Сергей Чернявский

  Все выпуски  

Сергей Чернявский …разрешить, что угодно, сладкое, гаджеты и на голову сесть


«…разрешить, что угодно,

сладкое, гаджеты и на голову сесть…»

 

Здравствуйте, здравствуйте.

 

Продолжу тему свободного образования,

которую подняла в своих сообществах жена.

 

Передаю ей слово:

-------

«Что для меня свободное образование?
Часто слышу, что свобода — это разрешить детям всё.

Мол, разрешить детям что угодно,

в том числе сладкое, гаджеты и на голову сесть.

И потому, наверное, мне ближе в данном контексте слово «воля».

Поскольку главное для меня в образовании

— не задавить детскую волю.

Дальше возникает вопрос, что же такое воля.

В википедии полная муть написана,

там про контроль и регуляцию поведения.

 

Я, конечно, не про эту волю,

а про старинное, глубинное понятие воли,

которое мы используем обычно в речи,

которое можно встретить в старой литературе.

Слово «вольный» точно не подразумевает самоконтроль))

Вспомнился недавний концерт, где Агата и Макар участвовали.

И Макар вышел на сцену, пел, играл.

Мне даже написали, мол, Макар так свободно держался.

А я вспомнила всю нашу историю с музыкой и улыбнулась.

Когда Макар пошёл на музыку

(это занятия по музыкальной импровизации),

ему было полтора года.

 

 Занятия ему нравились, но на них он молчал и сидел на ручках.

 Дети пели, играли на инструментах,

Макар изредка мог слезть к барабанной установке

или погреметь колокольчиком.

 

Он стеснялся преподавателя,

но на этих занятиях можно было проявлять свою волю)

Так мы ходили на музыку три года,

и только на четвёртый Макар начал отвечать

на музыкальное приветствие голосом.

Главным критерием для меня было желание Макара.

Он хотел ходить. Ему нравилось.

 На занятиях не было давления

и попыток заставить его действовать, как все.

Играть, петь, слезть с рук.

Ему предлагали, я говорила: смотри, можно и так, и так.

Но он предпочитал сидеть на ручках.

Здесь можно было много чего сделать

исходя из классического подхода,

когда ребёнка принято развивать вопреки его воле,

потому что взрослый знает лучше.

 

Много выводов, что ребёнок не социализированный.

 Что ему надо общаться. Что надо с ним строже.

Какие обычно есть методы?
Купить шоколадкой за игру на барабане))
Давать медальки за успешное преодоление стеснения)
Уговаривать и показывать, что умеют музыканты.
В крайнем случае — заставлять.

В общем, обычный, привычный подход

подразумевает активное вмешательство взрослого,

чтобы получить какой-то результат.

Причём результат часто ребёнку ненужный.

Но мы-то лучше знаем, как правильно.

Помню, с маленьким Сеней мы ходили в Монтессори-клуб.

 И там было правило, которое меня удивило,

поскольку я впервые столкнулась с альтернативной педагогикой.

 

Если ребёнок вместо занятий с материалами

хотел прыгать, бегать и швырять,

то его просто надо было отвести в комнату,

которая для этого предназначена.

 

Хочешь побеситься — пожалуйста.

Но не с острыми деревянными игрушками,

а с шариками в бассейне.

К слову, дети часто собирались в этой комнате

с горкой и бассейном,

но родители старательно их оттуда уводили,

чтобы те занимались полезным, а не просто играли.

Подавление воли ребёнка в образовании

стало уже настолько нормой,

что без этого обучение трудно себе представить.

 

Я убеждаюсь в этом каждый раз, когда разговариваю с людьми,

которые вообще про такое обучение не слышали.

Они говорят, что это невозможно.

Дай детям волю — они будут делать, что хотят.

И здесь вопрос — что же в этом такого страшного?

И почему так важно не дать им делать то, что хотят?
Возможно, в этом проявление их сущности, их задачи?

Воля, стремление, импульс — они как некая искра,

которая разжигает что-то большое,

даёт шанс человеку прожить жизнь так, как хочется.

Но взрослые, привыкшие жить из надо, из «должен»,

 из «а вот другие дети уже играют на барабанах,

а ты сидишь у мамы на коленках,

смотри, все над тобой смеются»,

они не могут предположить другой вариант.

И страшно, что «он такой вырастет»,

потому что вера в детей в образовании редко встречается.

 

Гораздо проще найти методику межполушарного развития мозга

или раннего чтения.

 

А верить в ребёнка — это довериться неизвестному,

какому-то потенциалу, импульсу.

 

Это же без гарантий, что потом твой стеснительный малыш

будет петь спокойно со сцены, а в шесть лет давать интервью,

дома горланить целыми днями.

В общем, для меня свободное образование

— это дать возможность проявиться тому импульсу,

который есть в каждом ребёнке.

 

Этот импульс виден в проявлениях детской воли.

Это не про «на голову сесть», не про развлекать детей

или угождать им во всём.

 

Это про дать пищу их устремлениям.

Здесь помогут либо много любви и доверия

либо работа над собой, опыт.
Я сейчас вижу эти импульсы даже у чужих детей.

Не буду утверждать, что мне полностью удалось избавиться

от давления на детей — нет, конечно.
Но я к этому иду.

PS Не знаю, заметили ли вы,

но наша система образования направлена на то,

чтобы заставить ребёнка заниматься тем, чем он не хочет.

И отвлечь его от того, что ему хочется делать.

Александра Чернявская».

----

 

Так как статьи Саши я буду размещать не всегда,

то рекомендую присоединиться сообществу жены:

 

Вконтакте: https://vk.com/public212360947

 

В Телеграм: https://t.me/alexandra_chernyavskaya

 

Чернявский cherniawskiy@yandex.ru

 

П.С.  В какой системе обучения, образования учитывается воля ребёнка?

И на каком месте воля?

 

Присоединяйтесь к сообществу Саши, оценивайте, думайте:

Вконтакте: https://vk.com/public212360947

В Телеграм: https://t.me/alexandra_chernyavskaya

 

 

 

 

 


В избранное