Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право



Право
Номер выпуска рассылки: 100
Дата выпуска рассылки: 2006-03-04

Количество подписчиков: 4321
Право

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


Приглашаем к сотрудничеству юридические фирмы, практикующих юристов, адвокатов.
В выпусках рассылки Вы можете разместить свои материалы по вопросам права, ответить на вопросы подписчиков рассылки.
Об условиях размещения можно узнать направив письмо
на bsm-pravo@rambler.ru

 «Коммерсант-Деньги», № 8 (564), февраль 2006 г.

Серая гвардия

В 2005 году ряд российских кредитных организаций лишился лицензий на осуществление банковской деятельности. Каковы бы ни были официальные причины отзыва лицензий, в действительности все объясняется тем, что таким образом федеральные органы исполнительной власти стали бороться с «серым» импортом

Традиция кормления

Что такое «черный» импорт, объяснять не надо: это контрабанда, т. е. незаконный, тайный ввоз на территорию РФ товаров. Технология контрабанды в данном случае нас не очень интересует. Что бы ни делалось, результат один: за ввезенный товар контрабандист не платит ни копейки таможенных пошлин. «Серый» импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, только слегка закамуфлированная под легальный ввоз товара. Сегодня «серый» импорт скучен и прост: для него достаточно одной или двух подставных фирм. Импортер не работает с поставщиком товара напрямую - для закупки используется промежуточная фирма, чаще всего офшорная, которая заключает контракт с поставщиком на полную стоимость партии. Российский импортер в свою очередь заключает контракт с фирмой-посредником (посредников может быть сколько угодно), покупая у нее этот же товар, но уже за полцены. Результат - неполная оплата таможенных пошлин, однако при этом товар официально проходит таможенную очистку. Понятно, что «серый» импорт невозможен без участия таможенников-взяточников. Ведь они видят, что вместо указанных в сопроводительных документах субпродуктов ввозится облагаемое более высокими пошлинами мясо или при ввозе партии мобильных телефонов по $100 за штуку в фуре лежат коробки с телефонами класса «премиум».

Государство на контрабанде и «сером» импорте теряет миллиарды, а таможенники строят особняки, ездят на дорогих внедорожниках и отдыхают на самых дорогих курортах. Сложившийся в России теневой рынок коррупционных услуг позволяет оценить потери госбюджета. Обычно размер взяток составляет 10-15% от «цены вопроса» - сэкономленной взяткодателем суммы, в данном случае - суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и НДС, уплачиваемых при ввозе товара. То есть если вы видите таможенника с официальной зарплатой $700 на автомобиле стоимостью примерно $100 тыс., значит, он помог украсть из бюджета $1 млн.

По идее государственные мужи должны понимать, что борьба с «серым» импортом - это борьба с коррупцией на таможне. Но бороться с ней никто не хочет. Во-первых, потому что сами государственные мужи - чиновники, плоть от плоти системы. Возможно, они сами в свое время брали взятки в той или иной форме: конвертами, контрактами на консультационные услуги или на чтение лекций на курсах повышения квалификации, научными грантами и т. д. Во-вторых, бороться с коррупцией в стране с глубокими традициями «кормления» с государственной должности, т. е. почти официального взимания мзды в доход конкретного чиновника, - долго, тяжело и, главное, опасно.

Поэтому государство пошло по другому пути, попытавшись прижать тех бизнесменов, которых можно заподозрить в причастности к «серым» схемам. Первыми пострадали ритейлеры, специализирующиеся на торговле импортными товарами. В прошлом году это проявилось, например, в серии обысков у крупнейших продавцов мобильных телефонов.

Впрочем, шумно начавшаяся кампания закончилась тихо. Предъявить ритейлерам было нечего. Сами они товар не импортировали, а покупали его у посредников. Те - у компаний-однодневок, числившихся по бумагам официальными импортерами. Теоретически можно конфисковать партию контрабанды - независимо от того, кто в настоящий момент является собственником контрабандного товара, но это довольно сложная судебная процедура. К тому же наученные горьким опытом ритейлеры научатся хранить в складских остатках минимальное количество товара, а остальное искать будет довольно проблематично. Поэтому власти, не теряя из виду ритейлеров, переключились на других участников «серых» схем - банки.

Чемоданы вышли из моды

В «серой» схеме есть один недостаток. Производителя, допустим, мобильных телефонов мало волнуют проблемы таможенной очистки, он хочет получить за свой товар именно те деньги, какие обозначены у него в прайсах, пусть со скидкой, но, конечно, не в два и не в три раза. Значит, посредник-офшор должен получить не ту сумму, которая стоит в контракте с импортером, а столько, сколько нужно, чтобы расплатиться с производителем. Как ему их передать? Чемоданы с долларами вышли из моды, да и валютная наличность вздорожала, а значит, эти суммы идут безналичными каналами. Однако российская фирма не может просто так прийти в банк, купить там немного долларов и попросить переслать их на заграничный счет. Чтобы купить валюту и перевести ее за границу, российская фирма должна предоставить в банк серьезные документальные основания для этой операции. Самым простым и надежным основанием является контракт с зарубежной фирмой на закупку товара, ввоз которого будет подтвержден таможней. Но если товар покупается у иностранной фирмы уже на территории РФ или же покупается за рубежом, а на территорию РФ не ввозится, то процедура закупки и перевода валюты значительно упрощается, поскольку не требует подтверждающих документов из таможенных органов - единственных, кто может узнать, существует ли этот товар в действительности. Банк этого проверить не может, а потому не может проверить и достоверность контракта, который ему представили в качестве основания для покупки и перевода валюты. Его дело простое: смотреть, чтобы эти документы соответствовали требованиям ЦБ, и вовремя перед ЦБ отчитываться.

Если теперь мы посмотрим на совокупную отчетность за 2005 год, представленную российскими банками в ЦБР, то обнаружим, что за товары, купленные российскими компаниями у нерезидентов на территории РФ, было заплачено без малого 1,2 трлн рублей, а за товары, приобретаемые российскими компаниями у нерезидентов без ввоза на территорию РФ,-- 360 млрд рублей. Откуда взялось такое количество товара у нерезидентов на территории РФ и куда российские компании дели товары, купленные за рубежом, а в Россию не ввезенные? Ответ прост: этих товаров нет и не было. Есть другие - те, что были ввезены в Россию за полцены. А валюта, вырученная по липовым контрактам, ушла за границу, чтобы покрыть разницу в обход налога на импорт. Что и требовалось доказать: закон один, а способов обойти его - множество.

Компании, которые могут себе это позволить по профилю своей деятельности (например, IT-компании), предпочитают заключать договоры с иностранными партнерами на оказание услуг, реальность которых проверить еще труднее. Общий объем платежей такого рода неуклонно растет; в 2005 году он превысил 250 млрд рублей. Теперь ЦБР решил взять под усиленный контроль эти валютные потоки. Накануне Нового года, 26 декабря 2005 года, ЦБ издал письмо #161-T «Об усилении борьбы по предотвращению сомнительных операций». Письмо требует от банков усилить контроль за денежными операциями их клиентов для предотвращения легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности. Формально право давать такие рекомендации у ЦБР есть - он наделен им в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Как следует из письма, перечисленные в нем подозрительные операции являются продолжением списка, содержащегося в предыдущих письмах ЦБР от 21 января 2005 года #12-Т и 26 января 2005 года #17-Т, в которых прямо есть ссылка на этот закон. Однако проблема в том, что этот закон не может быть использован для выявления преступлений, предусмотренных ст. 194 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или с физического лица» (ст. 3 закона «О противодействии легализации»). Между тем анализ последнего дополнения к списку позволяет сделать вывод, что основное острие борьбы направлено как раз на борьбу с «серым» импортом.

Например, сомнительной считается операция, связанная с конвертацией рублевых средств клиентов банков в иностранную валюту с последующим их переводом на счета иностранных юридических лиц, т. е. практически любая операция по приобретению товаров, работ или услуг иностранного юрлица. Сомнительными считаются и операции по обналичиванию, например поступление по безналичному расчету денежных средств от организаций физическим лицам с последующим снятием денег со счета в течение «нескольких дней» (скольких именно - не уточняется). Если толковать письмо буквально, сомнительными становятся все зарплатные банковские карты, по которым получает легальную, «белую» зарплату пол-Москвы. Но самая откровенная формулировка, подтверждающая предположение автора о направленности данного письма на борьбу с «серыми» импортерами, содержится в п. 3 документа: сомнительными являются операции «по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу». То есть операции по двум классическим схемам «серых» импортеров.

Дальнейшие действия ЦБР на основании этого письма подтверждают эти подозрения. 10 февраля ЦБР опубликовал письмо своего председателя Сергея Игнатьева к главным управлениям ЦБ #20-Т «О проведении сомнительных операций по счетам акционерного коммерческого банка 'АзияУниверсалБанк'«. Банк России, сообщается в нем, выявил, что по корсчетам киргизского АзияУниверсалБанка, открытым в российских банках, осуществлялись регулярные и значительные по своим масштабам операции, которые ЦБ относит к сомнительным. При этом масштаб этих операций и их постоянный характер позволяют ЦБ предполагать, что за ними скрывается оплата «серого» импорта. И Банк России рекомендовал своим территориальным учреждениям при проведении инспекционных проверок банков уделять особое внимание операциям, осуществляемым с использованием таких счетов.

Революционная законность - это беззаконие

Казалось бы, что тут такого? ЦБР плечом к плечу с Федеральной налоговой службой, Генпрокуратурой и таможенниками борется с «серым» импортом, а заодно и с уклонением от уплаты налогов и вывозом капитала за границу. Ведь это пойдет только на пользу и бюджету, и экономике в целом. Однако будем реалистами: банк физически не способен проверить реальность представленных ему договоров или благонадежность всех своих клиентов (понятно, что серьезный импортер не станет рисковать и заключать липовый контракт напрямую, а воспользуется для этого фирмой-посредником). Сотрудники банка, ответственные за противодействие легализации, не наделены экстрасенсорными способностями, чтобы отличить, какие операции не имеют, как сказано в цитировавшемся письме ЦБР от 26 декабря 2005 года, «очевидного экономического смысла», а какие имеют. Строго говоря, если вы не специалист в области определенного сегмента рынка, то для вас любые операции не имеют «очевидного экономического смысла». По сути, от банка требуется угадать, что проводимая операция незаконна, и отказаться ее проводить или провести, но сообщить куда следует. Последствия такой политики для банка очевидны: потеря доверия клиентов, а затем и самих клиентов, и хорошо еще, если уйдут только те, кто пользуется «серыми» схемами. Если же продолжать работать как и раньше, есть риск впасть в немилость у ЦБР и в конце концов лишиться лицензии.

Разумеется, действия ЦБР вновь послужили почвой для слухов о черных списках очередных «жертв противодействия отмыванию» среди банков. То есть, судя по всему, банковскую систему и в этом году будет лихорадить. Ведь ни клиенты, ни коллеги-банкиры не знают, у кого отзовут лицензию в следующий раз. Чаще всего отзыв лицензии означает банкротство банка, а значит, вкладчики, клиенты банка и иные кредиторы, например банки, предоставившие жертве борьбы с отмыванием межбанковские кредиты, не получат свои деньги или получат не все.

А что же «серый» импорт? Вряд ли такими методами можно его победить. Но даже если и предположить, что это удастся, коррупцию на таможне ликвидация «серого» импорта не ликвидирует. Просто таможенники приноровятся к новой системе. Например, будут брать мзду за ускорение прохождения таможенных формальностей.

Впрочем, возможна и другая версия. Еще в прошлом году, в разгар обысков у крупнейших ритейлеров мобильных телефонов, наблюдатели обратили внимание, что, перетряхивая московские фирмы, правоохранительные органы обошли вниманием питерские. Вполне возможно, что и ЦБР будет гораздо либеральнее к банкам, обслуживающим «серые» схемы определенных импортеров, тем самым просто создавая им конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, не столь дружественными определенным чиновникам.

Артур КОПЫЛОВ, исследователь-стажер компании Gardner Consulting

«Бизнес» от 27.02.2006 г.

$500 на человека в месяц

В день вступления в силу новых правил ввоза в Россию импортных товаров чиновники приготовили челнокам еще один крайне неприятный сюрприз. Вслед за снижением весового предела беспошлинного ввоза Минэкономразвития собирается более чем вчетверо снизить и порог стоимости беспошлинного импорта. Как сообщила вчера директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Галина Баландина, уже с начала следующего года без уплаты таможенных платежей ввезти в Россию можно будет товары стоимостью не более 15 тыс. руб.

Эксперты считают предложение абсурдом: челноки придумают, как обойти эти ограничения, в то же время обычным гражданам, возвращающимся в Россию из турпоездок, новая идея МЭРТ может создать массу проблем.

Вчера вступило в силу постановление правительства, согласно которому ввозить товары весом до 35 кг без уплаты таможенных платежей можно будет только раз в месяц, тогда как прежние правила позволяли физическим лицам беспошлинно провозить товар весом до 50 кг и периодичностью один раз в неделю. Следующий удар по челночному бизнесу нанесут подготовленные Минэкономразвития поправки в Таможенный кодекс, снижающие стоимостную норму беспошлинного ввоза товаров с 65 тыс. до 15 тыс. руб.

Исключение составят лишь единичные дорогостоящие товары, предназначенные для личного пользования. Но как таможня будет отличать товары, предназначенные для личного пользования, от ввозимых для продажи, пока неясно. Галина Баландина пообещала лишь, что МЭРТ подробно опишет четкие критерии, по которым таможенники и смогут определять, ввозятся товары для реализации или для личного пользования. Так или иначе, сейчас поправки находятся на межведомственном согласовании, осенью, как ожидается, они поступят в Госдуму на рассмотрение, а с 1 января 2007 года вступят в силу.

«Борьба с челноками ведется давно, - напоминает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов. - Теперь им придется разбивать ввозимый товар на более мелкие партии либо платить полагающиеся таможенные сборы, что увеличит их издержки и приведетк увеличению цен на внутреннем рынке». Гораздо более эмоционально реагируют сами челноки. «Это что-то невообразимое!» - возмущается предпринимательница, несколько лет закупающая товар в Турции. Она убеждена, что челночный бизнес выживет, даже если предложения МЭРТ будут реализованы, - просто размер взяток на таможне увеличится. «Чиновники сильно ошибаются, надеясь на то, что челноки начнут в полном объеме платить пошлины с ввозимых товаров, - подтверждает генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова. - Контрабанды меньше не станет, нужно менять работу самой таможни. Так что если решение о снижении весового порога еще как-то оправданно, то вторая мера - по уменьшению стоимости товаров, которые можно ввозить без уплаты пошлины, - никуда не годится.

Ведь $500 - это очень незначительная сумма, и в первую очередь пострадают граждане, покупающие вещи для личного пользования: им каждый раз придется доказывать, что товар не пойдет на продажу».

Реализация предложений МЭРТ приведет и к существенному изменению цен на импортные товары, продающиеся в России. По словам Галины Баландиной, уже только в результате снижения весового порога беспошлинного импорта товары, которые ввозятся челноками, подорожают на 30%. «Безусловно, уплата импортерами НДС и таможенных пошлин повлечет за собой и повышение цен»,— поясняет чиновник. Оценить масштабы роста цен после снижения вчетверо и ценового порога беспошлинного импорта пока что не берется никто. Но эксперты сходятся во мнении, что возможное повышение цен сыграет на руку сетевым ритейлерам, которые специализируются на продаже одежды.

«Если цены на товары челноков повысятся и сравняются с ценами в наших магазинах, приток новых клиентов к нам вполне возможен, - говорит директор по маркетингу московского представительства компании Sela Наталья Боброва. - Но вряд ли он будет значительным - все больше людей и так уже одеваются в сетевых магазинах, к тому же челноки не являются нашими основными конкурентами». Международный директор Русской торговой группы (франчайзи C&A, Morgan, Koton и Bhs) Марина Волощук также считает, что при прочих равных условиях люди предпочтут покупать одежду в магазине, а не на рынке. Тем более что действия МЭРТ никак не влияют на цены сетевиков. «Цены на наши товары во многом зависят от размера импортных пошлин, - говорит Наталья Боброва. - Если правительство их не повысит, то и мы оставим свои цены на нынешнем уровне».

Совсем недавно «Бизнес» опубликовал результаты весьма любопытного исследования, согласно которым даже в Москве безоговорочно лидирующим форматом на рынке одежды, несмотря на рост фэшн-индустрии, до сих пор остаются вещевые рынки (см. «Бизнес» от 22 февраля). Реализация предложений МЭРТ может наконец изменить расклад сил в пользу сетевиков.

Татьяна АЛЕШКИНА, Владимир ЛАВИЦКИЙ

«Ведомости» от 27.02.2006 г.

Конец челнока

С 1 января 2007 г. Минэкономразвития планирует прекратить беспошлинную торговлю

Минэкономразвития переходит в решающее наступление на бизнес челноков. Порог беспошлинного ввоза товаров может быть снижен с 65 000 до 15 000 руб. Однако текстильной промышленности эта мера уже не поможет, полагают эксперты, зато обычных туристов, сделавших за границей приобретения больше чем на $532, на российской таможне будут ждать неприятности.

Искоренить беспошлинную торговлю - давняя мечта таможенников. Нормы ввоза без пошлин надо сокращать, потому что “ездить с баулами — это нецивилизованно” и мешает развитию российской промышленности, говорил год назад в интервью “Ведомостям” руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. Одной победы таможенники уже добились: со вчерашнего дня по постановлению правительства граждане могут ввозить без уплаты пошлин не 50, а 35 кг товаров и пересекать границу не раз в неделю, а раз в месяц.

Этим достижением Минэкономразвития, которому с 2004 г. подчиняется таможня, ограничиваться не собирается. С 1 января 2007 г. максимальная норма беспошлинного ввоза товаров может быть снижена с 65 000 до 15 000 руб., заявила директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина. Соответствующие поправки могут быть приняты Госдумой осенью, добавила она. Борьба с челноками может привести к росту цен на ввозимые ими товары на 30% и выше, но вести ее необходимо: из-за того что челноки не платят НДС и таможенные пошлины, создаются неравные условия для российских производителей, которые “зачастую вынуждены работать нелегально”, уверена Баландина. В европейской части России челноки обеспечивают 20-30% импортной одежды и обуви, а на Дальнем Востоке — 60-80%.

“Надо порядок наводить”, - одобряет действия федеральных властей замгубернатора Читинской области Виктор Столяров. Часть жителей области потеряет работу, но челночной торговлей занимается “незначительный процент”, говорит он. Работу в области найти можно, а челноки, как правило, - “бедные женщины, наемные работницы живущих в России китайцев”, уверяет Столяров. По его словам, китайцы называют их “кэмэлами”.

Однако текстильной промышленности, лоббировавшей отмену челночной торговли с середины 1990-х гг., усилия чиновников уже вряд ли помогут, полагают эксперты. Таможенная стоимость импортных товаров в 2005 г. была занижена на 23%, отмечает экономист Центра развития Сергей Пухов, сравнивавший таможенную статистику России и ее торговых партнеров. “Но главная проблема не в челноках, а в сером импорте”, — уверен Пухов. В сером импорте из Юго-Восточной Азии видит главную угрозу для легпрома и директор по маркетингу группы компаний “Чайковский текстиль” Евгений Титов: “За 2005 г. цены на китайский текстиль снизились на 5-8%, а у российских производителей из-за роста издержек выросли на 5,5%“. Челноки — не конкуренты российских производителей, потому что работают в разных нишах, добавляет президент альянса “Русский текстиль” Владимир Столяров: челноки завозят по большей части одежду, а российские предприятия занимаются в основном производством хлопчато-бумажных тканей. “Главная причина упадка легпрома не в конкуренции с дешевым импортом, а в том, что предприятия много лет не модернизировались”, — уверен он. Тем не менее, если бы на таможне был порядок, ниш для развития отечественной промышленности было бы больше, полагает экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

А вот у обычных туристов, возвращающихся из-за границы с покупками на сумму выше 15 000 руб., возникнут проблемы. “Они должны будут платить пошлину”, - предупреждает представитель Минэкономразвития Константин Богданов. Любителям шотландского виски придется выложить 2 евро за литр. А тем, кто решил приодеться за рубежом, - 20% за костюм или платье, но не меньше 2,5 евро за 1 кг, а за сапоги - 15% плюс 0,7 евро за пару.

Александра ПЕТРАЧКОВА

«Время новостей» от 27.02.2006 г.

Маме шубы не видать

Со вчерашнего дня в России действуют новые нормы провоза товаров через границу. Ужесточая правила беспошлинного ввоза потребительских товаров, правительство надеется сократить объемы ввозимых челноками товаров и увеличить долю легального импорта. Кроме того, дешевые китайские и турецкие товары не оставляют шансов на выживание российской легкой промышленности.

Однако даже авторы поправок признают: в первую очередь это решение приведет к значительному росту цен. «Цены на товары, ввозимые челноками, поднимутся до 30% и выше», - рассказала журналистам глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли Галина Баландина.

В соответствии с постановлением правительства ограничивается физический объем беспошлинно ввозимых товаров, а также частота поездок. Теперь частное лицо может привезти с собой не 50 килограммов вещей, как ранее, а 35. Да и этот вес можно «взять» для пересечения границы не раз в неделю, как это было до вчерашнего дня, а раз в месяц.

Впрочем, это только начало. С 1 января 2007 года Министерство экономического развития предлагает снизить стоимостные нормы беспошлинного ввоза потребительских товаров с нынешних 65 тыс. руб. более чем в четыре раза - до 15 тысяч.

Особенно сильно вводимые меры ударят по жителям приграничных территорий. Как рассказала г-жа Баландина, если через европейскую часть границы челноки ввозят порядка 20-30% всего импорта одежды и обуви, то на Дальнем Востоке на них приходится 60-80%. Вопрос о трудоустройстве тысяч людей, живущих за счет челночной торговли, также остается открытым. Правда, объем челночной торговли, по данным Минэкономразвития, все равно снижается год от года – за счет укрупнения компаний, занимающихся импортом товаров широкого спроса.

Более того, экономическая эффективность введения этих мер не просчитана.

Отвечая на вопрос, какого сокращения объема челночной торговли ожидают чиновники, глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела отметила, что все будет зависеть от действий таможенников в каждом конкретном регионе.

Также непонятно, что делать любителям одеваться за границей. Возможность ввозить товары лично для себя чиновники обещают сохранить. По словам Галины Баландиной, в поправках к Таможенному кодексу будут максимально точно прописаны критерии, по которым таможенники смогут определять, ввозятся ли товары для реализации или для личного пользования. Но вряд ли в законе можно предусмотреть все частные случаи. Наверно, к одной даже очень дорогой шубе таможенники придираться не будут. Но что делать, если шубы две - для себя и для мамы. Как показывает практика, любой вопрос, решение которого отдано на откуп чиновнику, как правило, решается не в пользу гражданина. Так что есть опасения, что введение новых правил увеличит размер мзды, а, следовательно, дополнительно повысит стоимость товаров, но явно не объемы легального импорта.

Вера СИТНИН

«Московский Комсомолец» от 27.02.2006 г.

Бабы с ввоза — таможне легче

Государство нагло зажимает “челночниц”

Власти всерьез взялись за коробейников. Новые таможенные правила ограничивают ввоз товаров в страну для граждан. Цель — отделить “челноков” от туристов. И заставить первых платить государству сполна за свое предпринимательство.

Отныне россияне смогут ввозить в страну беспошлинно 35 килограммов товаров “для личного пользования”. Причем делать это разрешено не чаще раза в месяц. До сего момента ограничения по весу такого багажа составляли 50 килограммов. И пересекать границу со своим товаром коробейники могли каждую неделю. Итого – 150-200 килограммов в месяц вместо нынешних 35.

Впрочем, новые правила не снижают стоимость прибывающих в страну товаров: их пороговая цена, как и раньше, составляет 65 тысяч рублей. И везти без уплаты таможенных пошлин и налогов “челноки” по-прежнему могут все что угодно, кроме транспортных средств.

Злостным нарушителям “закона багажа” грозит штраф в размере от 50 до 200% стоимости товаров, “явившихся предметами административного правонарушения”.


Вплоть до их конфискации.

Таможенники рассчитывают, что объемы ввозимых “челноками” товаров сократятся на 20%. А директор таможенного департамента Минэкономразвития Галина Баландина уверенна, что цены на вещевых рынках вырастут на 30%.

Как стало известно “МК”, за несколько дней до вступления ограничений в силу на российско-китайской границе случился аврал. На одном из международных автомобильных пунктов количество въезжающих зашкалило. Коробейники старались успеть въехать по старым правилам. Так что некоторое время привычные товары из Китая с прилавков не исчезнут. Правда, ценники будут уже новыми.

Юлия ШЕСТОПЕРОВА, Виктория ПРИХОДЬКО

«Коммерсант» от 28.02.2006 г.


Председатель правительства РФ Михаил Фрадковподписал постановление о заключении соглашения между правительством РФ, с одной стороны, и правительством Королевства Дания и местным правительством Фарерских островов, с другой стороны, о торговле между Россией и Фарерскими островами товарами, происходящими с таможенной территории РФ и таможенной территории Фарерских островов;

издал распоряжение, которым внес изменения в перечень товаров, на ввоз которых до 1 апреля 2006 года не распространяется режим свободной таможенной зоны, действующий на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. Согласно документу, в перечень включен более детальный список мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, а также свежих, охлажденных или мороженых домашних кур. Кроме того, перечень расширен за счет репчатого лука, лука шалот, чеснока, лука порей и прочих луковичных овощей (свежих или охлажденных), а также за счет пшеницы, ржи, ячменя и овса (кроме семенных), муки.

«ПРАЙМ-ТАСС» от 28.02.2006 г.

Россия введет с 1 января 2007 г новую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности – замначальника управления ФТС

Россия введет с 1 января 2007 г новую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности /ТН ВЭД/. Об этом сообщил заместитель начальника главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений Федеральной таможенной службы России /ГУТНиТО ФТС/ Анатолий Ленартович в ходе сегодняшней очередной рабочей встречи с представителями деловых кругов.

Представитель ФТС пояснил, что ТН ВЭД в России меняется через каждые 5 лет - с тем, чтобы соответствовать аналогичным системам, применяемым зарубежными странами, передает пресс-служба ФТС.

«Независимая Газета» от 01.03.2006 г.
МЭРТ спилил коррупционный сук

РФФИ лишают монопольного права на продажу федерального имущества
Евлалия Самедова

Как стало известно вчера, Министерство экономического развития и торговли РФ направило в правительство проект закона «О внесении изменений в Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Документ подготовлен департаментом имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования МЭРТа. В первую очередь речь идет об изменениях, предполагающих отказ от действующей системы продажи федерального имущества. В настоящее время его реализует Российский фонд федерального имущества (РФФИ), согласно же тексту законопроекта, функции продавца могут быть также возложены на «иные юридические лица, способные нести имущественную ответственность по обязательствам, связанным с продажей имущества».

Как пояснили «НГ» разработчики законопроекта, основная его цель – обеспечить базу для эффективной приватизации. «Мы были готовы на эту меру еще в 2001 году, однако тогда РФФИ пролоббировал норму, по которой продавцом может быть только специализированное учреждение, коим фонд и является», – заявила «НГ» начальник отдела политики управления госимуществом департамента имущественных отношений МЭРТа Ольга Соколова. В настоящее время, по ее словам, министерство пытается вернуться к своему намерению сделать приватизационный рынок открытым для здоровой конкуренции.

В РФФИ воспринимают законопроект, лишающий фонд монопольного права на проведение торгов, крайне сдержанно. «Как государственное учреждение любое принятое правительством решение мы будем выполнять», – сказал «НГ» пресс-секретарь РФФИ Александр Комаров. Однако при этом отметил, что не очень представляет себе, кто может выступить альтернативным РФФИ продавцом. В фонде считают, что реализацией федерального имущества должна заниматься строго контролируемая структура. Доводом в пользу своего монопольного положения в РФФИ также считают тот факт, что, будучи госучреждением и перейдя на бюджетное финансирование, только фонд способен решать государственные задачи и, в частности, заботиться о пополнении бюджета. «Если же на одном рынке с нами будут работать коммерческие структуры, то будет абсурд. Любая коммерческая структура будет заботиться о своей выгоде. Если же роль продавца будут выполнять другие госструктуры, то это еще больший абсурд. Есть одна таможня, давайте сделаем еще пять и будем на конкурсе выяснять, какая из них таможеннее», – предложил пресс-секретарь РФФИ.

Недовольство фонда, по мнению экспертов, вполне обоснованно. Подобной реакции стоило бы ожидать от любого ведомства, у которого отбирают функции. Как правило, это влечет за собой сокращение штата и финансирования. Как сказал «НГ» начальник департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, «для государственной организации это равносильно тому, чтобы спилить сук, на котором она сидит». И между тем эксперт считает меру, предложенную МЭРТом, довольно эффективной. В роли альтернативного продавца сможет выступить и негосударственная организация. Подобная же практика – привлечения частных управляющих компаний – очень распространена в высокоэффективных западных экономиках. «У частника есть резон выполнять эту работу более эффективно, чем у государства, для которого эта работа – всего лишь функция, которая подвержена коррупции», – сказал Игорь Николаев.

Не избегают разговоров о коррупции и в МЭРТе. По словам начальника отдела политики управления госимуществом Ольги Соколовой, изменения в законе о приватизации позволят снизить коррупционность продаж, от которых фонд не совсем свободен. «При этом, – подчеркнула разработчик законопроекта, – мы никогда не умаляли роль РФФИ как профессионального организатора торгов. Мы объективно представляем, что у него есть уникальные ресурсы для эффективных продаж – при всех недостатках их деятельности, которые не являются секретом».

«Гудок» от 02.03.2006 г.

Таможня ценит японские авто

Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) разработало проект справочника ценовой информации на подержанные автобусы корейского производства. Вчера документ был направлен на утверждение в Федеральную таможенную службу.

Как рассказали «Гудку» в пресс-службе ДВТУ, главная цель выпуска справочника – добиться единообразия оценки ввозимого из Японии и Южной Кореи на территорию региона автотранспорта. До сих пор учитывались только две характеристики – вместимость и год выпуска. Однако этих данных для определения таможенной стоимости автомобиля недостаточно. Разработка проекта справочника велась специалистами ДВТУ и Владивостокской таможни совместно с участниками внешнеэкономической деятельности. 1 апреля утвержденный справочник введут в действие. Таможенники будут обращаться к нему в том случае, если владелец ввозимого транспортного средства не сможет представить документы, подтверждающие его стоимость.

Это уже второй справочник, подготовленный специалистами ДВТУ. Ранее был разработан документ для определения стоимости легковых автомобилей. Он вступил в действие с 1 января 2006 года. Его разработка вызвала акции протеста приморских автолюбителей, которые опасались, что новые правила увеличат цену на автомобили. «Организовывая акции протеста, мы руководствовались тем, что информация в готовящемся справочнике по японским и южнокорейским легковушкам была необъективной, – сказал «Гудку» лидер приморского общества по защите гражданских прав «Свобода выбора» Владимир Литвинов. – После этих акций ДВТУ и стало привлекать к работе представителей заинтересованных компаний и фирм. Так что справочник по легковым автомобилям вышел сбалансированным, а его применение не повлекло повышения цен». Но, как отметил Литвинов, не исключено, что данные документы некоторые таможенники смогут использовать в личных интересах. «Например, вы покупаете авто в Японии за тысячу долларов. Но согласно справочнику стоимость вашего автомобиля – три тысячи. И тут даже документы, подтверждающие покупку, могут не помочь избежать неприятной ситуации, когда лучше дать взятку таможеннику, чем доказывать свою правоту».

Между тем специалисты Дальневосточного таможенного управления уже совместно с Находкинской таможней разрабатывают ценовой справочник на ввозимые грузовые автомобили.

Анна ЗОГРАФ

«Коммерсантъ» от 02.03.2006 г.


Декларация о намерениях

Правительство получит новую концепцию корпоративного законодательства

Вчера Минэкономразвития внесло в правительство новую редакцию концепции по развитию корпоративного законодательства в РФ до 2008 года, сообщила директор департамента министерства Анна Попова. «Концепция одобрена советом по конкурентоспособности 10 февраля. При этом было предложено послать концепцию на доработку, и сегодня она будет повторно внесена в правительство с тем, чтобы на ближайших заседаниях правительство ее одобрило», - напомнила она. Госпожа Попова пояснила, что концепция содержит около 15 законодательных инициатив в области развития российского корпоративного законодательства. В частности, по словам Анны Поповой, уже готов один из законопроектов - по противодействию корпоративным захватам. Сейчас МЭРТ ждет на него рецензию из правового управления президента. Госпожа Попова рассказала, что законопроект содержит предложения по рассмотрению судебных исков по месту регистрации пострадавшего в результате корпоративного спора, а также некоторые меры против двойных советов директоров и органов управления. Кроме того, он вводит солидарную ответственность регистратора и эмитента за деятельность по ведению реестра ценных бумаг. В концепцию также входят предложения по введению единого организационно-правового статуса российских компаний в акционерное общество. По словам представителя МЭРТа, в документах отдельно стоит вопрос о регулировании корпоративных споров, более четко прописаны требования по правовым формам корпоративного управления, по участию независимых директоров в сделках с заинтересованностью.

ИА «Альянс Медиа« от 02.03.2006 г.

Контрафакту объявлена война на законодательном поле

Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы в сфере интеллектуальной собственности в России стали главной темой обсуждения на втором заседании оргкомитета по подготовке мероприятий в защиту авторских и смежных прав, прошедшего 1 марта в Минэкономразвития. Заседание прошло с участием двух федеральных министров: главы МЭРТ Германа Грефа и министра образования и науки Андрея Фурсенко.

Открывая работу заседания, А. Фурсенко сообщил о принятом решении расширить состав оргкомитета, в который дали согласие войти такие известные деятели культуры, как Юрий Башмет, Владимир Соловьев, Карен Шахназаров и Александр Розенбаум. Он также рассказал, что на третьем заседании глава Роспатента Борис Симонов представит методику расчетов контрафактной продукции в России. А по вопросу о защите прав российских правообладателей за рубежом, ориентировочно выступит с докладом К. Шахназаров.

На совещании был представлен доклад помощника главы МЭТР Юрия Любимова о позитивных тенденциях, которых удалось добиться на правовом поле в совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Ю. Любимов отметил, что проблема нарушения прав интеллектуальной собственности весьма серьезна. От контрафактной продукции страдают не только правообладатели, вынужденные компенсировать свои потери на рынке оптических носителей, но и зрители. От нарушителей авторских, изобретательских и смежных прав бюджет не получает миллиарды рублей налоговых поступлений. Страна несет значительные репутационные издержки из-за незащищенности правообладателей. Но главное, что воровство интеллектуальной собственности имеет серьезный социальный эффект: общество привыкает покупать краденое и «развивает в себе преступные импульсы», считает он.

Заставить «пиратов» отказаться от сверхприбыльного бизнеса – непростая задача, которая может быть решена только путем комплексного воздействия со стороны государства на все стадии незаконного производства и реализации контрафактной продукции. По словам Ю. Любимова, совещания с представителями профессиональных сообществ по проблеме контрафакта показали единодушие всех участников рынка в этом вопросе - все они указывают на необходимость коренных изменений в законодательстве.

Как отмечалось в докладе, в этом направлении нужно решить несколько блоков задач. Во-первых, необходимо предоставить в распоряжение правоохранительных органов по-настоящему эффективный законодательный механизм борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Следует инициировать ряд изменений в УК и УПК РФ, улучшающих ситуацию в некоторых проблемных вопросах (наличие критериев определения цели сбыта, механизм конфискации производственного оборудования и ряд др.). В октябре 2005 г. в ГД РФ внесен законопроект об изменении ст. 151 УПК РФ в части установаления альтернативной подследственности в отношении расследования преступлений в области авторских и смежных прав.

Докладчик особо остановился на вопросе о санкциях. Он отметил, что действенным механизмом могло бы стать повышение не столько максимальных, сколько минимальных размеров санкций. Очевидна, по его словам, и необходимость существенного повышения административных штрафов за нарушения авторских прав.

Второй блок, как отметил докладчик, касается необходимости лишить «пиратов» всего арсенала средств по обходу закона. К их числу относится заключение фиктивных договоров о передаче прав в отношении произведений с несуществующими лицами, оформление прав собственности или аренды оборудования на третьих лиц. В начале февраля с.г. в Правительство РФ внесен на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий совершенствование системы коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Третий блок задач касается проблемы контроля за розничной реализацией оптических и иных носителей, как одного из эффективных методов борьбы с пиратством. Поскольку торговля подобной продукцией ведется «всегда на виду», иначе она не будет рентабельной, то ее «изгнание» из розничного сегмента рынка могло бы нанести серьезный удар по «пиратам». С этой целью МЭРТ подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров» в части установления запрета на распространение программ для ЭВМ и баз данных с лотков и палаток.

Четвертым серьезным фактором, влияющим на рынок интеллектуальной собственности, является стремительное развитие сетевых технологий. Докладчик, в частности отметил, что сайты Интернет полностью вытеснят оптические носители на музыкальном рынке через 3-5 лет, а на аудиовизуальном – через 7-10 лет. Однако российское законодательство об авторских и смежных правах не успевает отражать новые технологические реалии. Поэтому в уже упомянутом законопроекте предусматривается приведение действующего законодательства в соответствие с нормами интернет-договоров ВОИС.

В-пятых, нуждаются в разрешении проблемы отдельных рынков объектов интеллектуальной собственности. В, частности, киноиндустрия страдает от отсутствия в законодательстве ответственности за камкординг (незаконное копирование фильмов в кинотеатрах). По мнению докладчика, за подобные нарушения требуется введение административной ответственности.

Но особый подход, по словам Ю. Любимова, требуется для решения проблемы нарушения прав интеллектуальной собственности в области «товарной» или «промышленной» контрафактной продукции, такой как медикаменты, алкоголь, продукция легкой промышленности, игрушки и т.д. Поскольку нарушения в этой области сопровождаются серьезной опасностью причинения вреда потребителю фальсифицированных товаров. Как сообщил докладчик, в этом направлении за прошедший год сделано немало: подготовлены изменения в ФЗ «О лекарственных средствах», Минобрануки подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Ю. Любимов сообщил, что на данном этапе МЭРТ планирует провести ряд встреч с представителями профессиональных сообществ, направленных на совершенствование законодательства в области предотвращения производства и реализации промышленной контрафактной продукции. В этой сфере совершенствуется таможенное законодательство. В частности, рассматриваются предложения по корректировке Таможенного кодекса РФ c целью расширения полномочий таможенных органов в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности.

«Газета» от 03.03.2006 г.

The Independent, Великобритания

Кремль наносит удар по челнокам

В течение 15 лет так называемые челноки - торговцы, отправляющиеся за товаром в разные страны, а затем перепродающие его в России, - были неотъемлемой частью российского общества. Однако теперь Кремль нанес сокрушительный удар по этому типично российскому бизнесу, введя жесткие ограничения на количество товаров, которые челноки могут ввозить без уплаты таможенных пошлин. Ранее им позволяли импортировать 50 килограммов в неделю - столько, сколько они могли унести на себе. Однако теперь эта цифра уменьшилась до 35 килограммов в месяц. Кроме того, сумма, на которую может быть ввезен товар, со следующего года сократится с нынешних 65 тыс. рублей до 15 тыс. По сути, Кремль разоряет челноков. «Это нелепо, - говорит Алексей, торгующий спортивной одеждой китайского производства на Дорогомиловском рынке. - Без нас у людей не было бы дешевой одежды и обуви. А теперь нас хотят уничтожить».

Правительство утверждает, что новые ограничения нанесут удар по теневой экономике, увеличат таможенные сборы на миллионы долларов, будут способствовать развитию честной конкуренции в розничном секторе и приведут российское законодательство в соответствие с правилами ВТО. По данным Российской академии наук, в 1996 году 13 миллионов жителей России, или 20% всего трудоспособного населения, зарабатывали челночным бизнесом. С тех пор многие из них были вытеснены с рынка крупными компаниями и расширяющимися торговыми сетями. Но на востоке страны до 80% всех товаров до сих пор поставляется челноками. Эти области сильнее всего пострадают от новых правил, причем главный ущерб будет нанесен потребителям, которым придется платить еще и за взятки таможенным чиновникам, расходы на которые войдут в стоимость товара.

 


Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Виртуального Клуба Юристов
Рассылки Subscribe.Ru
Проблемы Процессуального права


Disigned by Sergey Bastrigin 2005

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


В избранное