Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


«Хай Нозанин»: Музыкальный феномен выживания бухарских евреев
2009-03-12 14:16 А.Волосевич

Побывать на выступлении бухарско-еврейского ансамбля «Хай Нозанин» мне посчастливилось в Калифорнии, в Бёркли, городке неподалеку от Сан-Франциско, куда в середине февраля артисты приехали на гастроли из Нью-Йорка.

Небольшое здание еврейского культурного центра, предназначенное для проведения концерта, только чудом смогло вместить всех желающих увидеть и услышать знаменитых исполнителей. Предваряя их выход, известный музыкальный этнограф Изалий Земцовский прочел небольшую лекцию о том, кто они, собственно, такие - бухарские евреи, в течение двух тысячелетий проживавшие в Средней Азии, на территории, где позднее образовался Бухарский эмират, по имени которого они и стали называться, об их своеобразной музыкальной культуре, и образно сравнил их с евреями, словно бы только что вышедшими из вавилонского плена.

Но вот на сцене появилось несколько мужчин с музыкальными инструментами в руках и зал наполнился звуками знакомых среднеазиатских мелодий. Вначале солисты ансамбля исполняли классическую музыку Средней Азии – макомы и шашмакомы, фольклор. Затем – обрядовую еврейскую. С первых же минут их сильные, необычайно выразительные голоса поразили слушателей, заставив замереть весь зал в напряженном внимании. Артисты были в бухарских золотошвейных халатах, подчеркивающих, однако, их еврейскую идентичность – с вышитыми семисвечниками-менорами и шестиконечными звездами. Это были Эзра Малаков, Давид Давыдов, Очил-Израэль Ибрагимов, Ошер Бараев и Тамара Катаева. Признаюсь, что с подобным уровнем исполнения традиционной среднеазиатской музыки я встретился впервые. Уже с первых минут зрители, за исключением немногих, не сумевших оценить непривычную для европейско-американского уха ритмику, оказались под воздействием мощной энергетики, исходившей от исполнителей, и завершение их выступления, как будто очнувшись, встретили бурными овациями. Так прошел очередной концерт этого интереснейшего музыкального коллектива.

«Хай Нозанин – это означает «красота», - объяснил мне Эзра Малаков.

Ансамбль Хай Нозанин
Ансамбль Хай Нозанин

В своем нынешнем составе ансамбль существует относительно недолго – с 2008 года. Его солисты - Давид Давыдов, Очил-Израэль Ибрагимов, Ошер Бараев, Тамара Катаева. Певцы исполняют таджикские и узбекские народные песни, а также традиционные религиозные и обрядовые песни бухарских евреев. С этим репертуаром «Хай Нозанин» выступает в различных городах США.

- В Нью-Йорке у нас есть несколько интересных музыкальных групп - «Шашмаком», «Макоми Наво», «Маком», - рассказывает Рафаэль Некталов, продюсер ансамбля, музыковед, писатель, а также главный редактор газеты бухарско-еврейской общины Нью-Йорка «The Bukharian Times». – «Шашмаком» был создан в 1983 году в Нью-Йорке Шумелем Коеновым, а «Маком» - с 1993 года Ильясом Маллаевым – выдающимся певцом, композитором, драматургом, поэтом, возродившем бухарско-еврейскую культуру в Америке. После его смерти некоторые группы распались, образовались новые.

«Хай Нозанин» - это группа принципиально новая в том плане, что мы хотели показать именно наше еврейское лицо, то, как евреи сохранились, находясь в мусульманском окружении, сохранили своё музыкальное искусство. То, что вы сейчас слышали в первом отделении – это был звуковой ландшафт Бухары, то, что было частью нашего повседневного окружения. Это всё было не только у бухарских евреев, но и у узбеков, и у таджиков – мы пели с ними, они с нами, и мы были лучшими интерпретаторами этой музыки. Во втором отделении исполнялись уже только бухарско-еврейские вещи, которые звучали только у бухарских евреев.

Это всё пелось в синагогах, пелось на событиях, связанных с обрядовой музыкой бухарских евреев. Это уникальный пласт культуры, который очень долго вообще не исследовался. Я стал одним из его первых исследователей. В 1987 году приехал в Ленинград к профессору Изалию Земцовскому, сказал, что хочу заниматься религиозной музыкой бухарских евреев, потому что всё время говорят, что у нас нет ничего своего. Я нашел, что есть. И мы с ним написали первые тезисы. С этого и началось всё это мое увлечение, а кончилось тем, что вместе с Эзрой Малаковым мы собрали семь часов музыки бухарских евреев и издали в нотной записи семь больших пластинок. Мы решили, что это показатель, и ансамбль «Хай Нозанин» как бы предназначен показать, что бухарско-еврейское искусство есть на самом деле.

Долгие годы нам запрещали об этом говорить, потому что эта музыка была синагогальная, имела религиозные тексты. А отношение к еврейским делам, сами понимаете, – это сразу был либо сионизм, либо национализм, тем более что после 1939 года все бухарско-еврейские еврейские школы, журналы, газеты, институты социокультурной жизни были закрыты Сталиным. Был у нас еврейский театр, родители наших артистов играли в этом театре. Потом советские культуртрегеры стали доказывать нам, что всё общее, таджикское, узбекское... А если всё было общее, что ж тогда закрывали?.. Понимаете, вот все эти певцы и музыканты занимаются музыкой из поколения в поколение: в одном поколении их родители играли у эмира бухарского, потом их дети играли в еврейском театре, и вот внуки, которые несут это искусство в Америке и Израиле. И сейчас они опять собрались, чтобы доносить еврейский голос.

Ансамбль Хай Нозанин
Ансамбль Хай Нозанин

Мы жили в замечательных республиках – Узбекистане и Таджикистане - и надо отдать должное, что эти места, в отличие от других европейских стран, где жили евреи Европы, были просто благодатным краем. Это были места, не знавшие классического антисемитизма России или Германии. Например, в Узбекистане все знали, кто есть кто. Мы знали, что мы евреи и не скрывали этого. Мы все учились, получили образование, но антисемитизм России, который транслировался на евреев России, переходил и на нас, как жителей СССР. Поэтому была такая странная ситуация с еврейскими социальными институтами – у нас не было ни газет, ни журналов, ни школ, и наши певцы, поэты, писатели – все автоматически становились либо таджикскими, либо узбекскими. Нам запрещали говорить о собственной идентификации. Это было очень важно – мы могли потерять многое. И только с выездом за границу, в Израиль и в Америку, мы стали свободно делать то, что хотим. Например, Ильяс Маллаев выпустил четыре книги, написал пьесу «Певец Его Превосходительства», посвященную еврейским музыкантам. И сегодня мы представляем в Сан-Франциско нашу программу. До этого здесь тоже бывали наши музыканты, но эта программа уникальная, она передает традицию, вот как она соткалась, как складывалась, какую роль в ней играли женщины, какую мужчины, в том числе чисто религиозные вещи, и музыку, которая раньше исполнялась либо только в синагоге, либо только на еврейских праздниках, на еврейских событиях.

В этом составе наш ансамбль существует около года. До этого артисты играли в других составах. Вот, например, Ошер Бараев – дойрист и тамбурист, он сын Уриэля Бараева, внук Мордехая Тамбури, музыканта, игравшего на танбуре (отсюда и лакаб) еще во времена эмира бухарского. То есть, это потомственный музыкант. Эзра Малаков, Очил-Израэль Ибрагимов дети хазанов, внуки и правнуки раввинов Шахрисябза и Бухары… Они все хазаны - их родители, предки, пели хазанут, религиозную музыку в синагоге. Хазан – это, как говорят у российских евреев, кантор. У нас он называется хазан, или на иврите - шолиях субур.

Замечу, Эзра Малаков - это просто самородок, гениальный музыкант, он запомнил наизусть более 350 мелодий! Многие годы работал в ансамбле «Шашмаком» при Гостелерадио Узбекистана, он достаточно серьезно разбирается в узбекской, таджикской классической професиональной музыке устной традиции, что позволяет ему правильно дифференцировать особенности узбекской, таджикской и бухарско-еврейской музыки. Когда он приехал в Америку, я пришел к нему с предложением записать всё это на диски и переложить на ноты. Он так и поступил. Сам он говорит, что унаследовал хорошую природную музыкальную память от своей мамы, которая запомнила все мелодии от отца.

И еще здесь Давид Давыдов, сын Якова Давыдова, племянника знаменитого Ота Джалола Насырова «Чала». В Узбекистане всегда говорили, что Ота Джалол - узбек. На самом деле он был еврей, принявший мусульманство. Чала – это значит «ни то, ни сё». Еврей, принявший мусульманство, был чужим и там и здесь… Это было очень непростое время в Бухаре, когда людей насильственно заставляли принимать ислам. Считалось, например, что если человек хочет служить у эмира бухарского, или дальше иметь свою служебную карьеру, то он должен быть мусульманином. Потом примерно то же стало при коммунизме, когда все стали коммунистами… И в том и в ином случае требовали отказаться от иудейских ценностей. Он один из самых виртуозных музыкантов в нашей общине, он помнит много интересных историй, связанных с музыкантами Старой Бухары.

И. конечно, Тамара Катаева, которая просто звезда, она очень любима, она синкретическая актриса, созанда. Созанда – это женщина, которая поет песни, слагает и читает стихи, и может провести традиционный обряд. Это такое потрясающее искусство, вы видели эти прекрасные костюмы, кайрох – это у нее такие кастаньеты, дойру, тарелочки. И мы хотим показать людям всё это многообразие традиционной культуры нашего народа…


Фото ИА «Фергана.Ру»

Сегодня бухарские евреи Америки - 60 тысяч человек - живут в основном в Нью-Йорке: в Квинсе и Бруклине. Большая община в Фениксе (штат Аризона), поменьше в Сиэтле, Сан-Диего, Лос-Анджелесе, Денвере (Колорадо), Кливленде (Огайо), в Торонто (Канада). Культурная жизнь бухарских евреев Америки сосредоточена в Квинсе, потому что здесь они живут все вместе – здесь множество бухарско-еврейских ресторанов, бухарско-еврейских школ, четыре театральные труппы, бухарско-еврейские ансамбли, радио, телевидение, газета «The Bukharian Times», журналы «Дружба», «Надежда», «Бет Гавриэль». «God Bless America!» - честно говорю. То, чего мы здесь достигли, - я не знаю, где бы мы смогли этого достичь… Возможно, в Израиле... Но это не только мы, Америка - это вообще такая страна, очень свободная, – плати налоги, и делай, что хочешь, пой, что хочешь, не мешая никому... И мы поем и делаем очень много интересных вещей.

* * *

Необходимо отметить, что выступление ансамбля «Хай Нозанин» состоялось благодаря финансовой поддержке «Дома на Шелкового пути» - так называется основанный профессором Земцовским и его женой профессором Алмой Кунанбаевой культурный и образовательный центр в Бёркли, посвященный изучению культур исторического Шелкового пути - от Италии до Китая. Вот как отзывается о бухарско-еврейской музыкальной традиции сам профессор Изалий Иосифович Земцовский, историк, музыковед, фольклорист и композитор, проработавший 35 лет в Российском институте истории искусств в Ленинграде:

Профессор Изалий Земцовский
Профессор Изалий Земцовский

- Должен заметить, что сегодняшний концерт – это чистое золото. То, что это живо, сам феномен бухарских евреев... Я пошутил, что они прибыли сюда как будто из вавилонского плена, который был сразу после разрушения первого храма, это VI век до нашей эры…

Феномен выживания бухарских евреев совершенно уникален. Более двух тысяч лет они были отсечены от всех еврейских общин мира, они не общались с другими евреями, они общались с местным населением. И постепенно стали профессионалами в нескольких областях. Во-первых, в краске и текстиле. Это было уникальное секретное искусство: один грамм крашеного текстиля стоил 20 граммов чистого золота. Красный, голубой цвет. Ну, голубой – это специфический цвет бухарских евреев, то, чем они занимались в Средней Азии: они знали секреты красок и передавали их из поколения в поколения своим детям.

Второе направление – они были сапожниками, делали обувь. Третье – они были мастерами по изготовлению музыкальных инструментов. Все музыкальные инструменты, которые были на сцене, они сделали сами. Причем, такой тонкости, такой проработанности и профессионализма, что уму непостижимо, какие это инструменты, какого качества, - таких инструментов нигде больше нельзя купить, это действительно чудо.

Четвертое – они были проводниками караванов вдоль Великого Шелкового пути, они знали много языков, как норма - они были пяти-семиязычны и доверяли друг другу. И как люди, которым доверяют, все знали, что они надежные проводники и никогда не подведут. И пятое, последнее, - они были замечательными профессиональными певцами и музыкантами. Профессиональными – это значит, что они получали за это деньги. Не только потому, что это был профессионально высокий уровень искусства. Но многие из них служили у эмира Бухары, а он брал к себе во двор талантливых музыкантов. Один из них, Леви Бабаханов (Левича), собственно, основоположник этой бухарской музыки. За каждым из них стоит целая генеалогия выдающихся музыкантов, они все наследники больших семейных традиций.

У бухарских евреев есть пять основных музыкальных жанров, где они прославились. Первый – это музыка религиозная обрядовая, то, что они сегодня исполняли, в частности, музыку обрезания, свадебную музыку и так далее. У них это всё праздник. Я думаю, что у всех народов, у которых есть обрезание, это особый день, праздничный. Потому что это не просто медицинское учреждение - это приобщение к общине, к Богу и так далее. Затем, второе – это маком. Это великое искусство, которое наиболее разумные и трезвые ученые считают созданием трех народов, в первую очередь таджиков, узбеков и бухарских евреев…

У азербайджанцев - мугам. Это тоже великое искусство, очень близкое к иранскому дастгяху. Ну, азербайджанцы его развили, я обожаю мугам. В марте у нас будут выступать выдающиеся азербайджанские мугаматисты из Ирана. Один из них, фантастический музыкант, играет мугамы на аккордеоне… Но маком – это, пожалуй, ближе к индийской раге. Это очень среднеазиатское явление...

Значит, вторая большая группа – шашмакомы (то есть, шесть макомов). Макомы – это большие вокально-инструментальные сюиты на стихи классических поэтов, которые включают в себя и пение, и речитатив и инструментальную музыку и так далее. Это такая симфония, симфония Средней Азии.

Затем третий жанр – женское искусство. Женское искусство Бухары славилось на всю Среднюю Азию. Это созанда. И девяносто процентов, не меньше, созанда – это были бухарские еврейки. Им это было можно.

Созанда – это буквально означает «женская певица». Обычно это целая группа. Тамара Катаева сегодня выступала одна, но нормально – это когда целая группа созанда, во множественном числе - созандари. Эти созандари – они ходят, исполняют песни, танцы, их приглашают на свадьбы, прежде всего, и на всякие развлечения. В отличие от мусульманок, которым это не положено по шариату, еврейкам всё это было можно...

Кстати, во время советской власти маком был практически запрещен, и Сталин был против макома. Потому что считалось, что это феодальное искусство, восхваляющее старую жизнь до Советского Союза, - это нехорошо. А евреям петь макомы не запрещали, потому что считалось, что это как бы не их песни, поэтому что они там, евреи, поют, - кому какое дело... Благодаря этому, когда академик Раджабов, замечательный узбекский ученый, решил собрать многотомное собрание узбекских макомов, то оказалось, что главные, кто могли их петь, это были бухарские евреи. Потому что узбеки, которые не пели целые десятилетия при советской власти, их просто забыли. И после войны, особенно после смерти Сталина, это начало расцветать и, в общем, теперь созанда популярна везде и всюду. Но все же исполнить лучше их, лучше, чем то, что делают бухарские евреи в области макома… Среди них были такие, которых вы уже не застали, а я застал, потрясающие старики, которые пели такие ауджи… Аудж, который поднимается до такой кульминации, апогея пения, вот он показал сегодня немножко, Эзра. Но это должно идти минут сорок, одна вещь. Представляете, когда она доходит до верха, все в экстазе, тогда женщины срывают с себя украшения и кидают в него всё. После концерта артисты уходят с мешком ювелирных украшений. Им суют деньги, все в экстазе, не знают, что делать, потому что это артистический опыт, который нельзя вообще ни с чем сравнить. Это полная фантастика, это высочайшее профессиональное искусство….

И последнее - они очень популярны на эстраде, у них сейчас развита поп-музыка, они - музыканты с ног до головы. У них был замечательный семейный обычай: когда ребенок утром спит – ну как его в пять утра должны будить? – подходит отец и поет - поет специальную мелодию бужения ребенка, молитву. Представляете? То есть, весь быт от «а» до «я» был пропитан песней. Вы знаете, что такое суббота у евреев? В этот день ничего нельзя делать, можно только петь и молиться...

Сейчас в Узбекистане, по моим сведениям, осталось до тысячи бухарских евреев. В Таджикистане - практически никого. Потому что, к сожалению, в Таджикистане была гражданская война. А позже власти разрушили единственную синагогу в Душанбе… Это произошло в недавнее время – уже во время независимого Таджикистана. В этот период всё это было сделано, вот недавно на месте синагоги решили построить какой-то дворец… Факт в том, что в результате почти все они покинули Таджикистан.

В Узбекистане положение немного лучше, там их остается около тысячи человек. В основном в Самарканде, в Ташкенте и в Бухаре. Большинство – порядка ста тысяч человек – уехало в Израиль. Пятьдесят тысяч в Америке. В Австрии – то, что я знаю – семьсот семей, в Москве - триста семей, в Лондоне - сто семей. Они всюду есть – от Сиднея в Австралии, до Южной Африки. В Нью-Йорке порядка пятидесяти тысяч, не меньше. Там самая большая община в Америке. Не просто в Нью-Йорке, а именно в Квинсе. Там они обустроились в одном из самых престижных районов города – в Форрест-Хиллз, создав своеобразную махаллю, занимая целые улицы и кварталы, школы, синагоги, кладбища. И теперь, если вы ходите по этим улицам, вы вообще не понимаете в Америке вы или в Бухаре…

Алексей Волосевич

Кыргызстан: В автокатастрофе погиб бывший глава администрации президента Медет Садыркулов
2009-03-13 10:48 ИА Фергана.Ру

Медет Садыркулов
Медет Садыркулов
Утром 13 марта в автокатастрофе под Бишкеком погиб бывший глава администрации президента Кыргызстана Медет Садыркулов.

Как сообщает ИА «24.kg», авария произошла недалеко от зоны отдыха «Кок-Жар», стоклнулись две иномарки – «Лексус» и «Ауди 100». По предварительным данным, водитель немецкого автомобиля, по пока неустановленной причине, врезался в стоявшую на обочине японскую машину. Оба автомобиля загорелись. К приезду сотрудников милиции «Лексус» сгорел полностью, «Ауди» - частично. Сыщики обнаружили три трупа.

«Лексус» (госномер V 1595 R) принадлежит депутату парламента Киргизии Эрику Арсалиеву. Сегодня он сам подтвердил эту информацию. По его словам, накануне Медет Садыркулов попросил машину, чтобы съездить по своим делам.

В настоящее время у Бюро судмедэкспертизы собралось много депутатов, бывший вице-премьер-министр Эльмира Ибраимова, практически все руководство силовых ведомств.

Справка. М.Садыркулов родился 13 декабря 1953 года в селе Ильич Кеминского района Чуйской области. По национальности киргиз. Высшее образование получил в Киргизском государственном университете по специальности «история». Дополнительное образование: юриспруденция. Кандидат политических наук, член-корреспондент Академии местного самоуправления Российской Федерации.

Трудовую деятельность начал в 1971 году на Госплемзаводе имени Ильича в качестве рабочего. По окончании учебы с 1977 по 1991 годы преподавал в Киргизском государственном медицинском институте. На государственной службе - с 1991 года, работал в Аппарате (с 1995 года – Администрации) президента Киргизской Республики. За первые четыре года работы прошел путь от референта до заведующего отделом организационной работы.

В 1995 году М.Садыркулов становится главой Первомайской районной администрации г.Бишкек. С 1997 по 1999 годы занимал должность первого заместителя министра финансов – директора Государственной налоговой инспекции. В 1999 году снова был приглашен в Администрацию президента на должность руководителя. В последующем стал председателем Счетной палаты (1999–2000), Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызстана в Исламской Республике Иран (2000–2005). Ему присвоен классный чин Государственного советника налоговой службы 2 ранга, государственной службы 1 класса и дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Киргизской Республики.

В 2006 году вновь был приглашен на службу в Администрацию президента Киргизской Республики на должность первого заместителя руководителя Администрации — заведующего отделом организационной работы и политики государственного управления. На период с 30 марта по 16 апреля 2007 года Указом президента был назначен руководителем Аппарата правительства Кыргызстана. С 16 апреля 2007 года и по 8 января 2009 года являлся руководителем Администрации президента.

Мухтар Аблязов обвиняет власти Казахстана в преступном рейдерстве
2009-03-13 13:35 Фергана.Ру

Бывший глава «БТА-Банка» Мухтар Аблязов дал телефонное интервью агентству КазТАГ. В нем он обвинил власти Казахстана в преступном рейдерстве, заявил, что все возбужденные против него и его родственников и соратников уголовные дела надуманны и фальшивы, а финансовый сектор Казахстана полностью подорван. По мнению Мухтара Аблязова, в стране есть сегодня грамотные люди, которые могли бы провести страну через кризис с наименьшими потерями, но они не востребованы.

Для начала М.Аблязов сообщил, что не получал официального уведомления из Генпрокуратуры Казахстана о возбуждении против него уголовного дела: «Как и все, я узнал об этом из средств массовой информации». Однако М.Аблязов был готов к такому развитию событий: «Раз уж было принято решение захватить «БТА-Банк», то через месяц или два уголовное дело на меня все равно завели бы». Правительство пытается легализовать захват «предъявлением уголовных обвинений мне, моим партнерам и сотрудникам банка. Людей преследуют, терроризируют, пошли аресты… Для обоснования своей преступной деятельности и чтобы скрыть свою несостоятельность, правительству придется сделать из меня врага народа», - заявил М.Аблязов.

Мухтар Аблязов коснулся и начавшихся преследований его родственников. «История повторяется, - сказал он. - Когда меня арестовали в 2002 году, все мои родственники подвергались репрессиям. Моя младшая сестра Гаухар вынуждена была уехать из страны и получила политическое убежище в США. Главный урок, который получили мои родственники после моего первого ареста, - что они должны быть независимыми от меня и моего бизнеса. Арест Таира (Дюсембекова, родственника М.Аблязова, директор оценочной компании «Agento – S», арестован 2 марта 2009 года по обвинению в мошенничестве. – ред.) лишний раз подтверждает, что началась «охота на ведьм». С Таиром я не имел никаких бизнес-отношений. В банке работала моя старшая двоюродная сестра Акмарал Аблязова, была членом совета директоров, а до этого работала главным бухгалтером. Это единственная моя родственница, работавшая со мной. Но Акмарал работала в банке с 1996 года, еще в то время, когда банк был государственным. Она профессиональный банкир, жесткий, принципиальный специалист. Однако ее сейчас тоже уволили из банка. Она сейчас в Казахстане, но ее семья, да и она сама, опасаются, что ее будут преследовать. В дальнейшем возможны любые действия и любые провокации», - сказал Мухтар Аблязов.

Отвечая на вопрос, кто из его близких родственников остался в Казахстане, бывший глава «БТА-Банка» ответил, что «прямые родственники практически все уехали, опасаясь провокаций» и находятся сейчас за пределами Казахстана.

Все дела, возбужденные генпрокуратурой в отношении близких Аблязову людей, он назвал «надуманными и фальшивыми»: «Если нам удастся получить к материалам доступ, то мы постараемся сделать их публичными, чтобы все видели, что происходит».

Корреспондент КазТАГа попросил М.Аблязова прокомментировать предъявленное ему обвинение – «незаконное получение денежных средств из банка путем выдачи кредитов фиктивным фирмам под залог одних и тех же земельных участков». М.Аблязов заявил, что это «дело надуманно. Им нужно было быстро что-то слепить, обвинить нас в чем-то и все. Я уверен, все это сделано только для того, чтобы получить формальные основания для ареста». В возбуждении генпрокуратурой дела против бывшего первого заместителя правления «БТА-Банка» Жаксылыка Жаримбетова М.Аблязов усматривает те же причины: «преследуются люди, которых считают близкими именно мне. Было известно, что мы работали с Жаримбетовым вместе пятнадцать лет, он близкий мне человек, вот почему его преследуют». О местонахождении Жаримбетова М.Аблязов сказал так: «Он же разумный человек, он тоже уехал (из Казахстана – ред.).

Говоря о сегодняшнем положении «БТА-Банка», М.Аблязов заявил: «Претворяя в жизнь свое желание выдавить меня и захватить лидирующий банк страны, рейдеры от правительства поставили под удар всю финансовую систему Казахстана и, соответственно, экономику страны. Захват БТА сформировал огромное недоверие к нашей банковской системе. Еще недавно казахстанская банковская система являлась лидером в СНГ, но все последние действия правительства привели к ее подрыву. Рейтинги банков сейчас упали. Произошел значительный отток депозитов не только из БТА, но и других банков. Страна стоит на пороге очередного понижения суверенного рейтинга. Если это произойдет, то у БТА, Казкома, Народного и ряда других банков кредиторы потребуют досрочного погашения займов на многие миллиарды долларов. Такой удар наша банковская система не выдержит. Придется объявлять мораторий на выплату долгов, пытаться реструктуризировать все внешние займы и, по сути, обречь страну на долгие годы изоляции от внешних рынков».

«Давайте называть вещи своими именами, - продолжил М.Аблязов. - БТА раздражал многих чинуш своей независимостью, ростом и возможностями. И главное, нежеланием делиться. Используя кризис как прикрытие, навязав банкам так называемую помощь, правительство захватило банк в интересах определенной группы. «БТА-Банк» не был на грани банкротства, когда его захватили. До захвата, до того, как началась целенаправленная кампания по расшатыванию и дискредитации банка, БТА был в состоянии пережить кризис и обслуживать свои обязательства. К сожалению, в результате действий правительства банк превратился в «черную дыру», в которую уходят ресурсы.

Сейчас бизнес банка парализован, клиенты и заемщики разбегаются, депозиторы выводят деньги. Как известно, в БТА было заведено на покупку акций порядка двух миллиардов долларов, часть из которых была съедена девальвацией, и около двух миллиардов долларов было выведено депозиторами. Фактически что вошло, то и вышло. Никакой пользы банку эти деньги не принесли.

В марте БТА предстоят плановые выплаты по международным обязательствам. Но нет поступлений из-за остановившегося бизнеса банка, нет денег, чтобы обслуживать долг. Государство поставлено перед выбором – либо объявлять мораторий на выплату долгов, либо платить из своего кармана. Но государство должно понимать, что мораторий может вызвать обвал как рейтингов банков, включая Народный и Казком, так и страны – и полное закрытие рынков».

Когда корреспондент КазТАГа поинтересовался, о каких именно международных обязательствах «БТА-Банка» идет речь, М. Аблязов объяснил: «Банк занимал средства на международных рынках, и соглашения по ним стандартные. Изменения в контроле банка могут служить основанием либо для объявления дефолта, либо для предъявления требования о досрочном погашении долга. Любой кредитор может предъявить свои требования».

Говоря об объявленном недавно намерении «БТА-Банка» разместить на KASE (Казахстанской фондовой бирже) облигации на общую сумму 300 миллиардов тенге, М.Аблязов подтвердил, что «на рыночных условиях получить такую сумму реально невозможно. Единственный возможный вариант размещения - это если «Самрук-Казына» сам выкупит эти облигации напрямую и разместит свои обязательства среди пенсионных фондов Казахстана. Но образуется порочный круг. И фактически ставится под удар вся пенсионная система страны».

Вообще же, характеризуя сегодняшнюю финансовую политику Казахстана, М.Аблязов сказал: «Финансовый сектор Казахстана уже полностью подорван. Правительство, обслуживающее интересы одной группировки, очень дорого обходится стране. Единственно, есть надежда, что в такой сложнейшей ситуации найдутся грамотные разумные люди, которые помогут преодолеть эти трудности». Однако выяснилось, что под «разумными людьми» М.Аблязов не имеет в виду ни премьера, ни глав Нацбанка или АФН: «Эти люди не в состоянии сделать что-либо хорошее для страны, - сказал он. - Сейчас правительству никто не верит. Совсем недавно они говорили, что девальвация будет не больше 10% в течение длительного времени, и никто от этого не пострадает. Сделана же она была вопреки всем заявлениям. Как можно после этого верить правительству, которое заверяло, что все будет хорошо, и вдруг сейчас «неожиданно» проблемы появились. Доверия ни этим людям, ни этим структурам нет». На вопрос, кому же можно доверять, бывший глава БТА сказал: «У нас в стране есть много неплохих специалистов, правда, они не востребованы. Но есть надежда, что разум вместе с инстинктом самосохранения возобладают, и будет принято правильное решение».

Рассказывая о своей встрече с президентом Нурсултаном Назарбаевым накануне вхождения государства в БТА, М.Аблязов сказал: «О БТА и Темирбанке мы говорили не более двух минут. Он (президент – ред.) меня заверил в том, что правительство поддержит четыре банка, и будут инвестированы средства во все банки, о которых объявило государство.

Мы больше говорили об экономике, о последствиях кризиса и о том, как их надо преодолевать. Я оставил президенту свои соображения в письменном виде. Я предложил строить экономическую модель из расчета, что кризис будет продолжаться еще три года, и объяснил, что у нашей страны есть все возможности, чтобы пережить его с минимальными потерями.

Мои соображения заключались в следующем. У страны есть свыше 47 миллиардов долларов резервов, а для того чтобы поддерживать нормальное состояние торгового оборота, достаточно 16 миллиардов. Соответственно, свыше 30 миллиардов – это ресурс, который надо правильно распределить на три года. Если, например, ежегодно инвестировать по 10 миллиардов долларов в импортозамещающие сегменты экономики, мы можем создать новые промышленные производства, которые создадут новые рабочие места. Я показал направления, в которые необходимо произвести инвестиции. Если в течение трех лет проводить такую интенсивную политику инвестирования, страна может мягко перенести трудности кризиса».

М.Аблязов предлагал Н.Назарбаеву и иную модель девальвации: «Девальвацию проводить было необходимо, но не раньше марта-апреля. И к ней нужно было очень тщательно подготовиться, чтобы население пострадало в наименьшей степени. Необходимо было также учесть интересы бизнеса и финансовой системы. Это очень сложная процедура. Предыдущую девальвацию в 1999 году мы отрабатывали долго. Вы помните, тогда были индексированы вклады населения, была разработана зашита банков, были произведены соответствующие изменения в налоговой системе. У нас не разорился ни один банк и не было необходимости у правительства инвестировать ни в один финансовый институт дополнительные средства. И мы все это делали очень прозрачно». Говоря же о том, как была проведена нынешняя девальвация, М.Аблязов не скупился на эмоции: «Григорий Марченко все сделал грубо и цинично, не считаясь с населением, с бизнесом, вообще ни с кем. Я считаю, так проводить девальвацию было просто преступно. А сейчас глава Нацбанка не может ответить на вопрос - почему и кем перед девальвацией были куплены миллиарды долларов. Ясно, что группа товарищей, пользуясь инсайдерской информацией, очень много заработала, но никто за это ответственности не несет».

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, М.Аблязов сказал: «Я очень скептически смотрю на то, что происходит. Вместо того чтобы консолидироваться, заниматься экономикой и решением проблем, особенно сейчас, когда кризис набирает обороты, государственные органы преследуют меня, моих сотрудников и моих родственников.

Я думаю, будут попытки навесить на меня ярлыки – якобы мы что-то там украли или унесли, будут закрытые суды, масса людей, скорее всего, пострадает. Другого они не умеют - только отнимать и преследовать. Но сейчас масштаб кризиса таков, что он многому научит. В ближайшие полгода будет очень тяжело, потери будут гигантскими. Может быть, через эти потери придет прозрение и произойдет очищение страны».


В избранное