Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сергей Чернявский

  Все выпуски  

Сергей Чернявский Верьте детям


Верьте детям.

 

Здравствуйте, верящие детям.

Пока новый Поток ТонкойГимнастики набирает обороты,

я сегодня с вами поделюсь не большой частью материала,

который сейчас недоступен для всех.

 

В сентябре, на семейном слёте в Крыму мы с одним из участников

заспорили по поводу социализации детей.

Наши дети на семейном образовании, живём мы в деревне,

и тема социализации в нашей семье не раз обсуждалась.

 

И на слёте в Крыму заспорили мы громко, так что зазвенело всё вокруг.

 

 И я пришёл к выводу, что одна из причин,

по которой родителей беспокоит социализация

– это как будто неверие в своих детей.

 

Любой родитель хотел бы светлого будущего для своих детей.

Поэтому хочется, подстраховать, предупредить, соломки подстелить и т.п.

Хоть каким-то образом это светлое будущее гарантировать.

 

И социум может беспокоить родителей, потому что он опасен и агрессивен,

вплоть до того, что может доставить вред ребёнку.

И чтобы социум не доставил большого вреда нашему ребёнку,

его нужно социализировать - подготовить.

 

Хотя социализация – это ничего не объясняющее слово

и ещё менее понятный процесс.

Однако считается, что лучшим способом социализации

является детсад или школа.

 

Социализация - это якобы процесс подготовки детей.

И вопрос напрашивается сходу:

к чему конкретно нужно готовить детей социализацией?

 

И если нет ответа на этот вопрос, то почему есть твёрдое убеждение,

что детсад или школа -  лучший способ социализации?

 

Далее я предлагаю статью жены в инстаграм.

Не про социализацию, а про очень важное условие обучения детей.

По некоторым причинам она закрыла свой аккаунт,

теперь её читать могут только те, кто был подписан на неё.

Я, пользуясь особыми условиями, могу размещать её статьи здесь.

Передаю слово Саше:

-------------------------------------------------------

«Я знаю, что для начинающих очень ценно видеть успехи тех,

кто уже прошел путь.

Видеть результаты, читать, что «все выжили» после СО,

и понимать, что речь не о каких-то уникальных людях,

а об обычных детях.

Я бы написала письмо себе в 2016й, когда мы официально начинали.

Когда интуитивно чувствовалось, что правильно

- отпустить и не заставлять, хотя никакого опыта, подтверждающего,

что всё будет хорошо, не было.

 

Я не вырастила ни одного ребенка ни вне школы, ни в ее стенах.

Основанием для принятия решения не вносить школьную систему

в нашу жизнь было только моё желание.

 

Наше с мужем желание, обсужденное миллионы раз,

но «никогда не узнаешь, пока не попробуешь».

 

Я бы рассказала себе тогдашней не умные постулаты и выводы про то,

как эффективно СО, а про наш день.

 

Я бы ответила на свои главные сомнения

«а вдруг они, выросшие без контроля, так и не смогут себя контролировать?»

 

Дети, выросшие без жесткой структуры, без обязательных занятий

и обязательной помощи по дому - правда ли,

что они будут выбирать всегда то, что легко, всегда то,

где не надо стараться или достигать?

Правда ли, что они будут играть до армии?

Удивительно. Я не верю своим глазам,

но результаты свободного самонаправленного образования не стыкуются с тем,

к чему мы привыкли.

 

Дети встают с утра и занимаются. Агата сама занимается математикой,

если не справляется, зовёт меня. Без единого напоминания,

без расписания, структуры, программы, без «надо».

Это ее решение, а моя помощь - найти задания по силам и интересу.

Сеня сам каждое утро садится за русский на сайте «Верные слова».

Это надо перечитать еще раз.

Без малейшего контроля с моей стороны - только помогаю, когда зовёт.

Я купила ему сразу два курса - это конец программы начальной школы.

Русский он не любит, но понимает, что писать надо грамотно.

 

Экспресс-метод сайта, где коротко теория и потом практика - это его способ.

Сеня почти не пишет, меня это беспокоит, конечно - но глядя на то,

как он уверенно и без мучений решает вопрос с грамотностью,

я (с нынешней колокольни) понимаю, что когда ему приспичит,

он научится писать.

Макар сейчас очень много внимания тянет на себя,

и сейчас я уже знаю, что дошкольный возраст идеален, чтобы дать базу.

 

Но база — это не цифры-буквы, не логические способности

и мелкая моторика. Это понимание, куда деть стремление узнавать,

куда направить порывы.

 

База — это не убить желание преждевременным «надо».

Это получать радость от того, что преодолеваешь.

Нарабатывается не сразу, а убивается быстро.

И да, сначала кажется, что ребенок неусидчивый — и это диагноз.

Или какой еще?

Он у нас ленивый, он у нас нетерпеливый, он у нас не любит стараться, неаккуратный...

И ярлык работает на ребенка, как зачетка на студента.

Зачастую за ярлыком уже не видно, что ребенок давно не такой.

 

А многие вещи вызревают не вдруг.

 

Агата не понимала ноты.

Год назад на курсе по блокфлейте она училась по видео

— и на самой флейте ноты знала.

Но на стане она смотрела на них, как на иероглифы.

Я сама разбирала все мелодии на флейте, и она училась играть,

копируя мою игру. Прошло больше года,

Агате предложили играть на сцене — но для этого нужно понимать ноты.

 Вчера я открыла снова курс, наш альбом с нотами — и мы стали разбираться.

Через десять минут Агата легко делала все упражнения

и называла ноты на стане. Она доросла.

Сеня в семь лет — в первом классе — не был способен сам себя усадить заниматься.

Он яростно не хотел. Он не любил и не умел себя заставить.

Если бы я давила, уговаривала и заставляла

(а я перепробовала все способы, и договариваться тоже),

он не просто возненавидел бы процесс учебы,

наши отношения тоже не стали бы лучше.

То, что он сейчас садится и занимается сам,

потому что решил заниматься русским — это результат того,

как я выстраивала нашу учебу, нашу жизнь.

 

Но у меня изначально не было такой задачи

— чтобы дети научились делать то, что надо, что положено.

 

Я просто допустила, что в процессе взросления,

дети сами смогут увидеть и понять, что им нужно.

 

Смогут делать это пресловутое «надо» без мучений и дисциплины,

а исходя из своих способностей и темпов.

Дети вполне способны собой управлять.

Мои задачи были другие, то, что происходит с детьми сейчас

— это просто побочный эффект.

Я учитывала множество моментов, особенностей характера,

способностей, возможностей, запросы.

 

Даже время года может влиять по-разному,

и потому у нас нет четкой структуры дня.

Осенью дети много читали и играли.

Так много, что можно было бы за голову схватиться.

 Казалось, что ничего не происходит. Но на самом деле происходило.

Каждый год самый темный период проживается нами тихо и медленно.

А с поворотом солнца на прибыль дети «вдруг» вспоминают про занятия.

Ритм меняется, и в новом темпе дети учатся очень быстро и эффективно.

Для меня это важно — видеть, когда учеба дает результат,

а когда лучше играть, рубиться в настолки и читать книги.

Период затишья нужен для чего-то.

Многие вещи, которые сначала кажутся странными, непонятными,

со временем проясняются.

Дети учатся и взрослеют иначе, чем мы привыкли думать.

Если бы я могла дать совет себе в 2016й, я бы сказала

«Не беспокойся и не бойся следовать за своими желаниями.

 aleksandra_4e_co».

-------------------------------------------------------

Мы верим в детей или нет?

С чем в условиях существующего социума им нужно справляться с таким,

к чему не могут их подготовить родители без школы?

 

С давлением? С влиянием?

С отсутствием понимания или взаимопониманием?

С сочувствием или бесчувственностью?

С взаимопомощью или с отсутствием таковой?

С уважением или бессердечностью?

 

Если социализация - это подготовка детей к чему-то особенному.

То к чему детей не смогут подготовить родители?  

 

Можно говорить о крайних проявлениях в социуме.  

Есть социальная группа, к которому стоит готовиться.

Например, армия.

Поэтому в армии первое время

новобранцы проходят курс молодого бойца.

Я перед тем как пойти в армию полгода занимался боксом - готовился.

Любой может подготовиться к армии, если захочет.

Но лучше самой армии, к армии ничего не подготовит.

 

Приезжал мой друг из Хельсинки и рассказывал,

что Финляндии приняли закон об однополых браках,

и теперь в школах Финляндии новая социализация.

Приходят представители секс-меньшинств на уроки и рассказывают о том,

что мальчик может любить мальчика, а девочка девочку.

Показывают, как это происходит и готовят детей

к новым условиям жизни в социуме - социализируют.

 

Десятки тысяч католиков только за первые сутки после принятия закона

вышли из католической церкви Финляндии,

потому что церковь поддерживает государство.

 

А дети из школы выйти не могут,

когда их готовят представители секс-меньшинств.

 

Не важно, что думают родители,

и хотят ли этого дети - школа социализирует.

А что родителям в таком случае делать, рассоциализировать детей?

Или верить, что дети смогут отделить зёрна от плевел?

 

Мы верим, что наши дети способны понять и быть понятными?

Мы верим, что наши дети могут иметь свою точку зрения

и уверенно отстаивать её?

Мы верим, что наши дети не подвергнутся влиянию

каких-то крайних проявлений в социуме?

Мы верим, что наши дети могут осознать свои желания,

научиться их воплощать, быть успешными и счастливыми в социуме?

 

А в детсаду или в школе воспитатели и учителя верят в наших детей?

Или для социализации не важно верят они или нет?

 

Может быть, для социализации ребёнка важно делать то, что сказали?

Важно быть обездвиженным - полдня сидеть за партой.

С утра до вечера быть загруженным «надо» и «должен».

Девять месяцев в году нагружаться до несварения

кучей неинтересной и неполезной информации.

 

Может быть, главная задача социализации школой

– это научить ребёнка терпеть то, что ему навязали?

 

Или что такое социализация?

 

Сергей Чернявский cherniawskiy@yandex.ru  

 

П.С. Участнику семейного слёта в Крыму,

с которым мы заспорили по поводу социализации,

я задал вопрос:

«К чему такому подготовит школа,

к чему не смогут подготовить родители без школы?»

 

Как вы считаете?

 

 

 

 

 


В избранное