Сегодня Ты начнёшь узнавать, как же зарождалась,
развивалась и продолжает свои традиции Уральская школа ювелиров.
Для людей заинтересованных эти очерки перерастут в
действительную школу, со своими уроками, мастер-классами,
семинарами, советами от именитых мастеров.
Не выходя из дома Ты узнаешь о ключевых профессиональных
и деловых приёмах, которыми пользовались и продолжают пользоваться
мастера. И так начнём...
* * *
Автор - Заслуженный Художник РФ,
Борис Алексеевич Гладков
Часть 1.
Однажды Маргарита Литвиненко в газете написала о себе.
Лет тридцать назад на Дальнем Востоке случайная попутчица
в поезде, рассматривая мои кольца, серьги и подвеску,
не без восхищения заметила:
- У вас очень милые украшения. И сделаны они
на Урале.
Я изумилась:
- Как вы это определили?
- У уральцев своя школа - самобытная и отличная
от других, - ответила попутчица, как оказалось - ювелир
по профессии.
Мне, теперь бывшему главному художнику Свердловской
ювелирно-гранильной фабрики, затем ювелирного завода,
а ныне ОАО "Ювелиры Урала", даже спустя десятилетия
приятно знать, что наш труд был не напрасным. Хотя и раньше
я подобное слышал и не раз...
Сотрудники базы Главювелирторга, затем Главювелирпрома говорили,
что, вскрывая посылки от всех тринадцати ювелирных заводов
Советского Союза, нам без всяких сопроводительных документов
было ясно, что это посылка от Свердловчан и все сотрудники
вскакивали с рабочих мест полюбоваться на новые образцы
ювелирных украшений, присланные на Художественный совет
Главка для утверждения к производству.
И, как правило, 20-25 процентов из представленных образцов
утверждались с присуждением премии, а иногда - более половины.
Не случайно, все высокопоставленные гости областного города,
обкома и горкома КПСС направлялись на экскурсию к нам, разумеется,
с желанием что-то приобрести лично для себя. От гостей были и
приличные заказы, над которыми было приятно работать.
А на Всесоюзных Выставках - Ярмарках ювелирного производства
все торговые организации страны готовы были заключить годовые
договоры только с нашим производством. Но всему есть предел,
и начальство Главка нашему предприятию давало предписание,
кому и на какую сумму заключать договора.
Всё это способствовало и расширению производства,
развитию новых более производительных технологий,
новых изобретений. А профессиональный коллектив от трёхсот
человек вырос в пять раз, почти до 1700 человек.
В дальнейшем наш сказ о рождении Уральской школы ювелиров,
не обойдётся без употребления слов
"пионер" и "первый", "впервые"...
Чтобы понять как образовалась Уральская школа
ювелиров, необходимо совершить краткий экскурс в историю
возникновения 110-летнего пути ОАО "Ювелиры Урала",
истоком которого явились необыкновенные скопления в недрах
Урала минералов почти всей таблицы Менделеева. Ювелирное
искусство Урала, его история, становление - явление
по-существу новое, сложившееся уже в наше время.
Хотя и в прошлом можно отыскать события, факты,
свидетельствующие, что в определённые периоды вроде бы
появлялись благоприятные предпосылки к развитию
ювелирного искусства, но тем не менее только в
60-70-е годы прошлого века, преодолев узкие краевые границы,
оно вышло не только на Всесоюзные художественные выставки
и сувенирные ярмарки, но и мировые.
Брошь под названием "Кавказ" с яшмой в Париже в 1961 г.
была признана лучшим экспонатом, а ювелирная Уральская
школа встала в ряду таких давних, признанных
ювелирных школ, как московская, ленинградская,
французская и итальянская. Отличительная особенность
Уральской школы в том, что в композиции украшения
предпочтение отдаётся камню, а не металлу.
Как подчёркивает искусствовед В.И. Копылова в книге
"Ювелирное искусство Урала": "Увлечённость,
беззаветная вера в силу самоцвета, во многом
определили стиль и метод уральских ювелиров.
Ибо для них самоцвет стал активным и, пожалуй,
самым главным формообразующим фактором,
он подсказывал замысел, решение оправы,
её декоративную отделку".
Я добавлю к слову самоцвет и поделочный камень. В моём
понимании "яркий самоцвет" - это прозрачный или
полупрозрачный камень, как изумруд, рубин, сапфир, шпинель,
александрит и многие другие, а ограненные, как бриллиант -
царь камней, создают радостное, светлое, праздничное
настроение. Этими же красочными словами наделяю и
отполированный поделочный камень, нежные узоры
ярко-зелёного малахита, разноцветье сказочной
пейзажной яшмы, искристые халцедоны, переливчатая дымка
агатов, розовые как утренние зори родониты,
синие как ночное небо лазуриты - всё это завораживает душу
художника, который стремится свою радость передать
ювелирному украшению, подыскивая соответствующее
обрамление и форму, наиболее полно раскрыть причудливость и
неповторимость рисунка камня, подбирая для него и металл...
* * *
Удивительно, но ещё раз подтверждаются слова, что художник
во всём мастер. Он и словами старается передать все краски,
оттенки и переливы, которые можно увидеть наяву.
Эта серия статей Бориса Алексеевича Гладкова состоит из 7 частей,
которые будут выходить еженедельно, по вторникам.
И Ты постепенно будешь узнавать прекрасный и тернистый путь
становления Уральской школы ювелиров. А для профессионалов
подготовлен мастер-класс Бориса Алексеевича. О самом авторе
и о его мастер-классе, мы дадим подробный материал в
одном из следующих выпусков нашего издания.
До новых встреч!
Почтовый Адрес Рассылки:
uralsuvenir[сюда вставляем значёк лающего животного]vamur.biz