Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] Иркутскому ВОС безразлична безопасность незрячих школьников

Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Понемногу начинаю выкладывать материалы, вошедшие в самый первый
номер газеты "Нелишние люди".
Предварю текст статьи некоторыми своими замечаниями. Представляете -
Иркутской школе слепых в 2014 году исполнилось аж 120 лет! Дорога к
школе - это фактически бездорожье. Город не посчитал нужным подарить
к юбилею школы нормальную безопасную пешеходную зону. В школе в
рамках сотрудничества с ВОС создана детская организация "Солнышко".
Это типа такая долгосрочная продуманная политика нашего ВОС, чтобы
внушить воспитанникам школы слепых необходимость вступления в такую
нужную незрячим организацию как ВОС. И здесь возникает вопрос: а где
ВОС тогда, когда необходимо не только повысить поголовье будущего
живого щита последующих неумывакиных для последующего успешного
освоения бюджета по карманам, а тогда, когда очень нужно защитить права
незрячих школьников на
безопасное передвижение в городе, тем более по дороге, ведущей их
каждый день в родную школу?
А теперь сама статья про мою школу.
*
ИРКУТСКОЙ ШКОЛЕ СЛЕПЫХ - 120 ЛЕТ

В 2014 году Государственному общеобразовательному казенному учреждению
Иркутской области <<Специальная (коррекционная) школа-интернат для
обучающихся с нарушениями зрения No 8 г. Иркутска>> исполнилось 120 лет.
Этот материал - дань глубокого уважения и благодарности школе и её
уникальному коллективу учителей и воспитателей от меня, автора настоящей
публикации, выпускницы 1994 года.
О том, чем сегодня живёт школа, какие проблемы и задачи стоят перед
образовательной организацией, рассказала её директор Ольга Викторовна
Кучергина.

24 октября этого года в моей школе проходила встреча выпускников. От
остановки Куйбышевские дома в знакомую с детства гору по непривычно
многолюдному Стуковскому переулку бодро шагали выпускники разных лет,
испытывая, вероятно, и радость, и грусть одновременно. В числе спешащих в
школу в этот день была и я, выпускница 1994 года. 120-летний юбилей школы
совпал с 20-летним юбилеем нашего выпуска. 12 лет учёбы в этих стенах
сделали школу без всяких преувеличений вторым домом, ведь здесь мы не только
учились, но и жили, занимались в кружках по увлечениям.
Я давно не была в предместье Радищево, поэтому сразу отметила изменения в
этом уголке нашего города, изменения не в лучшую сторону. Дорожное покрытие,
и двадцать-то лет назад оставлявшее желать лучшего, ещё больше растрескалось
и обветшало, Стуковский переулок показался совсем узким. Позже я обнаружила,
что даже те, старые символические тротуары исчезли... Их включили в свои
земельные участки частные домовладельцы, отобрав их у города и у школьников
с глубокими нарушениями зрения, вынуждая маломобильных пешеходов тем самым
идти в школу по проезжей части.
Спустя месяц, готовя к выпуску первый номер <<Нелишних людей>>, я пришла в
школу, чтобы побеседовать с её директором.
Наш разговор с Ольгой Викторовной Кучергиной начался с дороги к школе, ведь
требования к ней особенные, поскольку именно здесь больше чем где-либо в
городе ходят незрячие и слабовидящие пешеходы, к тому же дети.
О.В.: К сожалению, безопасность на пути детей к школе обеспечена
недостаточно. Опасность поджидает наших детей непосредственно сразу, как
только школьники высаживаются из маршрутки на Куйбышевских домах и
поднимаются к школе, вверх по Стуковскому переулку. Отсутствует светофорная
группа и так называемый <<лежачий полицейский>>. В мае этого года именно на
пешеходном переходе был сбит обучающийся нашей школы, который получил очень
тяжёлые травмы и сейчас находится на лечении. До сих пор, несмотря на наши
неоднократные обращения в Администрацию города, не предприняты меры по
повышению безопасности дороги к школе.
Кроме того, дорожное покрытие Стуковского переулка находится в
неудовлетворительном состоянии: идёт разрушение асфальта, много выбоин.
Следует сказать и о полном отсутствии пешеходной зоны, то есть тротуаров. В
нашем районе проживает очень много людей, относящихся к маломобильной
категории населения. Помимо обучающихся нашей школы это и местные жители -
престарелые жильцы частных домов, инвалиды, многодетные семьи с маленькими
детьми. Все, к сожалению, для того, чтобы подняться вверх от остановки до
улицы Нестерова, вынуждены идти непосредственно по проезжей части. Угроза
жизни и здоровью возникает ежедневно.
Из городской администрации мы получили ответ, что при наличии средств
Стуковский переулок будет включён в план реконструкции пешеходных тротуаров
на 2015 год.
Ю.Т.: Есть и другая дорога к школе - по длинной лестнице, поднимающейся по
Маратовской горе со стороны Рабочего. Насколько удобен и безопасен этот
путь?
О.В.: С лестницей тоже не всё благополучно. Она имеет сложное строение,
включающее металлическую конструкцию и деревянный настил. Лестница нуждается
в ремонте и даже реконструкции. Необходимо сделать менее высокими её ступени
и произвести замену обветшавших деревянных элементов. Следует также
отметить, что этот объект не всегда убирается коммунальными службами,
поэтому при листопаде и снеге площадки лестницы завалены сезонным мусором,
очень много бытового мусора разбросано вдоль лестницы. Кроме того, эта
лестница - любимое место сбора подростков. Случаются поджоги сухой травы и
бытового мусора. Спускаясь с лестницы, мы попадаем в переулок Бестужевский,
где отсутствует асфальтовое покрытие, поэтому здесь в период межсезонья и во
время летних осадков грязь без всякого преувеличения по колено до самой
трамвайной остановки Фучика. Излишне объяснять, насколько этот путь неудобен
и даже травмоопасен для пешеходов с глубокими нарушениями зрения.
Ю.Т.: Сколько детей обучается в школе?
О.В.: В этом году у нас сформировано 20 классов, в которых обучается 156
детей, из них в интернате проживает 86. 70 детей - иркутяне. Они посещают
группу продлённого дня и в вечернее время покидают школу. Из проживающих в
школе-интернате 13 человек - дети-сироты и оставшиеся без попечения
родителей, у которых опекуном является образовательная организация.
Остальные - это иногородние или те, кто имеют социальные показания для
проживания в интернате (многодетные семьи, одинокие работающие мамы).
Ю.Т.: Ольга Викторовна, расскажите о педагогическом коллективе школы.
О.В.: Коллектив школы можно назвать уникальным. У нас, в отличие от
некоторых школ, обеспеченность педагогическими кадрами стопроцентная, то
есть в полном объёме реализуется образовательная программа. В школе работает
64 педагога, высшее профессиональное образование - у 61 члена
педагогического коллектива. 40 % сотрудников имеют 1-ю и высшую
квалификационные категории. Повысили свою квалификацию за последние 3 года
100 % педагогических работников нашей школы, причём большая часть курсовой
подготовки - по различным проблемам обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также по повышению информационно-коммуникационной
грамотности (ИКТ). 10 педагогов нашей школы имеют отраслевые награды -
грамоты, благодарности, звания <<Почётный работник общего образования>>.
Отмечу, что в настоящее время в коллективе работают на разных должностях 12
бывших выпускников нашей школы. Среди них Дахневич Виктор Васильевич
(учитель физкультуры, тренер по лёгкой атлетике), Токаревский Виктор
Николаевич (педагог-психолог), Кокорина Наталья Владимировна (заведующая
школьной библиотекой), Василенко Наталья Владимировна (учитель английского
языка), Никитина Наталья Александровна, Бужинаева Надежда Анатольевна и
Рубцова Анна Викторовна (воспитатели), замечательные специалисты в сфере
адаптивной физической культуры Зайцев Александр Игоревич и Саверская
Светлана Васильевна. Все перечисленные сотрудники вносят неоценимый вклад в
оказание именно адресной помощи нашим детям, так как этим людям не надо
объяснять особенности восприятия окружающего мира детьми с нарушениями
зрения, не надо рассказывать, с какими проблемами сталкивается слабовидящий
или незрячий ребёнок в процессе обучения и в быту. Наших выпускников
отличает ответственный подход к своей работе, доброжелательное отношение к
окружающим, умение взаимодействовать с любыми детьми. Не секрет, что дети
приходят с разным уровнем подготовленности, часть первоклассников по разным
причинам совершенно не готова к обучению и проживанию в школе.
Ю.Т.: Каковы причины такой неготовности?
О.В.: Причины разные. С одной стороны, гиперопека родителей, когда семья
делает за ребёнка буквально всё. В результате, поступая на обучение в школу,
ребёнок не может самостоятельно принимать пищу, не может пользоваться ложкой
и вилкой, не умеет пользоваться туалетной бумагой, завязывать шнурки,
самостоятельно одеваться, пользоваться гигиеническими принадлежностями,
ориентироваться в пространстве.
Бывает, наоборот, ребёнок приходит в школу из неблагополучной семьи. Он не
знаком с правилами поведения, неготовность к школе может выражаться в
несформированности мотивации к обучению, в отсутствии элементарных
представлений об окружающем мире, соответствующих возрасту. Таким образом,
итог один - неготовность ребёнка к школе, а причины могут быть разные, даже
противоположные по сути.
Ю.Т.: Если так случилось, что в семье родился ребёнок с выраженными
нарушениями зрения, когда родители могут обратиться в школу за советом,
консультацией? В какой форме родители могут получить помощь от специалистов
школы?
О.В.: К сожалению, в Иркутске отсутствуют специализированные дошкольные
образовательные организации, в которых дети с нарушениями зрения могли бы
получить дошкольное образование, которое в настоящее время является
обязательной ступенью основного образования в РФ. Поэтому в нашей школе
создан и действует центр предшкольной подготовки <<Росинка>>. Любой родитель
или законный представитель ребёнка с нарушениями зрения может обратиться в
центр и получить консультацию тифлопедагога, педагога-психолога и логопеда
по всем интересующим вопросам.
Ю.В.: Как часто в центр обращаются родители?
О.В.: Достаточно часто. И, как правило, частота обращений увеличивается в
весенний период, предшествующий поступлению детей в нашу школу. Видимо,
родители спохватываются, что через несколько месяцев ребёнка предстоит
оформлять в школу, а уровень его готовности крайне низкий. Случается, что
изначально родители планируют отдать ребёнка в массовую школу по месту
жительства и даже записывают его в ближайшую от дома школу, но затем всё же
к ним приходит понимание, что с ослабленным зрением в общеобразовательной
школе ребёнок может быть неуспешен. В нашей школе действует охранительный
офтальмологический режим, а в массовой школе нет возможности учесть
потребности ребёнка с нарушенным зрением. В самый последний момент родители
осознают всё это и поэтому летний период у нас тоже достаточно напряжённый в
плане обращений.
Консультирование родителей происходит как в очной, так и в заочной формах.
Примерно половину консультаций заинтересованные родители получают по
телефону и по электронной почте. Бывает, что мы оказываем консультативную
помощь родителям не только по проблемам обучения и воспитания, но и по
вопросам социальной защищённости. Например, когда необходимо
освидетельствовать ребёнка в МСЭ, при составлении индивидуальной программы
реабилитации ребёнка-инвалида. Нередко нас спрашивают, что это за документ,
для чего такая программа нужна.
Ю.Т.: Что кроме обучения может предложить школа своим ученикам?
О.В.: Изначально район Радищево, будем говорить откровенно, является
депрессивным, социально неблагополучным районом города, где отсутствуют
библиотека, кинотеатр, стадион и другие объекты культурно-спортивной
инфраструктуры. Среди местного населения очень высок показатель
алкоголизации. На территории района проживают в основном люди пожилого
возраста, многодетные, малоимущие. Такое неудачное расположение нашей школы
побудило нас самим создавать условия для развития наших детей.
Специфика нашей школы состоит в том, что она в соответствии с утверждённой
программой развития является социокультурным центром, объединяющим усилия не
только педагогического коллектива, но и родителей, и законных представителей
детей, представителей образовательных организаций, работников
здравоохранения, культуры города и области. У нас заключено порядка 20-ти
соглашений о взаимодействии с различными учреждениями, начиная с наших
соседей - коррекционных школ, а также с Иркутской областной филармонией,
городскими библиотеками, педагогическим колледжем и другими.
На базе нашей школы проходят открытые кинопоказы. В каникулярное время
посмотреть детские кинофильмы и мультфильмы могут не только наши дети, но и
ребятишки из близлежащих домов. Мы активно сотрудничаем с Советом ветеранов
района, выступаем перед местными жителями с концертами на День пожилого
человека. На нашей игровой площадке мы проводим районные мероприятия в честь
1 июня, 1 сентября, праздник района.
Мы стараемся, чтобы мир наших детей не ограничивался стенами интерната. Как
бы ни были хороши условия в школе, всё равно мы понимаем, что отчасти они
искусственны и, прежде всего, - ограниченным кругом общения. Мы стремимся
как можно больше выезжать и взаимодействовать посредством проведения
совместных мероприятий, различных экскурсий, совместных акций. Нередко наши
дети участвуют в благотворительных концертах, выступают перед различными
аудиториями по случаю праздников. Мы принимаем участие в разнообразных
творческих конкурсах - вокальных, танцевальных, художественно-прикладных.
Ю.Т.: Сегодня в обществе активно обсуждаются вопросы инклюзивного
образования. Сам факт существования такой специализированной школы -
аргумент против инклюзии. Какую позицию Вы лично занимаете по этому вопросу?
При каких условиях ребёнок с ограниченными возможностями здоровья выигрывает
больше - учась в специально созданных условиях или изначально интегрируясь в
мир обычных людей?
О.В.: В соответствии с действующим законодательством форму обучения ребёнка,
в том числе образовательную организацию, в которой ребёнок будет получать
основное общее образование, выбирают его родители или законные
представители.
Я считаю, что родителям должны быть предоставлены условия выбора как для
обучения в массовой школе, так и в специализированной, потому что здесь надо
исходить из особенностей развития конкретного ребёнка. Должно быть право на
жизнь и инклюзивному, и специализированному образованию. Хотя вопрос
инклюзии является дискуссионным и что собственно сегодня представляет собой
инклюзивное образование? Эта сфера и за рубежом, и в России на современном
этапе переживает стадию активного развития, наполнения различными научными
данными, трансформации. Сегодня проводится множество исследований в этой
области. Говорить о сформированности этой системы пока очень рано.
Ю.Т.: Ольга Викторовна, какие аргументы Вы могли бы привести родителям детей
с нарушениями зрения в пользу выбора именно нашей школы?
О.В.: Безусловным плюсом является существующий в школе охранительный
офтальмологический режим, благодаря которому у детей не прогрессируют те
заболевания органа зрения, с которыми они приходят в школу. Поскольку мы
находимся в областном центре, у нас довольно высокий уровень медицинского
сопровождения. Сотрудничество с лечебными учреждениями города позволяет нам
даже улучшать у обучающихся состояние органа зрения. Бывают случаи, когда мы
полностью снимаем ребёнку офтальмологические диагнозы.
Кроме того, классы в нашей школе являются малокомплектными, а значит -
уделяется больше внимания каждому ребёнку. Наши дети получают не только те
знания и умения, которые определены рамками школьной программы, но и
появляется возможность более внимательно приглядеться к ребёнку, выявить его
склонности, интересы, способности.
В нашем образовательном учреждении более спокойная по сравнению с массовой
школой психо-эмоциональная обстановка. Сегодня очень мало детей поступают в
школу только с нарушениями зрения. Как правило, имеют место сочетанные
диагнозы - либо наличие лёгкой умственной отсталости, либо расстройства
поведения, либо общее недоразвитие речи и другие. Если ребёнок будет
обучаться в массовой школе, то родители должны быть готовы к тому, что
потребуются посещения дополнительных занятий, поскольку далеко не в каждой
школе есть логопед, педагог-психолог, тифлопедагог. Мы уникальны тем, что на
базе школы работают именно те специалисты, которые могут корректировать
различные сопутствующие нарушения.
В старших классах проводятся профориентационные мероприятия. В зависимости
от склонностей ребёнка ученики старших классов могут получать навыки
трудового обучения в рамках освоения слесарного, столярного дела; у девочек
- швейное производство.
Кроме перечисленных направлений, которые входят в учебный план, у нас
осуществляется предпрофессиональная подготовка по направлениям
художественно-эстетического цикла. На базе школы работает театр-студия
<<Маски>> и театр танца <<Успех>>. Таким образом, наши дети имеют
возможность знакомиться с особенностями работы хореографа, артиста,
художника. В этом году две наши выпускницы поступили в Иркутский
региональный колледж педагогического образования и в последующем станут
хореографами.
Мы отличаемся от массовой школы ещё и тем, что в большей мере удовлетворяем
познавательные потребности школьников, оперативно откликаясь на их запросы.
Дело в том, что наши дети очень активно пользуются интернетом и интересуются
различными акциями, проводимыми в городе. В частности, мы регулярно посещаем
традиционно проводимую весной выставку образовательных организаций высшего и
среднего профессионального образования в Сибэкспоцентре, также посещаем
различные учебные заведения в рамках проводимых ими дней открытых дверей.
Очень много вопросов у наших ребят связано с уходом за больными. Эти вопросы
школьники адресуют нашему замечательному специалисту педиатру Погодаева
Любовь Ивановна. Во-первых, мы должны научить детей правильно соблюдать
правила гигиены. Во-вторых, нередко инвалиды вступают в браки с такими же
инвалидами. В связи с этим возникает очень много вопросов, связанных с
уходом за маленькими детьми, по уходу друг за другом, по оказанию первичной
санитарной помощи. Об этом очень интересно и доходчиво рассказывает наша
Любовь Ивановна во время индивидуальных бесед, а также в рамках мероприятий,
организуемых по коллективным запросам. Наших школьников интересует
профилактика возникновения вредных привычек (особенно курение), ранней
беременности, тема заболеваний, передающихся половым путём и многое другое.
По приглашению Любови Ивановны к нам приезжали специалисты из Иркутского
областного центра <<СПИД>>.
Действительно, мы живём очень интересной жизнью и пытаемся насытить
информационное пространство нашей школы-интерната самой разнообразной
полезной информацией, тем самым давая ребёнку адекватное представление об
окружающем мире и актуальных проблемах современности.
Беседовала Юлиана Терехова

От редакции: За рамками нашей беседы осталось множество интересных тем,
связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией детей с глубокими
нарушениями зрения. Наше издание заключило соглашение о сотрудничестве со
школой-интернатом No 8. В следующих выпусках мы подробнее познакомим вас,
наших читателей, со специалистами и учениками школы и ещё не раз предоставим
им слово в наших тематических рубриках.

В материале присутствуют три справочные врезки.
Справка 1
В 1894 году в Иркутске была открыта школа для слепых детей.
Лаконичная архивная справка гласит: <<23 июня 1893 г. (5 июля по новому
стилю) в Иркутске было открыто отделение попечительства Императрицы Марии
Александровны о слепых и принято решение о командировании в Петербург в
Александро-Мариинское училище для слепых детей учительницу Попову А.П. для
прохождения шестимесячного курса обучения слепых детей. Совет Иркутского
отделения попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых в
заседании от 14 февраля 1894 г (26 февраля) постановил открыть училище имени
Н.С.Хаминова 22 июля 1894 г. (3 августа), но так как к 22 июля помещения
училища не были подготовлены, открытие училища состоялось 21 августа 1894 г.
(2 сентября). В первый год деятельности училища в нем воспитывалось пять
детей, все из неимущих семей>>.
Иркутский купец Хаминов передал усадьбу по улице Троицкой 34/36 (ныне ул.
5-ой Армии, 28). В усадьбе находились два каменных двухэтажных особняка и 3
деревянных дома, баня и деревянный двухэтажный амбар. Учащихся набирали по
следующим признакам: полная слепота на оба глаза, возраст от 7 до 11 лет;
отсутствие, кроме слепоты, других физических дефектов; способность к
образованию и обучению.
В 1914 году в училище было 32 ученика, учительницей работала Татаринова. В
школьных классах преподавали общеобразовательные дисциплины, обучали чтению
и письму по системе Брайля, плоскому письму по Гебольду. С 15 лет
воспитанники переводились на ремесленное отделение, где их обучали ремеслам.
Училище прекратило свое существование в 1917 году. В 1918 году в России было
ликвидировано <<Попечительство слепых>>, а все имущество отдано в
распоряжение слепых.
Советское государство взяло все заботы о школе для слепых детей на себя.
Школа располагалась по ул. Степана Разина, 20. Здесь работали
педагоги-подвижники: А.И. Ушакова, М.Л. Климова, Г.А. Балкаев, А.Д.
Табачков, Д.И. Гусева, П.М. Згарский, В.Т. Морозов.
В 1963 году состоялось новоселье: школа переехала в новое здание, где
находится и по сей день.

Справка 2
Выпускники являются гордостью школы. Многие закончили вузы, средние
специальные учебные заведения, нашли в жизни свой путь и достигли немалых
успехов, став докторами и кандидатами наук, учителями и программистами,
директорами предприятий и школ, музыкальными работниками и даже
композиторами, да и просто хорошими трудолюбивыми людьми.
Малыгин Георгий, выпускник 1965 года, - доктор философских наук,
преподает в Университете железнодорожного транспорта. Тагаров Жаргал -
кандидат наук, преподает в Байкальском Университете экономики и права,
подготовил к изданию значительный научный труд, готовится к защите
докторской диссертации. Капустин Виктор - кандидат физико-математических
наук, работает в НИИ (г. Москва).
Связали свою жизнь с юриспруденцией Русляков Николай, Полянский
Николай, Гомзяков Борис, Алексеева Татьяна, Бондарева Елена, Старицын
Алексей и другие.
После окончания вузов вернулись в родную школу и много лет успешно
трудились педагогами Згарский Павел Миронович (выпускник 1928 г.),
Терентьева Мария Ивановна (выпускница 1948 г.), Васильев Геннадий
Севастьянович (выпускник 1951 г.). В настоящее время работают в школе
Черенцова Валентина Иннокентьевна, Дахневич Виктор Васильевич, Токаревский
Виктор Николаевич, Янчевский Вадим Робертович, Василенко Наталья
Владимировна, Бужинаева Надежда Анатольевна, Никитина Наталья Александровна.
Кравцова Татьяна, Кочерова Наталья и Лошманов Алексей после
окончания школы продолжили свое образование в университете Санкт-Петербурга.
Остались жить в городе на Неве навсегда, успешно трудятся. Татьяна серьезно
занимается наукой, ее труды по тифлопедагогике опубликованы во многих
центральных изданиях.
В своё время стали достойными руководителями: Ларионов А.П. -
директор Ангарского УПП ВОС; Распопин Г.И. - директор областного клуба ВОС,
председатель городской первичной организации ВОС; Шопхонов С. - директор
школы; Гавриленко А.Н. - главный инженер; Стрелков А. - директор бассейна в
г. Братске.
Посвятили свою жизнь музыке Проклов Николай - руководитель народного
хора Усть-Удинского дома культуры, заслуженный работник культуры, завуч
музыкальной школы поселка Усть-Уда; рядом с ним трудится и его жена Бахман
А., тоже заслуженный работник культуры. Тепляков Анатолий, получив
консерваторское образование, стал известным иркутским композитором.
Большая группа воспитанников школы связала свою жизнь с медициной, получив
профессию массажиста.

Справка 3
Физкультурно-оздоровительная работа - приоритетное направление в
деятельности педагогического коллектива школы-интерната. Адаптивная
физическая культура включает занятия гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжными
гонками, волейболом. Следует отметить богатые традиции школы в физическом
воспитании детей-инвалидов.
Среди выпускников школы - чемпионы России, Европы и мира по лёгкой атлетике,
а Сергей Владимирович Ходаков - двукратный призёр паралимпийских игр.

*

Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru

*
Это сообщение доставлено 339 подписчикам.

Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru

Ответить   Wed, 14 Jan 2015 14:26:10 +0800 (#3197921)