Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
(окончание)
Возможно, одним из наиболее спорных мест книги Лосского
является последняя глава, в которой он пишет об отношении
церкви к перевоплощению. Так например, автор убежден, что
осуждение Оригена не было направлено против учения о
реинкарнации. Если согласиться с этим, у христиан
появляется возможность оставаться верными членами церкви,
допуская идею перевоплощения как частное богословское мнение.
Однако, негативная оценка реинкарнации большинством
христианских теологов и рядовых верующих - реальный факт,
с которым необходимо считаться.
Позиция ведущего рассылки не предполагает споров по
поводу традиционного церковного подхода к реинкарнации.
Пусть желающие самостоятельно решают для себя, что именно
осудила церковь у Оригена, и насколько обоснованным (с точки
зрения ортодоксальных взглядов) было подобное осуждение.
Наши же рассуждения, в первую очередь, обращены к людям,
не желающим ограничивать свое понимание Бога рамками доктрин
той или иной конфессии. Мы верим в то, что "Дух дышит, где
хочет" - в том числе и за церковной оградой. Этот Дух желает
объяснить истину каждому человеку, чье сердце достаточно
открыто для того, чтобы слышать его голос.
Итак, обратимся к книге:
"Многие христиане говорят сторонникам учения о перевоплощении:
"это учение - ересь; оно было высказано Оригеном и осуждено
на пятом вселенском соборе". В действительности Ориген
не был, повидимому, сторонником учения о перевоплощении.
Ему принадлежит учение о предсуществовании души и падении
ее, осужденное эдиктом императора Юстиниана и
подвергнутое анафематствованию в константинопольском синоде
543г. Текст этого осуждения таков: "Если кто говорит или
думает, что души людей предсуществовали, именно были раньше
духами или святыми силами, пресытились созерцанием Бога, пали
и потому, охладев к любви Божией, стали называться по-гречески
psyche и в наказание были погружены в тела, – да будет анафема".
Были ли 15 тезисов Оригена, анафематствованные
константинопольским синодом, осуждены на V вселенском
соборе, неизвестно. Вопрос этот до сих пор не решен историками.
Но само собою разумеется, что учение Оригена о предсуществовании
души, о падении ее и о творении Богом материи, как
несовершенной оболочки для грешной души, совершенно
неприемлемо. В особенности ужасна мысль, будто возможно
пресыщение созерцанием Бога. Церковь имела основание осудить
такое учение не только на поместном, но и на вселенском
соборе".
"Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая
Лейбницем и усвоенная мною, именно содержащая в себе учение
о транскреации (о дополнительном творческом акте Божием,
поднимающем душу от животности к разумной человечности),
никогда не подвергалась осуждению Церкви".
"На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды,
учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде
все внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека,
на вступлении его в Царство Божие, где нет "ни болезни, ни
печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная". Но в
индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о
перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с
просьбой о благословении умершего на новых путях его
жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п".
"Не только история человечества, но и эволюция животного
и растительного царства, а также вообще дочеловеческой
природы, согласно этому учению, не есть процесс, перескакивающий
с одного смертного индивидуума на другой; это есть единая
история развития бессмертных индивидуумов, которые двигаются
вперед, совершенствуясь в добре или изощряясь во зле,
отчасти путем собственной творческой изобретательности,
отчасти путем подражания чужим творческим актам и усвоения
их.
Многие запутанные и парадоксальные черты наследственности
могли бы быть объяснены с помощью учения о перевоплощении.
Некоторые черты характера и строения тела наследуются
индивидуумом не от родителей, а от самого себя, именно
на основании опыта своей собственной прошлой жизни".
"Перечень ценных применений учения о метаморфозах
бессмертного индивидуума далеко не полон, однако дополнение
его и разработка подробностей должны быть предметом особого
труда".
В следующем выпуске читайте:
Читатели, которых немного утомила философия Лосского, могут
облегченно вздохнуть. Эссе "Бессмертное путешествие" Джеймса
Дилетта Фримена, которое мы намерены опубликовать в дальнейшем,
не содержит глубоких богословских или логических построений.
Оно представляет собой свободное размышление о смысле жизни
человека и о его вечной судьбе.