Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Экев -Вследствие


 Шабат шалом!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Экев"(«Вследствие»)
в исполнении мессианских евреев из Израиля и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Алекс (Шмуэль)


Рубрика - изучаем иудаизм
Раби Моше Хаим Луцатто. Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 3. Глава 4
О случаях пророчества (продолжение, начало главы в предыдущем выпуске)
[6] И еще бывает с пророками, что их посылают с поручением от Всевышнего. То есть, это (посланничество) не является сутью пророчества, и совсем не обязательно, чтобы пророк был послан к другим; но суть пророчества мы уже объяснили, что это - приобщение к Всевышнему и Б-жественное откровение, и ему сопутствуют определенное познание и постижение.
Но часто случается, что пророки посылаются к другим людям. Это может постигнуть отличенного пророка, в совершенстве знающего пути пророчества, а может и того, кто не так уж знающ и опытен в этом. И из-за своей неопытности пророки могут ошибиться - не в том, что пророчествуют, а в том, что они сделают от себя, не исполнят поручение как следует и будут наказаны, как в случае с пророком царя Йеровама (1 Мелахим 13), который нарушил собственные слова. Это случилось из-за того, что он не точно следовал путями пророчества, как сказали наши Мудрецы, благословенна их память (Санхедрин 89а).

[7] Может случиться, что какой-то пророк постигнет истинную вещь в своем пророчестве, но не постигнет все истинные вещи, которые оно содержит.
Например, в пророчестве Ионы сына Амитая, в слова «И Ниневия будет перевернута» {Иона 3:4) вложены два истинных смысла: один - наказание, назначенное (жителям города) по их грехам, и второй - было известно перед Всевышним, что произойдет: они «перевернутся» от зла к добру.
Если бы эти слова имели в виду только наказание, то, когда Святой, благословен Он, изменил бы постановление и отменил наказание, Он открыл бы это пророкам, и в частности, Ионе. Но поскольку Святой, благословен Он, включил в одну фразу два смысла, в новом постановлении не было нужды: пророчество исполнилось во втором смысле, а не в первом. Но Иона вначале постиг только первый смысл, а не второй, и об этом сказали наши Мудрецы (Санхедрин 89б): «Иона - он не знал».

[8] И необходимо знать, что в пророчестве различимы два аспекта: один - суть, и вторая - слова. Иногда пророк постигнет нечто, не ограниченное словами, и выразит его своими словами. А иногда постигнет нечто, ограниченное также и словами, например, пророчества Ишайи (Исайи), Ирмии (Иеремии) и других пророков, записанные на поколения. Ибо их слова в пророчестве были определены, чтобы объединить вместе многие вещи. Но и в этом случае фразеология зависит также от готовности самого пророка, стиля его языка и образа речи.
И во многих случаях дано пророкам совершить различные действия вместе с пророчеством. Например, пророку Йирмии было приказано повязать пояс (Йирмеяу 13) и возложить на свою шею ярмо (там же 27), Ехезкэль получил приказ начертить карту Иерусалима на кирпиче (Ехезкэль 4), и так многие другие.
Суть этих действий заключалась в том, что их с помощью пробуждались определенные высшие силы, необходимые соответственно истинной сущности вопроса, о котором было пророчество. После совершения данного действия эти силы были наготове, назначенные осуществить это дело в нужный момент.

[9] Еще необходимо знать, что титул пророка поистине и в точном смысле приличествует только тому, кто уже постиг пророчество во всей полноте и кому стало ясно, что он получает пророчество от Всевышнего, как мы упомянули выше. У того, кто достиг этого, совсем не останется сомнения в своем пророчестве, и в его пророчество не вкрадется ошибка. Но в более широком смысле пророком называется также и тот, кто начал получать пророческие постижения и кого постигло откровение свыше.
Однако такой человек еще не уверен в своем пророчестве и может оступиться. Подобная вещь случилась с пророками царя Ахава, как мы объясним, с Б-жьей помощью, ниже.
Но знающие пути пророчества в совершенстве знают все это как следует: знают возможные препятствия, знают их признаки и как избежать их, чтобы достичь истинного пророчества. Они учили своих учеников, как мы упомянули выше, предотвращали их ошибки и приводили их к истине.

[10] Источник таких ошибок - существующие в мире силы нечистоты, действующие соответственно тому, что запечатлено в их природе и отдано под их власть, как мы упомянули в части 1, гл. 5. Они обладают силой вводить людей в заблуждение тем, что посылают на человека воздействия, подобные путям истинного пророчества, открывают ему истинные и ложные вещи, и даже делают перед ним некоторые чудеса, как определенно говорит Писание о ложных пророках (Дварим 13: 2-3): «И даст тебе знак или знамение... и осуществится знак или знамение».
Такая вещь может произойти с человеком помимо его воли, а может - по его желанию.
А именно, может произойти с человеком такой случай, хотя он ничего не делал ради этого или даже старался достичь обратного (истинного пророчества), но не был совершенен в своих деяниях и старании. А может такое постигнуть того, кто в своем злодействе желал этого и стремился заполучить, а именно, пошел за этими силами (зла) и старался приобщиться к ним по своему желанию, чтобы достигнуть с их помощью того, чего хочет достичь: чтобы открылись ему некие вещи, как мы упомянули, с помощью которых будет считаться пророком и будет подстрекать людей по своему желанию или будет уважаем в их глазах.

Таковы были пророки (идолов) Бааля и Ашеры, прилагавшие усилия, чтобы приобщиться к силам зла и достичь знания определенных вещей, с помощью которых соблазняли верящих в них. С помощью сил нечистоты они также совершали чудеса для подтверждения своего пророчества. Однако они сами знали, что все, что у них есть - со стороны нечистоты, которую избрали для себя, и не считали себя пророками, но поступали так в злодействе своего сердца.
Но также и с тем, кто не старался достичь этого зла, могло случиться такое, как мы упомянули, и поэтому желающим достичь пророчества необходим был опытный учитель, который наставлял их, как мы сказали, и с его помощью они спасались (от этого зла), пока не достигали ступени истинного пророчества. Ибо, когда достигали ее, уже видели большую разницу (между истинным и ложным пророчеством), узнавали ее и не могли более сомневаться в этом, как мы упомянули.

[11] Нечто подобное случилось с пророками [царя] Ахава, которых соблазнял дух (1 Мелахим 22). Из-за (злых) деяний царя, было постановлено, что он отправится в Рамот Гилад и будет там убит. И следовало, чтобы он испытал сильный соблазн, который втянет его в эту войну и не даст отступиться от нее, хотя с ним и произошло то, что должно было бы отвратить его от этого.
Это и произошло на самом деле. Сказал ему Еошафат (там же 5): «Взыщи же со всей ясностью слова Ашема». (Тогда царь вопросил четыреста пророков, которые предвестили ему победу). Этого, однако, было недостаточно (чтобы окончательно убедить его). Все это было предвидено пред Всевышним.
Когда дело Ахава рассматривалось Высшим судом, выступали обвинители и защитники, и было решено соблазнить его каким-то образом. Наиболее подходящим сочли соблазнение с помощью духа, ибо все те ложные пророки «пророчествовали» перед Ахавом, а именно, производили действия и прилагали усилия таким образом, каким привлекается пророческое откровение. Они же старались привлечь только раскрытие нечистоты, о котором мы упомянули, и не более, но обманывали царя и делали вид, будто привлекают раскрытие Света Всевышнего. Они прилагали усилия к привлечению раскрытия перед Ахавом, и им, действительно, удалось привлечь раскрытие, которого они искали (со стороны сил зла). Это было сделано на глазах у царя, чтобы тот больше верил им. Об этом сказало Писание (там же 10): «И все пророки пророчествуют перед ними». И в том нечистом «пророчестве» были привлечены ими слова «Взойди на Рамот Гилад и преуспей, предал его Ашем в руки царя».
Это были слова, которые тот дух произносил их устами. Сами же они не ошибались, ибо знали, к чему стремились; но Ахав ошибся и был соблазнен ими настолько, что не поверил словам Михаяу из-за большой веры в своих ложных пророков.

Еще дальше, чем остальные пророки, зашел Цидкияу сын Кнааны. Ибо те лишь произнесли то, что притянулось к ним от того духа, а Цидкияу еще и сделал нечто подобное тому, что делают истинные пророки. Ибо он поверил в это раскрытие, счел его истинным и происходящим от Всевышнего и с полной ответственностью сказал (там же 11): «Так сказал Ашем: этими (рогами) ты забодаешь Арам». Он не изучил как следует пути истинного пророчества и не различил между ложью и истиной, и поэтому наши Мудрецы сказали о нем, что он говорил то, чего не слышал. И так сказали (Санхедрин 89а): «Дух Навота запутал его», и еще сказали: «Следовало ему быть скрупулезнее», как предостерегал его Еошафат, что «два пророка не пророчествуют в одном стиле». А на самом деле, тогда произошло для тех «пророков» большее, чем обычно, раскрытие, и поэтому Цидкия ошибся и ему показалось, что на этот раз его пророчество было истинным, хотя их усилия были направлены в сторону нечистоты, как мы упомянули. Но все это было причинено Всевышним, как мы упомянули.
Пойми все это хорошенько.


От МЕССИАНСКИХ евреев
Недельная глава Экев («Вследствие»)
Фиктивные будут выявлены
Деварим / Второзаконие 7:12-11:25
Иешаяху / Исайа 49:14-51:3
Ромим / Римлянам 8:31-39

Деварим
7:12 И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим,
(13) и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе;
(14) благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем;
(15) и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя;

Звучит как очень хорошая сделка, не правда ли? В обмен на исполнение заповедей ХаШем (Б-га), Он благословит нас всеми физическими благословениями. Фактически, звучит даже слишком хорошо, чтобы быть правдой! Что нам дают через бней Израел (дети Израиля) – это гарантируемая формула для богатства, здоровья и процветания. Подождите ка, что же Б-г говорит нам после?

Деварим 8:2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
(3) Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;
(4) одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет.
(5) И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.

Эти стихи звучат почти противоположно предыдущим в той же самой порции!
В действительности же – нет. Сначала приходит на ум вопрос относительно этой части Священного писания.
Разве Б-г не является всезнающим? В конце концов говорится, что ХаШем должен испытать нашу искренность в исполнении Его заповедей. Не знает ли Он прошлое, настоящее и будущее?
Разве Он не знает все с самого начала времени до его конца?
Почему же Он должен испытывать нас, когда Он уже знает что в наших сердцах?
Ответ – потому, что существует много фиктивных верующих. Никто не любит фиктивных людей уже не говоря о фиктивном верующем. Все мы предпочли бы быть окружёнными и иметь дело с честными людьми.

Техилим (Псалмы) Psalms 26:11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
Псалмист говорит: «Научи меня жить, как Ты живёшь Г-сподь. Научи меня быть честным.»
Фиктивный человек важничает (он старается произвести на других впечатление и показать себя более того, чем он является).
Фиктивные люди – несчастные люди, обязанные притворяться чем-то или кем-то, чем они в действительности не являются.
Честные люди – прозрачны (они открыты и уверены в себе и кем они являются).

Как в человеческих отношениях, также и с Б-гом. Б-г требует честности.
Невозможно прикрыться маской перед Б-гом. Хотя Вы можете пробовать, но Он видит исё под Вашей маской.
Библия учит нас, что Б-г не смотрит на нас снаружи, но Он видит нас изнутри.

Множество людей следуют заповедями Г-спода потому, что они религиозны. Эти люди больше верят в религию и служат ей, чем они верят в Б-га и служат Ему.
Такие люди очень часто даже не знают, что они религиозны.
Часто окружающие тоже не видят их религизность, а считают их соблюдающими заветы, посвятившими себя служению Г-споду.
Только испытание, как описано в нашем втором отрывке из Священного писания, проявляет их сердца, не Б-гу, а окружающим и себе.

Б-г испытывает нашу честность! Уверен, Он знает нас от и до, но мы знаем себя достаточно хорошо и если мы не знаем себя, то как другие могут знать нас?
 Именно об этом смирении говорится в Деварим 8:2! Смирение разделяет реальное от фиктивного.
Реальные получат обещанное, как это представлено в Деварим 7:12-15, а фиктивные будут выявлены – кем они действительно являются.
Рав Яков Фарбер


От ортодоксальных евреев
Недельная глава Экев («Вследствие»)
Глава Экев описывает евреям Землю Израиля и предупреждает еврейский народ о возможных проблемах слишком хорошей жизни.

Каждая недельная глава – цельный и гармоничный отрывок Торы. Как правило, ее начало и конец объединены каким-либо общим смыслом.
Эта связь особенно остро ощущается в последней книги Пятикнижия, Дварим. Возьмем для примера сегодняшнюю главу.
Начинается она примерно со следующих слов - 'Вследствие того, что вы будете изучать и соблюдать законы Торы и действовать согласно им, Б-г будет сохранять с вами союз'.
 Почему примерно? Да потому что мы в очередной раз сталкиваемся с невозможностью точного перевода Торы, в котором каждое слово и даже каждая буква несут настолко многогранную смысловую нагрузку, на любой иностранный язык.
Так первое слово «экев» одновременно переводится и «если, вследствии», и «пятка».
 Меня, как лингвиста по профессии, заинтересовало, когда это слово впервые появляется в Торе.
 Практически в самом начале. О будущих взаимоотношениях Человека и Змея Тора высказывается так: «Он (человек) будет поражать твою голову, а ты (змей) будешь поражать его в пятку» .
 
Конечно, трудно представить себе, что максимально сжатый, законспектированный текст Торы будет настолько глубоко вдаваться в подробности «антропо-рептильных» отношений. Так постараемся немного углубиться в бездну комментариев и понять, что за аллегории стоят за всем этим, а для этого обратимся к нашим источникам.
 Итак, змей, внесший в человека яд сомнений – это наше так называемое «дурное начало», все наши дурные привычки, иллюзии и прихоти, мешающие нам порой посмотреть правде прямо в глаза.
И как бы человек не пытался «поразить их в голову», обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная «ахилесова пята», и это место Тора называет пяткой. Пятка. Самая низшая точка человеческого тела, соприкасающаяся с землей. Обобщая, мы придем к выводу, что пятка – символ всего самого низменного, самого грубого, самого анти-духовного и анти-возвышенного.

А теперь давайте все-таки вернемся к текущей недельной главе. Итак, она начинается с той самой «пятки», со слова «экев». Но почему в данном контексте Тора выбирает именно это слово?

 Все дело в том, что те законы Торы, о которых здесь идет речь, это те самые законы, которые в повседневной жизни мы, образно выражаясь, «топчем ногами, идя на поводу у своего собственного змея». Далее, нам подробно описывается, на что именно мы можем рассчитывать, изменив подобную политику по отношению к законам Творца.

 В частности и на то, чем заключается глава: «Каждое место, куда ступит ваша ступня, будет ваше, от пустыни и Ливана, от реки Ефрат и до Средиземного моря будут ваши границы». Если наша «пятка» перестанет «втаптывать в грязь» все святое и тем самым изменит свою низменную сущность, та же самая «пятка» обретет такую духовную силу, что даже земля, куда она ступит, станет обладать святостью, достойной Святой Земли.

Жемчужины еврейского комментария
«Соблюдайте все заповеди, которые Я тебе заповедаю сегодня ... потому, что земля, в которую ты входишь туда, чтобы унаследовать ее, не похожа на землю Египта, откуда вы вышли, где ты сеял и поливал посевы как зеленый сад...Если вы будете соблюдать заповеди.. Я дам вам дожди в свое время..» Дварим 11:8-14

Рашбам обращает наше внимание на характерную особенность Земли Израиля – она не орошается водными источниками, подобно каналам Египта, ответвляющимся от его центральной водной артерии – Нила. Она всецело зависит от дождей, иными словами – от воли небес. Поэтому-то эта земля несравненно хороша, в том случае, если евреи живут по-еврейски и несравненно губительна в противоположном случае.


В избранное