Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Банкоматы станут понятнее незрячим и слабовидящим

Банкоматы станут понятнее незрячим и слабовидящим

Центробанк занялся вопросом изучения поправок в технические регламенты
оборудования банкоматов и терминалов, предусматривающих маркировку
кнопок клавиатуры
рельефно-точечным шрифтом и организацию звукового сопровождения
операций. Также в ЦБ обсуждают рекомендации сотрудникам банков по работе
с людьми с ограниченными
возможностями.

Об этом говорится в письме Ассоциации региональных банков России,
разосланном в банки (есть у <<Известий>>). В ЦБ подтвердили, что изучают
предложения, с
которыми к регулятору обратилась этим летом Общественная палата.

В июле 2014 года в связи с участившимися обращениями на <<горячую линию>>
по доступности финансовой инфраструктуры для людей с ограниченными
возможностями
член Общественной палаты Диана Гурцкая и сенатор Константин Добрынин
направили письмо на имя председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной.
Они попросили
рассмотреть вопрос о внесении изменений в существующие технические
регламенты на банкоматы -- предусмотреть обязательную маркировку кнопок
клавиатуры рельефно-точечным
шрифтом (шрифт Брайля) и организацию звукового сопровождения операций.
Модели банкоматов и их программное обеспечение весьма различаются, и
человеку, <<живущему
на ощупь>>, каждый раз приходится заново адаптироваться к конкретной
модели или программе банкомата, говорилось в обращении. Предлагался
также сервис голосовых
подсказок с соблюдением конфиденциальности -- тогда незрячий человек
сможет надеть наушники и услышать, например, где расположена та или иная
кнопка, либо
узнать баланс.

-- Банк России изучает полученные предложения, -- подтвердили <<Известиям>>
в пресс-службе ЦБ.

Подобные регламенты утверждаются правительством. Если изменения будут
внесены в технические регламенты, банки в обязательном порядке должны
будут переоснастить
банкоматы. По оценкам компании-разработчика систем самообслуживания
Invend, замена клавиатуры обойдется банкам в $300-500 на одно
устройство. Затраты на
звуковое оповещение будут незначительными, поскольку используются
обычные динамики и колонки, -- $50-100 с установкой и монтажом. В среднем
затраты на 1
банкомат составят около $500. По последним данным ЦБ, на 1 апреля 2014
года в России было 235 тыс. банкоматов и платежных терминалов. Если хотя
бы половину
из них считать банкоматами, то затраты банков на переоснащение могут
составить $58,8 млн. Директор по развитию компании QB Finance Маргарита
Горшенева
считает, что затраты будут еще более внушительными: $15-20 млн для
каждого среднего и крупного банка. По словам участников рынка, пока в
России несколько
десятков банкоматов, адаптированных под незрячих.

Банкиры по-разному отреагировали на перспективу апгрейда банкоматов.

-- Безусловно, в целом подобная работа необходима, поскольку несет в себе
важную социальную функцию, -- комментирует зампред банка <<Траст>> Сергей
Воробьев.
-- Банк <<Траст>> готов к переобучению сотрудников в соответствии с
требованием законодательства. Мы не видим в этом проблемы. При
необходимости будут подготовлены
учебные материалы и тренинги.

По словам руководителя дирекции поддержки информационных систем банка
<<Траст>> Василия Цветкова, рассматриваются варианты замены накладок на
клавиатурные
блоки с рельефно-точечным шрифтом Брайля и звуковое сопровождение операций.

-- Мы изучаем технические возможности реализации данных опций, --
указывает Цветков. -- Кроме того, повышению доступности банковских
технологий для людей с
ограниченными возможностями здоровья будет способствовать дальнейшее
продвижение дистанционных сервисов (например, интернет-банкинга),
которые позволяют
выполнять все операции, находясь дома или используя смартфон.

Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий рекомендует
сначала опробовать эту социально значимую инициативу на самом социальном
банке
-- Сбербанке.

-- Если эксперимент пройдет удачно, то можно будет распространить опыт
флагмана и на все остальные банки, -- считает Осадчий. -- Кроме того, было
бы целесообразно
ввести требования к банкоматам, чтобы они выпускались уже с азбукой
Брайля и с звуковым сопровождением операций. Если удастся организовать
процесс переоборудования
банкоматов клавиатурой с рельефно-точечным шрифтом в массовых масштабах,
то издержки банков будут относительно невелики. А вот обеспечение
звукового сопровождения
операций с соблюдением правил конфиденциальности может быть достаточно
дорогой операцией, особенно на банкоматах старых моделей, издержки
переоборудования
которых могут составить сотни долларов. Процесс переоборудования
банкоматов в других странах, например в США, длительный и болезненный.

По словам директора департамента дистанционного банковского обслуживания
Бинбанка Александра Новикова, сейчас очень много устройств работают с
сенсорными
экранами, а это накладывает серьезные ограничения для работы с ними
слабовидящих людей -- на ощупь нельзя будет определить, какую кнопку нажать.

-- На устройствах уже стоят клавиатуры, позволяющие ориентироваться в
раскладке на ощупь: сейчас по меньшей мере посередине рельефно
обозначена цифра <<5>>,
-- говорит Новиков. -- Стоимость доработок и апгрейда не очень высока для
каждого устройства, так как штатный набор функций большинства устройств
самообслуживания
включает в себя работу с наушниками и клавиатуру <<с центровкой>>. Но
серьезные изменения нужно вносить в программное обеспечение.

По мнению Новикова, вопрос не стоит решать тотальным переоснащением всех
устройств, под конкретные <<локации>> и объекты можно заказать специальные
модели.
Эксперт полагает, что эффективнее будут альтернативные решения
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями -- доставка,
курьерские службы, интернет-заказы,
оплата по картам, SMS-банк, IVR-банк (Interactive Voice Response,
голосовое меню), обслуживание по телефону.

Старший вице-президент банка <<Интеркоммерц>> Денис Хренов считает, что
вопрос замены банкоматов -- задача не кредитных организаций, а властей.

-- Банк -- это финансовая организация, руководствующаяся принципами
экономической целесообразности, -- отмечает Хренов. -- Количество людей,
которым требуются
специальные сервисные функции -- речевое сопровождение, полная, а не
частичная, рельефная клавиатура, на несколько порядков меньше, чем
количество тех,
кто предъявляет массовый спрос на терминальные банковские услуги. Потом,
люди с ограниченными по зрению возможностями пользуются помощью
сопровождающих.
Поэтому целесообразно, чтобы функцию <<исправления этих недочетов рынка>>
взяло на себя государство. В экономической теории принято, что
государство должно
брать на себя функции по исправлению в пользу незащищенных слоев
населения такого рода <<недочетов>> рынка. Поэтому заставить все банки
поголовному <<обучению>>
работы с инвалидами по зрению, наверное, не совсем рационально. Думаю,
наиболее интересным решением была бы специальная программа,
стимулирующая банки
к внедрению таких сервисов. Или же можно обязать те банки (как правило,
речь идет о банках с госучастием), которые устанавливают свои устройства
в медицинских
и иных госучреждениях, оснащать банкоматы и терминалы специальным
набором функций для слепых клиентов.

Анастасия Алексеевских

Источник:
Известия

http://dislife.ru/articles/view/32768

Ответить   Sat, 30 Aug 2014 01:18:05 +0400 (#3111789)