Мы продолжаем публиковать материалы на тему «Исследования аудитории СМИ». Сегодняшняя статья посвящена бесплатным газетам. Ее автор пришел к достаточно любопытному выводу: европейские бесплатные газеты очень популярны среди молодежи. Нам было интересно сравнить эти данные с результатами нашего собственного проекта МедиаМикс. В России все оказалось с точностью до наоборот. Бесплатные газеты гораздо популярнее именно у представителей старшего
поколения. Не берусь ответить почему: это целая тема для отдельного разговора и дискуссии. Жду Ваших комментариев. До встречи в следующую среду.
Research World, Ноябрь 2004, Manfred Mareck, независимый консультант по СМИ и маркетингу
Они молодые, модные городские жители. Они любят все бесплатное. Разместите рекламу в бесплатных издания - и вы получите огромную читательскую аудиторию. Ведь половина молодых людей в Европе читают бесплатные газеты каждый день.
Многим известным издателям газет сложно привлечь молодежную аудиторию. А вот бесплатные газеты Metro или 20 Minutes, которые можно приобрести во многих столичных городах мира, значительно увеличивают количество своих читателей. Это было установлено в результате исследования Metro Global Readership Survey в 2004 году. Базой исследования стало 24000 телефонных интервью, которые проводятся с 2000 года каждые шесть месяцев компанией TNS Gallup в Дании по заказу Metro International. В отличие от других панъевропейских
исследований, сфокусированных на выборочной аудитории, генеральной совокупностью этого опроса является 114,2 миллионов человек в возрасте от 13 лет, проживающих в 51 городе (16 стран) где распространяется газета Metro. Кроме данных по читателям бесплатных газет и их платных конкурентов, исследование также содержит и другую информацию. Это касается пользования Интернет, электронной бытовой техникой и мобильными телефонами. Кроме того, респондентов спрашивали о путешествиях и автомобилях. По словам Вилфа Монойра,
директора по исследованиям Metro International, эти данные главным образом использовались для позиционирования бесплатных газет в противовес известным платным изданиям, для получения информации о демографических и потребительских характеристиках читателей. Для анализа читательской аудитории Metro обычно использует опросы национального масштаба. Имея 14,5 миллионов читателей по всему миру Metro утверждает, что входит в тройку самых распространенных газет мира, уступая японской Yomiuri, но опережая немецкую Bild
Zeitung, чей ежедневный охват в 11 странах Европы составляет 10,2 миллиона человек. Конкурент Metro, газета «20 minutes», выходящая в трех странах, имеет охват 3,7 миллиона человек, а Metro UK (не входящая в Metro International) заявляет о 1,7 миллиона. Главная изюминка Metro – ее молодежная аудитория: 41% читателей - это люди от 18 до 34 лет. Это и объясняет, что во всех городах, где распространяется Metro, индекс соответствия (Affinity) в данном случае составляет 132. Люди в возрасте от 55
лет, наоборот, не находят эту газету столь привлекательной (индекс 79) и имеют более традиционные читательские пристрастия.
Региональные отличия
В разных странах бесплатные газеты имеют неодинаковую популярность. К тому же, практически везде у платных газет молодежная читательская аудитория значительно шире. Однако во Франции, Нидерландах, Канаде, Дании, Италии и Испании, где у бесплатных газет охват составляет 50% и более, Metro очень сильно привлекает городскую молодежь (см. таблицу). Более того, в Венгрии, Нидерландах, Италии, Дании и Франции около трети молодых людей говорят, что читают только бесплатные газеты, а, следовательно, охват платных
изданий на них не может распространятся. С другой стороны, в Гонконге, США, Швеции и Чехии исследование обнаружило весьма незначительное количество читателей бесплатных газет.
Читатели Metro являются активными пользователями Интернет. В США, Канаде и Корее около 70% их них ежедневно заходят в сеть. Всего же 40% респондентов в Европе ежедневно пользуются Интернет. Читатели газет вообще больше пользуются Интернет, но именно те, кто предпочитают бесплатные, а не платные издания, заходят в сеть каждый день. Это особенно показательно на людях старшего возраста: 42% людей старше 55 лет, читающих Metro, пользуются Интернет регулярно. Таких же читателей платных газет втрое меньше.
Когда издателей известных газет спрашивают о том, как они понимают успех бесплатных изданий, то они делают мужественное лицо и говорят, что их конкуренты приучают молодежь к чтению газет. Но это не совсем так. Они приучают молодежь к бесплатному.
Читательская аудитория газет. Возраст 18-34 года, Столичные города.
Бесплатные
Только бесплатные
Платные и бесплатные
Только платные
Платные
Весь мир
42
21
21
58
79
Европа
51
28
23
49
72
Франция
57
31
26
43
69
Голландия
55
35
20
45
65
Канада
53
14
39
47
86
Дания
51
32
19
49
68
Италия
49
34
16
51
66
Испания
49
21
28
51
79
Швеция
47
9
38
53
91
Венгрия
45
36
9
55
64
Польша
43
21
22
57
79
Чехия
40
12
29
60
88
Греция
40
25
15
60
75
Корея
38
28
10
62
72
Финляндия
36
14
21
64
86
Гонконг
25
5
20
75
95
США
23
5
18
77
95
Чили
22
15
7
78
85
(% респондентов, читающих платные/бесплатные издания)
Источник: TNS Gallup, весна 2004/Metro Global readership survey, возраст 18-34
Выборка: читатели в возрасте 18-34 лет, в городах где распространяется газета Metro