Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Рее - Смотри


 Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложении "Рее - Смотри"
 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - "Рее– Смотри" в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку можно по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com или на сайте рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Будьте благословенны!
Езра (Шмуэль)

Рубрика - изучаем иудаизм
Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 3. Глава 5
О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну (Моисеем, нашем учителем).
[1] Вообще говоря, пророчества по уровням разделяются на две части:
первая - уровень всех пророков, за исключением Моше-рабейну,
и вторая - уровень Моше-рабейну, мир ему.
Святой, благословен Он, Сам произвел различие между ними и объяснил его (Бемидбар (Числа). 12:6-7): «Если будет среди вас пророк, тогда Ашем - Я - в видении откроюсь ему, во сне буду говорить с ним. Не так мой раб Моше: доверенный он во всем Моем доме».

[2] Пророчество всех пророков, кроме Моше, происходит в видении и сне, как написано: «В видении Я откроюсь ему, во сне буду говорить с ним». То есть, Всевышний использует сон, уже заложенный в природу человека, в качестве средства передачи пророчества.
Однако это не означает, что пророчество и сон - явления одного порядка;
просто Высшая Мудрость посчитала сон достойным средством для передачи пророчества.
И когда Мудрецы назвали сон одной шестидесятой частью пророчества (Брахот 57б), они лишь имели в виду, что во сне человеку передаются сообщения способом, отличным от обычной работы человеческого сознания, как мы упомянули выше.

[3] Когда пророческое воздействие усиливается, пророк теряет свои ощущения и чувства и погружается в нечто, подобное сну. Его мысль оказывается подобной мысли спящего и видящего сон человека, и тогда к нему привлекается пророчество. Это может случиться с пророком в момент бодрствования, таким образом, что мы упомянули, а может быть, он получит пророчество в ночном сне, лежа в постели.
Но, во всяком случае, пророчество может постичь его только когда он теряет ощущения и погружен в эту дремоту. Возможно, однако, что это случится за малый промежуток времени, и затем он сразу же вернется к первоначальному состоянию; но в момент пророчества он потеряет чувствительность и погрузится в дремоту на какое-то время, пока пророчество не будет получено.

[4] Пророки видят не так, как человек видит товарища перед собой, но как тот, кто видит его через зеркало, да не одно, а как бы через систему многих зеркал, в которых изображение передается от одного зеркала к другому; но видимый объект, несомненно, один, и его движения видны через зеркала, хотя и не видят его прямо. Более того, их видение подобно смотрению в неполированное зеркало, в котором невозможно ясно разглядеть объект.
Так и им невозможно ясно увидеть Славу Всевышнего, даже после многих отражений изображения, хотя они, на самом деле, видят Славу, и нет у них в этом никаких сомнений.
И в этом также пророки различаются и подразделяются на уровни, так как у одного «зеркало» более «отполировано», чем у другого, и он постигает яснее.

Но пророк, постигающий все это, постигает истинным образом, то есть, уясняет, что Открывающийся ему - это Творец, благословенно Его Имя. Пророк постигает суть «зеркала», его сущность и тайну, и постигает и схватывает разумом истинно и ясно идеи, которыми на него воздействуют, как мы упомянули выше в главе 3. Но так же как открытие ему Славы происходит через эти «отражения изображения», так и знания поступают к нему в форме притч и аллегорий во сне, являющимся средством, через которое приходит пророчество, как мы упомянули выше.

[5] Но пророчество нашего учителя Моше, мир ему, осуществлялось более высоким образом, чем все это (описанное выше).
Во-первых, ему совсем не было нужно терять чувства и погружаться в сон. Пророчество приходило к нему в его обычном состоянии, и об этом сказано (Бемидбар (Числа) 12:8): «Лицом к лицу Я говорю с ним».
Сообщение раскрывалось ему таким образом, как если бы было только одно зеркало; само это зеркало было «отполировано», и знания поступали к нему в ясной форме, а не в загадках, и об этом сказано (там же): «В видении, а не в загадках».

Однако и ему Слава открывалась соответственно тому, что он мог принять, в виде образа в зеркале, ибо без этого невозможно человеку постичь своего Творца. Но по крайней мере этот образ он постигал весь и ясно, как тот, кто смотрит в отполированное и освещенное зеркало безо всякой помехи видению. И об этом сказано (там же): «И образ Ашема видит», ибо выведенный там образ он видел очень хорошо, в отличие от других пророков, которые были не в состоянии хорошо воспринять то изображение. И из постигаемого образа Моше получал весьма великое и ясное разумение, превышающее разумение всех других пророков, как мы упомянули.

[6] И еще одно различие было между пророчеством всех пророков и пророчеством Моше: остальные пророки могли пророчествовать не в любое время, но только в момент, когда Творец, благословенно Его Имя, желал, Он посылал на них Свое воздействие и те пророчествовали.
  Но для Моше-рабейну, мир ему, получение пророчества зависело от его желания; он мог связаться с Всевышним и привлечь откровение по мере необходимости.
И еще: другие пророки постигали только свои частные вещи, то, что Господин, благословен Он, хотел открыть им;
но наш учитель Моше, мир ему, удостоился того, что ему были открыты все порядки творения; он получил разрешение исследовать все и искать везде, и ему были вручены все ключи, которые никогда и никому не вручались, и об этом сказало Писание (Бемидбар (Числа) 12:7): «Во всем Моем доме он доверенный», и также сказано (Шмот (Исход) 33:19): «Я проведу перед тобой все Мое благо».

[7] Все пророки, когда постигали образ, которым была им представлена Слава, постигали тайну этого образа и его суть, то есть, тайну существования этого понятия - изображения Славы, и как оно происходит, и что имеется в виду во всем этом. Они также постигали через это изображение истинные знания тайн величия Благословенного. Они постигали также истинность того, что на самом деле Б-г не имеет никакого образа совершенно, а то (видимое ими) изображение есть нечто созданное для глаз пророка по желанию Всевышнего, по известным Ему причинам.

Об этом сказано Израилю {Дварим (Второзаконие) 4:12): «А образа вы не видите, только голос», и {там же 4:15): «Ибо вы не видели никакого образа».
Ибо на самом деле они постигали две вещи: сначала постигали, что у истинной сущности Всевышнего совсем нет никакого изображения, и что к ней совершенно не относятся все эти представления;
и после этого знания открывался им также образ из разряда пророческих образов, о котором сказано (Шмот 24:10): «И видели Б-га Израиля». Мудрецы назвали это (Сифри, Бемидбар 12:8) «видением речи».
Это означает, что пророчество, на самом деле, не есть видение Славы, а видение, изображающееся «силой речи», которая подобна изображению в зеркале, как мы упомянули выше, через которое они постигают различные частности в тайнах Б-жественности Благословенного и Его творения и управления, как мы объяснили.
 

Недельная глава Торы: "Рее" – "Смотри" от МЕССИАНСКИХ евреев
Второзаконие 11:26-16:17
Допол. чтение: Йешайягу 54:11-55:5,
Деяния 8-9, 1 Иоан 4:1-6

Вот, ( Рее – смотри..) я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,...(Втор.11:26,27)
Иврит в данном случае выглядит много более говорящим, чем перевод – Смотри…..
В данном случае можно увидеть и другое словосочетание на иврите «смотри, перед тобой проклятия и благословения». Т.е. как будто Господь показал в этот момент сынам Израилевым последствия послушания и последствия бунта

Проклятия и благословения.
Это огромная тема, которая постоянно муссируется в среде верующих, и не только признающих Танах и Новый Завет.
«Навели проклятие», «разрушили проклятие», «заслуженное проклятие», «спонтанно заработанное проклятие». Мы постоянно слышим подобные термины.
Все живущие в Израиле помнят, что в связи с происходящим в стране, группа ортодоксальных радикалов навела проклятие на премьер министра…
Как оценить подобные поступки. Реально ли все это или предмет «сипурей савта» - бабушкины сказки.

1. Если об этом говорит Тора – это истина. Последующие главы Второзакония описывают последствия проклятья. Весь Танах – это призыв пророков исполнять Тору, что бы не попасть под проклятие. Новый Завет, ссылаясь на Исайю говорит, что одним из назначений обетованного Мессии – понести грехи народа и проклятия. Послание Галатам прямо заявляет:
Мессия искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал.3:13)

2. Какие все же проклятия существуют.
Вот, что мы видим по этому вопросу в Танахе и Новом Завете.
А. Проклятие в следствии непослушания Божьему Закону, т.е. любое нарушение десяти заповедей – Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, Втор.11:26,27
Б. Проклятие обиженных – И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова. (Суд.9:57)
С. Проклятие родителей – может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. 13. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. (Быт.27:12,13)
Д. Смех над «подвернувшимся суду Бога или людей» - Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? 30 Не позволял я устам моим грешить проклятием души его. (Иов.31:29,30)
Е. Незаслуженное проклятие - Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
(Прит.26:2)
Ф. Злой глаз (как это ни странно звучит для верующих) - Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,(Мар.7:21).
Данный текст на иврите говорит не о злых помыслах, а о завистливом и злом глазе. Думаю, в жизни мы не раз смеялись над понятием «сглазили», но не редко после переживали странные моменты.
К. Жизнь в среде неправедного общества – Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, (Пс.1:1)
Л. Лень - Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего. (Прит.20:4)

Можно еще и еще детализировать данную тему. Но – многие знают, как работают проклятия.

Во - первых, они подобны тучке над головой, которая по началу как бы не заметно, но уверенно отравляет жизнь. Человек лишается радости, многие вещи начинают его раздражать. Некоторые начинают чувствовать в себе боли, которые могут перерасти в болезни. Начинается скандальная ситуация дома или еще хуже – распад семей. Странное поведение детей, финансовые проблемы на ровном месте и т.д. и т.п..
Все перечисленное мной, может выражаться в разных степенях, в зависимости от того, под что попал человек. Так же не следует однозначно все переводить в проклятия и каждую ситуацию рассматривать как - то или иное проклятие против тебя.
Комментируя данное недельное чтение, я вовсе не смогу раскрыть достаточно полно данную тему, но одно утверждение можно сказать с уверенностью – преступление против Закона Божьего, против Торы влечет за собой самые обильные проклятия.

Писания предупреждают народ от нарушения заповедей Богопочитания и человеколюбия, и обещают, в случае нарушение увеличивающиеся и усиливающиеся проклятия, как индивидууму, так и согрешающему народу.

Все это часть Контракта с Богом. Крепкий Союз – благословение, нарушение Союза – штрафные санкции.
К сожалению, наш народ прошел практически все ступени проклятия, и все это было вызвано неверностью и недостаточным вниманием к Торе.

Разрушение Первого Храма и рассеяние наступили в результате отхода от первых заповедей – народ поклонялся идолам. Храм стоял, в нем была Шехина, Божественное присутствие, а народ «продавал» свое сердце другим – идолам. В результате Шехина ушла, храм, без Божьего присутствия потерял ценность и был разрушен. Народ ушел в первый Галут – рассеяние.
Второй Храм стоял без Божественного присутствия. Народ внешне пытался соблюдать Закон, не понял намерения Бога, т.е. сердцем стоял далеко от Него.
Как сказал Иешуа «если бы вы верили Моше, то узнали бы Меня, т.к. он говорил обо Мне». Но Мессию не узнали и хуже того – отвергли. Как результат, Храм без Божественного присутствия был разрушен, а народ постиг новый галут – изгнание.

Изгнание для Израиля является высшей степенью Божьего наказания. Но наш народ преследовали и др. плачевные события.
Подобное можно проследить и на личностях. Наиболее серьезные проблемы случаются с людьми, нарушающими Тору. Иной раз, они проходят через поколения, поражая до третьего и четвертого рода. Иной раз, если потомки не в состоянии распознать грех родителей, и сами впадают в подобный грех, тем самым, увеличивая действия проклятий в последующих поколениях. Именно по этому Иешуа сказал: «17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
(Матф.5:17-19)»

Важно быть очень внимательным к нашим словам, делам, решениям, сопоставляя их с единым стандартом.
Не стоит обольщаться слышимым везде утверждением «закон устарел». Закон актуален, устарели лишь жертвоприношения, и о них мы поговорим позднее. Закон же, был дан до скончания веков и является Балансом Божьего Творения, воздавая за грех и благословляя за послушание.

От Морального Кодекса Торы не освобождены ни Израиль и не народы. Раньше, когда лишь Израиль имел откровение о Божьем стандарте – лишь Израиль отвечал по степени Законности. Сегодня Закон слышим везде и посему важно в трепете ходить пред Богом, стоящим на страже Своего Закона.

Пути избавления от проклятия:
Но слава Богу, что Он приготовил нам избавление. На основании стандарта Писаний для освобождения от проклятий требуется несколько четких шагов:
1. осознание того, что ты в проблеме. За этим дело обычно не стоит, но некоторым «повторяющиеся проблемы», не кажутся проклятием.
2. искреннее исповедание перед Богом в грехах, вызвавших проклятие.
Возможно, нужно исповедоваться подобно Даниилу в известных грехах своих предков. Это может быть нарушение некоторых из десяти заповедей, проблема неверия, пребывание в компании грешников, волшебство, развод, ссора (родители – дети), насмешка над страдающим, лень…
3. жертвоприношение, кровь которого очищает бывшего грешника. В храме, на Йом Киппур приносили в жертву ягненка. Этим заканчивалась церемония освобождения от проклятия.
Сегодня храма нет, но жертва есть – Агнец Божий. Основной функцией первого прихода Мошиаха была – Принести Себя в жертву за народ.
Если ты ищешь освобождения от греха и проклятия, то Призови на себя и свою жизнь действие Крови и Жертвы Иешуа. Это достойная цена в глазах Бога, что бы остановить действие проклятия в твоей жизни.

4. терпение, укрепление в вере, благодарение – это важный последующий шаг для каждого человека. Человек прошедший желудочную проблему, нуждается в правильном и сбалансированном питании.
Тоже с человеком, ищущим исцеления от проклятия – молитва и чтение Слова, общение и благотворительность, добрые дела, и отвержение сомнений. Результат будет виден, и небо над таким человеком будет освобождено от тьмы!

Многим из нас стоит помолиться следующей молитвой:
Всемогущий Творец! В смирении мы просим Тебя, что бы ты помиловал каждого приходящего к Тебе и ищущего освобождения от проклятий. Ты послал Своего сына Иешуа искупить нас от грехов и проклятий, царящих в этом мире. Он совершил это и всем сердцем я верую, что Он это сделал для меня. Во Имя жертвы Иешуа – совершенного Божьего Агнца на кресте за меня, прости мне мой грех…….., очисти меня от проклятий вызванных этим ……грехом, и освободи от последствий. Пусть освобождение коснется моей внутренности, духа и души, разума и тела, моих жизненных обстоятельств и дома. Я предаю тебе всего себя и прошу о Милости.
Восстанови меня и мой дом и помоги искренне служить Тебе всю свою жизнь, исполняясь веры, исполняя дела веры, исполняя то, к чему Ты призываешь меня.
Благодарю Тебя, Царя царей во имя Иешуа Мессии.
Амен.
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",

Недельная глава «Ръэ» - «Смотри» от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев.
В нашей недельной главе – 54 из 613 заповедей. В их числе – законы кашрута, еврейских праздников, поддержки неимущих слоев населения и другие.

Для начала давайте перечислим хотя бы некоторые из сегодняшних 54 заповедей.
«Каждый год отделяй одну десятую часть всего твоего урожая.»
«Вот закон шмиты (седьмого года) – аннулируй все долги, которые бывают между евреями»
«Если будет у тебя нищий, один из твоих братьев...не ожесточай свое сердце и не сжимай свою руку перед твоим бедным братом, а расскрой ему свою руку и дай ему взаймы по его потребностям, то, чего ему не хватает»

«Три раза в год пусть все твои мужчины являются перед лицом Всевышнего Б-га, в место, которое Он выберет - в праздник мацы, в праздник Шавуот и в праздник Суккот»

«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется.
Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
«Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Овечками? Что ж, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с этим домашним животным.
В частности приводится следующая притча.
Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!»
Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда Б-г наделил овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку.

Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца!
А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты!
Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (а ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война?

Жемчужины еврейского комментария
«Смотри, Я даю вам сегодня благословление и проклятие» - именно этими словами и начинается сегодняшняя недельная глава. Это предложение смущает многих комментаторов своим неожиданным переходом от единственного числа («Смотри») ко множественному («вам»). И каждый из них пытается объяснить это грамматическое несоответствие по-своему. Вот что говорит по этому поводу комментарий Кли-якар (в дословном переводе – «Драгоценный сосуд»).
Наши мудрецы рекомендуют нас особо тщательно взвешивать каждый наш поступок. Перед каждым своим действием нам стоит подумать о том, как оно отразится ни больше, ни меньше, как на судьбе всего мира!

Еще бы! Представим себе, что ежесекундно весь наш мир стоит перед судом, в котором его дальнейшая судьба зависит от соотношения добра и зла, происходящих в нем. И, увы, нередко этот почти ровный баланс решается в ту или иную пользу только засчет одного единственного поступка. И как знать, не твой ли тот самый поступок перевесил чашу весов?

Так каждое наше доброе дело не только способно хоть как-то исправить действительность, но и попросту дает оправдание существованию всего человечества! И точно также любой наш проступок (не дай Б-г!) может привести к такому резонансу, что все наше существование будет поставлено под угрозу.

Вот об этой огромной личной ответственности, объясняет Кли-якар, как раз и идет речь в начальной фразе недельной главы «Ръэ», взывающей к каждому:

«Смотри! От тебя лично во многом зависит, что будет с вами всеми! В твоих руках и потенциал благословения, и возможность проклятия не только для тебя одного, но и для вас всех!»

Женский уголок
Итак, любовь между мужем и женой настолько превозносится иудаизмом, что даже для выражения обоюдных чувств между Б-гом и еврейским народом не нашлось более подходящего сравнения. Но говорится: «если муж и жена заслужили – среди них постоянно ощущается Б-жественное присутсвие, если нет – их пожирает огонь (ежедневных конфликтов)». Оглянитесь на свой дом, на его атмосферу, пересмотрите ваши отношения с мужем, с детьми, и, положа руку на сердце, решите, прятно ли будет Б-жественному присутствию в такой обстановке?
Если да – приложите все усилия, чтоб сохранить его на всю жизнь, если же нет – в ваших руках его добиться! И хотя Святой Святых супружеского жилища по еврейской традиции является все-таки спальня, столовая тоже играет в нем немаловажную роль. Итак, просим вас всех к столу.

Форшмак
Пропускаем через мясорубку филе сельди, репчатый лук (сырой или жаренный – на ваш вкус), очищенное кислое яблоко, картофель, сваренный в мундире, и пару кусков белого хлеба без корки, предварительно замоченного и отжатого. Все слегка взбиваем. Оформляем массу в форме рыбы. Гарнируем яйцами, сваренными вкрутую.

Селедка под пикантной «шубой».
Первый слой – филе сельди. Второй – кольца репчатого лука. Третий – кубики соленых огурцов. Четвертый – кислое яблоко, тертое на крупной терке. Обильно поливаем последний слой лимонным соком. Смешиваем майонез, горчицу, ст.л. сахара и ч.л. соли. Поливаем сверху.


В избранное