Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[SPH] Статья: Компьютер в жизни незрячего

Приветствую всех участников и вас, Татьяна!

Есть также средство компании amway, которое называется SA8 Спрей для
предварительного выведения пятен, 400 мл
Стоит оно 497 р. Применяется в основном для застирования жирных пятен,
монжетов и воротников рубашки, но в том числе и выведение жвачки с таких
вещей, которые в морозилку не засунуть. После обработки необходимо постирать
вещ!

С уважением и наилучшими пожеланиями!

Ответить   Tue, 20 Oct 2015 23:57:26 +0300 (#3323280)

 

Ответы:

Здравствуйте!
В ноябре этого года в Иркутске вышел второй номер учреждённого мною
общественно-политического, информационно-просветительского
правозащитного печатного издания - газеты "Нелишние люди (общество без
барьеров)". Поскольку выход газеты совпал по времени с месячником
Белой трости, в газете много материалов посвящено проблемам незрячих и
слабовидящих.
Предлагаю вашему вниманию материал, опубликованный в рубрике "Мир
тифлотехнологий".
Примечание: В газетном варианте статья снабжена врезками, справками,
оформленными
на контрастном фоне. Под статьёй размещены в рубрике "Благодарности
выпускников" - отзывы слушателей компьютерных курсов разных годов и
выпусков в стихах и прозе.

* * *
КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ НЕЗРЯЧЕГО

Характерной чертой двадцать первого столетия является повсеместное
проникновение цифровых технологий. Для качественного использования
высокотехнологичных цифровых устройств инвалидами по зрению необходимо их
системное обучение, в результате которого наши незрячие и слабовидящие
современники получают в руки мощные инструменты по обработке информации.
Этот материал мы посвятили сложившейся успешной практике обучения тифло-ИТ в
Иркутском региональном колледже педагогического образования.
Моим проводником в мир компьютерных технологий для инвалидов по зрению стала
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ИО ИРКПО Апсалямова Эльвира
Равильевна.

Биографическая справка:
Апсалямова Эльвира Равильевна родилась 9 июля 1958 г. в Иркутске. В
результате врождённого прогрессирующего заболевания глаз ещё до окончания
Иркутской областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в 1976
году полностью потеряла зрение. Выпускница математического факультета ИГУ по
специальности <<Прикладная математика>>. По окончании университета с 1981 по
2002 годы работала инженером-программистом в ВЦ ИГУ. С 2002 года первая в
Иркутской области занялась обучением компьютерной грамотности инвалидов по
зрению, чем продолжает успешно заниматься и сейчас, помогая сотням наших
незрячих и слабовидящих земляков преодолевать информационные барьеры и идти
в ногу со временем, вооружившись современными, адаптивными для незрячих
технологиями.

Юлиана Терехова: Эльвира Равильевна, Вы стояли у истоков обучения незрячих
компьютерной грамотности. Как начиналась и развивалась тифлокомпьютеризация
в Иркутской области?
Эльвира Апсалямова: Историю развития этого важнейшего направления
реабилитации незрячих и слабовидящих в нашей области условно можно поделить
на три этапа.
Компьютерные курсы для инвалидов по зрению мною были начаты в 2002 году в
государственном учреждении <<Центре образования>> Иркутской области,
занимающемся повышением квалификации педагогических работников.
В 2005 году был создан тифлокомпьютерный класс при региональной организации
ВОС. В 2010 году класс был передан министерству образования. Особо отмечу,
что финансирование обучения тифло-ИТ инвалидов по зрению в Иркутской области
всегда проводилось за счёт государственных бюджетных средств.
С 2010 года педагоги специального отделения Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Иркутской области <<Иркутский
региональный колледж педагогического образования>> (ГБПОУ ИО ИРКПО)
занимаются обучением компьютерной грамотности инвалидов по зрению.
Ю.Т.: Насколько знаю, группы обучающихся не совсем обычны, и дело здесь не
только в том, что ваши ученики имеют проблемы со зрением.
Э.А.: Действительно, мы обучаем незрячих и слабовидящих людей от 18 до 75
лет независимо от уровня образования, в том числе с нулевым стартовым
уровнем компьютерной подготовки. Поскольку целевая аудитория является
разнообразной как по возрастным, профессиональным, образовательным данным,
так и по времени потери зрения, на наш взгляд, особым реабилитационным и
образовательным потребностям соответствует организационная модель в рамках
профессионального обучения. С одной стороны, это позволяет охватить
наибольшее количество инвалидов по зрению, а с другой стороны, - дать им
достаточно глубокие знания по возможностям использования персонального
компьютера. В рамках отведённых часов можно обучать и пожилых граждан.
Ю.Т.: Какие цели и задачи ставятся перед преподавателями?
Э.А.: Целью является формирование информационно-коммуникативной культуры и
профессиональных компетенций у людей с нарушением зрения средствами
адаптивных тифлокомпьютерных технологий. Деятельность педагогов специального
отделения нацелена на решение следующих задач: формирование знаний и умений
у обучающихся по базовому теоретическому материалу компьютерных дисциплин;
формирование устойчивых навыков тифлоэргономичных приёмов работы на
персональном компьютере без визуального контроля; активизация и развитие
сохранных каналов сенсорного восприятия; развитие позитивной психологической
модели поведения инвалидов по зрению, содействие их личностному росту.
Ю.Т.: Есть ли какие-то отличия между организацией образовательного процесса
у ваших студентов по сравнению с другими обучающимися в колледже?
Э.Р.: Разумеется. В колледже реализованы такие социально-педагогические
условия, как обеспечение небольшой наполняемости группы (6-8 человек);
дифференцированный подход к каждому студенту; использование
тифлокомпьютерного оборудования; применение специальных методик обучения:
рельефно-точечному чтению и письму по системе Л. Брайля, цифровой обработке
информации средствами экранного доступа и др.; интеграция студентов
отделения в мероприятия дополнительного образования колледжа; организация
необходимого социального сопровождения в процессе обучения (доставка в
колледж транспортом учреждения, помощь в передвижении в пространстве,
медицинское обслуживание).
Для проживания иногородних инвалидов по зрению колледж предоставляет места в
студенческом общежитии. За отделением закреплены 3 комнаты для проживания, а
также отдельная кухня-столовая.
На занятия обучающихся, преподавателей и воспитателей доставляет транспорт
колледжа.
Педагогический коллектив отделения профессионального обучения состоит из
семи человек с высшим образованием, из них: 3 преподавателя специальных
дисциплин, 2 воспитателя. 5 педагогов являются инвалидами по зрению, владеют
базовыми знаниями и умениями в области тифло-ИТ, что обеспечивает понимание
тифлоспецифики процесса обучения, психологии и реальных возможностей людей с
ОВЗ по зрению. Все сотрудники отделения постоянно повышают квалификацию,
организовано взаимопосещение занятий и самообразование.
Именно такая образовательная среда колледжа обеспечивает комплекс
возможностей для развития личности, компенсации зрительных ограничений
средствами социальной поддержки и адаптивных технологий.
Ю.Т.: Какие профессии получают инвалиды по зрению на вашем отделении и
сколько времени продолжается обучение?
Э.А.: В колледже обучение тифлокомпьютерным технологиям людей с нарушениями
зрения проводилось в двух формах. Четыре года мы занимались в рамках
отделения инклюзивного образования по блоку разработанных преподавателями
образовательных программ дополнительного профессионального образования:
<<Обработка цифровой информации средствами речевого экранного доступа>>,
<<Тифлотехнические средства в профессиональной деятельности>>,
<<Рельефно-точечное чтение и письмо по системе Луи Брайля>>. Срок освоения
комплекса программ составлял 10 месяцев. На компьютерные дисциплины было
выделено 486 часов. По результатам итоговой аттестации выпускникам
выдавались свидетельства о повышении квалификации.
С 2014-2015 учебного года обучение проводится на отделении профессионального
обучения по новой адаптированной программе профессионального обучения,
составленной на основе сборника учебных планов и программ для
профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии
<<Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин>>, а также на
основе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям
рабочих.
Срок освоения адаптированной образовательной программы профессионального
обучения - 10 месяцев.
Учебный план представлен перечнем следующих специальных и общеотраслевых
адаптированных для лиц с ОВЗ по зрению учебных дисциплин: Программное
обеспечение ЭВМ; Аппаратное обеспечение ЭВМ; Тифлопрограммное обеспечение
ЭВМ; Десятипальцевая система печати текста; Основы работы в сети Интернет;
Основы рыночной экономики; Основы законодательства; Этика профессиональной
деятельности; Охрана труда; Тифлотехнические средства в профессиональной
деятельности; Техника чтения и письма по системе Луи Брайля; Практическое
производственное обучение.
На учебные дисциплины компьютерного цикла предусматривается 765 часов. На
учебный год набирается 2-3 группы. По возможности формирование групп
производится в соответствии с уровнем начальной компьютерной подготовки и
возрастными данными. В группах обучаются как незрячие, так и слабовидящие
слушатели.
Ю.Т.: В стенах колледжа созданы специальные условия, в первую очередь -
специальное программное обеспечение. А как этим великим благом могут
воспользоваться обучающиеся на вашем отделении, когда они находятся вне
стен колледжа, а также выпускники?
Э.А.: Важное условие для обучения - наличие личных персональных компьютеров
для выполнения самостоятельных работ. На начальном этапе обучения
преподаватели занимаются установкой и настройкой программного обеспечения на
личных ноутбуках студентов, а также обучением грамотному использованию
тифлотехнических средств реабилитации: диктофонов, тифлофлешплееров и др.
Следует отметить, что некоторые пользователи ПК с нулевым стартовым уровнем
и пожилые слушатели нуждаются в дополнительной направляющей помощи при
выполнении практических заданий, а также в позитивной психологической
поддержке.
Ю.Т.: Могли бы Вы в общих чертах посвятить нас в некоторые детали? Как
происходит сам процесс обучения?
Э.А.: Каждая учебная дисциплина структурно распределяется на теоретические и
практические занятия, обязательно предусматривается время на самостоятельную
подготовку студентов.
При переходе обучения из реабилитационной плоскости в профессиональную было
решено представить компьютерный цикл несколькими учебными дисциплинами.
Такой структурный подход, во-первых, позволил более глубоко изучать темы,
нарабатывать устойчивые навыки совершения различных операций при работе на
персональном компьютере. Во-вторых, появилась возможность более гибкого,
параллельного изложения тем. В-третьих, компьютерный цикл изобилует
информацией, требующей механического запоминания; повторение смежных
вопросов позволяет создать благоприятные условия для запоминания настроек
программ экранного доступа и клавиатурных команд.
В профессиональной и образовательной деятельности скорость выполнения
операций на ПК играет большую роль, поэтому выпускникам необходимо хорошее
знание клавиатурных команд программ, а не только понимание общей схемы
работы с меню. При обновлении программного обеспечения клавиатурные команды,
как правило, меняются реже, что облегчает переход к актуальным версиям
приложений.
Опыт обучения показал, что для освоения слепого десятипальцевого метода
набора целесообразнее выделить отдельные часы, поскольку скорость работы
незрячего пользователя на ПК зависит от скорости набора в кириллице и
латинице. Для изучения многочисленных функций программ экранного доступа и
синтезаторов речи разработана учебная дисциплина <<Тифлопрограммное
обеспечение ЭВМ>>.
Учебный процесс независимо от образовательных программ выстроен в логике
традиционного образования. Лекционный материал обучающиеся записывают любым
доступным способом: диктофонами, плоским или рельефно-точечным шрифтом. На
практикумах апробируются приёмы работы, формируются навыки и умения
выполнения операций с программным обеспечением ПК. Самостоятельные работы
направлены на повторение, закрепление учебного материала, изученного на
аудиторных занятиях. После освоения слепого метода набора на клавиатуре в
русской раскладке по ключевым темам обучающиеся обязательно пишут опорные
конспекты в текстовых редакторах. Методика обучения в колледже показывает,
что электронное конспектирование повышает скорость набора текста, улучшает
процесс запоминания множества клавиатурных команд операционной системы и
приложений, формирует такие качества личности, как трудолюбие и
ответственность. Студенты привыкают не только к пассивному потреблению
знаний, но и к операциям осмысленной обработки и подготовки информации в
доступном для них формате.
Контроль знаний предусматривает систематический мониторинг качества
получаемых студентами знаний и практических умений по всем дисциплинам
учебного плана. Текущий контроль знаний предполагает устный или письменный
опрос, выполнение практических и индивидуальных заданий, контрольных работ,
тестов.
В последней четверти учебного года студенты проходят практическое
производственное обучение, являющееся одним из основных этапов практической
подготовки будущего специалиста, в ходе которого осваивается
профессиональная деятельность оператора ЭВМ в соответствии с
квалификационными требованиями.
Кроме непосредственного выполнения практических заданий студенты делают
записи об алгоритмах выполнения операций в электронный дневник, оформленный
в табличном варианте. Следует отметить, что без выработанного навыка
электронного конспектирования заполнение дневника для большинства студентов
оказалось бы сложной задачей.
В колледже используются различные критерии оценивания качества
образовательной деятельности: проведение анкетирования с целью определения
удовлетворённости качеством образовательного процесса; проведение текущего,
промежуточного, итогового контроля знаний, умений и навыков по учебным
дисциплинам; квалификационный экзамен.
Итоговая аттестация по адаптированной программе профессиональной подготовки
в 2015 году проходила в форме квалификационного экзамена, который проводится
для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе
профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим
профессиональное обучение, квалификационных разрядов. Квалификационный
экзамен включает в себя практическую работу, состоящую из двух заданий, и
теста для проверки теоретических знаний.
Ю.Т.: Что значит компьютер в жизни незрячего?
Э.А.: Компьютерная грамотность даёт возможность незрячему преодолевать
субъективное неблагополучие, застенчивость, болезненное восприятие
собственного дефекта сенсомоторной сферы. Умение пользоваться компьютером
способствует формированию у личности инвалида по зрению таких качеств, как
уверенность в себе, общительность, жизнерадостность, оптимизм.
Использование компьютера позволяет слабовидящим и незрячим людям быть в
некоторой степени наравне со зрячими: участвовать в жизни общества, находить
друзей, единомышленников, заниматься профессиональной, образовательной,
творческой деятельностью.
Ю.Т.: Хотелось бы немного статистики. Сколько человек прошло обучение на
специальном отделении и известно ли Вам, как сложилась их профессиональная
судьба? Из каких городов приезжают к вам учиться?
Э.А.: С 2010 по 2015 годы в колледже тифлокомпьютерными технологиями
овладели 75 человек с ОВЗ по зрению из города Иркутска, городов населённых
пунктов области: Ангарска, Братска, Тулуна, Усолья-Сибирского, Саянска,
Качуга, Черемхово, Тайшета; из других регионов: Бурятии, Якутии, Амурской
области и др.
11 выпускников трудоустроены. 6 человек нашли работу после обучения по
специальностям: преподаватель в колледже, воспитатель в колледже, техник в
вузе, секретарь местной организации ВОС, секретарь в музее. 5 выпускников
продолжили трудовую деятельность, расширив профессиональные компетенции. 6
человек продолжили образование. Выпускники, успешно освоившие
образовательную программу, оказывают консультативную помощь по работе с
персональным компьютером в среде сообщества незрячих пользователей ПК.
Студенты отделения участвовали в общеколледжных концертах, принимали участие
в соревнованиях по шахматам и шашкам, писали тотальный диктант.
В 2015 году обучение тифлокомпьютерным технологиям прошли 15 человек. По
итогам квалификационного экзамена второй разряд по профессии <<Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин>> присвоен двенадцати
выпускникам, третий разряд получили три выпускника.
Ю.Т.: Эльвира Равильевна, всё, о чём Вы рассказываете, заслуживает уважения
и даже восхищения, но ведь наверняка есть и проблемы?
Э.А.: Как без них... Несмотря на сложившиеся благоприятные условия для
обеспечения компьютерной грамотности людей с нарушениями зрения в
образовательной среде колледжа, существуют и объективные сложности.
В условиях инклюзии в образовательную организацию системы СПО приходится
адаптироваться к общеколледжным правилам оформления документации, что не
всегда удобно для людей с ОВЗ по зрению. Отделение испытывает сложности с
подбором кадров преподавателей по компьютерным дисциплинам со знанием
тифлоспецифики, поскольку в России нет базы для их подготовки на
государственном уровне. В условиях динамичного развития аппаратного и
программного обеспечения общего назначения, а также адаптивных решений
преподавателям необходимо постоянно изучать новые аппаратные и программные
средства, что не всегда возможно по причине высоких цен на эту продукцию.
В заключение нашей беседы Эльвира Равильевна сказала:
- Вопреки нетривиальности задачи, инвалидам по зрению жизненно важно
осваивать современные тифлоинформационные технологии. На решение этой
непростой проблемы и направлена деятельность педагогов специального
отделения профессионального обучения.
На наш взгляд, предложенная практика обучения Тифло-ИТ людей с ОВЗ по зрению
в рамках профессионального обучения в образовательной среде колледжа
является вполне успешно работающей организационной моделью образовательного
процесса.
Справочная врезка:
В рамках программы <<Развитие кадровых и методических ресурсов НКО по
обеспечению компьютерной грамотности инвалидов по зрению>> Нижегородский
областной центр реабилитации инвалидов по зрению <<Камерата>> при поддержке
Министерства экономического развития РФ проводил конкурс лучших практик по
обеспечению компьютерной грамотности инвалидов по зрению.
С 28 по 30 июля 2015 года в Нижнем Новгороде проходил II Всероссийский
форум <<Тифло-IT>>, на котором были подведены итоги. Представленная
Апсалямовой Э. Р. на конкурс работа <<Образовательная среда колледжа как
условие для обучения тифлоинформационным технологиям лиц с ОВЗ по зрению>>
была удостоена второго места.

Беседовала Юлиана Терехова
* * *
Благодарности выпускников
С 15 октября по 15 ноября каждый год проводится месячник <<Белой трости>>.
Это месячник посвящён слабовидящим и незрячим людям. В этот особенный месяц
очень хочется рассказать об открытом при Иркутском региональным колледже
педагогического образования (ОГОБУ СПО ИРКПО) отделении
Социально-педагогического образования и профессионального обучения для людей
с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Такое отделение работает
уже шестой год. Для учащихся создан тифлокласс, где каждый обучающийся имеет
своё рабочее место. Наш преподаватель Супрунов Александр Олегович -
незрячий, но надо видеть, как он своими руками <<обнимает>> клавиатуру,
нажимает клавиши, и компьютер отвечает ему пониманием и послушанием.
А какие внимательные воспитатели (они тоже - инвалиды по зрению) -
Скударнова Елена Борисовна и Лиханова Марина Ивановна. Всегда готовы
протянуть руку помощи.
В нашей группе учатся разновозрастные слушатели, все являются инвалидами по
зрению. Вот и я, уже давно находясь на пенсии, считала, что обойдусь и без
компьютера, но потом поняла, что отстаю от жизни и очень благодарна, что
попала именно сюда.
Администрация нашего колледжа смогла решить очень важную проблему.
Иногородним студентам предоставляется общежитие, они проживают в комнатах
по три человека, имеется отдельная кухня, душ, санузел; доставка студентов
до колледжа и обратно осуществляется на микроавтобусе; организовано питание
- работает столовая. Вот и становится понятным, что такое доступная среда!!!
Примите мою искреннюю благодарность, все причастные к открытию этого
замечательного отделения: Министерство образования, директор колледжа
Нагорнова Галина Владимировна и все наши преподаватели!
Ганаева Клавдия Самуиловна, инвалид 2-ой группы по зрению,
ветеран труда, г.Иркутск

В первую очередь - это вновь обретённая независимость. Независимость в
получении любой, какой угодно, информации. Независимость в общении,
возможность связаться с кем угодно в любое время дня и ночи. Независимость в
обеспечении себя необходимыми программами, их установке, работе с ними и
т.д. Простая возможность занять себя интересной книгой, занимательной
информацией, увлекательной игрой в бесконечно тянущиеся будни - это дорогого
стоит! Я вообще теперь не представляю своей жизни без компьютера. Не
хватает слов благодарности нашим педагогам, помогающим нам почувствовать
себя свободными и где-то даже нужными!
Олег Каменев, инвалид 1-ой группы по зрению, выпускник 2013 г, г. Вихоревка.

После того, как начал учиться, я поверил в себя, что я ещё что-то могу.
Теперь я стал ближе к зрячим людям, а где-то и перегнал некоторых из них.
Благодаря компьютерным технологиям я стал менее зависим от физически
здоровых людей.
Игорь Приходько, инвалид 1-ой группы по зрению, выпускник 2013 г , г.
Черемхово.

* * *
Пусть скептики не верят в нас,
В то, что компьютер нам доступен.
Мы пригласим их в тифлокласс -
И все сомнения отступят.
Покажем им программу <<JAWS>>,
А, если проще, - чтец с экрана.
Она для нас в мир зрячих мост,
Чтоб быть нам с ними там на равных.
В наш класс мы с радостью спешим.
Компьютер стал надёжным другом.
Общеньем в группе дорожим,
И педагогов в том заслуга.
Ни инвалидность, ни года
Нам не мешают в деле сложном.
Пусть знают все, что иногда
И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!
Инна Хохрякова, инвалид 1-ой группы по зрению, г. Саянск

* * *
У меня летят года -
Мне уж не 17...
Где найти мне фронт труда,
Чем заниматься?
Документ мне выдал МСЭК,
Что могу трудиться,
Что слепой нужен везде,
Только б подучиться.
Я бы в шофера пошел,
Знай - крути баранку!
Только конкурс не прошёл -
Вдрызг разбил стоянку...
Я б в фотографы пошел,
Чтобы делать съёмку.
Снова конкурс не прошёл -
Засветил всю плёнку...
В повара бы я пошёл,
Стал бы есть от пуза.
Снова конкурс не прошёл -
Говорят: <<обуза>>!
И решил, ребята, я:
Надо мне учиться!
В операторы пойду -
И смогу трудиться!!!
Игорь Приходько, инвалид 1-ой группы по зрению, г. Черемхово

Ответить   Sat, 21 Nov 2015 12:52:16 +0800 (#3336384)

 

Sent: Saturday, November 21, 2015 7:52 AM

...

Господа и дамы, вы вообще читаете то, что пишут модераторы? Только что ведь
написал, что отправлять в лист бесконечной длины талмуды запрещено
правилами. Это во-первых. А во-вторых, лист SPH имеет свою специфику по
части тематики. Рекомендую прежде читать правила листа, а уже потом писать в
него.

[+] Предупреждение.
Причина1: офтопик. О компьютерах мы разговариваем в листе "Компьютерные
проблемы незрячих и слабовидящих";
Причина2: Размер письма превышает разрешённые 15 килобайт.

Ответить   Sat, 21 Nov 2015 09:14:05 +0300 (#3336397)