Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральские Сувениры

  Все выпуски  

Уральская Школа Ювелиров


Уральская Школа Ювелиров



Василий Мурзин

http://vamur.biz


Здраствуй!


    Сегодня Ты начнёшь узнавать, как же зарождалась, развивалась и продолжает свои традиции Уральская школа ювелиров. Для людей заинтересованных эти очерки перерастут в действительную школу, со своими уроками, мастер-классами, семинарами, советами от именитых мастеров.


    Не выходя из дома Ты узнаешь о ключевых профессиональных и деловых приёмах, которыми пользовались и продолжают пользоваться мастера. И так начнём...


*     *     *


Автор - Заслуженный Художник РФ,
Борис Алексеевич Гладков


Часть 1.


    Однажды Маргарита Литвиненко в газете написала о себе.


    Лет тридцать назад на Дальнем Востоке случайная попутчица в поезде, рассматривая мои кольца, серьги и подвеску, не без восхищения заметила:
    - У вас очень милые украшения. И сделаны они на Урале.
    Я изумилась:
    - Как вы это определили?
    - У уральцев своя школа - самобытная и отличная от других, - ответила попутчица, как оказалось - ювелир по профессии.


    Мне, теперь бывшему главному художнику Свердловской ювелирно-гранильной фабрики, затем ювелирного завода, а ныне ОАО "Ювелиры Урала", даже спустя десятилетия приятно знать, что наш труд был не напрасным. Хотя и раньше я подобное слышал и не раз...


    Сотрудники базы Главювелирторга, затем Главювелирпрома говорили, что, вскрывая посылки от всех тринадцати ювелирных заводов Советского Союза, нам без всяких сопроводительных документов было ясно, что это посылка от Свердловчан и все сотрудники вскакивали с рабочих мест полюбоваться на новые образцы ювелирных украшений, присланные на Художественный совет Главка для утверждения к производству. И, как правило, 20-25 процентов из представленных образцов утверждались с присуждением премии, а иногда - более половины.


    Не случайно, все высокопоставленные гости областного города, обкома и горкома КПСС направлялись на экскурсию к нам, разумеется, с желанием что-то приобрести лично для себя. От гостей были и приличные заказы, над которыми было приятно работать.


    А на Всесоюзных Выставках - Ярмарках ювелирного производства все торговые организации страны готовы были заключить годовые договоры только с нашим производством. Но всему есть предел, и начальство Главка нашему предприятию давало предписание, кому и на какую сумму заключать договора. Всё это способствовало и расширению производства, развитию новых более производительных технологий, новых изобретений. А профессиональный коллектив от трёхсот человек вырос в пять раз, почти до 1700 человек.


    В дальнейшем наш сказ о рождении Уральской школы ювелиров, не обойдётся без употребления слов "пионер" и "первый", "впервые"...


    Чтобы понять как образовалась Уральская школа ювелиров, необходимо совершить краткий экскурс в историю возникновения 110-летнего пути ОАО "Ювелиры Урала", истоком которого явились необыкновенные скопления в недрах Урала минералов почти всей таблицы Менделеева. Ювелирное искусство Урала, его история, становление - явление по-существу новое, сложившееся уже в наше время. Хотя и в прошлом можно отыскать события, факты, свидетельствующие, что в определённые периоды вроде бы появлялись благоприятные предпосылки к развитию ювелирного искусства, но тем не менее только в 60-70-е годы прошлого века, преодолев узкие краевые границы, оно вышло не только на Всесоюзные художественные выставки и сувенирные ярмарки, но и мировые.


    Брошь под названием "Кавказ" с яшмой в Париже в 1961 г. была признана лучшим экспонатом, а ювелирная Уральская школа встала в ряду таких давних, признанных ювелирных школ, как московская, ленинградская, французская и итальянская. Отличительная особенность Уральской школы в том, что в композиции украшения предпочтение отдаётся камню, а не металлу.


    Как подчёркивает искусствовед В.И. Копылова в книге "Ювелирное искусство Урала": "Увлечённость, беззаветная вера в силу самоцвета, во многом определили стиль и метод уральских ювелиров. Ибо для них самоцвет стал активным и, пожалуй, самым главным формообразующим фактором, он подсказывал замысел, решение оправы, её декоративную отделку".


    Я добавлю к слову самоцвет и поделочный камень. В моём понимании "яркий самоцвет" - это прозрачный или полупрозрачный камень, как изумруд, рубин, сапфир, шпинель, александрит и многие другие, а ограненные, как бриллиант - царь камней, создают радостное, светлое, праздничное настроение. Этими же красочными словами наделяю и отполированный поделочный камень, нежные узоры ярко-зелёного малахита, разноцветье сказочной пейзажной яшмы, искристые халцедоны, переливчатая дымка агатов, розовые как утренние зори родониты, синие как ночное небо лазуриты - всё это завораживает душу художника, который стремится свою радость передать ювелирному украшению, подыскивая соответствующее обрамление и форму, наиболее полно раскрыть причудливость и неповторимость рисунка камня, подбирая для него и металл...


*     *     *


    Удивительно, но ещё раз подтверждаются слова, что художник во всём мастер. Он и словами старается передать все краски, оттенки и переливы, которые можно увидеть наяву.


    Эта серия статей Бориса Алексеевича Гладкова состоит из 7 частей, которые будут выходить еженедельно, по вторникам.


    И Ты постепенно будешь узнавать прекрасный и тернистый путь становления Уральской школы ювелиров. А для профессионалов подготовлен мастер-класс Бориса Алексеевича. О самом авторе и о его мастер-классе, мы дадим подробный материал в одном из следующих выпусков нашего издания.


До новых встреч!


    Почтовый Адрес Рассылки:
uralsuvenir[сюда вставляем значёк лающего животного]vamur.biz


    Адрес Сайта Рассылки:
http://uralsuvenir.vamur.biz



5-ый Выпуск         06.03.07         © Василий Мурзин 2007

В избранное