Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сергей Чернявский

  Все выпуски  

Сергей Чернявский Ненормальная уникальность или Двор странных детей


Ненормальная уникальность

или

Дом странных детей

 

Приветствую вас, внимательные в отношениях.

 

Суть общения и взаимодействия между людьми, как двоичный код,

как вдох-выдох – это внимательность и выражение.

 

Внимательность - это способность внимать происходящее вокруг нас или внутри нас.

И она прямо-противоположна тому, что из нас исходит - выражению.

 

В эту тему я предлагаю вам пост моей жены Саши.

В нём речь об нашей средней дочери Агате, ей скоро 7 лет.

 

Когда Агате было 2,5 – 3 года, мы «грешным» делом считали её немного не нормальной.

Саша по этому поводу даже расстраивалась и переживала.

В одном из разговоров по поводу ненормальности Агаты

я предложил жене откинуть в сторону все нормы, на которые мы опирались,

оценивая поведение своей дочери.

И рассмотреть в ней то, что выходит за рамки общественных норм,

принятых нами как основу для оценки её.

 

В посте Саши, который она разместила в инстаграм о том,

что выходит за наши нормы оценки ребёнка.

Передаю ей слово:  

------------------------------------

«aleksandra_4e_co Двор странных детей.

Агата легко сходится с детьми, она почти не обижается и никогда не унывает,

не манипулирует, не ссорится, уступает легко и охотно. 
И часто она выбирает себе в друзья «странных» детей - таких,

 с которыми никто не хочет играть. Ей не жаль их, нет.

 

Она не ведется и не видит их странностей, их неудобства.

Она не ждет от них правильного поведения,

потому что сама не слишком понимает, какое - правильное.

 

Вот опять у нас во дворе этот мальчик - тот, которого я не могла выгнать.

Дети гнали-гнали, не выгнали. Мама гнала-гнала, и не выгнала.

И только когда пришёл папа, он выгнал мальчика. 

Ужасно звучит, я знаю.

Но этот мальчик заходил во двор без стука (а у нас два корса),

повисал на нашем цокольном окне в восемь утра, заглядывал в кухню

и громко интересовался, что у нас на завтрак. Даже если мы спали.

 

Собаки в бешенстве начинали лаять - они плохо видят.

Когда мальчика просили уйти, прийти потом, он отвечал что-то вроде

«Не волнуйтесь, вы мне не мешаете.

Но было бы неплохо, если б вы мне вынесли попить».

И дальше примерно в том же духе.

Агата в прошлом году нашла себе несколько таких странных друзей.

Точнее, они сами ее нашли. Она играет с ними, ей нравится.

Она смеется над их шутками, играет в их игры.

Сегодня она снова играла с мальчишкой, который потом пошел бродить по участку,

зашел в дом, несмотря на дикий лай собак, спросил, можно ли ему мультики.

Папа мой вчера полчаса рассказывал про этого мальчика:

мол, с ним невозможно разговаривать.

 

И я вполне понимаю его бабушку, которая отпускала 5тилеку одного гулять.

Но Агате он нравится - я спрашивала. Только поэтому он у нас.

Агата и М. играют, а я смотрю на них в окно.

Агата не видит его неудобства и неумения встроиться, она видит другое.

Что же это?

 

Я смотрю внимательнее.

Я вижу, как мальчишка помогает Макару забраться на батут.

Как он бережно играет с ним.

Как он обижается и плачет, когда Агата вступается за младшего брата,

случайно обиженного в игре.

М. так горько плачет, что становится ясно - никто не за него.

Все хотят от него правильности, ожидаемого поведения, логики.

 

А он другой. Добрый, это видно. Только с колючками - пришлось отрастить.

Приходят большие парни и сразу хотят его обидеть.

Им не нравится, что он не такой.

Да что уж им - он и у меня вызывает отторжение:

настолько он не вписывается в привычное. 

Агата видит в нём другое, скрытую глубину, она не оценивает,

а только принимает. Удивительно, как он меняется рядом с ней.

Пропадают колючки. Оживают глаза. 
И я начинаю меняться рядом с ней.

Пропадают колючки. 

aleksandra_4e_co»

---------------------------------------

Этот парень, друг Агаты, не вписывается в наши нормы того,

каким должен быть ребёнок в 5 лет, как себя вести, что говорить.

Тем как он себя выражает: словами, поведением он нас поражает, и раздражает.

И это раздражение не позволяет увидеть в этом ребёнке другое, уникальное.

 

Агату он не раздражает, у неё меньше норм

в которые должен вписаться это парень.

И она внимательно смотрит на другое в нём и к этому напрямую обращается.

И они дружат и играют - дети.

 

Вся суть общения состоит из двух шагов.

Первый - внимательно оценить слова, поведение человека.

Второй - выразить самому слова и действия

соответствующим своим целям и желаниям.

 

И если на первом шаге мы не достаточно уделили внимания оценке

и она не верна, то второй шаг скорее тоже будет не верным,

мы можем даже больно поразить человека.

 

Не единожды наблюдал картину, ребёнок упал, плачет, кричит от боли,

подбегает его мама и начинает кричать на него.

 

Ребёнку больно ему нужно сочувствие,боль остановить

- потереть болезненное место, подуть на него, чтобы снять напряжение боли и успокоить.

А вместо этого мать от испуга или от того, что считает такое поведение ребёнка ненормальным в обществе,

может люди смотрят, начинает ребёнка поражать своим криком.

И он вынужден защищаться и сдерживать себя,

зажимать крик, слёзы и сковывать место боли.

 

В зависимости от оценки, мы можем создать в ребёнке,

или опору на всю жизнь в виде сочувствия и обряда исцеления от боли,

или формируем в нём скорлупу, защищающую от нашего поражения,

под которой сжата пружина не выраженных криков и слёз.

 

Если допустить, что суть общения как двоичный код, как вдох-выдох

– внимать и выражать.

Тогда от первого шага внимательности и оценки

зависит насколько наше выражение, реакция укрепляет или разрывает отношения.  

Не зависимо от того, эти отношения со взрослыми или с детьми.

 

Чтобы в оценке поведения и слов меньше ошибаться,

помогает пауза между происходящим и нашей реакцией,

она позволяет быть внимательней и не упустить Главное.

 

Сергей Чернявский info@federalra.ru

 

П.С.  Мы все выходцы конвейера воспитания и образования,

и впитали нормы поведения и речи в обществе.

И то, что не вписывается в норму, мы так и оцениваем: Ненормально.

 

Но если в детях эту ненормальность начать внимательно отслеживать,

то есть шанс увидеть их уникальность.

 

Хотя напрашивается выбор:

- Мы хотели бы, чтобы наш ребёнок был уникальным?

- Или нормальным?

 

И без выбора не обойтись, уникальность не может быть нормальной,

Она исключение из норм.

 

П.П.С. В тему уникальности несколько слов о предстоящем тренинге

«Сила в балансе: Опоры сознания», который я проведу 27-29 июля

в Подмосковье, в Бекасово.

 

Методика его проведения опирается на методику ОДИ

(Организационно-деятельностная игра).

ОДИ создал Г.П. Щедровицкий в середине прошлого века со своими друзьями методологами,

изучая гениев человечества:

Цезаря, Копериника, Македонского, Энштейна…

Они исследовали, что такое гениальность и как её в человеке раскрыть.

 

В том числе благодаря принципам проведения ОДИ,

за три дня тренинга проблески уникальности и гениальности в себе и у других,

участникам удается увидеть.  

 

 

 

 

 

 

 


В избранное