Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

GoogleNews

За 2008-04-23

[GNews] Еда по вызову

Еда по вызову

Журнал <Деньги> ? 50(656) от 24.12.2007



Роман Пугачев: "Оборот "Утконоса" сравним с оборотом двух крупных гипермаркетов"



В июне 2001 года был "закрыт на реконструкцию" первый онлайн-супермаркет XXL.ru.
Из комы он так и не вышел. Незадолго до этого скончались и конкуренты XXL.ru
по продуктовой интернет-рознице - "Ложка.ру" и "Быстроном.ру". В результате возникло
мнение, что продуктовый ритейл в интернете - дело убыточное и бесперспективное.
Однако сейчас, похоже, настало время его менять. Именно к такому выводу пришли
"Деньги", когда в связи с приближением праздников, традиционно сопровождаемых
обильными застольями, решили выяснить состояние дел в области продуктового ритейла
в рунете.

Супермаркет на дому
Торговля продуктами питания и сопутствующими товарами через интернет, несмотря
на всю привлекательность такой идеи, не является хитом онлайн-продаж во всем
мире. Во-первых, это связано с тем, что покупка продуктов, в отличие, скажем,
от покупки техники, обычно не планируется заранее: когда нужна еда, человек просто
идет в магазин. Многие покупают по принципу "увидел на полке - понравилось -
купил", а заказанные в интернет-магазине продукты нужно еще некоторое время ждать.
Во-вторых, сдерживающим фактором выступает высокая эмоциональная составляющая
при покупке продуктов питания - человеку хочется сначала подержать их в руках,
сравнить с другими. Этот факт не только препятствует торговле продуктами через
интернет, но и объясняет гораздо большее распространение магазинов самообслуживания
по сравнению с прилавочной торговлей. В-третьих, такие продукты, как свежее мясо,
фрукты, овощи, принято покупать, тщательно выбирая наиболее свежие. И, в-четвертых,
организация интернет-магази
на по торговле такими товарами - очень сложная и капиталоемкая затея.

Тем не менее рынок дистанционных супер- и гипермаркетов - а рассматриваемые в
статье онлайн-ритейлеры торгуют тем же ассортиментом, что и обычные супермаркеты,
не ограничиваясь лишь продуктами питания - в московском регионе растет очень
быстрыми темпами. Например, оборот сети "Утконос" в 2006 году был в 10 раз больше,
чем в 2005-м, а в этом году он вырастет по сравнению с прошлым годом еще примерно
в 2,5 раза. У "Службы 77" оборот за этот год также увеличился в 2,5 раза. Динамика
впечатляющая (и значительно опережающая темпы роста благосостояния населения),
тем более что это происходит в Москве, где острого дефицита продуктовых ритейлеров
нет.

Тому есть несколько объяснений. Во-первых, гипермаркеты на МКАДе приучили-таки
значительную часть москвичей планировать свою продуктовую корзину на неделю-две
вперед, так что необходимость ждать доставку при заказе в интернет-магазине уже
не воспринимается как неудобство. Во-вторых, ухудшающаяся с каждым годом ситуация
с пробками в Москве и все большее количество людей в гипермаркетах в пятницу
вечером и в выходные привели к тому, что поездка за покупками отнимает не менее
чем полдня - и это при хронической нехватке и дороговизне времени жителей столицы.
И в-третьих, это, конечно, интернетизация населения, до которой было так далеко
в эпоху работы XXL.ru. Большое количество людей в сети важно не только для использования
ее в качестве канала продаж, но и для недорогого информирования населения об
услугах интернет-супермаркетов. Плюсы же доставки продуктов очевидны: это и экономия
времени, и возможность заказать продукты в обеденный перерыв прямо с работы,
и отсутствие необходи
мости таскать тяжелые сумки, и более тщательное планирование семейного бюджета.

Торговать продуктами в розницу в интернете - недешевое занятие, и малый бизнес
его не осилит. В отличие от интернет-торговли техникой, тут невозможно просто
сделать "интернет-витрину" и принимать через нее заказы, осуществляя доставку
товаров со складов партнеров-оптовиков. В продуктовой рознице важно, чтобы человек
мог закупить все, что ему нужно, в одном месте. Онлайновые супермаркеты первой
волны типа XXL.ru, "Быстроном.ру", "Ложка.ру" погорели во многом именно на этом
- они считали, что смогут торговать продуктами через интернет, собирая заказанные
покупателями товары у оптовиков. В результате доставка растягивалась до 3-4 дней,
а накладные расходы онлайн-ритейлеров взлетали до небес - ведь сколько бензина
нужно сжечь, объезжая до десятка оптовиков для формирования одного заказа! Для
примера: вложения компании "Новый Импульс" (торговая марка "Утконос"; основные
акционеры - Сергей Разумов и структуры, аффилированные с владельцем "Северстали"
Алексеем Мордашовым) в строител
ьство автоматизированного распределительного центра в Южном Бутове составили,
по оценкам экспертов, $225 млн. И это без учета затрат на открытие так называемых
магазинов у дома, которые служат "пунктами встречи" между товарами, находящимися
в распределительном центре, и покупателями, если последние не хотят платить за
доставку на дом. Таких точек в сети уже насчитывается более 250.

Алексей Кочин, директор по маркетингу сети универсамов "Ням-Ням": Среди поставщиков
вы не найдете оптовика, у которого на складе был бы весь ассортимент, необходимый
продуктовому супермаркету, от овощей и молочных продуктов до сигарет и алкоголя.
Даже дистрибуторы скоропортящихся продуктов специализируются на определенных
товарных группах. Причина - различия в системе работы склада и логистики, не
говоря уже о лицензировании отдельных видов торговли. Есть дистрибуторы фасованной
молочной продукции, а есть те, кто специализируется на "весовом" товаре - сыре
и колбасе. Клиент интернет-магазина хочет получить сразу все продукты, оформив
один заказ. А для этого необходимо, чтобы весь ассортимент был в наличии у ритейлера.
Не имея товарного запаса на собственном складе и работая со складами поставщиков,
продуктовый интернет-магазин будет вынужден увеличить срок поставки на пару дней.
А так долго ни один покупатель ждать не захочет.

Поэтому ритейлеры, делающие ставку на дистанционную торговлю, строят свои распределительные
центры, а офлайновые сети, имеющие и интернет-магазин, строят онлайн-торговлю
на базе складов существующих магазинов. Крупных игроков на рынке московского
региона всего пять, и они делят между собой практически весь рынок: три ритейлера
развивают "чистую" дистанционную торговлю - "Утконос", "Служба 77" и "Корзинка.com",
а еще два игрока развивают дистанционную торговлю в качестве опции к своим офлайновым
магазинам - это интернет-магазины "Седьмого континента" 7cont.ru и сеть универсамов
"Ням-Ням" nyam-nyam.ru. Кстати, "Служба 77", основанная в 1999 году и закрывшаяся
через пять лет, после смены владельца в 2005 году снова начала работать и в этом
году впервые в своей истории стала прибыльной. Ситуация на рынке определенно
изменилась!

Портрет покупателя
Своей целевой аудиторией онлайновые супермаркеты считают занятых мужчин, которые,
предполагается, тратят свое время на зарабатывание денег, а также современных
женщин. У последних - численное преимущество. Вячеслав Вавилов, гендиректор ООО
"ВилМарт" (брэнд "Служба 77"): Наш целевой покупатель - это прекрасная дама от
25 лет и старше. Она считает, что время - это ценный ресурс, который гораздо
приятнее потратить на общение с ребенком, на хобби или на самореализацию в профессиональной
сфере. 88% наших клиентов - женщины. В любом случае, клиенты "Службы 77" - люди,
добившиеся определенного статуса и уровня дохода, а также их близкие.

Роман Пугачев, директор по стратегическому маркетингу сети "Утконос": Почему-то
считают, что мы социальный магазин для малообеспеченных. Но для примера могу
привести такую статистику: за весь 2007 год мы продали 3000 пачек сигарет "Прима",
а только за ноябрь продажи Parliament Lights составили 8100 пачек. У нас есть
ассортимент и для пенсионеров, и он шире, чем в дискаунтерах, однако основная
категория наших покупателей - занятые работающие люди. Причем днем основные покупатели
- это женщины с детьми. В наши магазины у дома можно зайти с детской коляской,
получение заказа не занимает много времени, многие женщины предпочитают заказывать
товары с доставкой на дом.

"Премиальность" покупателей интернет-супермаркетов доказывает и средняя сумма
чека: в "Службе 77" она составляет 7575 рублей, в "Утконосе" - около 2500 рублей,
что чуть выше, чем в офлайновых гипермаркетах. Доля продаж нефасованных свежих
продуктов - овощей, фруктов, мяса - в интернет-магазинах меньше, чем в офлайновых
магазинах, зато доля продуктов в штучной упаковке гораздо выше. Это объяснимо
- свежие фрукты, овощи, мясо, люди обычно предпочитают увидеть вживую перед покупкой,
некоторые приобретают такие продукты вообще лишь на рынках. А бутылка водки или
пакет сока во всех магазинах одинаковы, и тут некомфортность в дистанционной
покупке товаров отсутствует.

Роман Пугачев: Мы всячески стремимся нивелировать неудобства при покупке свежих
овощей, фруктов и доказать покупателям, что у нас и эти продукты покупать не
только можно, но и нужно. Во-первых, мы осуществляем очень строгий контроль поступающей
от поставщиков продукции - до 30% поставляемого нам товара мы "заворачиваем"
обратно "с колес". Во-вторых, мы очень строго подходим к хранению и перевозке
товара: это и зонность хранения (ведь, например, капусту нельзя хранить рядом
с луком), и температурный режим, и режим освещения (он важен для таких товаров,
как вино, оливковое масло). Наши продукты, в отличие от товаров в обычных магазинах,
другие покупатели не трогают руками. У нас любой покупатель может отказаться
от не понравившегося товара, поэтому качество важно прежде всего для нас самих,
чтобы не нести неоправданные затраты на обратную транспортировку. А весной следующего
года мы планируем установить в нашем распределительном центре веб-камеры, и покупатель
сможет указать со
труднику, какой помидор из какого ящика тому следует взять для формирования
заказа.

Алексей Кочин объясняет высокое качество товаров, поставляемых через их интернет-магазин,
еще проще: через онлайновый супермаркет nyam-nyam.ru поставляются те же самые
товары с теми же сроками реализации, что продаются в торговых залах трех офлайновых
магазинов сети.

По всей видимости, тем, кто перешел на покупки через онлайновые супермаркеты,
процесс покупки без физического посещения магазинов нравится - большинство покупателей
онлайн-ритейлеров лояльны выбранному им магазину. Среднее количество покупок
на одного покупателя в месяц в "Утконосе" составляет 2,7, а в "Службе 77" - более
3.

Логистика, логистика и еще раз логистика
По иронии судьбы, один из двигателей развития дистанционной торговли продуктами
питания одновременно выступает и его тормозом. Речь об автомобильных пробках.
Покупатели не готовы выделять много времени на ожидание доставки заказа. У "Службы
77" процент отказов от привезенных заказов составляет около 3%. Причем связаны
отказы не с качеством продуктов, а с тем, что экспедиторы из-за пробок опаздывают
на 20-40 минут к заявленному интервалу доставки, а требовательные к временному
критерию клиенты просто отменяют заказ. Онлайн-ритейлеры по-разному подходят
к решению этой проблемы. Например, "Ням-ням" разделил Москву на три зоны, каждую
из которых обслуживает один из трех магазинов сети. В них происходит формирование
интернет-заказов, откуда же осуществляется и доставка, в результате на один автомобиль
приходится 8-12 заказов в день. У "Службы 77" обычно работают 30 автомобилей
Renault Kangoo, а в периоды высокой нагрузки дополнительно выходят на маршруты
еще 10 машин. Каждая доста
вляет 8-10 заказов, а для объезда пробок экспедиторы оснащены системами навигации,
маршруты координируются логистами по телефону. "Утконос" выстраивает логистику
на основе своей сети магазинов у дома. В них товар доставляется по ночам, чтобы
избежать пробок, крупным грузовым транспортом, в магазинах привезенный товар
помещается на склад и в морозильные камеры, а днем на легковых машинах заказы
развозятся клиентам. При такой схеме доставки один легковой автомобиль за день
успевает развезти 16-20 заказов. "Служба 77" также пришла к выводу о необходимости
таких "перевалочных центров" и планирует открыть в следующем году 10 небольших
магазинов в разных районах Москвы, чтобы заказы по адресам доставлялись из них.
При этом ни "Утконос", ни "Служба 77" не планируют развивать классический офлайновый
ритейл - эти магазины им необходимы прежде всего для оптимизации логистических
процессов. Проще всего в этом отношении приходится сети "Ням-ням" - Алексей Кочин
говорит, что сеть рассмат
ривает свой интернет-магазин как опцию универсамов.

Таким образом, онлайн-ритейл - это прежде всего отлично налаженная логистика.
А она требует значительных расходов, делая порог входа в этот бизнес достаточно
высоким: постройка распределительного центра, установка системы управления складом
с синхронизацией с сайтом интернет-витрины, большое количество специально оборудованного
автотранспорта для доставки заказов, а также обустройство "перевалочных пунктов"
стоит недешево, и экономить на этом онлайн-ритейлерам нельзя.

Экономят они на другом: на аренде торговых площадей, на зарплате сотрудников
и максимальной автоматизации бизнес-процессов. Резерв для сокращения издержек
лежит в стимулировании покупателей делать заказ не по телефону, а через интернет,
что позволяет еще больше экономить на зарплатах. "Служба 77" сначала ориентировалась
на торговлю по каталогу с размещением заказа через телефонного оператора, поэтому
по телефону она и сейчас получает наибольшее количество заказов - 85%. Чтобы
простимулировать клиентов делать заказ через свой сайт service77.ru, они предлагают
им скидку в 2%. За заказ по интернету "Ням-Ням" также обещает клиентам цены ниже,
чем при заказе по телефону. У "Утконоса", сделавшего ставку на размещение заказов
через терминалы самообслуживания, расположенные в сети их магазинов у дома, и
через веб-сайт, статистика получше: 15% заказов делаются клиентами по телефону,
60% - через интернет, а остальные - через терминалы самообслуживания.

При этом онлайн-ритейлеры не только экономят на издержках, но и получают от покупателей
больший средний чек, поскольку интернет-покупатели больше тратят: если считать
не по количеству заказов, а по деньгам, то 70% доходов "Утконос" получает от
интернет-заказов, 14% - от заказов через телефон, а остальное - при заказах через
терминал самообслуживания.

Доходы "сетевых" ритейлеров
Посещаемость и обороты онлайнового ритейлера, как и офлайнового, зависят от его
позиционирования и ассортимента. Например, у сети "Ням-ням" 11 круглосуточных
офлайновых супермаркетов микрорайонного типа. Своим преимуществом перед локальными
конкурентами "Ням-ням" считает круглосуточный режим работы и большой ассортимент,
сравнимый с ассортиментом "Седьмого континента", при более демократичных ценах.
Интернет-магазин nyam-nyam.ru фактически является еще одним супермаркетом этой
сети, и это подтверждает доля интернет-супермаркета в обороте - около 8%, как
раз примерно 1/12 оборота сети. По словам Алексея Кочина, интернет-супермаркет
дает такой же оборот, как средний супермаркет сети площадью 700 м2. В интернет-магазине
"Ням-Ням" более 1000 постоянных покупателей, всегда в наличии свыше 10,5 тыс.
наименований товаров (в универсамах сети ассортимент шире - до 18 тыс. позиций).

У "Службы 77" ассортимент побольше - свыше 14 тыс. позиций, компания постоянно
работает над расширением ассортимента и позиционирует себя как онлайн-супермаркет
для страдающих нехваткой свободного времени обеспеченных людей. В планах компании
на 2008 год достижение оборота $20 млн, и уже сейчас в активной клиентской базе
9 тыс. постоянных клиентов (тех, кто размещает заказы минимум один раз в два
месяца). Число постоянных клиентов, конечно, маловато для такого мегаполиса,
как Москва, где более 3100 тыс. домохозяйств, однако сумма среднего чека (7575
рублей) вызывает зависть у офлайновых ритейлеров. Таким образом, "Службу 77"
как по доходам и ассортименту, так и по позиционированию можно сравнить с крупным
премиальным супермаркетом - более крупным, чем супермаркет микрорайонного типа.

В одном из своих интервью гендиректор службы доставки сети "Седьмой континент"
сообщил, что служба приносит сети более 1% оборота. На сайте ОАО "Седьмой континент"
указано, что за 9 месяцев этого года выручка компании составила $888,3 млн, что
с учетом предновогоднего всплеска продаж дает основание полагать, что годовой
оборот будет не менее $1 млрд. Получается, что дистанционная торговля приносит
"Седьмому континенту" более $10 млн в год. Учитывая, что сеть состоит из 125
магазинов, онлайн-супермаркет по выручке равен примерно 1,5 оборота среднего
супермаркета компании.

"Утконос" позиционирует себя как альтернативу не супермаркетам у дома, а крупным
гипермаркетам типа "Ашана" и "Реала". Это проявляется как в ассортименте - около
65 тыс. позиций, так и в обороте, который Роман Пугачев оценивает как "сравнимый
с оборотом двух крупных гипермаркетов". Ценовая политика у "Утконоса" такая же,
как у офлайновых гипермаркетов: в utkonos.ru цены в среднем на 4-7 руб. выше,
чем в "Реале" (без учета доставки от магазина у дома к дверям квартиры). В год
в "Утконосе" отовариваются, по словам Романа Пугачева, сотни тысяч покупателей.

Помимо собственно доходов от продаж товаров сетевые ритейлеры развивают и направление
b2b - это прежде всего продвижение новинок, которые только выходят на рынок.
Общеизвестно, что офлайновые сети довольно неплохо зарабатывают на "входных билетах",
которые вынуждены платить поставщики, чтобы их товар оказался на полках сетевых
магазинов. "Вход в сеть" может стоить десятки, а то и сотни тысяч долларов. Немало
денег приносит сетям и плата за продвижение товаров внутри магазинов - товар
на полке, среди десятков других наименований, особенно расположенный не на уровне
глаз, клиент может и не заметить. А если товар размещается на палетах перед входом
в торговый ряд, не увидеть его сложно.

В интернет-торговле же продвигать товары можно даже еще эффективнее. В рамках
кампании по продвижению товара интернет-магазины (особенно на этом специализируются
"чистые" дистанционные ритейлеры - "Утконос" и "Служба 77") могут доставлять
своим клиентам рекламные материалы, пробники, бесплатные образцы вместе с заказом.
При входе в категорию, например, "Алкогольные напитки" клиенту может показываться
три-четыре товара, а для просмотра остальных товаров нужно нажать кнопку "Далее"
- это аналог "палетной выкладки" в офлайновых магазинах. Кстати, по словам Романа
Пугачева, "палетная выкладка" в онлайн-супермаркете увеличивает продажи товара
в среднем в два раза. Товар можно разместить в разделе "Магазин рекомендует",
который будет показываться клиенту на первой странице, его может предлагать в
качестве варианта телефонный оператор, поставщик может анонсировать различные
акции, связанные с покупкой этого товара,- вариантов при продвижении товаров
через интернет-магазин масса.

Вячеслав Вавилов: Мы подписываем с нашими поставщиками два договора - поставки
и на информационное сопровождение. Вы это называете "суммой входа в ассортимент",
мы же прописываем распределение суммы (до 150 тыс. руб.) на продвижение товара
в течение полугода. В маркетинговом плане прописывается, какие услуги по продвижению
мы окажем: это размещение рекламы в интернет-магазине, в каталоге, промо-акции,
рекомендации телефонного центра, опросы и т. д. Маркетинговая служба работает
эффективно прежде всего благодаря ERP-системе, которая позволяет в считанные
минуты автоматизировать любую промо-акцию - вкладку каталогов, промо-образцов,
подарков за покупки; а также отслеживать в режиме реального времени эффективность
каждой акции. Могу привести пример: восемь месяцев назад к нам "вошел" новый
поставщик воды "Калинов Родник". Думаю, не стоит объяснять, какая жесткая конкуренция
на московском водном рынке и как непросто новичку отвоевывать свою долю. По итогам
восьми месяцев продвиже
ния отгрузки воды под маркой "Калинов Родник" через сеть "Семерок" отстают от
отгрузок раскрученной марки "Бон Аква" всего на 20%.

Интернет-торговля - более активный процесс продажи товаров, чем через офлайновый
магазин, и компаниям, выводящим на рынок новые марки, стоит повнимательнее присмотреться
к продвижению своих товаров через интернет-супермаркеты, особенно когда товар
дорогой. Ведь чтобы охватить, скажем, 50 офлайновых супермаркетов, нужно в каждом
из них "заморозить" определенное количество товара. Причем в одном супермаркете
новинка может "уйти" практически сразу, а в другом она может не пользоваться
спросом неделями. Между тем при торговле через онлайновые супермаркеты товар
поставляется в один-единственный распределительный центр, где формируются все
заказы.

Гонка за клиентом
Онлайновые супермаркеты всячески пытаются завлечь клиента, а также совместными
усилиями пропагандируют идею совершения закупок, не выходя из дома. Слоган "Службы
77" звучит как "Искусство дарить время", а "Утконоса" - "Магазин удобных покупок".

Одним из главных аргументов в борьбе за клиента, особенно еще не привыкшего заранее
планировать свою продуктовую корзину на длительное время вперед, является ускорение
срока доставки. Например, "Ням-ням" и "Служба 77" могут доставить заказ в тот
же день - если, конечно, он не сделан слишком поздно. "Служба 77" доставляет
бесплатно при сумме заказа от 2000 рублей, а "Ням-ням" - от 500 рублей (в пределах
МКАД). Доставка у "Утконоса" платная - 99 рублей - и осуществляется на следующий
день по Москве и Подмосковью.

Другим аргументом в борьбе за потребителя и одновременно средством для снижения
издержек является полная интеграция сведений о товарных запасах на складе с интернет-витриной.
"Утконос", например, гарантирует, что если после того, как покупатель оформил
заказ, вдруг окажется, что магазин не может доставить ему требуемый товар, то
при следующем заказе клиент получит на него 50-процентную скидку. Такую гарантию
ритейлер может дать, поскольку всегда знает точное количество товара в своем
распределительном центре. При резервировании клиентом товара и оформлении заказа
система автоматически уменьшает количество доступного товара на складе и, если
был заказан последний товар, он автоматически убирается с интернет-витрины. Такая
же интеграция склада с интернет-витриной и у "Службы 77". А вот в сети "Ням-ням",
поскольку распределительный центр интернет-магазина базируется на складских помещениях
сразу трех магазинов, синхронизация данных с интернет-витриной происходит каждые
три часа,
что прибавляет работы телефонным операторам интернет-супермаркета. "Зато звонок
оператора, контролирующего исполнение заказа, покупатель воспринимает положительно:
так отчасти восполняется недостающий элемент человеческого общения в продаже
по интернету",- считает Алексей Кочин.

Проблему доверия к заказу через интернет все онлайн-ритейлеры решают освобождением
покупателя от обязательств оплатить доставленный ему товар, если он чем-то не
нравится. Кстати, при покупке продуктов в онлайн-супермаркете исключен риск приобретения
просроченного товара либо товара со скоро истекающим сроком годности: в системе
управления распределительным центром хранятся данные не только о количестве,
но и о сроке годности товара, и партии с истекающим сроком годности убираются
со склада заблаговременно.

Основные каналы увеличения оборота онлайновые супермаркеты видят в донесении
до людей плюсов и удобств покупки товаров через интернет. Кроме того, интернет-магазины
"осваивают" коттеджные поселки в Подмосковье. Например, "Служба 77" в этом году
подписала договор с одной из ведущих девелоперских компаний Москвы, которая взяла
в управление поселки класса "де люкс" ближайшего Подмосковья, и к концу 2008
года станет поставщиком продуктов в более чем 80 таких поселков. А "Утконос"
планирует ввести в ассортимент собственную выпечку и салаты: пример офлайновых
супермаркетов показывает, что эти товары пользуются высоким спросом.

Москва, конечно, еще не вся Россия. Открытие онлайновых супермаркетов в регионах
с низкой интернетизацией населения может окончиться столь же плачевно, что и
деятельность XXL.ru. Однако стремительно изменившиеся условия на московском рынке
и бурный рост числа покупок москвичей через интернет показывают, что через несколько
лет жители и других городов России смогут отовариться в супермаркете, не выходя
из дома.

Это новостная лист-рассылка, в которую могут писать все подписчики.
Для отправки комментария или новости в лист отправьте письмо, нажав "Ответить" в своей почтовой программе.
19480

   2008-04-23 20:49:20 (#741943)

[GNews] Путин носил грязный костюм

Создание преемника
С чьей помощью Владимир Путин сделал такую стремительную карьеру в Москве
http://www.smoney.ru/img/issue/2008/04/21/5410_a_photo.jpg > Фото: ИТАР-ТАСС

Одним из первых дел Владимира Путина в должности президента была жесткая регламентация
кремлевского пула. Он мог бы сделать это и на несколько лет раньше, если бы занял
должность, на которую в свое время согласился от безысходности, - начальника
управления по связям с общественностью. Но в последний момент его выручили старые
знакомые - устроили на менее заметное место в управделами президента.

Однако ярдах в тридцати от того места, где стояли мы, жеребец полковника обошел
Беспечного и оказался у финиша на целых шесть корпусов впереди.
Артур Конан Дойл
Серебряный

Так начиналась карьера Путина в Москве. Через два года он возглавил ФСБ, а через
три с половиной уже исполнял обязанности главы государства, став таким образом
первым преемником. Меньше чем через две недели он передаст свой пост преемнику
номер два. решил восстановить историю стремительного восхождения самого Путина
к вершине власти.
НЕ ТА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Путин всегда недолюбливал журналистов, считал их несамостоятельными, да к тому
же часто вызывал насмешки с их стороны. В Питере долго шутили над его ответом
по поводу того, что плакаты с изображением тогдашнего премьера Виктора Черномырдина
перед очередными выборами были развешаны в Петербурге едва ли не на каждом рекламном
щите: <Кашей масла не испортишь, да и мы, наконец, русские люди и подумали: не
пропадать же плакатам!>
Будущий преемник вообще не отличался респектабельностью. Это сейчас он любит
дорогие костюмы и шикарные часы. А 12 лет назад первый заместитель мэра Санкт-Петербурга
одевался так скромно, что его шефу Анатолию Собчаку порой было за него неудобно.
<Носил один грязный костюм зеленоватого цвета. В нем и ходил по жизни>, - говорил
про него Бадри Патаркацишвили незадолго до своей внезапной кончины в Лондоне.
Вдова Собчака Людмила Нарусова путинский наряд тоже помнит: <У него было пальто
болотного цвета. Вообще он одевался очень неярко и неброско. Перед какими-нибудь
приемами Собчак говорил: "Володь, надо бы галстук покрасивее", - и предлагал
ему один из своих>.

http://www.smoney.ru/showpic.shtml?2008/04/21/5410_pic01

Как стать преемником за три года
Август 1996 г. - замруководителя управделами президента
Март 1997 г. - начальник главного контрольного управления
Май 1997 г. - первый заместитель главы администрации
Июль 1997 г. - директор ФСБ
Август 1999 г. - председатель правительства

Зато в своем кругу Путин держался уверенно, даже нахально. Перед выборами 1996
г. соперник Собчака Владимир Яковлев спросил Путина, правда ли, что Собчак его
<заказал>. <Ты что, сдурел? Кому ты нужен такой? Иди лучше посмотри на себя в
зеркало!> - съязвил Путин.
Узнав, что против Собчака работают силовики на местном и федеральном уровнях,
он пытался наладить с ними контакт, рассказывает Нарусова, но безуспешно. Над
городом летали военные вертолеты и разбрасывали листовки, в которых говорилось,
что Собчак <проходит по двум уголовным делам>, и Путин ничего не мог с этим поделать.
Именно тогда у Путина появилась острая антипатия к выборным процессам как таковым.
Сразу после выборов он подал в отставку и переехал на дачу, где предавался грусти
и дрессировал собаку. <Он собирался уйти в частную жизнь, бизнесом заняться или
уйти на преподавательскую работу, у него не было амбиций вырваться в Москву>,
- вспоминает Нарусова, которая в то лето часто с ним встречалась.
ДОЛЖНОСТЬ <БОЛЬШАКА>
Инициатором появления Путина в Москве стал управляющий делами президента Павел
Бородин. Путин как-то помог его дочке: когда она заболела в Петербурге, он хлопотал,
чтобы устроить ее в лучшую больницу города. Бородин услугу не забыл. Именно он
договорился с тогдашним главой администрации президента Николаем Егоровым, который
предложил Путину место своего заместителя. Уже был готов проект указа, и Путин
поехал домой собирать чемоданы. Но указ президент подписать не успел. Через два
дня Егорова уволили. А пришедший на его место Анатолий Чубайс ликвидировал саму
должность, которую предлагали Путину.
Второй раз в Москву Путина вытянул Алексей Кудрин, тоже работавший у Собчака
заместителем. Бывший коллега по мэрии устроился раньше и теперь возглавлял главное
контрольное управление президента. <Приезжай, говорит, посмотрим, что можно сделать,
одну должность ликвидировали, но не все же>, - рассказывал Путин в книге <От
первого лица>, вышедшей зимой 2000 г. Не ликвидировали, например, должность начальника
управления по связям с общественностью, которую ему и предложил Чубайс.
Кудрин, провожавший Путина в аэропорт, понимал, что эта должность не для Путина,
и попытался зайти с другой стороны. Позвонил первому вице-премьеру Алексею Большакову,
тоже питерцу, и передал привет от Путина. Тот за несколько минут обо всем договорился
с Бородиным. Так в августе 1996 г. будущий президент избежал связей с общественностью
и сделался заместителем влиятельного руководителя управделами президента.
Крепкий хозяйственник Большаков вообще до Путина был чемпионом по перетягиванию
питерских кадров в столицу. Их так и называли - <большаки>. Сам благодетель теперь
с прессой старается не общаться. Он владеет небольшой фирмой <Дальняя связь>,
а у земляков его фамилия ассоциируется больше не с путинским призывом, а с котлованом
в центре Питера стоимостью $76 млн. Именно Большаков возглавлял РАО <Высокоскоростные
магистрали>, которое организовало бюджетное финансирование этого котлована под
постройку нового вокзала. В 2002 г. Генеральная прокуратура даже возбудила по
этому поводу дело, но виновников не обнаружила.
Есть и другая, менее респектабельная версия переезда Путина в Москву. Из расшифровки
разговора Бадри Патаркацишвили с одним из грузинских силовиков выходит, что именно
давний партнер Березовского пристроил будущего президента в Кремль. <[Путин]
позвонил мне и попросил помочь ему перебраться в Москву. И я пришел к Бородину,
который возглавлял управление делами президента: Он сказал, что в финансово-контрольное
управление может его сразу перевести. И как только я ему позвонил, он сразу приехал
и начал работать. И через месяц стал управляющим этого комитета, потом перешел
директором ФСБ и после этого как раз и стал премьером>. Но, по-видимому, либо
Патаркацишвили что-то забыл - по крайней мере даты перемещений Путина по московским
должностям с реальными точно не совпадают, - либо просто старался произвести
впечатление на собеседника.
В СВОЕЙ СТИХИИ
У Бородина Путин проработал чуть больше полугода. Вскоре Чубайс перебрался в
правительство и взял Кудрина с собой, освободив для Путина место посерьезнее
- начальника главного контрольного управления президента. Именно там его заметили
Ельцин и руководитель администрации Валентин Юмашев. Вообще функции этого управления
описаны довольно обтекаемо: проверять исполнение указов президента. Но в зависимости
от начальника оно может превращаться фактически в силовой орган. При Путине ГКУ
стало активнее и влиятельнее. Но, похоже, самое сильное впечатление на Ельцина
произвели не расследования, а именно соперничество Путина с силовиками. В Питере
оставался побежденный и ослабевший Собчак, против которого в 1997 г. прокуратура
возбудила уголовное дело. Арест был бы почти решенным делом, если бы не Путин.
7 ноября 1997 г. Путин, как настоящий разведчик, устроил бывшему патрону побег.
Как рассказала Нарусова, он прилетел в Питер, нашел финский санитарный самолет
и человека, который оплат
ил полет, и разработал план. Чем вызвал у Ельцина <глубокое человеческое уважение>.
По словам Березовского, Юмашев тоже разглядел в Путине нужного человека и стал
всячески способствовать его карьере. Через год он получил его к себе первым замом,
ответственным за связь с регионами. Это был самый сложный участок работы. И именно
неспособность Сергея Степашина справиться с ним обеспечила его отставку в августе
1999 г. с поста премьера и назначение Путина. <Никто так и не понял, к какому
краю пропасти мы тогда подошли, - рассказывает источник . - Несколько республик
уже не платили налоги в федеральные бюджеты. Законодательство было у каждого
свое. В Татарии начался перевод языка на латиницу. Когда начались события в Дагестане,
татарский парламент выступил с заявлением о том, что они прекращают отправлять
призывников в Российскую армию. Это могла бы быть цепная реакция. 2-3 недели
демонстрации слабости - и в национальных республиках могли начаться необратимые
процессы. Потом все с умным видом доказывали бы, что распад Российской Федерации
был предписан ходом исто
рии, как развал СССР>.
Но Путин недолго отвечал за связь с регионами. Через два месяца после назначения
заместителем Юмашева Ельцин сделал его директором ФСБ. И уже будучи на этом посту,
он обаял Березовского: в самый разгар <дела Аэрофлота> в феврале 1999 г. Путин
пришел на день рождения жены предпринимателя и объяснил, что ему все равно, как
к этому отнесется тогдашний премьер и главный недруг Березовского Евгений Примаков.
Тот и так требовал от Ельцина отставки Путина.
К самому Березовскому у Путина отношение было сложное: <Путин считал, что он
реально полусумасшедший, но неординарный человек, которого интересно послушать,
который может высказать интересные идеи, - говорит источник. - Что отношения
были совсем близкие, не скажешь. Но если звонит Березовский и просит встретиться,
Путин считал, что по возможности надо повстречаться. Глядишь, что-то полезное
скажет>.
УСТУПИТЕ МЕСТО
Но самым большим помощником Путина в движении к президентству оказался Сергей
Степашин. В своей последней книге <Записки президента> Ельцин пишет, что, назначая
его премьером, уже знал, что преемником будет Путин. Однако сразу несколько источников
в его окружении подтвердили , что это было не так. <Ельцин действительно верил,
что Степашин может стать его преемником, - рассказывает Березовский. - Но Степашин
стал со всеми искать компромиссы - с коммунистами, с Лужковым, с Чубайсом, со
мной, с террористами и так далее>. Другой близкий к Кремлю источник вспоминает
иные недостатки несостоявшегося преемника, посерьезнее склонности к компромиссам:
<Он продавливался всеми. Кто последним к нему в кабинет заходил - тот и был прав.
Противники его тоже ни во что не ставили>. Когда возникла идея включить Степашина
в списки <Отечества> - самой влиятельной на тот момент некоммунистической партии,
- мэр Москвы Юрий Лужков и Примаков предложили ему место в конце первой десятки.
<Премьеру! -
изумляется собеседник . - Его никто ни во что не ставил. А он даже как-то и
не обижался. Мол, имеют право. Просто если бы он проявил реальную силу, а не
стал просто щелкать каблуками и слово офицера направо и налево раздавать, что
он любил делать: Это все красиво, конечно, но твердость нужна в другом. Чтобы
с тобой считались, чтобы ты принимал решение и продавливал его и добивался исполнения>.
Уже в июне в окружении Ельцина стало ясно, что Степашина надо будет менять. Ответ,
на кого, был практически однозначный. <На самом деле большого выбора не было,
- вспоминает источник . - Кто яркие люди в правительстве? Из губернаторов самая
яркая фигура - Лужков. Ну Шаймиев смотрелся авторитетно. Что космический выбор
был, не скажешь>. Практически все советовали Ельцину назначить Путина, в том
числе руководитель администрации Александр Волошин, Валентин Юмашев и Борис Березовский.
Из видных антикоммунистов только Анатолий Чубайс хотел отговорить Ельцина от
этого выбора, но его <к телу> не пустили.
Тем более что Ельцин все равно раздумывал. <Решение-то для него было непростое.
Он к Степашину с симпатией относился>, - рассказывает источник в его окружении.
И только к концу июля президент вынес вердикт Степашину: <Слишком мягок>. В отличие
от Путина. Чтобы первым донести эту новость до Путина, Березовский приехал в
Биарриц на юге Франции, где тогда глава ФСБ отдыхал с женой и детьми. <Они отдыхали
очень скромно, ни в какой не в пятизвездочной гостинице, а в обычных апартаментах
- квартире, в которой есть кухня, спальня>, - вспоминает Березовский обстановку,
в которой сообщил будущему президенту историческое решение. Путин воспринял новость
положительно и, когда Чубайс попробовал отговорить уже его самого, ответил, что
всего лишь выполняет решение президента. Так же, как теперь Дмитрий Медведев
может отвечать замглавы администрации Игорю Сечину, который, по словам кремлевского
источника , до последнего советовал Путину выбрать преемником Бориса Грызлова.
Илья Жегулев
14 (104) 21 апреля 2008

Место России в:
Проверьте, как на ваши стереотипы повлияла пропаганда http://www.smoney.ru/tests.shtml?test_id=3&start
Пират ли вы?
Узнайте, на сколько вы можете сесть в тюрьму http://www.smoney.ru/tests/pirate.shtml

Это новостная лист-рассылка, в которую могут писать все подписчики.
Для отправки комментария или новости в лист отправьте письмо, нажав "Ответить" в своей почтовой программе.
19479

   2008-04-23 20:48:54 (#741941)

[GNews] Эротическое видео Мэрилин Монро за $1,5 млн (видео)

Эротическое видео Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) продано за $1,5 млн (видео)

http://www.franksreelreviews.com/shorttakes/marilynmonroe/c.jpg

Скандальное секс-видео с участием актрисы Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) продано
за $1,5 млн. Черно-белый фильм был снят в 50-х годах. На пленке Мэрилин занимается
сексом с неизвестным мужчиной.

Как заявил бизнесмен из Нью-Йорка, новый владелец 15-минутного видео, он заплатил
баснословную сумму за копию фильма, оригинал которого хранится в архиве ФБР.
По словам эксперта, ФБР засекретило видео в связи с тем, что Монро в то время
находилась под наблюдением федералов из-за возможной связи с президентом Джоном
Кеннеди и главарями мафии.

Предполагается, что на 16 мм пленке вместе с Мэрилин запечатлен либо Джон Кеннеди,
либо Роберт Кеннеди. <На видео точно Мэрилин Монро. Сомнений нет. Она улыбается,
очаровывает и светится от счастья>, - сообщает эксперт.

Настоящие имена покупателя и продавца видеоролика не называются. Вероятность
появления его в Интернете практически равна нулю. <Я не собираюсь делать из нее
Пэрис Хилтон. Также я не планирую перепродавать видео>, - заявил новый владелец,
пожелавший остаться неизвестным. Имеются данные, что за скандальной пленкой охотился
бывший муж Монро Джозеф ДиМаджио (Joseph DiMaggio). Он хотел перекупить ее, чтобы
она никогда не стала достоянием общественности. Далее можно увидеть цензурный
отрывок из ролика http://www.bbk.tv/convertedfiles/www_youtube_com_v_xMtv70Yy8fc_source_uds_autoplay_1.avi
.

Это новостная лист-рассылка, в которую могут писать все подписчики.
Для отправки комментария или новости в лист отправьте письмо, нажав "Ответить" в своей почтовой программе.
19478

   2008-04-23 14:26:14 (#741852)

[GNews] Откровенное видео: Монро за $1,5 млн

Home video: Монро за $1,5 млн
15 апреля 2008 10:55 // Елена Ларионова
http://www.gazeta.ru/files2/2695462/01merilinmonro.jpg

// Reuters
Откровенное видео с Мэрилин Монро, на котором она занимается оральным сексом
с неизвестным мужчиной, продано нью-йоркскому бизнесмену за $1,5 млн. Об этом
сообщает The Huffington Post.

Известный коллекционер Кейа Морган обнаружил незаконную копию засекреченной ФБР
15-минутной записи у сына бывшего информатора ФБР. Тот в свое время, видимо,
следил за Монро. Предположительно, запись была сделана в 1950-х годах. Когда
в середине 1960-х о ней стало известно, тогдашний директор ФБР Джей Эдгар Гувер
приказал внимательно изучить ее, чтобы доказать: любовником Монро был Джон Кеннеди
или его брат Роберт Кеннеди. Однако согласно рассекреченным документам ФБР и
интервью бывших агентов известно, что эксперты оказались здесь бессильны.

Дело в том, что на немом черно-белом видео хорошо видна только Мэрилин. Она стоит
на коленях перед мужчиной, лица которого не видно, и делает ему минет. На протяжении
15 минут партнер актрисы так и не повернул голову к объективу, так как, скорее
всего, знал о наличии камеры. По словам Моргана, видевшего запись, Монро тоже
не отрывается от процесса и не поднимает голову. Сейчас запись продана состоятельному
бизнесмену из Манхэттена. Новый владелец сексуального видео со знаменитой блондинкой
заявил, что будет хранить его в своей домашней коллекции, не предавая общественности.

Это новостная лист-рассылка, в которую могут писать все подписчики.
Для отправки комментария или новости в лист отправьте письмо, нажав "Ответить" в своей почтовой программе.
19477

   2008-04-23 13:41:47 (#741844)

[GNews] Колокол Катыни

Колокол Катыни. Анджей Вайда: 'Этот фильм - моя творческая рефлексия на тему
тех страшных событий' ("Зеркало Недели", Украина)
'Показ этого фильма именно здесь свидетельствует о победе тех идеалов, которые
исповедуются'

Екатерина КОНСТАНТИНОВА, 21 апреля 2008

В Украину приехал Анджей Вайда. Польский киноклассик представил на суд наших
зрителей не только свой новый фильм 'Катынь', но и почтил память своего отца
Якуба Вайды, которого чекисты убили под Харьковом. С Харькова, кстати, и начался
всеукраинский премьерный тур 'Катыни'. В столице ленту показали в кинотеатре
'Кинопалац', что тоже в чем-то символично. Ведь в Октябрьском дворце до Второй
мировой войны размещался штаб НКВД, где проводились массовые расстрелы. Когда
режиссер узнал об этом, то сказал: 'Показ этого фильма именно здесь свидетельствует
о победе тех идеалов, которые исповедуются'.

В Польше премьера 'Катыни' состоялась еще в сентябре прошлого года. Там ленту
посмотрело уже более трех миллионов зрителей. Мировая же премьера стартовала
в феврале 2008-го на Берлинале. Соответственно и мировой прокат фильма начался
с этого престижного фестиваля.

Сейчас пан Вайда, которому уже 82 года, готовит свой очередной фильм. На этот
раз по роману Ярослава Ивашкевича. Говорит, что после 'Катыни' хотел бы отойти
от военной тематики.


Польский мастер, создатель таких шедевров, как 'Земля обетованная' и 'Пан Тадеуш',
смог вновь убедиться, с каким интересом относятся украинские зрители к его творчеству.
Многие любопытствовали, как 'Катынь' приняли в России? Ведь 'антисоветская' тема
неосторожно может перерасти в антироссийскую... Но режиссер признался, что в
России после просмотра один зритель предложил залу встать и почтить минутой молчания
память погибших польских офицеров.

- Я не боюсь резкого восприятия этой картины, я наоборот жду дискуссий и обсуждений,
- признался в Киеве Анджей Вайда. - Этот фильм - моя творческая рефлексия на
тему тех страшных событий. В картине есть эпизод, когда русский офицер (его играет
Сергей Гармаш) в роли битого жизнью, немолодого майора Попова спасает жену польского
офицера Анну (Майя Осташевская), главную героиню картины. А, например, в фильме
'Пианист' Романа Полански уже немецкий офицер помогает выжить польскому еврею.
В моем фильме не только трагическая история польских офицеров, но и история моей
семьи... Потому что под Харьковом чекисты убили моего отца... Сняв этот фильм,
я как бы исполнил свой сыновий долг. Ведь и моя мать, как и главная героиня фильма,
верила до последнего, что отец вернется. В 1943 году была произведена репатриация
могил. Ведь после 1940 года власти зорко следили, чтобы никакая информация о
тех событиях не просочилась. Да, личные воспоминания и переживания очень помогли
во время съемок.
Судьбы целых поколений человечества связаны с этими преступлениям. Поэтому еще
до открытия катынских материалов, мы тщательно собирали воспоминания жен польских
офицеров. У меня целая библиотека этих архивных материалов. Конечно, я пользовался
и советскими источниками. Потому что в 90-е сначала Горбачев, а затем и Ельцин
рассекретили архивы СССР. Рассекретили и приказ Сталина о расстреле весной 1940
года двадцати тысяч польских офицеров, оказавшихся в советских лагерях после
раздела Польши по пакту Молотова-Риббентропа.

Бюджет этой картины, по словам пана Вайды, составил 4 млн. евро. Очевидно, что
'Катынь' - не заданное политическое кино, а кино общечеловеческого звучания.
Пусть и с политическим подтекстом. Фильм точно 'фотографирует' время - Польшу
30-40-х. Художественный и документальные пласты в картине сосуществуют органично.
Подлинный эмоциональный шок вызывают сцены расстрелов польских офицеров и профессуры.
Вайда сознательно не щадит зрителя. А как иначе говорить о тех трагических событиях?

В то же время фильм предлагает зрителю манеру исповедальную - авторскую. 'Катынь'
- это подлинный Вайда, которого ценят поклонники лучших его картин ХХ века. Но
Вайда сказал своей 'Катынью' главное: он режиссер и XXI века... Потому что он
не 'во времени в плену'. У него со временем свой счет - личный.

И в новой картине нет случайных 'виньеток' - здесь лишь трагедия и тревожный
дух того времени. Времени, которое не приходилось выбирать. А в котором те же
поляки жили и страдали - как он нацистов, так и от Советов.

Показательна сцена диалога преподавателя с директором университета. 'Будет ли
Польша свободна?' - спрашивает преподаватель. 'Нет, надо смириться, наша Польша
никогда не будет свободной!' - отвечает директор. Когда в 1939-м Польша попала
в сферу влияния СССР, одни бежали от нацистов, другие - от Советов. И выбор между
двух зол был невозможен. Так как невозможно выбрать меньшее.

Тем не менее, по словам режиссера, он не сторонник крайностей, которые исповедует
его героиня - выжившая в аду Варшавского восстания Агнешка (Магдалена Челецкая).
Она упорствует в своем желании установить надгробие брату, хотя и знает, что
уже через минуту ее арестуют и расстреляют, а саму плиту разобьют...

Польский народ в ту эпоху Вайда показал сквозь призму директора университета,
которая хоть и знает о злодеяниях, но все же должна воспитывать будущее поколение,
а не идти под расстрел за свои идеалы.

Актриса Магдалена Челецкая в Киеве после премьеры призналась:

- Та боль, которую мы передаем в фильме, - это не выдуманные переживания. Тогда
эти чувства испытывали многие поляки. К тому же я хотела соотнести боль и чувства
женщин того времени с переживаниями современного человека. Самое сложное, как
оказалось, соблюдение этой 'пропорции'. Меня часто спрашивают: как изменить этот
враждебный настрой обеих сторон поляков? И в картине я представляю радикальную
позицию... И она есть очень противоречивой. Эта позиция демонстрирует детское
мировоззрение. Когда человек мыслит лишь черно-белыми категориями. Затрудняюсь
ответить, как бы я сама поступила в то время. Самое главное: мы показали трагедию
выбора...

Комментарии к статье:

Автор: для ****, 20.04.2008 10:14: Пожалуйста! Вот апофеоз (из того же источника):
Поляк, сошедший с эшафота, в одночасье становится комичным. Плюмажное рыцарство
в эпоху моторизованной войны, величавый патриотизм в хронически колониальной
стране, семимаршальщина во главе неспособного к обороне государства граничат
с плохим фарсом, и только моря польской крови смывают флер комизма с парадных
офицерских портретов в старинных поместьях и с галереи лопающихся от важности
панов директоров. Человек, решивший судьбу польского офицерства в Катыни, был
сначала ослом и только затем нелюдью. Четвертая по численности в мире польская
армия, оказавшаяся в поголовном плену на семнадцатый день войны, стоит массового
разгона по домам к благоверным кобьетам и хлопьятам. Ждать от нее проблем - паранойя.
Это не армия, а картинка со шпорами. Наверно, в Москве приняли близко к сердцу
польскую героическую риторику, которую никогда не следует принимать близко к
сердцу. История, как известно, пошл
а по наихудшему для всех пути, и сын гнусно в числе прочих убитого пехотного
капитана Вайды снял о том длинное, горькое, пылкое, претенциозное, стоическое,
мелодраматическое и донельзя экзальтированное кино. В точном соответствии со
своею сотканной из противоречий нацией пан Вайда-младший годами двигался от пламенеющей
романтики к хладному реализму. Путь неблизкий, многими эстетами пройденный. Вся
загвоздка в том, что года, житейская трезвость, крепнущее с возрастом консервативное
мировоззрение и буквально лавины скрытой доселе исторической конкретики, располагая
к романной сухости, вступают в фатальное противоречие с национальным темпераментом.
Польский реалист - это: ну как если бы грузин прозу писал. Погоны национального
оракула толкают к большому телеграфному стилю, лирическое нутро тяготеет к насыщенной
символике. Первую главу мемуаров Вайда посвятил 'уходящему веку Польской Конницы',
чей 'горизонт широк, помыслы смелы, а фантазия свободна'. В киношколе полюбил
французс
кий авангард и немецкий экспрессионизм. Позже признал, что финал 'Трех сестер'
всякий раз вышибает у него слезы не судьбою барышень, а уходом из города кавалерийского
полка. Ниже привел текст ритуальной присяги новобранцев сопротивления: 'Перед
лицом всемогущего Бога и Пресвятой Девы Марии, королевы польской короны, я кладу
руку на святой крест, символ муки и спасения, и присягаю:' Вопрос: хлопцы, это
у вас игра такая? Вопрос на засыпку: кто допустил этого неисправимого интроверта
снимать историческую объективку? Ну ладно, 'Пан Тадеуш', хоть и польские 'Унесенные
ветром', но все же драма в стихах: балы, кивера и прочие прогулки под зонтиками
плюс побочные жертвы наполеоновских походов, хранящие во глубине сибирских руд
гордое терпенье и чаяния о суверенитете. Но сухую хронологию событий? Вы это
серьезно?

Автор: ****, 19.04.2008 23:07: За Автор: Денис Горелов: Белый конь борозду портит.
"Катынь" Анджея Вайды" -- браво и спасибо. Толику. Посмотрел убедился в очередной
правоте вождя и учителя тов. Сталина.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:04:
1. Вроде бы все по правде, с верностью букве, формальности соблюдены, костюмы
соответствуют... Это не про людей, а про идеи. Про Польшу, верность, костел,
рождество, произвол, вассалитет, честь, присягу, свободу и память... разобраться
кто кому чей родственник среди регулярно падающих в обморок дам, невозможно,
да и не к чему, ибо главные здесь не они, а встающая за ними, все уменьшающимися
в размерах, большая идея дымного неба...

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:11:
2. ...и попранного национального достоинства... Сына любой другой нации за сквозную
транзитную белую лошадь из фильма в фильм сожрали бы живьем, но Вайду хранил
вкус - до тех пор, пока окончательно не разминулся с новой квазидокументальной
манерой. Коня за пошлость не бранили. Но бывает конь, а бывает плюшевый мишка
под сапогами вытского конвоя. Или распятие в конвульсирующей руке застреленного
поручика.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:15:
3. Или надкушенное яблоко в грязь под окрики патруля. Или разрыв красно-белого
польского флага - половину на фасад, половину на портянки. За такую жирную образность
не разжалуют в рядовые только на канале "Россия", где все определяет большая
патриотическая идея, а посему трубная пошлость изначально заложена в проект.
А Вайде стыдно. вешать в расстрельном подвале портрет Сталина (прямо Юрий Кара
какой-то!).

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:20:
4. Шесть лет гонять растущую девочку к дверям на любой звонок с воплем6 "Папа?!"
Валить вдов пачками в обморок, как в домино. Так для благополучного зрителя выглядит
горе. Впрочем, плакатное горе Вайды уже освоил в фильме "Корчак" по сценарию
богини страдательной пошлости Агнешки Холланд, авторши картин про холокост, гомосексуалистов,
инвалидов детства и убитого ксендза Попелюшку.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:24:
5. Пора признать: Вайда совершенно не умеет, хоть и часто хочет, говорить громко.
весь свой ворох призов. включая каннскую пальму, он собрал за сиюминутную злобу
дня, потом по этой натоптанной тропке ватагой побежали югославские гуманисты
с дамскими хрониками балканских войн. Всякий раз, ступая на территорию пафоса,
Вайда безбожно повышал тон и эстетикой сравнялся с украинскими истериками Ильенко
и Лупием, снимающими ужастики о московском иге.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:28:
6. Наверно, такова судьба сателлитов: стоит утихнуть стрельбе и ослабнуть братской
хватке - тотчас становится невыносимой поза польского, украинского, грузинского
интеллигента. Его надрыв, котурны, подозрение тайного умысла в любой чепухе.
его гордая память о доровской корзинке с тюремной сменой белья "на всякий случай",
когда его никто и не думал хватать (была и у Вайды такая).

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:31:
7. Его категорический, говорящий только о дурном воспитании, отказ врагу в личной
гигиене: у вайды польский корпус после полугодовой отсидки чисто выбрит и с иголочки
одет, а его москальский конвой зарос щетиной и синие свои фуражки разве что под
обозами не валял, а уж сапогами топтал и в помойке полоскал точно. Увы, как и
многих, свобода Польшу не красит. Их правые из дерзновенных мученников становятся
мстительными недалекими жлобами.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:36:
8. Их шляхетское воспитание оборачивается высокомерным хамством обслуги, особенно
в на века раобиженной Варшаве. Их великие национальные умы позволяют себе барские
фырки типа: "Галстук завязывать - это все, чему удалось нам, полякам, научить
наших братьев-москалей" (А.Вайда, "Кино и все остальное", Вагриус, 2005, с. 233).
Действительно жаль. Жаль, что и у братьев-москалей не вышло научить горделивое
польское воинство драться до последнего.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:40:
9. Не все конечно, москали это умеют, но умеющих достаточно. Чтобы не звать себя
сорок лет "жертвой Ялты" и полвека дожидаться разрешения соотечественников снять
фильм про погибшего папу. P.S. Есть и еще один нюанс в богатой этими нюансами
российско-польской истории. В ходе неудачного марша "Даешь Варшаву" 1920 года
в польский плен попали 66 тысяч красных бойцов.

Денис Горелов: Белый конь борозду портит. "Катынь" Анджея Вайды, 19.04.2008 21:50:
10. Да, они были оккупанты. Да, они "сами пришли", только в течение ближайших
лет в лагерях из них сгинули 40 тысяч. Их никто не ставил спиной к забору, не
стрелял им в затылок из нагана, их просто не очень кормили, что также не лучшим
образом отражается на человеческом организме. И абсолютно китайское равнодушие
русского народа и истеблишмента к людским потерям не снимает с польской республики
и польской армии греха за гибель 40 тысяч взрослых мужиков. Потому более чем
убедительно выглядят версии, что катынские расстрелы активно лоббировали маршалы
Буденный и Тимошенко, ни за понюх потерявшие "за Вислой сонной" целые дивизии
своих людей. В самый канун подписания благородной женевской конвенции о положении
военнопленных. Это уже так, к вопросу о сложности и неоднозначности исторических
контекстов. - Русская жизнь, N 7 (24), апрель 2008, с. 89-90.

Андрей, 19.04.2008 16:30: кстати, этот фильм в Харькове гораздо раньше смотрели,
чем режиссер его привез на премьеру в "Кинопалац". Уже за месяц до этого этот
фильм был в местных локальных сетках (в хорошем цифровом качестве), все желающие
за несколько минут скачали его оттуда и посмотрели. Фильм - сильный, умный, с
сердцем снятый. А на месте, где расстреляли офицеров польских (это лес) сейчас
в Харькове футбольное поле (мелкое, без трибун) и дачи власть имущих мира сего

Анатолий, 19.04.2008 10:32: Сильный фильм. Начинаешь ценить наше время. Поклонникам
Сталина и совкострадальцам нужно насильно показывать. Может попустит.

LanaS, 19.04.2008 01:22: В России "Катынь" месяц назад показали в Москве, в Доме
кино и ЦДЛ, и сразу появились были сообщения, что в российском прокате фильма
не будет. Вот здесь, например: http://www.novayagazeta.ru/data/2008/19/24.html
А как у нас? Планируется ли более или менее широкий прокат? И если да, то кто
взялся прокатывать?

'Катынь' - боль, память, любовь ("День", Украина) http://www.inosmi.ru/translation/240868.html

'Катынь'. Примечания зрителя ("Зеркало Недели", Украина) http://www.inosmi.ru/translation/240860.html

Золотая рыбка по имени Вайда ("Le Monde diplomatique", Франция) http://www.inosmi.ru/translation/239888.html

Катынь - рана ("Tygodnik Powszechny", Польша) http://www.inosmi.ru/stories/05/08/08/3450/237309.html

Это новостная лист-рассылка, в которую могут писать все подписчики.
Для отправки комментария или новости в лист отправьте письмо, нажав "Ответить" в своей почтовой программе.
19476

   2008-04-23 08:54:48 (#741770)