И вновь перед Вами повествование о людях Уральской школы ювелиров
и о камнях, которым они дают новую жизнь. И немного о том,
как это всё было организовано. Эксклюзив от Бориса
Алексеевича Гладкова - выдающегося зодчего, чьи творения,
коль скоро Ты пожелаешь, ещё не раз обрадуют Тебя...
Автор - Заслуженный Художник РФ,
Борис Алексеевич Гладков
Часть 4.
[О людях и организациях...]
...в 1961 году модельер Устьянцев мне сказал, что кажется всё уже
сделал и дальше не знает, что ещё придумать. Я ему ответил:
"Истинный художник неисчерпаем, он найдёт всегда новое
в своём творчестве". Он тогда сомневался. Но я оказался прав.
И поныне народный художник Устьянцев находит в себе неисчерпаемый
кладезь в творчестве на 78-м году жизни, радуя людей своими
украшениями.
Он и внуков своих научил ювелирной профессии. Ныне на выствках мы
часто видим работы членов Союза Художников
Ивана и Александра Устьянцевых.
Я 19 лет работал Главным художником на ювелирном производстве, до
выхода на пенсию, возглавлял отдел Главного художника, руководил
талантами уральской школы ювелиров, что было нелегко. Помню письма
ко мне Главного художника Главювелирторга Клебановой Е. П.. Она
просила меня оберегать коллективное творчество Кашиной, Устьянцева
и Храмцова, как прогрессивное явление в искусстве. Многие годы мне
это удавалось, т. к. штат художников – двое – оставался неизменным.
Но время диктовало вводить в состав художников пополнения. Прибыл
Михаил Бабин, за ним появился Громыко Н. Н., затем при объединении
завода "Русские самоцветы" и ювелирного завода Комаров
В. У. и В .Васьков. Из модельеров в художники перешли Храмцов,
Устьянцев. Все стали самостоятельно работать над выставочными
произведениями, помимо плановых заданий. И группа
Кашина-Устьянцев-Храмцов сама по себе распалась.
В группе художников появились Владимир Устюжанин, Т. Рыковцева,
Дарья Пышкина, затем В. Фомин, Игра Гузенберг. По нашему образу
стали работать подмосковный художник ювелир А. Голиков, Свердловчане
В. Сочнев, С. Пинчук, В. Ф. Ветров, из наших модельеров М. М. Лисик и,
наконец вся секция художников ювелиров Союза Художников.
Отличительной особенностью школы являлось, как уже сказано ранее –
предпочтение камню. То есть металл играет второстепенную роль, только
подчёркивая природную красоту камня.
[У новой школы ювелиров появилось и
организационное оформление в рамках Союза Художников.
Примечание от ведущего рассылки.]
В 1965 году в Свердловского отделении Союза Художников СССР впервые
появилась секция прикладного искусства, сразу после принятия
в члены СХ СССР без кандидатского стажа Устьянцева, Храмцова, Гладкова.
Председатель Свердловского отделения СХ Д. М. Ионин рекомендовал
членам секции избрать первым её председателем меня. В секцию входили
ювелиры, камнерезы, в т. ч. Главный художник завода "Русские
самоцветы" Васильев Е.Е., "старейший прикладник"
Т. И. Козилова, керамики, и другие художники...
[О камнях и изделях из них...]
И тогда и по сей день я не перестаю восхищаться непреходящей
красотой уральских камней – самоцветов. Розово-малиновый с
чёрными прожилками орлец, золотисто-жёлтый и серо-голубой агаты,
золотисто-чайный сердолик и особо любимый благородный гиацинт,
синий в голубую крапинку цветочек лазурит, сочетающая в себе
самые различные краски разноликая яшма, а голубые шпинели и
аквамарины, золотисто-коричневые и зеленоватые цитрины и цирконы,
фиолетовые аметисты и множество других сокровищ Каменного пояса.
Привыкнуть к ним и не любить не возможно, как не возможно не
любить цветы, выращиваемые нами, которые к сожалению, быстро вянут,
а камни-то вечные!
Познакомился я с Уральскими камнями, когда был ещё студентом
Рижской академии Художеств. Посещая в разных городах музеи,
выставки, мастерские художников, я любовался вазами и торшерами
из цветных камней, восхищаясь искусством камнерезов и гранильщиков,
научившихся понимать "характеры" камней, постигать их душу.
Как же можно было отвергать предложенный мне пост Главного художника
Свердловской Ювелирно-Гранильной Фабрики. И чутьё Серина П. С. -
директора фабрики - не подвело. Из посланных первые из 13-ти новых
образцов все были утверждены и 40 процентов из них премированы.
Помню их до сих пор. Колье под названием "Габбро" с включением
не ювелирного тогда камня габбро оказалось на редкость красивым. Так я его
[камень габбро] увидел в срезе и понял: ему
нужно дать дорогу в прекрасное.
[Тогда габбро применялся для для устилания дорог в
городе Первоуральске Свердловской области. Не на что другое годным его
не находили! Примечание от ведущего рассылки.]
Тогда же выполнили ряд брошей и подвесок с яшмой под названием
"Плотина" с подходящей камню оправой, напоминающей плотины.
Кольца с мелкими плашечками и квадратиками малахитами, которые шли
в массовой серии, пока скромные кладовые Свердловской
Ювелирно-Гранильной Фабрики не иссякли.
Я стал искать замену малахиту и нашёл зелёный в крапинку амазонит –
тоже ни кем не включавшийся в ювелирное производство.
Так же чёрный обсидиан. Сколько же было продано с его применением запонок,
колец, серег с нанесённым на камень графическим рисунком знаков зодиака
на все 12 месяцев, при помощи ультра звуковых установок. Кстати, их
мы не один год использовали для изготовления камней даже в золотой
оправе и с бриллиантами. Камень с изображением божественных женских
головок шли нарасхват. Но, вот вдруг они стали убыточными из-за
пресловутой системы оценки ювелирных изделий, которую никто из
высоких финансовых чиновников изменить не посмел.
Так же существовала группа камнерезов – резчиков яшм по моему предложению,
отыскивала композиционно красивый раскрой пластинок камня.
Какие же это чудесные по красоте маленькие картинки,
овальной, круглой, прямоугольной формы. Которые
так же составляют определённый ассортимент украшений.
Мы творили, выпуская шедевры на торговый прилавок. Но опять же
по оценкам системы, убыточные. Нам не разрешали применить к ним
индивидуальные расценки. Люди готовы были платить за искусство
соответствующие затратам предприятия деньги! Нет же, нельзя.
Иногда новый вид изделия более художественный, аналогичный
выпускаемому, но на полкопейки дороже предшественника –
не включалось в производство...
[Многое из творений уральских зодчих не дошло
до нас вами (на их производство так не было получено разрешение).
А ведь это творения – частичка природа и сердца художника.
Видимо, не хотели отцы нации, чтобы народ приобщался к прекрасному,
индивидуальному. Но не будем расстраиваться, начнём учиться жить красиво!
Примечание от ведущего рассылки.]
* * *
Продолжение серии статей "Уральская Школа Ювелиров"
ждите в следующий вторник - 3 марта.
На этом позволь прерваться, до новых встреч,
Дорогой Читатель! Читательница Дорогая!
Почтовый Адрес Рассылки:
uralsuvenir[ сюда вставляем значёк лающего животного ]vamur.biz