Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право



Право
Номер выпуска рассылки: 123
Дата выпуска рассылки: 2006-03-15

Количество подписчиков: 4413
Право

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


Приглашаем к сотрудничеству юридические фирмы, практикующих юристов, адвокатов.
В выпусках рассылки Вы можете разместить свои материалы по вопросам права, ответить на вопросы подписчиков рассылки.
Об условиях размещения можно узнать направив письмо
на bsm-pravo@rambler.ru

Спам, и как с этим бороться

Автор: Светлана Шляхтина
http://www.comprice.ru/

Несмотря на принимаемые меры, доля спама в общем почтовом трафике по-прежнему очень велика, а неутешительный прогноз о том, что 2004 год станет годом пика спама, полностью оправдался. И даже более того: аналитики компании "Ашманов и Партнеры" предполагали, что количество спама в ящиках пользователей достигнет своего пика зимой-весной 2004 г. и составит 60-70% от всей входящей почты.

Они слегка не угадали - по данным MX Logic в среднем по миру спам составил 77% от всей электронной почты. Статистика MessageLabs несколько иная - в июле спам составлял 94%, а в ноябре его доля снизилась до 74%. В среднем в течение года, по данным MessageLabs, спам составлял 73,2%. В годовом отчете специалисты компании отмечают, что, хотя объемы спама варьируют из месяца в месяц, наблюдается устойчивая тенденция роста.

Что касается Рунета, то, согласно годовому отчету компании "Ашманов и Партнеры", в 2004 году объемы спама достигли 75%-85% от общего почтового трафика и стабилизировались на этом уровне. В 2005 году объем спама несколько снизился, но зато к марту вновь поднялся до 80-85% от общего почтового трафика Рунета. А на бесплатных почтовых серверах и того больше - здесь уровень спама вплотную приблизился к отметке в 90%.

Ущерб и доходы - две стороны одной медали

По мере увеличения объемов спама, растет и причиняемый им ущерб. С точки зрения отдельного пользователя, материальный ущерб от спама может быть не слишком велик. В действительности это далеко не так: значительную часть убытков от обработки 80% мусорной почты от общего объема электронных сообщений несут на себе провайдеры и держатели сервисов бесплатной публичной почты.

Если же учесть в "убытках всего человечества" трату времени сотрудников корпораций, вынужденных удалять мусорную почту, то получатся весьма впечатляющие цифры. К примеру, аналитики Nucleus Research пришли к заключению, что по сравнению с 2003 годом ущерб от спама вырос в 2,23 раза и составил около 2 тыс. долл. в год на одного сотрудника.

Эти данные были получены на основании опроса, проведенного среди сотрудников 82-х крупнейших мировых компаний. Выяснилось, что сотрудники этих компаний ежедневно получают в среднем 29 спам-посланий (по сравнению с 13 спамерскими письмами в 2003 году) и тратят на них 3,1% рабочего времени. В странах, где уровень спама относительно низок (например, Индия и Китай), а зарплаты работников невысоки, ущерб от спама в расчете на одного сотрудника в три раза ниже, чем в США. В целом же убытки от спама в мире Nucleus Research оценила в несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. А благодарить за такие потери приходится всего пару сотен человек, на долю которых, по данным антивирусной компании Sophos, приходится 80-90% мусорных рассылок.

Что касается России, то, по мнению президента Ассоциации документальной электросвязи Александра Иванова, ущерб операторов и пользователей сети Интернет от рассылки несанкционированных рекламных сообщений ежегодно составляет около 55 млн. долл.

Согласно оценкам компании "Ашманов и Партнеры", ущерб от спама в Рунете в 2004 году был значительно больше и составляет как минимум 250 млн. евро, поскольку следует учесть также потери рабочего времени сотрудников компаний (которые можно оценить в 100-200 евро на одного офисного сотрудника в год). Стоит отметить, что не менее половины российского спама рассылается нашими соотечественниками.

Следует отметить, что благодаря внедрению многими компаниями антиспамерских средств защиты ущерб от спама снижается, но, по данным отчета Nucleus Research, использование фильтрующих спам технологий при самом благоприятном стечении обстоятельств могут уменьшить уровень спама в среднем только на 26%.

Что касается ближайшего будущего, то американская компания Ferris Research оценила ущерб от спама для мировой экономики в 2005 году в 50 млрд. долл. При этом на США придется 17 млрд. долл., что составляет 0,17% национального дохода страны.

По мнению аналитиков IDC, утверждение Билла Гейтса о грядущей скорой победе над спамом явно является преждевременным. В IDC считают, что спам будет представлять серьезную угрозу, по крайней мере, до 2008 года.

Автоматически это приведет к тому, что в ближайшие три года спрос на антиспамерские решения будет неуклонно возрастать. Соответственно, будут расти доходы антиспамерских компаний, предлагающих антиспамерское ПО и сервисы фильтрации спама. По расчетам IDC, к 2008 году во всем мире они достигнут 1,7 млрд. долл. Для сравнения - в 2003 году эта цифра составляла 300 млн. долл. Стоит заметить, что согласно прогнозам IDC, если в период с 2005 по 2008 год доходы всей IT-индустрии вырастут приблизительно вдвое, то доходы антиспам-сектора будут ежегодно увеличиваться на 42%.

Пользователи и спам

Ни для кого не секрет, что на фоне глобальной озабоченности многочисленными вирусами, бесконечным спамом и разнообразными мошенническими посланиями использование электронной почты становится при несоблюдении "всех правил предохранения" занятием весьма рискованным. И потому нет ничего удивительного, что 40% компаний больше всего обеспокоены уже не вопросами бизнеса, а спамом, а 20% - мошенническими посланиями и ровно столько же - вирусами, которые нетрудно заполучить благодаря все тому же спаму (данные опроса MessageLabs). При этом шесть из десяти компаний охотно бы променяли электронную почту на другой способ обмена информацией, будь он достаточно удобен и избавлен от вышеперечисленных недостатков.

Еще хуже обстоит ситуация в малом бизнесе, на который обрушивается в 10 раз больше спам-посланий, чем на сотрудников средних и крупных предприятий (данные Postini).

Получение и удаление спама отнимает у сотрудников компаний и обычных домашних пользователей немало времени. Скажем, более 8% времени, проведенного в Интернете, американцы тратят на спам - таковы результаты исследования Стэнфордского института Stanford Institute for the Quantitative Study of Society (SIQSS). Исследователи подсчитали - при ежедневном использовании Интернета в течение 50 недель, на спам придется потратить время, соответствующее более чем 10 восьмичасовым рабочим дням. Учитывая результаты подсчетов и тот факт, что около трети онлайн-времени американцы используют в рабочих целях (пользуются Интернетом на работе), не удивителен и вывод, сделанный в отношении спама аналитиками из Стэнфорда: спам приводит к огромным потерям времени и оказывает серьезное влияние на производительность труда.

И вместе с тем, многие пользователи совершенно спокойно относятся к спаму, открывают и читают спам-послания и даже пользуются имеющейся там рекламной информацией. В последнем исследовании, которое проводилось в шести странах, аналитики Business Software Alliance (BSA) пришли к парадоксальному выводу. С одной стороны, большинство пользователей жалуются на спам и недовольны сваливающейся в их почтовые ящики горой мусора, при этом 38% пользователей считают спам серьезной угрозой безопасности Сети. А с другой стороны, в ходе исследования выяснилось, что в разных странах от 18 до 37 процентов опрошенных читают спамерские письма, а 27% респондентов даже покупали у спамеров, например. ПО. Последнее совершенно недопустимо, и, как сказал представитель BSA Майк Ньютон (Mike Newton), "многие даже не подозревают об истинных мотивах спамеров, продающих ПО". По его мнению, спамеры могут использовать продажу ПО для распространения программ-шпионов, с помощью которых затем эти же спамеры смогут воровать персональную информацию с зараженных компьютеров.

В целом, конечно, в разных странах по-разному относятся к спаму. Наиболее благосклонны к спаму жители Бразилии: 37% опрошенных бразильцев читают спамерские письма, и 66% из них покупают товары или услуги, рекламируемые с помощью спама. Достаточно спокойно относятся к спаму французы, немцы и англичане , и даже 20% американцев читают полученные спам-послания. Честно говоря, приводимые в исследовании цифры буквально шокируют!

В общем, данные вышеприведенного исследования подтверждают и результаты опроса, проведенного сотрудниками Университета штата Мэриленд в США в конце 2004 года. В ходе исследования также выяснилось, что 14% получателей читают спамерские письма, а 4% в течение года покупали предлагаемые спам-рекламой товары.

Согласно результатам исследования Business Software Alliance (BSA), несмотря на предупреждения специалистов по безопасности, пользователи по всему миру продолжают покупать товары, рекламируемые с помощью спама. Лидерами среди покупаемых с использованием спам-рекламы товаров является ПО, одежда, украшения и путешествия.

Следует признать, что россияне оказались менее дружелюбны к спамерской корреспонденции - согласно результатам интернет-опроса, проведенного социологами компании "Росбизнесконсалтинг", в целом спамерские письма читают 15% опрошенных, и только 9% респондентов (сравните с 66% в Бразилии) пользовались информацией из спам-сообщений.

Государство и спам

Криминализация спамерского бизнеса неминуемо привела к ответному усилению законодательной борьбы со спамом. И если еще пару лет назад на государственном уровне со спамом бороться никто и не помышлял, то сегодня все кардинально изменилось.

Развитие антиспамерского законодательства

В первые месяцы 2004 года во многих странах начали действовать новые законодательные акты, направленные на борьбу со спамом. Юридическое определение спама и ужесточение мер по борьбе с ним обсуждались государственными органами США, Дании, Великобритании, Австралии, Нидерландов и многих других стран.

Одним из наиболее строгих законов против спама можно считать австралийский Spam Act, который вступил в силу с апреля 2004 года. За рассылку спама предусмотрен штраф до миллиона австралийских долларов за каждый день рассылки. По данным компании MessageLabs, появление этого законодательного акта привело к тому, что спамеры стали покидать Австралию и переносить свою деятельность в другие страны, что, впрочем, не мешает им по-прежнему слать спам австралийским пользователям. Вполне возможно, что по мере усиления антиспамерских законодательных мер наиболее территориально благоприятными для спамерского бизнеса странами останутся Китай и, возможно, Россия, пока же лидером являются США.

В 2004 году в России юридические аспекты такого явления, как спам, также обсуждались на самом высоком уровне. В июле на рассмотрение Госдумы РФ был внесен проект по борьбе со спамом, который предусматривал внесение изменений в федеральный Закон о рекламе, Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях. Если новый закон будет принят, вне закона будет поставлено распространение любой рекламы по сетям электросвязи общего пользования без предварительного согласия адресата на получение, а значит, и спама. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия адресата, если отправитель рекламы не докажет, что такое согласие было получено.

Нарушителей закона будут наказывать штрафом. Вызвав нарекания экспертов Госдумы по некоторым своим положениям, законопроект отправился на доработку, но пока "воз и ныне там". 10 марта 2005 года Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму вновь рекомендовал депутатам принять в первом чтении новую редакцию федерального закона "О рекламе", однако обсуждение законопроекта на пленарном заседании состоится не раньше апреля.

Антиспамерские соглашения

Учитывая, что спам давно стал поистине мировой проблемой и, по словам представителя Еврокомиссии Вивьен Рейдинг, "не признает границ, и одни европейские страны не в силах с ним справиться", обеспокоенные его развитием страны начали предпринимать разнообразные совместные действия. Особенно важно, что решением проблемы всерьез занялись во всем мире, и особенно в тех странах, которые являются источниками спама.

В частности, 25 стран-членов Евросоюза и 13 азиатских государств ASEAN, включая Китай, Южную Корею и Японию, в начале 2005 года заключили соглашение о совместных действиях в борьбе со спамом. Соглашение предусматривает обмен информацией между странами, регулярное обсуждение путей решения проблемы, совместные действия для достижения эффективности юридических способов борьбы со спамерами, а также поиск технологических решений и сотрудничество между интернет-сообществом и правительствами стран-участников договора.

Участники совместной европейско-азиатской инициативы призвали правительства и индустрию обеспечить принятие антиспамерских законов в тех странах, где они еще не приняты.

Проведение антиспамерских показательных акций

Следует сразу признать, что, несмотря на имеющуюся законодательную базу, борьба со спамерами до сих пор ведется прохладно, а наиболее активные действия предпринимаются не органами власти, а отдельными пострадавшими компаниями, в первую очередь все той же Microsoft.

В частности, немалую огласку в прессе получил поданный в начале 2005 года судебный иск Microsoft на 2,5 млн. шекелей против самого известного спамера Израиля, 30-летнего Амира Ганса. Считается, что Ганс рассылает больше половины израильского спама - по оценке Microsoft, это порядка 10 млн. спам-сообщений. Не меньшую известность получили совместные действия Microsoft и фармацевтической компании Pfizer, которые совместно подали в суды Нью-Йорка и Вашингтона 17 судебных исков против нескольких интернет-сайтов, торгующих поддельными лекарствами, и спамеров, которые их активно рекламируют.
Голландское правительственное телекоммуникационное агентство ОРТА выставило несколько антиспамерских исков - как организациям, так и частным лицам - на общую сумму в 87500 евро.

Кроме того, в минувшем году в мире прошли несколько показательных судебных процессов над спамерами, и на организаторов спамерских рассылок были наложены денежные штрафы.

К примеру, по решению суда за рассылку спама три американские компании в общей сложности должны заплатить свыше 1 млрд. долл. (это самый крупный в истории штраф за рассылку спама) владельцу небольшой компании CIS Internet Services Роберту Крамеру. Его компании в течение длительного периода чуть ли не ежедневно приходилось восстанавливать нормальную работу перегруженных серверов, т.к. объем спама достигал 10 млн. писем в день, и это при том, что у компании было всего около 5 тыс. клиентов.

20 июня 2004 года вступил в законную силу первый в истории России приговор лицу, рассылавшему SMS-спам. Гражданин Андросов Д.И. был признан виновным в совершении деяния, предусмотренного статьей 273 Уголовного кодекса РФ, и приговорен к 1 году лишения свободы условно и уплате штрафа в размере 3000 рублей.

Первым спамером, занимавшимся рассылкой спама через интернет-пейджер и арестованным в США, стал 18-летний житель Нью-Йорка Энтони Греко. Жертвами Греко стали абоненты популярного среди тинейджеров сервиса MySpace.com, на интернет-пейджеры которых в октябре-ноябре 2004 года спамер разослал более 1,5 млн. сообщений, рекламирующих порнографию и дешевое кредитование. Кроме нарушения CAN-SPAM Act, Греко предъявлено обвинение в вымогательстве и причинении вреда компьютерам MySpace.com. По всем пунктам обвинения ему грозит тюремное заключение, срок которого в общей сложности может составить 18 лет.

Но это, конечно, лишь единичные показательные акции, и стоит признать, что справедливости в таких процессах добиться весьма сложно. Скажем, в конце 2004 года суд Вирджинии вынес приговор по первому в данном штате уголовному делу против спамеров. И, несмотря на то, что законы штата Вирджиния - самые суровые в США, все трое обвиняемых были оправданы.

http://www.izcity.com/.
IZone 623
Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Виртуального Клуба Юристов
Рассылки Subscribe.Ru
Проблемы Процессуального права


Disigned by Sergey Bastrigin 2005

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


В избранное