.п.
Наименование расходов
Стоимость

1
Производственные и хозяйственные помещения


2
Хозяйственный инвентарь


3
Оборудование, машины, с учётом установки, инструмент


4
Первоначальные запасы сырья и материалов


5
Стоимость лицензии, патента, документации


6
Расходы на регистрацию, согласование с инспекциями


7
Итого затрат, в том числе:


7.1.
Имеются собственные и арендованные помещения


7.2.
Имеются средства партнёров


7.3.
Требуются средства инвесторов

3.Экономика предприятия, предпринимательской деятельности.

В этом разделе своего бизнес-плана вы будете должны дать ответы на следующие
вопросы:

3.1. РАСЧЁТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В отличие от капитальных затрат, которые осуществляются с целью создания условий
для организации деятельности, текущие затраты, направленные на создание и реализацию
нового продукта (услуги), эти расчёты нужны с целью:

Выяснение возможной цены своей продукции (услуги) для сравнения её с действующей
ценой на рынке, у конкурентов;

Показать налоговой инспекции достоверность налоговых отчислений;

Показать инвестору достоверность формирования затрат и доходов.

Расчёты текущих издержек выполняются в месячном, квартальном или годовом разрезе.
Расчёты издержек по производственным направлениям деятельности желательно делать
по калькуляционным статьям затрат, а по услугам - по экономическим элементам
затрат.

Ниже приводится порядок расчёта текущих издержек производственного направления
деятельности.

В целом все издержки производства рассчитываются по формуле:

С пр. = С м+С э+ С зп + С стр + С пх, (3.1.)

где:

С м - стоимость сырья и материалов;

С э - стоимость энергии и топлива на технологические цели;

С зп - заработная плата основных производственных рабочих;

С стр - отчисления в страховые фонды;

С пх - производственные и хозяйственные расходы.

СТОИМОСТЬ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ И ПОКУПНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Стоимость сырья, основных материалов и покупных комплектующих изделий определяется
по табличной форме с учётом норм их расхода на изделие в натуральных единицах
измерения и текущих цен. Расчёт ведётся по формуле:

С м = Вм* Ц м * Н м,
(3.2.)

где:

Вм - объём производства, принятый для расчётов;

Ц м - текущая цена за единицу материала, руб.

Н м - норма расхода материала на изделие в соответствующих натуральных единицах.

Таблица 3.1.

РАСЧЁТ ЗАТРАТ НА МАТЕРИАЛЫ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ В ТЕКУЩИХ ИЗДЕРЖКАХ ПРОИЗВОДСТВА.

N п.п.
Наимено-вание
ед.

Изм
Це-на

за ед.
норма

на единицу изделия
Стоимость на единицу изделия
Стоимость на расчётный период.

1

2

3








Итого:





РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Стоимость электроэнергии рассчитывается по формуле:

Сэ = Р*Т реж*Кспр*Цэ
(3.3.)

где:

Р - суммарная электрическая мощность технологического оборудования, по всем рабочим
местам, кВт;

Т реж - режимное время использования энергопотребителей за расчётный период с
учётом сменности, час;

К спр - коэффициент спроса электропотребителей,

Ц э - стоимость (тариф) 1 кВт\часа электроэнергии (принимается по текущим ценам).

РАСЧЁТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ

Заработная плата основных производственных рабочих рассчитывается по формуле:

С з.п. = В м * Et* Тст.* К пр.* К.доп. (3.4.)

где:

В м - объём производства продукции за расчётный период, ед.;

Et - суммарная норма времени на изготовление изделия по операциям;

Т ст - средняя часовая тарифная ставка рабочих по операциям, руб\час;

К пр. - коэффициент, учитывающий премиальные выплаты и доплаты по КЗоТУ, в расчётах
можно принять К пр = 1,25 (25% к тарифному фонду);

К.доп.- коэффициент дополнительной заработной платы основных рабочих (в пределах
20% к основному фонду заработной платы), К.доп =1,2.

ОТЧИСЛЕНИЯ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ

Отчисления во внебюджетные страховые фонды рассчитываются в размере 35,6% от
начисленной суммы заработной платы наемных работников.

ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Эта статья затрат включает в себя все расходы, связанные с эксплуатацией производственных,
хозяйственных и бытовых помещений, оборудования и машин, включая арендную плату
и амортизационные отчисления, износ оснастки, инструмента, хозяйственного инвентаря.
Кроме того, на общепроизводственные расходы должны быть отнесены промышленные
услуги сторонних организаций, на охрану труда, командировочные, проценты за пользование
краткосрочным кредитом в пределах ставки Центрального банка России = 3% и прочие
расходы.

Результаты по всем статьям расходов, рассчитанных в соответствии с формулой 3.1,
необходимо свести в таблицу 3.2. В этой же таблице рассчитывается полная себестоимость
единицы продукции путём деления общей суммы издержек за расчётный период на объём
производства продукции или услуг за тот же период.

Таблица 3.2.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ

N п.п.
Калькуляционные статьи расходов
сумма

1
Сырьё и материалы


2
Энергия на технологические цели


3
Зарплата основных рабочих


4
Отчисления во внебюджетные фонды


5
Общепроизводственные, общехозяйственные расходы


6
Итого текущих затрат за расчётный период


7
Полная себестоимость единицы продукции

3.2. РАСЧЁТ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ)

На основе полученной себестоимости единицы изделия рассчитывается цена изделия
с учётом 30% рентабельности по формуле:

Ц отп = С п +0,3*С п
(3.5.)

где:

Ц отп - отпускная цена, С п - себестоимость продукции.

3.3. ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

Примерный перечень постоянных и переменных затрат:

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ:

Аренда помещений

Аренда автотранспорта

Амортизация оборудования

Зарплата АУП и вспомогательных рабочих с отчислениями

Расходы на содержание, ремонт фондов и страхование имущества

Проценты за пользование краткосрочным кредитом

Коммунальные услуги и канцелярские товары

Реклама, организация выставок

Расходы на получение информации и другие постоянные расходы.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ:

Стоимость сырья и материалов

Топливо и энергия на технические цели

Зарплата производственных рабочих с отчислениями в страховые фонды.

3.4. РАСЧЁТ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель расчёта доходов от предпринимательской деятельности - показать потенциал
Вашего предприятия.

Таблица 3.3.

РАСЧЁТ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Nп.п.
Наименование показателей
Сумма

1
Выручка от реализации


2
Количество реализованной продукции


3
Общие годовые затраты


4
Годовой совокупный доход


5
Налоговые отчисления


6
Чистый доход предпринимателя

3.5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ

Одним из основных показателей эффективности вложений является срок окупаемости
капитальных затрат.

Срок окупаемости капитальных затрат, осуществляемых для организации производства,
определяется по формуле:

Т ок= К \ (П ч +А р) (3.6.)

где:

Т ок - срок окупаемости капитальных затрат;

К - затраты на организацию производства;

П ч - годовой чистый доход

А р - годовые амортизационные отчисления.

Даже если вы составили глубоко продуманный и всесторонне обоснованный бизнес-план
- не обольщайтесь. Он может так и остаться на бумаге. Всегда помните, что конъюктура
рынка изменчива. Выбирайте тот вид деятельности, где можно быстро и без особых
потерь перестроиться.

Выпуск листа на новом месте: 1206

Ответить   Tue, 20 Sep 2005 07:23:48 +0400 (#440378)