Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


ЕВТЕЕВЫ

В роду  Евтеевых был предок, носивший  старинное имя Евтихий, в переводе с древнегреческого означающее «счастливый, удачливый».  Появившись на Руси  вместе с христианством, имя  Евтихий быстро освоилось в русском языке  и стало восприниматься как исконно русское. Оно было любимым в народе, хотя и уступало по распространённости  таким  именам как Иван и Василий. В православной России распространённость имени зависела от того, насколько часто оно встречалось в церковном календаре. Имя Евтихий упоминается в святцах четырежды в году: 9 марта и 27 марта, 6 и 21 апреля. Возможно, родоначальник Евтеевых был весенним ребёнком; он родился на день памяти  Евтихия Константинопольского или Евтихия Мелетинского, и по традиции был наречён именем святого, праздник которого совпал с днём рождения.

У благозвучного имени Евтихий был «недостаток» - слишком длинным казалось оно  русским крестьянам, привыкшим к коротким легко произносимым именам. Поэтому в разговорной речи  Евтихий стал Евтеем.  Как  личное имя родоначальника превратилось в фамилию?  Однозначного ответа на этот вопрос нет. У каждой династии своя история. Наверно, Евтей прожил долгую жизнь, был уважаем и любим  своими многочисленными домочадцами. Ему посчастливилось увидеть своих внуков взрослыми, он сам проводил их на военную службу.  Внуки Евтея  стали первыми Евтеевыми – обладателями документально зафиксированной фамилии. Крестьянину в родной деревне фамилия была не нужна – и без неё все друг друга знали.  Но в армии фамилия необходима. В таких случаях новобранец  поступал, как велел старый обычай: записывал в качестве фамилии дедичество – «отчество», образованное от имени деда. В полковых списках внуки Евтея значились как Евтеевы. Отслужив положенное, они вернулись домой уже «офамиленными». С этого времени и закрепилась за потомками Евтея фамилия Евтеевы. Первое документальное  упоминание Евтеевых относится к 1812 году. В списках ратников ополчения Московской губернии упоминаются Иван Евтеев сын, 1779 года рождения, крестьянин села Алфёрова Серпуховского уезда, и Пётр Евтеев сын, 1788 года рождения, крестьянин деревни Масново Подольского уезда.

У крестьянской фамилии Евтеевых есть «родовое гнездо» - район, где эта фамилия встречается чаще, чем в целом по России. Одно из таких «родовых гнёзд» на курской земле. В Курской области на речке Рыбинке стоит село Любостань.  И в этом селе, и в его окрестностях фамилия Евтеевых считается привычной, местной. В годы Великой Отечественной войны из села Любостань Большесолдатского района Курской области  ушли на фронт  12 Евтеевых, семеро их них не вернулись с полей сражений: Алексей Тихонович (р. 1922), Андриан Сергеевич (р.1903), Дмитрий Кузьмич (р.1902), Иван Тихонович (р.1919), Николай Васильевич (р.1918), Павел Николаевич (р.1902), Степан Васильевич (р.1915). Их однофамильцы Егор Афанасьевич и Иван Гаврилович, оба 1923 года рождения, были уроженцами деревни Мальцево того же района. Иван Фёдорович (р. 1919), Павел Трофимович (р. 1906) и Филипп Трофимович (р. 1924)  родились в соседней деревне Леоновке. На войне они сражались рядовыми, а до войны были крестьянами.      

Не все современные Евтеевы связаны  происхождением с курской землёй, и не все они имеют крестьянские корни. В Российской империи среди обладателей этой фамилии были люди разных сословий. Так, например, в адресно-справочной книге «Вся Москва» на 1901 год отмечены 8 Евтеевых. Они были постоянными жителями Белокаменной, имели в Москве недвижимость или служили в московских учреждениях – именно такие граждане и отмечались в общегородских справочниках. Владимир Михайлович Евтеев преподавал в начальном городском училище, Пётр Герасимович торговал галантерейным товаром, Пётр Иванович был «серебряных дел мастером», Филипп Филиппович – банковским служащим. Об этих людях нет сведений. Возможно, и сейчас их потомки живут в России.

Бурные события XXI века унесли Евтеевых далеко от «родовых гнёзд», разбросали по разным краям и областям. Но где бы ни жили современные Евтеевы, с какой бы землёй ни связывали своё происхождение, у них есть основание с гордостью носить свою простую русскую фамилию, доставшуюся в наследство от славных предков.

Литература: Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.  Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., 2000. Источники: «Вся Москва». Адресно-справочная книга на 1901 год. М., 1901. О погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны www.obd-memorial.ru

©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

 

Не бывает фамилий непонятных...

 

«Моя фамилия Барыш. Значение этого слова мне понятно — это прибыль, польза, выгода при покупке. По «Тлумачальнаму слоўнiку беларускай мовы» это еще и угощение после купли–продажи, заключения сделки. В Беларуси это редкая фамилия. Верно ли ее толкуют словари?»

Мария Барыш, Щучин.

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Барыш восходит к слову «барыш», которое, по мнению российского исследователя Н.К.Дмитриева, заимствовано в русский язык из тюркских языков Поволжья. В татарском, киргизском и других языках оно употребляется в значениях «мир, согласие». На русской почве оно действительно стало обозначать прибыль, выгоду, пользу при торговых сделках. В этом значении и вошло в состав фамилии. От слова «барыш» затем образовалось слово «барышник» — «тот, кто занимается перепродажей ради барыша; перекупщик», а от него — фамилии Барышник, Барышников.

«У нас в роду встречаются фамилии Милашевский, Войтеховский, Раткевич. Объясните, как они образовались».

Инна Гореликова, Могилев.

— Фамилия Милашевский произошла от личного имени Милош, которое является сокращенным вариантом древнего славянского имени Милослав (от основ «милый» + «слава»). Оно же образует основу фамилий Милош, Мило(а)шевич. Последняя перекликается с сербской фамилией Милошевич (ударение на второй слог).

В основе фамилии Войтеховский древнее славянское имя Войтех (у поляков известное с XII века). В старобелорусскую эпоху было очень популярным и в среде белорусов. Функционировало в нескольких вариантах: Войтех, Войт, Войташ, Войтик. Отсюда и фамилии Войтех, Войтехович, Войт, Войтович, Войткович, Войткевич, Войтош, Войтуль, Войтюшонок.

Фамилия Раткевич в своей основе заключает личное имя Ратко — сокращенная форма древнего славянского составного имени Ратибор — «защитник, воин» (от древнего глагола «ратиборити» — «защищать») или Ратимир — «защитник мира».

«В Славгородском районе, откуда я родом, фамилию Лепеев не приходилось встречать ни разу. Зато учился я на одном курсе с Лепиным. Фамилии вроде бы похожие. Имеют ли они общую основу?»

Виктор Лепеев, Брест.

— Основой фамилии Лепеев является белорусское диалектное слово «ляпей» — «каменщик, кладчик; печник». А вот фамилии Лепа, Лепин, хотя и очень близкие по звучанию, но совсем иного происхождения. В их основе личное имя Лепа — уменьшительная форма полного имени Боголеп, которое является переводом греческого имени Феопрепий — «тот, кто нравится Богам; великолепный». Лепый по–старославянски — «красивый, прекрасный». Отсюда и русское слово «великолепие».

«Сакович — фамилия достаточно распространенная. В Минской области есть даже деревня Саковичи. Если можете, объясните происхождение фамилии».

Ирина Сакович, Борисов.

— Сакович — сын, потомок человека по имени Сак, которое является разговорным вариантом церковного имени Исаак (в переводе с древнееврейского — «он засмеется»). Смысл имени связывается с тем, что жена библейского патриарха Сарра, услышав предсказание, что у нее на старости лет должен родиться сын, рассмеялась. Сын родился и назвали его Исаак. Известно и еще несколько разговорных вариантов этого имени: Сац, Сацик, Сацук, Сачок, Сачик. Отсюда фамилии Саков, Сакевич, Саковский, Саченко, Сачик, Сачиков, Сачек, Сачук, Сачко, Сацук, Саценко, Сацевич, Сацукевич, Сацута, Сацура.

«Моя фамилия Смородникова. Родители из Читинской области. Но бабушка, помню, говорила, что наши корни в Беларуси. Помогите разобраться!»

Светлана Смородникова,sv–merkul@yandex.ru.

— Смородник — тот, кто любит смородить — «придумывать что–либо, чтобы свести, поссорить кого–нибудь между собой». В белорусском языке это слово не засвидетельствовано. Оно отмечается только в областных словарях русского языка. Поэтому наиболее вероятно, что ваша фамилия все же возникла на русскоязычной основе.

Это не значит, что по национальности вы не можете быть белорусами. Многие белорусы–переселенцы в России получили русские фамилии.

Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/95825/

 

Древние фермеры выжили охотников из Европы

 

Генетики вычислили, что почти все современные европейцы получили Y-хромосому от родоначальников сельского хозяйства в эпоху неолита. По-видимому, древние фермеры так успешно плодились и размножались, что просто вытеснили генотип охотников.

Переход наших предков от охоты и собирательства к сельскому хозяйству – едва ли не самый главный технологический прорыв, который коренным образом изменил их жизнь. Сельское хозяйство зародилось на Ближнем Востоке около 10 тысяч лет назад и успешно распространялось по Европе. Вопрос состоит в том, как. Либо первые фермеры мигрировали сами, либо культурные традиции передавались от соседей к соседям, и туземные охотники-собиратели перенимали опыт выращивания растений и животных. Ответ на этот вопрос дают генетики.

Генетическое разнообразие современных человеческих популяций хранит следы событий прошлого и позволяет проследить демографические процессы того времени. Патриция Баларески (Dr Patricia Balaresque) и ее коллеги из Университета в Лестере (University of Leicester), Великобритания, работали с Y-хромосомой, которая передается от отца к сыну и отражает в себе историю человеческого рода.

Метка на Y-хромосоме

На мужской половой хромосоме ученые изучали определенное сочетание генов – гаплогруппу. Гаплогруппа R1b1b2 наиболее распространена среди современных европейцев: ее носят сегодня около 110 миллионов мужчин, а частота ее увеличивается от Турции (там она встречается у 12% мужчин) до Ирландии (у 85% мужчин).

неолит

Новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий, то есть началом медного, бронзового или железного века.

Предыдущие исследования происхождения гаплогруппы R1b1b2 основывались только на частоте ее встречаемости. Поэтому была выдвинута гипотеза, что она берет начало от постледникового освоения человеком Европы в эпоху палеолита и, следовательно, возникла еще у охотников-собирателей. Но ученые из Лестера предлагают другую гипотезу: эта гаплогруппа — приобретение эпохи неолита.

Они генотипировали 2574 образцов ДНК европейцев из разных стран Европы, охватили 23 популяции. В 849 хромосомах изучили генетическое разнообразие внутри гаплогруппы R1b1b2: проанализировали частоту разных гаплотипов – вариантов в пределах этого участка ДНК по девяти хромосомным локусам. Для этого использовали так называемые микросателлитные маркеры – короткие фрагменты ДНК.

Чем разнообразнее, тем древнее

Генетическое разнообразие гаплогруппы R1b1b2 в европейских популяциях оказалось неодинаковым, причем в его величине усматривался градиент по широте и долготе: оно уменьшалось к северу и к западу. На юго-востоке Европы разнообразие было достоверно большим, чем на северо-западе. Но поскольку различия в ДНК накапливаются со временем, по разнообразию можно судить о возрасте. И значит, большее разнообразие гаплогруппы R1b1b2 на юго-востоке говорит о том, что там она древнее.

Ученые проверили еще одну гипотезу о количестве источников возникновения гаплогруппы R1b1b2. Они построили родственное древо изученных микросателлитных маркеров и выяснили, что все они родственны между собой, то есть все разнообразие происходит из одного источника.

Женщины предпочитали фермеров охотникам

Получается, что география разнообразия гаплогруппы R1b1b2 удивительно сходна с географией распространения сельского хозяйства из региона Ближнего Востока через Анатолию на север и запад Европы. Ее успешность в завоевании новых территорий определила такую высокую частоту вдалеке от места возникновения, а генетическое разнообразие при этом уменьшалось.

Это пример того, говорят ученые, как генетические изменения следуют за технологическими – в данном случае за продвижением культуры неолита. Кстати, очень похоже распространялась мутация, обеспечившая потребление молока.

Интересно, что анализ митохондриальной ДНК (которая передается по женской линии) дает совершенно другую картину. В гаплогруппах мтДНК не наблюдается подобного градиента генетического разнообразия, и по всем признакам они возникли в палеолите. Объясняя этот парадокс, генетики говорят, что, хотя в миграции вовлекались как мужчины, так и женщины, по-видимому, древние фермеры-мужчины имели репродуктивное преимущество перед охотниками-собирателями. Они были успешнее в создании семей и рождении детей и поэтому активно распространяли свою Y-хромосому.

О роли сельского хозяйства в мужском генотипе можно прочитать в журнале PloS Biology.

Источник: http://infox.ru/science/human/2010/01/19/evropa_fermery.phtml

 

Россияне назвали Юрия Гагарина главным русским кумиром ХХ века

 

Такой результат сегодня обнародовал в средствах массовой информации Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Его специалисты провели на территории России опрос среди 1600 жителей 140 населенных пунктов в 42 областях, краях и республиках РФ, целью которого было выяснение рейтинга исторической популярности известных жителей страны в XX веке.

Безусловным лидером этого рейтинга и главным русским кумиром ХХ века оказался первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Он набрал 35% голосов опрошенных, причем за десять лет на 5% увеличил свой рейтинг. Дело в том, что аналогичный опрос проводился в 1999 году, и теперь любопытно сравнить ощущения россиян. Тем более что список фамилий за это время почти не изменился, а вот отношение к ним людей явно менялось.

Так, занявший третье место в этом рейтинге полководец Георгий Жуков десять лет назад набрал 26% против 20% при нынешнем опросе. А вот любовь россиян к Владимиру Высоцкому, занявшему вторую строчку рейтинга, остается неизменной – и тогда, и теперь он набрал по 31% голосов. Среди «русских кумиров XX века» участники опроса назвали также Льва Толстого, Иосифа Сталина, Александра Солженицына, Владимира Ленина, Андрея Сахарова (у него, кстати, одно из самых резких падений рейтинга за 10 лет – с 26% до 12% в 2010 году), Андрея Миронова.

Источник: http://www.internovosti.ru/text/?id=24287

 

Треть однофамильцев оказались родственниками



Российские ученые нашли способ узнавать, если ли родственные корни у носителей одной фамилии. А также насколько глубоко они уходят в историю. Родню удалось узнать даже через тысячу лет.

Интерес генетиков к фамилиям не случаен: по фамилиям очень заманчиво изучать генофонды. Действительно, фамилии за немногими исключениями передаются от отца к сыну, так же как мужская половая Y-хромосома. Значит, они должны наследоваться так же, как Y-хромосома, несущая определенные гены и генетические маркеры. Понятно, что фамилии в популяционных исследованиях изучать гораздо удобнее, чем проводить генетический анализ. Ведь это «бескровные» исследования.

«Чтобы использовать такой подход, у нас есть все основания, — объясняет корреспонденту Infox.ru заведующий лаборатории популяционной генетики Медико-генетического научного центра РАМН доктор биологических наук Елена Балановская. – Мы изучили в разных русских популяциях изменчивость по фамилиям и сравнили ее с изменчивостью по Y-хромосоме и обнаружили, что оба показателя очень хорошо совпадают».

Ключевой вопрос, на который генетики искали ответ — какая часть однофамильцев является родственниками. Впрочем, тот же вопрос интересует и обычных людей. Встречая где-нибудь своего однофамильца, человек зачастую пытается найти с ним какие-то родственные корни. Так что проект «Однофамильцы или родственники», над которым работают Елена Балановская, Екатерина Дружинина, Олег Балановский, Светлана Фролова, Марина Кузнецова и другие сотрудники лаборатории популяционной генетики, интересен как для науки, так и для каждого из нас.

Одно дерево или много

Фамилия исторически могла возникнуть в одном месте или в нескольких. В первом случае говорят о монофилетичности, во втором – о полифилетичности фамилии. «Фила – это линия происхождения, — объяснила корреспонденту Infox.ru Елена Балановская. – Если фамилия произошла от одного корня, то все ее носители — как веточки одного дерева. Но может быть и несколько деревьев, что означает несколько центров происхождения фамилии».

Интуитивно можно предположить, что редкие фамилии, скорее всего, имеют один корень древа происхождения, а такие распространенные, как, например, Ивановы, Петровы или Смирновы, скорее всего, возникали многократно и в разных местах. Нужно было проверить это, оценить так называемый индекс монофилетичности для разных фамилий.

Как собирали однофамильцев

Чтобы разобраться в проблеме, ученым необходимо было решить несколько задач. Первая – найти однофамильцев, не являющихся явными родственниками. Для этого генетики использовали обширную базу данных, собранных в полевых экспедиционных исследованиях, где они брали анализ крови на ДНК у жителей разных регионов страны. Но ее надо было дополнить большим числом носителей одинаковых фамилий, при этом живущих как можно более далеко друг от друга. С помощью интернета ученым удалось собрать группы однофамильцев с русскими фамилиями по всему миру, от США до Австралии. В этом им помогали сами же участники, заинтересованные в поиске своих родовых корней – они становились кураторами групп по своей фамилии.

Участники проекта получали от организаторов подробное информационное письмо, анкету для заполнения и в ответ должны были прислать образец ДНК. Понятно, что получить на анализ кровь с другого края планеты сложно, но участники могли взять ДНК сами у себя очень простым способом: для этого надо было соскрести стерильной ватной палочной немного эпителия с внутренней стороны щеки. Такие палочки пересылались по почте.

Ученые получали образцы ДНК и анализировали их в лаборатории. Каждому однофамильцу давали индивидуальный номер, на сайте проекта отображались все этапы исследования и результаты.

Маркировка Y-хромосомы

Следующая задача для ученых – решить, что именно надо смотреть на Y-хромосоме. Можно было изучать мутации, которые состоят в замене одного нуклеотида в тех или иных изменчивых участках хромосомы. Но такие мутации происходят очень медленно, и время их появления – несколько тысяч лет — намного превышает время возникновения русских фамилий. «Такие мутации – это как бы часовая стрелка эволюции, — объясняет Елена Балановская. – Но у нее есть и минутная стрелка – короткие тандемные повторы. Это мотивы, состоящие из повторяющихся сочетаний нескольких нуклеотидов. Мотив из 3−4 нуклеотидов может повторяться 10, 12 и 25 раз. И такие изменения – в количестве повторов — происходят часто».

При анализе однофамильцев ученые использовали панель из 17 маркеров – это стандартный набор, применяемый в судебной экспертизе для идентификации личности.

Подтверждение родства

Для определения степени родства ученые установили критерий. Если образцы от двух однофамильцев совпадают по всем 17 маркерам, то они находятся в близком родстве. Если совпадение по 16 маркерам — они родственники, но не столь близкие, поскольку с момента жизни их общего предка уже успела произойти одна мутация. Если образцы различаются по двум маркерам, родство еще более дальнее, а если по трем, то однофамильцы имели общего предка 700, 800 или даже 1000 лет назад. Если же различия затрагивают четыре (или более) маркера из 17 – родство таких однофамильцев имело место гораздо раньше, чем эти люди получили свою фамилию. Значит, для данного проекта они не могут считаться родственниками.

Результаты рассказали ученым о том, сколько фил – линий происхождения — у той или иной фамилии. «Например, в распространенной фамилии Орехов мы нашли 12 линий происхождения. Алалыкины – редкая фамилия, состоит из трех «деревьев», каждое из которых разветвляется на несколько веточек, — рассказывает Елена Балановская. – А еще более редкая фамилия Тюрюхановы вся происходит от одного корня. Все Тюрюхановы живут в Забайкалье, друг друга не знают, но существует легенда, что в XVII веке из Европы приехал их общий предок и стал основателем фамилии». Генетика подтвердила, что так, скорее всего, и было.

Интересно, что из всей базы русских однофамильцев, собранных по всему миру, треть (36%) оказались родственниками. По словам ученых, они сами не рассчитывали на такой результат.

О чем говорят фамилии

«Гены несутся как щепки в потоке истории, — говорит Елена Балановская, — и так же несутся в этом потоке фамилии, отражая медленные и быстрые течения истории, ее изгибы и водовороты. Так фамилии рассказывают нам о прошлом нашего народа».

Семантика фамилий (их смысловая нагрузка) разнообразна, и, как выяснили ученые, в разных областях существовали разные традиции образования фамилий. Где-то преобладают календарные фамилии, образованные от имен православного календаря, где-то профессиональные (Кузнецов, Попов, Дьяконов), где-то звериные (Волков, Зайцев, Перепелкин), а где-то приметные – образованные от индивидуальных черт характера или внешности человека (Смирнов, Чернов, Горбунов).

«Но мы можем заглянуть и еще более глубоко в историю, если посмотрим на «часовую стрелку», — продолжает Елена Балановская, — на изменчивость по более редким мутациям у носителей фамилий. И такой подход выявляет неожиданно достоверные генетические связи между однофамильцами. Причем лишь половина этих связей объясняется «минутной» стрелкой. А вторая половина говорит о куда более древнем родстве однофамильцев. Значит, возможно, они имеют древние общие корни на том этапе, когда фамилии только формировались из «назвищ» и «прозвищ», которые носили наши предки».

В проекте «Однофамильцы или родственники» может принять участие каждый, кто интересуется историей своей фамилии и поиском возможных родственников. Но в том случае, если фамилия человека еще не значится в списке изученных, ему надо будет собрать не менее 14 своих однофамильцев и стать куратором группы. Тогда ученые готовы бесплатно проанализировать Y-хромосому всех участников группы. Есть лишь одно ограничение — ими могут стать только мужчины.

Источник: http://infox.ru/science/human/2009/12/30/familii_genetica.phtml

 

Как слышится, так и пишется



«Несмотря на кажущуюся очевидность этимологии и простоту своей фамилии, встречал я ее редко. И хотел бы знать достоверно, что она означает.

Николай Копейкин, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Основой для фамилии послужило прозвание Копейка. В наше время такое прозвание мог получить человек скуповатый, прижимистый. В древности же слово «копейка» означало не только монету, но и земельную тягловую единицу: копейка — одна тягловая (т.е. платящая подать) единица (или душа), грош — две души, алтын — три. В этом случае Копейкин — это потомок Копейки, того, кто был единственным работником на принадлежащем ему земельном наделе. Согласно «Этымалагiчнаму слоўнiку беларускай мовы» «копейка» происходит от древнего русского слова «копейный». Основанием для такого названия послужило то, что на монете было изображение князя на коне с копьем в руке.

«На уроках истории нас знакомили с родоводами полоцких князей. Мне захотелось узнать и о своих предках. В первую очередь, что обозначают их фамилии: Шаповал и Савонь. Буду благодарна за помощь.

Алена Шаповал, ученица 7–го класса, Барановичский район».

— Фамилия Шаповал в белорусских письменных памятниках упоминается в XVI — XVII столетиях. Образована от уже устаревшего слова «шаповал» — «мастер, который валяет разные изделия из шерсти». Вот что говорят белорусские старожилы об этих мастерах: «Шапавалы ў нас валiлi шапкi, валёнкi. Край шапкi адгiналi» (Слоўнiк беларусскiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча). Есть фамилии Шаповал, Шаповалов. А у русских и украинцев — Шаповаленко.

Савонь — вариант церковного имени Савватий (от греческого «саббатиос», заимствовано из древнееврейского и в переводе означает «субботний, родившийся в субботу»). Савонь может быть вариантом и других имен с основой Сав–: Савва, Савел. От этих вариантов образованы и другие белорусские фамилии — Савка, Савель, Савик, Савейка, Савон, Савоник, Савута, Савула, Савулик, Савусик, Савойко, Савега.

«Фамилия моей бабушки Шотик. Встречается нечасто. Откуда она произошла?

Мария Барыш, Щучин».

— Шотик — вторичное образование от «шоть» (бел. «шоць») по глаголу «шацiць» — «грезить, мечтать о чем–нибудь несбыточном» (Слоўнiк беларусскiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча). От этой основы происходят фамилии Шоть, Шотик, Шоцкий, а также название деревни Шоти Глубокского района.

«С интересом читаю рубрику. Но толкования своей девичьей фамилии не встречала, хоть она и белорусская — Адзериха. Интересно, что послужило ее образованию?

Т.Протасевич, Воложинский район».

«Хочу узнать о происхождении своей фамилии — Адериха. Родом я из Слуцкого района.

П.А.Адериха, Могилев».

— Фамилия Адзериха связана с очень популярным древним промыслом у восточных славян (главным образом у русских и белорусов) — бортничеством (разведением диких пчел в дуплах деревьев). Осадив рой, бортнику необходимо было позаботиться о его защите. С этой целью вокруг дерева возводился квадратной формы деревянный помост, который назывался одёр. Главным вором меда был медведь. Человек, посягнувший на собственность бортника, жестоко наказывался, вплоть до смертной казни. А кличка Пчелодер на всю жизнь клеймила его как вора и ставила вне общины. Например, войсковая устава Минского сейма 1507 года гласила: «Кто дерево с пчелами срубит, того также на шибеницу». Тот, кто мастерил одёры, назывался Одерихой. Фамилия письменно закрепилась в белорусском написании — Адзериха, Адериха. Но все же, вероятно, в Беларусь эта фамилия попала через Россию. В древнерусских письменных памятниках она встречается еще в XVI веке, в старобелорусских — отсутствует. Вообще же у белорусов эта фамилия исключительно редкая.

«Моя девичья фамилия Ратникова. Верно ли, что у нее воинский подтекст?

Светлана Ратникова, Минск».

— Вообще в основе белорусских фамилий Ратник, Ратников лежит древнерусское слово «ратник» — «воин, солдат» (от слова «рать» — «война, битва, сражение»). Ратников — сын, потомок ратника. Несмотря на различие в форме, по содержанию сюда примыкает и фамилия Ратный — «военный; воин».

Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/96116/

 

Подведены итоги конкурса "Семейный архив"

 

Итоги конкурса "Семейный архив" подвели  в Национальном архиве Карелии. В течение всего прошлого года жители республики (и не только) могли принять участие в состязании, отправив заявку в архив.

Аттестат, похвальные листы и благодарственные письма: это всё, что досталось Галине Раховой от прадеда по материнской линии, и стало поводом для участия в конкурсе:

- В первую очередь, мне самой интересно знать – откуда я, откуда мои предки были, а потом всё-таки хочется, чтобы и последующее поколение узнало о своём: про родителей, про своих родственников, где, откуда, чем занимались…

Если Галина Рахова взялась за изучение истории своей семьи только из интереса, то у победителя конкурса Владимира Щипина оказались на то веские причины:

- Такая очень интригующая история, когда много лет не был известен один из моих предков. Кусочек этой фотографии был отрезан, и только совершенно случайно, перебирая архив моих дальних родственников, я нашёл целую фотографию, где как раз и был тот самый человек…

Таинственным лицом на фотографии оказался младший брат прадеда. Он служил околоточным надзирателем дворовой полиции города Гатчины и охранял вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну. Профессия, как говорят сейчас, "престижная", но после революции афишировать родство с царским полицейским было опасно. Скорей всего, по этой причине фотографию и разорвали пополам.

Эта работа и заняла первое место, но главное в конкурсе не победа, считает директор Национального архива РК Татьяна Анохова:

- Мы пригласили людей сотрудничать с нами и рассказать, как они умеют, по-домашнему, рассказать о том, какие интересные документы хранятся в семьях, как они эти документы нашли, как они их оценивают…

Составить генеалогическое древо может каждый. А чтобы знать, с чего начать, Национальный архив совместно с организацией "Единство журналистики и культуры" проведёт четыре семинара, первый – уже 29 января. На нем петрозаводчане познакомятся с историей генеалогии в России, методикой исследования крестьянской родословной, а также узнают о документах, которые хранятся в Национальном архиве Республики Карелия.

Источник: http://petrozavodsk.rfn.ru/rnews.html?id=1474127&cid=

 

До седьмого колена

 

Многие ли знают историю своего рода, помнят имена предков, могут рассказать, где они жили, чем занимались? Студенту-первокурснику Могилевского архитектурно-строительного колледжа Артему Кунанцу всего 16 лет. А он уже изучил свою родословную до седьмого колена. В его списке - 257 родственников, больше тысячи фотографий, сотни писем, старинных документов. Молодой могилевчанин верит: его семейное древо, "посаженное" около 4 лет назад, еще будет прирастать новыми ветвями.

- В шестом классе учитель истории попросил нас составить свою родословную, - вспоминает Артем, раскладывая передо мной огромный - больше полутора метров в длину - лист, исписанный фамилиями предков. - Вместе с отцом мы тогда насчитали 49 родственников. И я даже расстроился: неужели нас так мало?!

С той поры практически все свободное время Артем посвящал поискам: ездил в гости к близким родственникам, писал письма дальним, посылал запросы в архивы. И постепенно на его поначалу довольно чахлом семейном древе стала образовываться густая крона.

- По старым летописям и церковноприходским книгам удалось установить, что фамилия Кунанец впервые упоминается в XVIII веке. Жили Кунанцы в местечке Яворов, километрах в 50 от Львова. Родоначальница этой ветви Мария Кунанец, моя прапрабабушка, появившаяся на свет в 1882 году, в 18 лет вне брака родила сына Прокопа. Он женился на Катерине из зажиточного рода Мацула. И в 30 лет прочно стоял на ногах. Был кустарем-одиночкой: бондарничал, строил дома. Кроме надела земли, имел в собственности небольшой участок леса. У Прокопа было пятеро детей: Тарас, Анна, Владимир, Богдан и Адам - мой дедушка. Но судьба у предка - нелегкая. Его сын Володя прожил всего полтора года. А в 1946 году за то, что старший сын - Тарас - якобы примкнул к бандеровцам (Тараса расстреляли), а дочь Анна уехала в Германию, Прокопа вместе с женой, матерью, Адамом и Богданом сослали в Сибирь. 15 лет он работал там на шахте. Позже вернулся на Львовщину. А умер в Могилеве, куда перебрался, похоронив жену, к младшему сыну Адаму.

Дочь Прокопа Анна в Германии вышла замуж за Мартина Предко, переехала с ним в Канаду, после - в США. Детей у нее тоже было пятеро. Эту свою ветвь Артем отыскал через интернет. Случайно обнаружил во "всемирной паутине" письмо Анны, которая, как и он, искала своих близких. Артем откликнулся сразу. Но ответила ему младшая дочь Анны - Яна. Она и поведала, что ее мать умерла в 2005-м, прожив 82 года.

Младший сын Прокопа - Адам - жив. У него трое взрослых сыновей. В их числе отец Артема - Александр.

О родственниках, которых нашел и в Бельгии, и в Германии, Артем может рассказывать часами. В поисках точных данных они с отцом, матерью и старшей сестрой исколесили Беларусь и Украину. Многих представителей "родной крови" отыскали на Витебщине.

- Глядя на дома предков, пустыри, на месте которых когда-то стояли их хаты, на одинокие, заброшенные могилы, я осознал, что многое потеряно безвозвратно, - признается Артем. - И еще больше захотел восстановить связь поколений. Начал писать запросы в архивы. Из Львовского национального получил ответ, что, по сведениям кандидата исторических наук, сотрудницы Львовской научной библиотеки Натальи Кунанец (вдруг тоже моя родственница?), в 1897 году на Львовщине проживало 27 мещан с такой фамилией. Сегодня я знаю, что мое родословное древо состоит из 4 основных ветвей - Кунанцов, Молчановых, Грибовских и Карташовых - и 37 фамилий. И я теперь единственный продолжатель фамилии Кунанец по мужской линии. Занимаясь поисками, я узнал много интересного. Например, о том, что в нашем роду были любопытные имена: Дарка, Тит, Фроня, Харлам, Ореся...

Разные имена, разные судьбы, разные занятия. По словам Артема, большинство его предков - крестьяне. Ныне в роду - инженеры, продавцы, доярки, слесари, программисты, пекари, шахтеры... Люди разных профессий, они трепетно относятся к семейным традициям. К примеру, Кунанцы каждое воскресенье собираются в доме самого старшего из рода - деда Адама. На таких семейных обедах чаще всего подают вареники с картошкой. Рецепт их приготовления переходит из поколения в поколение, а достался от украинских предков. А еще всех мужчин из рода Кунанец объединяет общее хобби. И прапрадед Артема, и прадед, и дед были прекрасными ремесленниками. Резьбой по дереву занимается сегодня его отец. И у Артема это прекрасно получается. Что тут скажешь - корни!

Источник: http://www.sb.by/post/96085/

 

Знание своей родословной помогает укреплению национального самосознания, убежден Патриарх



Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает россиян заниматься исследованием истории своего рода.

По его мнению, это способствует духовному возрастанию личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом. "Когда мы... учимся помнить, мы возрастаем духовно. ...Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, то есть своего деда и бабушки", - сказал Патриарх, выступая накануне на открытии XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает ИТАР-ТАСС.

Предстоятель Русской православной церкви отметил, что около половины опрошенных равнодушно относятся к изучению своей родословной. "На вопрос "Составлялась ли в Вашей семье родословная?" только 7% дали положительный ответ. На вопрос "В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?" - 48% утверждали, что этот вопрос для семьи был безразличен", - привел данные статистики Патриарх.

По его словам, покойный Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории "нравственной оседлостью" человека. "Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. "Нравственная оседлость" невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память", - считает Патриарх.

По его мнению, "историческая память - это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках". "Развивая память, мы укрепляем совесть", - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Источник: http://www.newsru.com/religy/26jan2010/gedaechtnis.html

 

Первый бал

 

На один вечер нижегородская "Ленинка" стала местом проведения бала, организованного нижегородским Дворянским собранием. Таких балов в Нижнем Новгороде не проводилось с 1915 года. Увидеть все воочию и познакомиться с современными представителями дворянства смог наш корреспондент Евгений Смирнов.

В здании Нижегородской государственной центральной научной библиотеки было торжественно и красиво от женщин, одетых в бальные платья, и мужчин во фраках. До открытия бала гости коротали время за светской беседой и бокалом игристого вина. Мужчины приветствовали дам поклоном, а потом целовали им руку. Среди них особенно выделялся один - с усами и благородной сединой. Как оказалось, это руководитель дзержинского отделения нижегородского Дворянского собрания, потомок дворянского рода Игорь Григорьев. По словам Игоря Борисовича, стать и хорошие манеры он унаследовал от своей бабушки, которая в молодости считалась первой невестой России.

- Анна Федоровна Григорьева была очень богатой женщиной, - рассказал он. - Но этим никогда не кичилась. Бабушка знала пять языков, например, на прогулке она разговаривала на французском, а дома - на английском. Она умерла в возрасте 106 лет. Сейчас в доме в Казани, где жила Анна Федоровна, находится главная татарская библиотека. Мой дед Евгений Иванович Григорьев был директором департамента финансов Тобольской губернии. Когда пришла советская власть, его посадили. В 1934 году он погиб. Правда, об этом его родственники, которые жили в Казани, узнали лишь спустя восемь лет.

Игорь Борисович хорошо изучил историю своего рода:

- Он берет начало с XVII века. Стольник Григорьев был воеводой при Иване Грозном.

Ну а сам Игорь Григорьев долгое время работал на заводе в Дзержинске.

- На работе знали о моем происхождении, - говорит он. - Но никаких репрессий в отношении меня не было.

По его словам, в Дзержинске в настоящее время проживает шестнадцать дворянских родов: потомки князей Белосельских, Захаровых, Ржевских.

Грянула музыка, и гости начали танцевать полонез - только этим танцем в прежние времена было принято открывать подобные балы, и организаторы решили не изменять традиции. Кроме полонеза, впрочем, был и вальс, и пение романсов.

- Первый бал проводился в Нижнем Новгороде в 1826 году. Он проходил в здании Дворянского собрания (ныне ДК имени Свердлова), а последний бал состоялся в 1915 году, - рассказали организаторы.

По словам руководителя нижегородского отделения Дворянского собрания Ольги Полянской, сейчас в Нижнем Новгороде проживает около ста дворянских семей. Более половины из них знали о том, что они потомки знатных родов, но некоторые даже не предполагали, что имеют отношение высшему сословию. Помощь в изучении семейного древа оказывает "Доверительная компания".

- Это больше похоже на милицейское расследование, - поясняет генеральный директор этой организации Михаил Полунин. - Нам нужна как минимум информация о месте рождения прадедушки или прабашушки, дата их рождения. Сначала мы изучаем метрические книги, а потом ревизские сказки - документы времен Петра Первого.

Сама Ольга Полянская занялась поиском своих дворянских корней в 1993 году.

- Моего отца друзья называли графом, - вспоминает Ольга Николаевна. - Мне стало интересно, почему. Как потом оказалось, наш род имеет графские корни.

Ольга Полянская является потомком знаменитого фельдмаршала Михаила Кутузова-Голенищева-Смоленского. В ее дома хранится старинный кубок, из которого пил Николай Второй. По образованию Полянская врач, но сейчас занимается издательским бизнесом.

По словам Ольги Полянской, сейчас в Нижнем Новгороде проживают потомки князей Кукушева, родственники рода Рябина и Воробьева-Обухова. Большая часть нижегородских дворян входят в бизнес- и культурную элиту города, например, потомок Воробьева-Обухова - заместитель директора крупного торгового центра, а дворяне Рябинины открыли свое дело.

Первый рождественский благотворительный бал, организованный Дворянским собранием, не ограничился лишь танцами. В рамках бала прошел благотворительный аукцион, на котором продавались рисунки воспитанников Тоншаевского детского дома. Вырученные на аукционе 80 тысяч рублей направлены в детский дом. В следующий раз нижегородские дворяне соберутся уже в Москве на двадцатилетие современного Дворянского собрания.

Источник: http://www.izvestia.ru/n_novgorod/article3137675/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное