Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ки теце-Как выйдешь


Шабат шалом! Мир субботе, друзья!
Приближается еврейский Новый Год - Рош-Ашана. Собственно-это праздник Труб.
1 и 2 месяца Тишрей или 17 и 18 сентября. "Рош Ашана" -- в буквальном переводе с иврита -- "голова года". Это значит, что подобно тому, как вся жизнедеятельность организма зависит от головы, вся жизнь человека в наступающем году зависит от того, что решит Всевышний в Рош Ашана.
Дни трепета и надежды!
Текущий месяц ЭЛУЛЬ -(до праздника) - месяц покаяния и исправления для всех, кто желает приблизиться к Всевышнему.
Время для раздумья о своем пути, о своем назначении, о исправлении...
В сидуре (молитвеннике) читаются Слихот - Раскаяния.

Предлагаю толкования недельной главы Торы - «Ки теце» («Как выйдешь»)
Пусть Господь обильно благословит вас
Езра (Шмуэль).

Рубрика - изучаем иудаизм
Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 4. О служении Творцу
Глава 2. Об изучении Торы
[1] Изучение Торы - вещь необходимая, поскольку без него невозможно достичь исполнения. Ведь если человек не будет знать, что ему приказано исполнять, как исполнит? Но, кроме всего этого, у изучения Торы есть еще одна важная цель в совершенствовании человека. Мы уже упомянули о ней вкратце в части 1, гл. 4, но сейчас поговорим об этом подробнее.

[2] В числе воздействий, которые Благословенный производит для нужд Своих творений, есть одно воздействие, возвышеннее всех других, и его сущность более значима и превосходна, чем все, что существует в реальности. То есть, оно - наибольшее подобие истинной Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении, и его значимость и уровень подобны истинности уровня Благословенного, и именно это (воздействие) Господин, благословен Он, уделяет от Своей Славы творениям. Творец связал это Свое воздействие с явлением, сотворенным Им для этой цели - Торой.
В Торе есть два аспекта: произнесение и познание.

Мы уже объяснили выше, что Господин, благословен Он, составил собрание слов и речений - Пять Книг Торы (Пятикнижие Моше) и следующие за ними по уровню книги Пророков и Писания и связал с этими книгами это воздействие таким образом, что когда их будут читать вслух, это воздействие привлечется к произносящему их при условии, что это произнесение будет совершаться в отведенных ему границах (их мы объясним ниже). И также при познании истинного смысла этих речений к познающему их привлечется это воздействие.

Но много уровней есть в этом воздействии, как и во всех остальных воздействиях и явлениях реальности, и эффекты произнесения и познания подразделяются, как сочла то подобающим Высшая Мудрость. Один вид произнесения притягивает воздействие определенного уровня, а другой - воздействие другого уровня, и аналогично в познании. Но нет в изучении Торы элемента, который не притянул бы один из уровней этого возвышенного воздействия, если будут выполнены необходимые условия.

[3] Очевидно, что с возвышением познания увеличивается уровень привлеченного им воздействия. Тот, кто понимает только язык Писания, не ровня тому, кто понимает его смысл, а тот, кто понимает поверхностный смысл, не сравнится с тем, кто проникает вглубь, а тот, кто углубляется лишь чуть-чуть, не сравнится с тем, кто достигает значительных глубин.
Но одним из проявлений доброты Благословенного было, что каждая ступень познания притягивает некий уровень воздействия, так что всякий, кто познал что-либо из Торы, получит из этого великого воздействия то, что связано с этим познанием. Тот же, кто не достиг никакого познания, а находится лишь на уровне произнесения, уже одно это станет для него средством получения небольшой доли этого воздействия. Получается, что большинство народа Израиля удостаивается его: кто меньше, а кто больше.

[4] Но кроме этого подразделения, существующего для того, чтобы по истинной мере воздать людям за их старание в ней (Торе), существует в ней еще иерархия и подразделение в соответствии с необходимостью исправления ею всего Творения. Нет такой части Торы, через которую не исправлялась бы и не совершенствовалась какая-то часть Творения.
Получается, что тот, кто хочет служить Творцу совершенным служением, должен заниматься всеми частями Торы в соответствии со своими способностями, чтобы принять участие в исправлении всего Творения.
Учили наши Мудрецы (Кидушин 30а; Авода зара 19б): «Пусть человек постоянно делит на три части время своей учебы: треть отведет на Писание, треть - на Мишну, треть - на Гемару». Эти три части включают в себя всю Тору, и следует разделить между ними свое время, чтобы освоить все их, ничего не пропустив. Но сколько времени посвятить каждой из них, следует определить, исходя из природы каждого человека и ситуации, в которой тот находится. Мы уже говорили об этом в отдельном сочинении (Дэрех хохма), смотри там.

[5] Условия, которые должны сопровождать изучение, таковы: Б-гобоязненность при самом изучении и постоянное исправление поступков.
Ибо вся сила Торы только в том, что Благословенный связал с ней и обусловил ею Свое драгоценное воздействие, что оно повлечется произнесением ее слов и ее познанием. Без этого занятие Торой не отличалось бы от занятия любыми другими делами или книгами мудрости во всех прочих областях знания, которые осведомляют нас о каких-то явлениях, но которые не приводят ни к увеличению ценности и значимости в душе того, кто читает их и умудряется ими, ни к исправлению Творения.

Воздействие же Торы Б-жественно, как мы упомянули, и, более того, оно - самое возвышенное и вознесенное из того, что притягивается и приходит от Творца к созданиям. И поэтому совершенно ясно, что человек должен страшиться и дрожать при занятии таким делом, - ведь он предстает перед Б-гом и занимается привлечением великого света от Него к себе. Он должен стыдиться своей человеческой низменности, трепетать перед вознесенностью Благословенного и весьма ликовать от того, что удостоился доброго удела, но (и ликовать) также с трепетом. Это (отношение) включает в себя то, что человек не должен предаваться легкомыслию при занятии Торой или проявлять неуважение к ее словам или к ее книгам. Он должен знать, перед Кем он стоит и занимается. И если он делает так, его учение будет таким, как ему поистине следует быть, и через него привлечется то воздействие, что мы упомянули. В человеке усилится Б-жественное отличие, а исправление и сияние привлекутся ко всему Творению.

Но если это условие не будет выполнено, то сияние не будет привлечено, и его слова будут как все прочие людские речи, его чтение как чтение письма, а мысли как мысли о делах этого мира. Наоборот, это будет засчитано ему в вину, ибо без страха приблизился к святому и легкомысленно ведет себя перед Творцом в самый момент контакта с Его святостью. И соответственно уровню страха и мере почета и осторожности, будет мера ценности учения и уровень влекомого им воздействия.

[6] А второе условие - исправление деяний. Ибо тому, кто желает привлечь воздействие, следует быть достойным и готовым к его привлечению. Если же он загрязняет себя грехами и злодеяниями, отдаляет себя от Творца и блуждает вслед за силами нечистоты и зла, конечно, скажут ему (Теплим 50:16): «А злодею Б-г сказал: Кто ты такой, чтоб рассказывать Мои законы и возносить на свои уста слова Моего завета?». Сказали также наши Мудрецы, благословенна их память (Хулин 133а): «Каждый, кто обучает недостойного ученика, подобен бросающему камень Маркулису (идолу)». (Служение Маркулису заключалось в бросании камней в его изваяние - прим. ред.) Безусловно, учение такого человека не привлечет упомянутое нами воздействие даже в малейшей степени.

И, тем не менее, наши Мудрецы открыли нам великую тайну: если бы не оставляли злодеи изучение Торы, в конце концов возвратились бы к добру. И хотя они не в состоянии привлечь никакое воздействие от Всевышнего, как мы упомянули, все же слова Торы святы сами по себе, и при постоянном занятии ими повлекут раз за разом небольшое пробуждение и какое-то подобие мельчайшего озарения занимающемуся ими, которое в конце концов пересилит и вернет его к добру.
Об этом сказали Мудрецы (Мидраш Эйха, Птихта 2): «Пусть (даже) оставят Меня, но соблюдают Мою Тору, ибо из-за того, что будут заниматься ею, заключенный в ней свет возвратит их к добру». Но очевидно, что речь здесь идет не о том, кто занимается Торой для смеха и издевательств или извращает ее истинный смысл, а о том, кто занимается ею, по крайней мере, как занимаются другими науками.

[7] Но тот, кто очищает и освящает себя в своих деяниях, привлечет своим учением воздействие, соответственно мере своей готовности. И чем больше подготовит себя, тем больше возрастет ценность учения и его сила. Мы находим в древних мудрецах, что их учение венчало их великой силой, превосходством и отличием, чего нет в последних поколениях, и все из-за преимущества их готовности над готовностью последних. И уже сказали об Ионатане бен Узиэле, что когда он сидел и занимался Торой, всякая пролетающая над ним птица тут же сгорала (Сукка 28а; Бава батра 134а) от мощи Шехины (Б-жественного Присутствия), пребывавшей над ним во время учения.

Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь») ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ
Нашей любовью и признанием
Дварим/Второзаконие 21:10-25:19
Йешайа/Исаия 54:1-10
Матитьяhу/Матфей 5:27-30

Дварим 22:1 Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; (2) если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; (3) так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего]. (4) Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. (5) На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. (6) Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:

Стихи порции Ки Теце конечно содержат учение о справедливости и праведности, законы, уставы и суждения.
То, чему нас учат здесь, когда используется, помогает сформировать основание для действительно справедливого и благородного общества.
Почти каждый аспект общественной социальной жизни охватывается одним или несколькими стихами Ки Теце.

Например, кто сказал, что женщины второстепенны в Библии? Порция Ки Теце доказывает что это ошибка.
В пределах её стихов – законы и предписания, которые уважают достоинство и права женщин. Кто сказал, что владельцам разрешали жестоко обращатся с рабами (помните, что большинство рабства в Библии было вместо банкротства. Должник продал себя его кредитору и был в состоянии, поэтому, расплатиться с долгом)? Если с рабом жестоко обращались и он убегал от своего владельца, то человек, к которому раб бежал, должен был предоставить ему прибежище и не возвращать его к жестокому владельцу.
Кроме того, в порции Ки Теце нас учат, как обращаться с собственностью, когда мы находим вещь, принадлежащую другому человеку. Нас учат, как действовать, когда мы находим другого человека, нуждающегося в помощи или поддержке.

Список можно продолжать дальше и дальше. Информация, содержавшаяся в этой порции значительна, ценна, практична, и это столь же применительна сегодня, как и тысячи лет назад; мы только должны поместить её в наш современный контекст.
Я знаю, что Вы думаете. Что же тогда в этих стихах:
Дварим 21:18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — (19) то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания (20) и скажут старейшинам города своего: `сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница’; (21) тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

Прежде всего, думается, что мы должны помнить из Священного писания, что упрямство и бунт – как колдовство. Разве библейское наказание за колдовство не побивание камнями? Почему же ожидать тогда, что ХаШем рассматривает непослушного сына по-другому, чем колдуна?
Этот закон не имеет никакого юридического действия сегодня, по крайней мере в нашем западном обществе, но это не означает, что он больше не действует в глазах Б-жиих. Упрямые и непослушные люди определенно испытают на себе гнев Б-жий и возможно даже преждевременную смерть, если не от руки толпы, то, возможно, от руки справедливого Б-га.

Правосудие Б-жие не может быть обойдено. Только, потому что что-то не общепринято и не согласуется с нашим мышлением и нашей современной и либеральной судебной системой, не означает, что ХаШем изменил Своё правосудие.
Он не изменяется, чтобы действовать по-нашему;
Он всё делает, как Ему хочется. Б-г не нуждается в нас, чтобы выполнить Своё правосудие;
Он способен делать это Сам. Означает ли это, что мы должны бояться Б-га? Нет, это означает, что мы должны повиноваться Ему, и наше повиновение должно быть по любви, а не из опасения наказания или последствия. Как же любить Б-га достаточно сильно, чтобы повиновался Ему?

Йоханан Алеф (1 Иоана) 4:19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Б-г возлюбил нас так, что Он пришёл в мир, воплощенный в Иешуа ХаМашиях, чтобы умереть и заплатить цену за наши грехи. Наша любовь и признание Иешуа как Машиях (Мессию/Спасителя) позволяют нам любить Б-га, поскольку Он возлюбил нас.
Рабби Яков фарбер


Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь») ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей? Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся 74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски, различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.

Для многих любая религия является синонимом фатализма: все и так заранее предопределено свыше, а значит нет смысла во всех наших стараниях. Такие мысли чаще всего приводят или к параллизирующей пассивности, или к озлобленной вседозволенности (ведь всегда можно будет скинуть свои злодеяния на счет того, кто якобы руководит мной как марионеткой).

Что же говорит по этому поводу иудаизм? Посмотрим сегодняшнюю недельную главу.
«Когда будешь строить новый дом, сделай ограждение на твоей крыше, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, если упадет с нее падающий.» (Дварим 22:8) Итак, будучи религией парадокса, иудаизму как всегда успешно удается «объять необъятное» и связать на первый взгляд совершенно противоречивые вещи: с одной стороны – «упадет с нее падающий» ( т.е., как объясняет Талмуд, тот, которому суждено упасть), а с другой – «сделай ограждение». Но, позвольте, ведь если человеку и так суждено упасть, то к чему делать ограждение?

Но в том-то и дело, что даже если что-то предопределено в общих чертах, это никоим образом не освобождает меня от моих личных обязанностей! Да, если мне не достался IQ супер-гения, я никогда не стану вторым Эйштейном, но зато в пределах своих способностей, я могу развить их ровно настолько, насколько пожелаю. И недаром вздыхал знаменитый праведник рав Зюся, что если на неподкупном небесном суде его спросят, почему он не был Моше-рабейну, он найдет, что ответить, но вот если ему зададут вопрос, почему он не был настоящим равом Зюсей (другими словами, почему он не реализовал свой потенциал на все сто процентов), то он просто не знает, что и ответить.

И неважно, что и как предопределено в глобальных событиях мирового масштаба, я лично обязан прилагать максимальные усилия для того, чтобы несмотря ни на что оставаться человеком, сохраняющим те самые Б-жественные «образ и подобие» так, как того требует Тора. Типичный пример – наказание египтян. Казалось бы, за что их наказывать, если в самой Торе черным по белому написано, как Творец говорит Аврааму, что евреям суждено быть порабощенными в Египте? Но в том-то и дело, что хотя в общих чертах, пророчество и существовало, но кто сказал, что лично ты, Рамсес, или ты, Тутанхамон, или ты, Владимир Ильич должен быть тем, кто возьмет в своих руки кнут поработителя?

И хотя Жаботинский в свое время гордо считал одним из признаков Израиля в качестве «нормального государства» наличиев нем своих преступников и девиц легкого поведения, весьма сомнительно, что кто-то станет грабителем исключительно из оснований, что по статистике в каждом городе должно быть N–ное количество бандитов.

Еврейский мудрец рабби Акива около 2000 лет тому назад резюмировал все вышесказанное одной единственной фразой: «Все (в глобальном плане) – предопределено, но (каждому лично) дана свобода воли.»
Желаем каждому читателю использовать эту свободу по назначению! Шабат шалом!

Женский уголок
Салат «особый» Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат.
Десерт «солнце за облаками» Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными вишнями.


В избранное