Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Вятские — ребята хватские

 

Человек — он, как и дерево, не на голую землю приходит и не пустыню после себя оставляет. Чтобы дерево росло, зеленело и приносило плоды, его питают корни. Дерево сильно своими корнями. И человек — тоже…

Вера Кубочкина

 

Ярань, колыбель рода

Чертищевы… Эта фамилия известна многим тюменцам, хотя значительно чаще она встречается в европейской части России. В Яранском уезде (ныне Советский район) Вятской губернии c ХVI века стояла деревня Чертищево, и на местном погосте среди захороненных Чертищевых — более сотни. В этой деревне и поселились в свое время далекие предки нашего земляка Владимира Чертищева.

Места там красивейшие: леса были полны дичи, ягод, грибов, хрустальные родники давали живительную силу. И в каждом селе — своя церковь. Один такой храм рубил мастер по фамилии Чертищев, о чем осталась запись в «Летописи по Троицкой церкви села Волчевскаго Вятскаго уезда», составленной в 1896 году. В «Летописи» сказано: прихожане били челом Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой разрешить построить теплую церковь, «чтобы народу утеснения не было». Как разрешилось дело, свидетельствует документ, относящийся к данному событию: «Того же 1643 года октября написана порушная запись с Давыдом Назаровым Чертищевым срубить храм во имя Покрова Пресв. Богородици да Св. Василия Кесарийскаго о две службы против (то есть по образцу) Ильинскаго храма, что в том же Чепецком стану, за сто пятьдесят пять рублей».

…Недавно Владимир Сергеевич побывал на земле вятчан — нашел дальних родичей и принял участие в крестном ходе, который, несмотря на разные обстоятельства, совершается в этих краях на протяжении 325 лет. Из Кирова от Свято-Серафимовского собора в село Великорецкое, к церкви Святого Николая Чудотворца, по окружным дорогам, останавливаясь лишь там, где стоят церкви, шли тогда более четырех тысяч православных. Часть этого 180-километрового пути он прошел, отдавая дань уважения славянским народам, их традициям, православию и родине предков…

Семеро по лавкам

…Чертищевы жили в Вятской губернии. Варвара Афанасьевна, урожденная Игошева, восьми лет осталась сиротой и со временем вынуждена была переехать к своим братьям, работавшим на уральских рудниках. Там она встретила красивого рослого парня Герасима Чертищева, вышла за него замуж, родила детей. Надо ли говорить, какими тяжелыми были условия жизни многодетной семьи после гражданской войны, к тому же сгорел дом, построенный молодыми с большим трудом. На помощь им пришел дядя Николай Петрович Чертищев, в прошлом рабочий Мотовилихинского завода в Перми, член большевистской партии с 1918 года. В ту пору он возглавлял вновь образованный Тюменский губсовнархоз и перевез в 1922 году большую родню к себе. Нужно сказать, что взаимовыручка всегда была отличительной чертой всего рода Чертищевых.

Герасима Васильевича Чертищева — человека неиссякаемой энергии, делового, с крестьянской хваткой, сразу приметили и назначили первым директором совхоза в Заводоуковске. Но, заболев тифом, он рано, в 30 лет, ушел из жизни. А дома осталось семеро по лавкам — шесть сыновей и дочь, младшему ребенку едва исполнилось 4 года. Семье пришлось пережить голод, холод и неимоверную нужду, но все ребятишки были с малолетства приучены к труду и всегда тянулись к знаниям. Позже все они получили высшее образование, стали членами коммунистической партии. Варвара Афанасьевна — неграмотная и глубоко верующая русская женщина, оказалась прекрасным воспитателем, самым главным и любимым человеком для своих детей. Она скончалась в 1979 году в возрасте 99 лет со спокойной душой, зная, что дети выросли настоящими людьми.

Старший из сыновей, Дмитрий Герасимович, после смерти отца стал опорой всей семьи. В 1940 году он поступил на службу в милицию, получил назначение на Кавказ и во время Великой Отечественной войны занимался организацией госпиталей в Сочи. После войны, оставшись в тех краях, продолжил свою деятельность по становлению санаторно-курортного дела.

Николай Герасимович после школы ФЗУ работал слесарем, с 1941 по 1965 годы проходил воинскую службу в Закавказье, став кадровым военным. После завершения службы в армии жил в Сочи. Остался в памяти родных как очень скромный человек и мастер — золотые руки.

Василий Герасимович, участник Великой Отечественной войны, получил на фронте тяжелое ранение. В Тюмени работал заместителем директора ДОКа «Красный Октябрь»» и секретарем парткома; 10 лет трудился на Луговском лесокомбинате в Кондинском районе. Женился на Татьяне Колокольниковой, прямой наследнице известных тюменских купцов. Татьяна очень просто вошла в семью Чертищевых и пользовалась большим уважением.

С Геннадием Герасимовичем долгие годы дружил мой отец, я же знала его как секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ. Педагог до мозга костей, Геннадий Герасимович всю жизнь посвятил народному образованию и воспитанию молодежи, ему не без основания доверяли и руководящие посты. Он окончил школу № 1 г.Тюмени, поступил в Пермский институт и с 1940 по 1943 годы преподавал физику в школе № 25. В школьной летописи сохранилось описание такого интересного факта: дважды школа за свой вклад в фонд обороны и работу в тылу была отмечена благодарностями Верховного Главнокомандующего Сталина, в них упоминается имя секретаря комсомольской организации школы Геннадия Чертищева.

А он тем временем, тщательно скрывая от медкомиссии свою болезнь, рвался на фронт, где сражались его братья, и в 1943 году стал непосредственным участником Великой Отечественной войны — артиллерийским разведчиком. Сначала был Северо-Западный фронт с трагической судьбой Старой Руссы, затем 3-й Белорусский. И тут-то он встретился со своим братом Владимиром! После войны Геннадий Герасимович вернулся в Тюмень, участвовал в создании училища физвоспитания и стал его первым директором (впоследствии училище стало базой Института физкультуры и спорта Тюменского государственного университета), потом был директором новой школы № 11 и, наконец, строящейся школы № 7, где он проявил себя не только как прекрасный преподаватель, но и умелый организатор и хороший хозяйственник. Жизнь требовала скорейшего открытия средней школы для школьников близлежащих деревень — Войновки, Гилевой, Антипиной, Букиной, и это было сделано. Старожилы помнят одиноко стоящее на пустыре здание школы, утопающее в грязи, подойти к которому можно было лишь в резиновых сапогах. По инициативе Чертищева первые ученики посадили настоящий сад, да и все скверы в округе — это тоже их рук дело.

В 1947 году в жизни Геннадия Герасимовича произошло событие, которое мы, подростки, выразили тогда популярной формулой Гена+Валя: 5 апреля состоялась свадьба, правда, очень скромная. Избранницей Геннадия Чертищева стала тюменка, выпускница исторического факультета Ленинградского университета, перенесшая блокаду, Валентина Волкова. Она преподавала историю в школе № 21, где я училась, и навсегда осталась в моей памяти стройной красавицей с короной из кос цвета спелой пшеницы, в черном строгом костюме и белоснежной блузке…

Младший сын Владимир Герасимович, участник Великой Отечественной войны, прошел путь от курсанта до генерал-лейтенанта. Тюмень покинул в 17-летнем возрасте, чтобы поступить в Иркутское летное училище, после закончил Военно-воздушную академию имени Жуковского и Академию Генштаба. В его биографии была знаменитая Кубинка и высокие воинские должности: начальник штаба ВВС стран Варшавского договора. Дружил с Иваном Кожедубом и легендарными братьями Микоянами. Очень строгий, что касалось военной дисциплины, и в то же время заботливый военачальник. Умер в 1983 году.

Надежду Герасимовну тюменцы знают больше под фамилией Мусько. Она прожила большую жизнь, в которой были радости и горе, учеба, работа, замужество, арест мужа в 1937 году, гибель его на фронте, пенсия по потере кормильца в 360 рублей на троих детей… Надежда Герасимовна Мусько посвятила себя педагогической деятельности, более 20 лет вела уроки истории в школе № 25, была и ее директором. Отличник просвещения, заслуженный учитель РСФСР.

Сергей Герасимович закончил школу ФЗУ в Тюмени, получил рабочую профессию слесаря паровозного депо. Затем проходил военную службу в Забайкалье на границе с Китаем, в 1945-м был участником боевых действий с Японией, после разгрома Квантунской армии служил в политуправлении Дальневосточного военного округа. В биографии полковника Чертищева были Сахалин, Курилы, Камчатка, Северный Кавказ и Краснодар. В 1952 году он закончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина, в 1977-м вернулся в Тюмень. Супруга Сергея Герасимовича Елизавета Степановна — из известного сибирского рода Табанаковых, окончила два института, работала журналистом газеты «Тюменская правда». Как жена военнослужащего она испытала все трудности гарнизонного быта, но всегда участвовала в общественной жизни, возглавляла женсоветы, первичные партячейки школ, где преподавала. Увлекалась вышиванием — ее картины, вышитые гладью, — настоящие шедевры. Ушла из жизни рано, по болезни, в 53 года.

От отца к сыну

…У всех Чертищевых рождались дети, внуки, правнуки, сколько их теперь — сосчитать трудно. Один из них, Владимир Сергеевич Чертищев, — наш земляк, лидер областной организации КПРФ, депутат Тюменской областной Думы. Он закончил Краснодарский политехнический институт, самостоятельно добился перевода в Тюмень — писал письма Н.С.Хрущеву, Л.И.Брежневу, ездил на прием к министру высшего образования СССР В.Л.Елютину. Для осуществления своей заветной мечты закончил еще и Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-нефтяник», и Академию общественных наук при ЦК КПСС. Участвовал в сооружении и пуске первых в области нефтепроводов Шаим — Тюмень и Самотлор — Альметьевск, первых объектов блочно-комлектного обустройства нефтепромыслов. С 1975 года — на партийной работе, сначала на Севере, с 1985 по 1990 годы — в Туркменской ССР, первый секретарь Ашхабадского обкома КПСС. В 1990-м на альтернативной основе был избран первым секретарем Тюменского обкома КПСС. Как настоящий коммунист, он не предал свою партию: в августе 1991-го участвовал в непростой работе по восстановлению КПРФ и создании СКП-КПСС. С того времени и по сей день является бессменным первым секретарем Тюменского обкома КПРФ. С 1992-го участвовал в создании и работе Союза нефтепромышленников России, избирался депутатом Государственной Думы РФ. С будущей супругой Елизаветой Александровной познакомился еще в институте, вместе живут уже 45 лет. Воспитали двоих сыновей (они продолжают путь отца по нефтяной отрасли), помогают растить троих внуков.

...Недавно Владимир Чертищев побывал на родине своих предков, прошел вместе с паломниками часть маршрута Великорецкого крестного хода — самого древнего, известного, многолюдного и величественного из всех крестных ходов Вятской земли, поклонился родной земле. Этой же дорогой многие годы подряд ходили его предки и, наверное, еще пройдут его потомки…

О происхождении фамилии Чертищев

«Чертище — увеличительная (возможно, уменьшительная) форма слова «черт». Фамилия зафиксирована

в Талицком, Ирбитском, Красноуральском районах, в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге».

(«Словарь Уральских фамилий» А.Мосина, изд. «Екатеринбург», 2000 г.).

Источник: http://www.t-i.ru/article/15001/

 

Логика миграций бурятских племен



В период 1560 – 1640-х годов, пока шло завоевание Московией Сибирского ханства и строительство острогов в Восточной Сибири, бурятские племена и группировки интенсивно мигрировали

Результат миграций получился весьма интересный. К началу XVII века карта запада этнической Бурятии словно сделала попытку вернуться к состоянию, которое имела до походов полководцев Чингисхана.

Поэтому, чтобы понять, что двигало миграцией бурятских племен, ненадолго вернемся и мы в XIII век. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи привел под власть отца лесные народы нынешних Тувы и Хакасии практически без единого выстрела. В списке племен, покорившихся Джучи, указаны буряты. И это маленькое указание в «Сокровенном сказании монголов» до сих пор вызывает горячие споры. Какой смысл в него вкладывали тогда монголы? Но ученые считают, что этот уникальный поход не затронул основную территорию расселения этносов, позднее составивших костяк бурятского народа. По мнению некоторых историков, речь идет о небольшом этносе, жившем у реки Бурят, что где-то в современной Туве. Одно известно точно – среди народов, встречавших ханского сына с данью, не упомянуты ни баргуты, ни хори-туматы. Зато летописцы пишут про тоёлёсов, вероятно, предков сэгэнутов, также подчинившихся империи Чингисхана. Баргуты вошли в нее позже и добровольно, но с особой гарантией. За них «поручителями» стали хунгиратские нойоны, с которыми баргуты приняли акт побратимства.

– На протяжении завоеваний чингисидов баргуты с берегов Байкала уходили большими и маленькими партиями на запад, как минимум до современного Узбекистана. Последняя их группировка, державшаяся на родине, отошла в сторону озер Хулун и Буйр относительно недавно. Возможно, это случилось в середине XVI века или чуть раньше. Впрочем, некоторые исследователи не исключают, что баргуты еще успели повстречаться с казаками, – говорит исследователь этнической истории бурятского народа, ученый БНЦ Дорж Цыбикдоржиев.

Расцвет хори

Больше всего на изменения этнической карты Бурятии в XIII веке повлияли хори-туматы – крупнейшее в Баргуджин-ороне (земли вокруг Байкала) вокруг военно-политическое объединение. Оно в ту пору переживало период своего расцвета, по крайней мере, в территориальном смысле. С древних времен населяя степи Ольхонского района, Верхнюю Лену, Приангарье, они также имели выдвинувшийся глубоко на юг клин. Горские хори-туматы занимали Тунку и Хубсугульский край. Именно оттуда происходит легендарная женщина, изменившая этнополитическую карту онон-керуленских степей и гор. Имя ее Алан-Гоа. Большинство исследователей полагает, что она родилась у нынешней реки Ариг (Ариг ус или Аригийн гол), на восточной стороне Хубсугула. С небольшой группой хоринцев она переселилась на восток, ближе к Керулену. Алан-Гоа почитала как праматерь особая группа монголов – нируны. Внутри нирунов два племени – борджигины и тайчиуты – претендовали на власть и соперничали между собой. Победителем в этой борьбе и вышел будущий Чингисхан, а тогда просто борджигинский Тэмуджин. Хори-туматы же в этой борьбе поддерживали своих ближайших соседей – тайчиутов. Хоринцы предоставляли убежище и другим соперникам Тэмуджина, мэркитам из племени хоас, тоже своим непосредственным соседям. Такая политика понятна и сейчас: никому не хочется иметь под боком врага.

– Но был у хори-туматов еще один вектор политических интересов. Вектор, благодаря которому до недавних пор булагаты оставленные хоринцами памятники называли «китайскими». Речь идет не о ханьцах, собственно китайцах, а о киданях, монголоязычном народе Маньчжурии, – объясняет Цыбикдоржиев. – После гибели своей Железной империи крупная партия киданей отошла далеко на запад, где создала государство Кара Кидань. Я поддерживаю версию Л.Н. Гумилева о том, что в середине XII века от него отложилась северная часть, образовавшая Найманское ханство. Судя по всему, хоринцы контактировали с киданями со времени их империи и продолжали сотрудничество с найманами. Этим я объясняю тот факт, что, согласно летописям, многие хори-туматы еще до 1207 года оказались на землях хакасов (енисейских кыргызов).

Предки нынешних хакасов потерпели крупное поражение от киданей и позднее входили в состав Наймана. Хоринцы же в союзе с киданями получали шанс ликвидировать давний натиск енисейских кыргызов на свои западные земли.

Обрывки военного знамени

Именно к тому времени Дорж Цыбикдоржиев относит появление особенностей национальной одежды хоринцев и многих других этносов на территории, где судьба разметала осколки хори-туматов и киданей. Это и «маньчжурский» воротник-стойка, и прямоугольный борт энгэра и цветные нагрудные нашивки. Этот покрой, видимо, принесен киданями. Он не был широко распространен у халхасцев, булагатов, южных монголов вплоть до XVII века. Зато мы видим его у дархатов в Хубсугуле, у тофаларов, в женской одежде эхиритов, в костюме некоторых шаманских родов булагатского ареала, у алтайцев и некоторых групп хакасов, а также у бурят-хонгодоров. Родство этих двух племен отражается и в наши дни в костюмах. На одной из хонгориад гости праздника приняли по костюмам одну из делегаций за хори-бурят.

– Можно образно выразиться, что все это обрывки старинного знамени. Сравнение тем более справедливое, что цветные полосы на груди идут, если верить легендам, от традиции нашивать на одежду цвета боевых знамен, – объясняет Дорж Цыбикдоржиев.

Вольные люди

Хори-туматы довольно долго не подчинялись Чингисхану. Но в конце концов империя взялась за чересчур вольных людей. Потерпев ряд поражений, воины Чингисхана все же сумели, пройдя по известной в летописях горной тропе «красных быков», добиться крупных успехов. Долгое время ученые не могли понять, что имелось в виду под тропой «красных быков». Как не была понятна и география туматских войн. Только несколько лет назад ученый Дорж Цыбикдоржиев пришел к выводу, что «красные быки» – это дикие яки и что тропу необходимо искать в районах, населенных современными хонгодорами.

– Тут и обнаружились топонимы, легенды, культы, напоминающие о событиях XIII века. В Тунке нашлось культовое место, духа-хозяина которого представляют в образе красного быка. Там же, в Тунке, находится завершение тропы Бычья (Бухатай), что ведет из Закамны, – рассказывает ученый. – Легенда гласит, что по этой тропе прибыл легендарный Буха-нойон, считающийся предком булагатов. Известно, что монгольский полководец Буха-нойон из племени джидинских баяутов и был проводником в походах имперской армии на лесные народы.

– Считается, что Джиду населяют в основном сартуулы. Моя бабушка была из бурятских казаков. Думаю, что родословная многих джидинцев хранит предания о предках – воинственных баяутах, – говорит директор нашего издательства по маркетингу Аркадий Зарубин.

Походом командовал Дорбо-Догшин из племени Дорбэт. Он разделил войско на две части, одна из которых, видимо, попала в засаду и была уничтожена, после чего горцы расслабились и затеяли пир. Тем временем вторая часть монгольского корпуса с топорами, тесаками и пилами продиралась по тропе Бухатай в тыл хори-туматам.

В первый и единственный раз офицерам пришлось применить розги для понукания дисциплинированной имперской армии. Наконец степняки буквально прогрызли себе путь и обрушились на празднующих победу горцев. Так монголы установили свой контроль над Тункой и отсекли горскую часть хоринцев от ангаро-ленских собратьев, рассказывается в «Сокровенном сказании».

А поскольку первыми из покорившихся лесных народов были ойраты (хойты), Чингисхан и подчинил им горских хори-туматов и передал им часть их земель. Этот момент и стал поворотным в истории региона. Хотя северная группировка туматов сражалась примерно до 1260-х, разделение этого крупного народа в 1217 году имело далеко идущие последствия. Ойраты, до того представлявшие собой небольшой этнос в 4 тысячи воинов, начали набирать силу за счет включения в свой состав осколков баргутских народов. До сих пор в составе ойратов встречаются хоринские по происхождению роды галзут, шарайт, кубут, гучит, будангут. Позже, во время антиманьчжурских восстаний, одни только галзуты имели 4 тысячи кибиток. Но они были рассеяны объединенными войсками халха-монголов и маньчжуров далеко на западе. Не намного меньше было в Джунгарии и шошолоков. Сэгэнутские роды, как уже говорилось в прошлой статье, не просто влились в ойратский союз, но и принесли странное на первый взгляд название – Джунгария.

Откуда появились хонгодоры?

А что же стало с горскими хоринцами? Спор ученых о происхождении хонгодоров идет десятилетиями. Одни считают их осколком ойратов, незадолго до прихода русских как-то оказавашимся в Бурятии, другие видят их осколком восточных монголов, третьи – омонголенными тюрками.

– Но над всеми этими версиями нависает этническое самосознание самих хонгодоров и близких к ним шошолоков. По их этногенетической мифологии, они – потомки небесной девы-лебеди, а Хонгодор, Шошолок и Хоридай (предок хоринцев) являются родными братьями! Так что хонгодоры не пришли в Бурятию откуда-то, они вернулись на свои родные земли, где некогда громили монгольские войска и славились по всему региону в качестве храбрых воинов – туматов, – считает Дорж Цыбикдоржиев.

Да и сам язык хонгодоров неопровержимо свидетельствует о том, что эта группа не разрывала надолго своих связей с бурятским языковым ареалом. Хонгодоры, скорее всего, периодически кочевали между Тункой и Тувой, находясь в орбите сначала хойтских князей, затем – хотогойтов (ветвь хойтов). Окончательно хонгодоры покинули «землю Хотогойто» примерно в 1580-х годах и начали массами возвращаться на родину предков. Если говорить о западной Бурятии, то к аларским хонгодорам принадлежат такие знаменитые фамилии ученых, как Мохосоев, Соктоев, Басаев, Матханов.

Оплот немирных племен

Ангарские, ленские и ольхонские хори-туматы сражались с чингисидами еще очень долго после 1217 года. Недавно обнаруженные бурятские исторические очерки и родословные показывают, что оплотом немирных туматов стали Ольхон и прибайкальские горы. Для «контроля ситуации» империя Чингисхана вынуждена была снимать войска с востока и запада и размещать их на территории современной Иркутской области, причем размещали их с условием военного поселения, чем-то напоминающего казачьи войска. Археологи находят под стенами ангарских укреплений останки принесенных в жертву жителей Средней Азии, которых чингисиды отправляли на Ангару для создания торговых факторий. Так по-новому кроилась карта региона.

– Предполагают, что только в 1260-х годах, когда началась междоусобная война между сторонниками братьев-чингисидов Ариг Буги и Хубилая, прекратилось сопротивление туматов. На Ангаре, Енисее, в горах Саян и у Хубсугула население выбрало сторону Ариг Буги. На Лене, Ольхоне, в Куде хоринцы не захотели признавать Ариг Бугу. Ведь это означало признать власть ойратов (основных союзников претендента), с чем немирные туматы категорически не могли согласиться, – говорит Дорж Цыбикдоржиев.

Та часть, что выбрала сторону Хубилая, ушла со своей многовековой земли, колыбели культуры и языка. Ушла на восток, там, где находился оплот Хубилая. Летописи хори рассказывают: «шли девять долгих месяцев, пока не вышли к берегу Великого океана». Этот колоссальный рывок к Тихому океану и история той дальневосточной группы заслуживают отдельного рассмотрения. Пока же отметим, что повсюду в Западной Бурятии остались осколки хори. На Нижней Уде всего 20 – 30 лет назад старики еще помнили о какой-то крупной войне, в которой не захотели участвовать потомки белой птицы Саган шубуун. Не война ли Ариг Буги имеется в виду? На Лене и Ольхоне остались осколки галзутского и шарайтского родов. Так, уроженец Ольхона руководитель Агентства по спорту Владислав Бумбошкин является хори-бурятом из рода галзууд. Президент ассоциации бурят Качуга был представителем рода шарайд. Агван Доржиев тоже происходит из качугских галзутов.

Загадочные ашабагаты

Загадкой до сих пор остается происхождение ашабагатов, о которых известна поговорка: «ашабагаты прибыли в обозе (или с обозом)».

– Не могли ли они быть отставшей во время переселения группой хоринцев? Их название аша абга (внук и дядя по отцу) звучит странно, но именно так называются у хоринцев особые отношения между двумя родами, один из которых именуется родом внуков, второй – родом дядей, – высказывает предположение ученый.

Как видно по карте, ашабагаты к XVII веку зафиксированы двумя крупными группами в Куде и на Нижней Уде, между которыми расположились булагаты. Именно удинские ашабагаты облагали данью кетские и тюркские племена бассейна Енисея. Именно ашабагаты стали первыми бурятами, весть о силе и воинственности которых докатилась до Томского острога, откуда воеводы слали в Москву донесения о «прилегших к городу ордах», среди которых перечисляются и буряты.

Но прежде чем рассказывать о первых контактах бурят с казаками, нам необходимо видеть картину в целом. Мы подробно узнали, как расширилось до западных границ бурятских племен Московское царство, раздираемое Смутой. А на юге и востоке от этнической Бурятии к XVII веку происходили не менее бурные события. Как они повлияли на исторический выбор бурят, об этом в следующей статье.

Источник: http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=35812

 

В корнях вся сила

 

«Наша фамилия Кардаш. Не очень распространена в Беларуси. Отец говорил, что, возможно, она имеет венгерские корни, поскольку там живут наши родственники. Так ли это?

Ирина Кардаш, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Если ваш родич был венгром, то его фамилия Кардаш заключает в своей основе слово «кард» — «сабля, шашка, шпага» (Венгерско–русский словарь. Будапешт. 2000). Концевой элемент —аш указывает на то, что первый обладатель этой фамилии имел какое–то отношение к холодному оружию. Например, был меченосцем, мастером по изготовлению такого оружия. В противном случае фамилия Кардаш является результатом освоения литовской фамилии Кардас (от слова «кардас» — «меч, шашка, шпага, сабля») или происходит от татарского слова «кардаш» — «родственник, брат», в переносном значении — «друг».

«Фамилия моего отца Ермолич. Родом он из деревни Борки Житковичского района. Треть ее жителей носят такую же фамилию. Также мне интересна история моей фамилии по мужу — Моисеева.

Наталья Моисеева, Солигорск».

— В основе фамилии Ермолич личное имя Ермол (а) — разговорный вариант официального имени Ермолай (в переводе с греческого — «Гермесов народ»). Гермес — бог скотоводства, покровитель пастухов. Суффикс —ич обозначает родственные связи: Ермолич — сын, потомок Ермолы. У имени Ермолай есть ряд разговорных вариантов, от которых образованы фамилии Ермол, Ермак, Ермош, Ярмош, Ермолик, Ермольчик, Ермошка, Ермась. Варианты имени Ермолай и производные от них фамилии послужили основой для названий нескольких населенных пунктов в Гродненской, Брестской, Витебской и Минской областях.

Фамилия Моисеев происходит от личного имени Моисей. Смысл этого имени одни исследователи выводят из древнееврейского «взятый из воды», поскольку существует легенда, что малютку Моисея нашли в корзине, которая плыла по реке Ния. Другие — из египетского слова, которое на русском языке означает «ребенок».

«Одни мои знакомые говорят, что фамилия Сидюк польская, другие — что украинская. Все мои родственники живут на границе с Польшей и Украиной — в Малоритском и Кобринском районах. Хотелось бы узнать значение фамилии и по возможности ее «родину».

Виталий Сидюк, Горки».

— Сидюк — разговорный вариант имени Сидор (церковное Исидор — «подарок Исиды»). Исида — египетская богиня земледелия. Имя заимствовано у греков. Вариант Сидюк у этого имени отмечен в польском, украинском и русском именословах. Поэтому назвать определенную «родину» фамилии невозможно. Для этого надо провести специальное расследование на основании архивных документов и свидетельств ваших родичей.

«Меня интересует происхождение фамилии Бачура. В разное время от разных людей слышал, что она имеет то ли цыганские, то ли литовские корни. Прошу, опровергните или подтвердите эти предположения.

Александр Бачура, Светлогорск».

— Фамилия Бачура происходит от прозвания Бачура — «человек, отличающийся полнотой» по ассоциации с довольно вместительной бочкой, которую белорусы называют бочура, а ту, которая поменьше, — бочурка. Мастер по бочурам в древности назывался бочар, а также бочкарь, бондарь, отсюда и имена–прозвания Степан Бочар (1577 г.), Макар Бочарник (1578 г.), а также современные фамилии Бочарев, Бочкарев, Бондарь, Бондарев, Бондарик, Бондарчик, Бондарчук, Бондаренко, Бондаревский.

«Разъясните, пожалуйста, происхождение фамилии Новиков.

Виталий Бурый, Могилев».

— В основе фамилии Новиков слово «новик». В древности новиком (новаком) называли человека, который поселился «на нови», это значит: на лесной росчисти, земле новой, непаханой, а также человек новый, пришлый, оказавшийся в чужом селе среди старожилов. По наблюдению Ю.Федосюка, в древних переписных книгах при наименовании Новик нередко стояла пометка «прихожий». Характерное для белорусов новинное (подсечно–огневое) земледелие оставило глубокий след в их фамилиях и названиях поселений. От основы нов– образованы фамилии Новик, Новиков, Новиченко, Новиченок, Новичук, Новицкий, Новок, Новак, Новоков, Новацкий, Нововковский. По смыслу Новик, Новиков, Новок, Новоков соответствуют фамилиям Новосел, Новосельцев, Новожил, Новожилов, Новосад.

Жду ваших писем. До встречи!

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/101409/

 

 

Символы страны в Торговых рядах

 

Выставка, посвящённая государственным символам Российской Федерации и приуроченная ко Дню России, открылась сегодня в необычном месте – на улице Гостиной в Торговых рядах. Её создатели – орловский краеведческий музей – впервые вышли на широкую публику после своего закрытия.

Владислав Скобелев, зам.директора музея: «Краеведческий музей давно работает по тематике пропаганды государственных символов, истории и традиций развития, становления символики нашей страны. Но, к сожалению, учитывая, что музей закрыт, и мы не можем принять посетителя, то в этом году мы решили провести такую акцию: "Если посетитель не может войти в музей, то музей выходит к посетителю". И поэтому 14 стендов, которые рассказывают об истории государственного герба и государственного флага нашей страны будут представлены жителям и гостям города Орла».

Поскольку выставка расположилась прямо на улице, то подлинные экспонаты решили всё-таки не выставлять. Тем не менее, здесь есть на что посмотреть: информационные стенды, которые подготовили работники краеведческого музея, представляют собой увлекательный экскурс в геральдику. И будут интересны не только тем, кто интересуется историей своей страны, но и тем, кто хотел бы узнать, почему, например, государственный флаг России трёхцветный.

Владислав Скобелев, зам.директора музея: «Попытались отследить историю становления нашего триколора – бело-сине-красного полотнища. Тут история запутана, потому что в старой России, в княжеской, царской России как такового флага не было государственного. Большое царское знамя исполняло роль государственного флага. И только лишь в годы правления Петра I по легенде собственноручно начертанное полотнище из трёх цветов становится флагом России для обозначения военно-морского, а затем и торгового флота. Параллельно с этим трёхцветным полотнищем, которое считалось национальным флагом нашей страны, основным полотнищем являлся императорский штандарт: жёлтое полотнище с изображением двуглавого орла – герба Российской Империи. И только в годы правления Александра III триколор становится государственным флагом Российской Империи. Затем он становится флагом России периода Временного правительства. Недолгое время он существовал как государственный флаг Советской России, но в 18-ом году было принято уже красное полотнище с надписью РСФСР, как государственный флаг РСФСР, и только лишь в августе 91-го года триколор возвращается в государственную символику нашей страны как государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а затем и Российской Федерации.

Как объяснил Владислав Скобелев, триколор - это обозначение трёх ступеней мира: красный – наш земной мир, синий – это мир святых, и белый – это уже непосредственно Божественный. По другой версии бело-сине-красные полосы обозначали единство трёх славянских народов: великорусского – российского, украинского и белорусского как основных народов Российской Империи.

Трактовок много, говорит Скобелев, вплоть до того, что это просто переставленные местами цвета флага Нидерландов, так как Пётр I был поклонником Голландии. Когда он думал о флаге военно-морского флота России, он решил использовать флаг Голландии.

Мнения историков-геральдистов не сходятся на какой-то определённой точке зрения, но этого и быть не может. Дело в том, что бело-сине-красные цвета издревле использовались в русской символике. Это были основные цвета стрелецких полковых знамён. И, в принципе, возможно даже с них они и перешли на государственный флаг, только изменилось расположение, так как чаще всего эти цвета изображались в виде квадратов и крестов.

Выставка, посвященная символам России, будет работать только два дня (10-11 июня). Экспозиция доступна всем желающим.

Источник: http://www.oryol.ru/material.php?id=18917

 

Ижевчанка изучила историю древнейшего рода города

 

Изучать историю предков начал еще отец нашей читательницы. Но Людмила Мурашкина особого значения этому не придавала, пока не увидели в книге историка Евгения Шумилова «Два века Ижмаша» знакомую фотографию. Оказывается, семья кафтанщика, изображенная на ней, - ее семья - древнейшая в нашем городе. Именно эти мастеровые и рабочие создавали славу ижевского оружия.

- Ведя уроки в школе, не подозревала, что, рассказывая об истории города, говорю и о своих предках, - признается бывший учитель Людмила Мурашкина. - В итоге я решила восполнить пробелы и узнать больше о своих родных, в частности, прадеде Иване Ефимовиче Медякове, которому был вручен государев кафтан (отсюда название «кафтанщик»).

Эту уникальную награду получала только мастеровая элита. Любопытно, когда его младший сын выдавал замуж старшую дочь Анну, из кафтана Ивана Ефимовича пришлось сшить девушке зимнее пальто.

- Вплотную занялась изучением, когда вышла на пенсию, - продолжает ижевчанка. – Понимала, что времени на составление родословной понадобится много.

 

Несмотря на то, что поначалу чувствовала себя в архиве неловко, будто на работу ходила, позже настолько увлеклась, что перестала на это обращать внимание. За три года поисков ижевчанка нашла близких по духу людей.

- Оказалось, что двумя этажами ниже живут родственники: уже два года вместе Новый год отмечаем, - улыбается Людмила Евгеньевна.

И столько всего интересного узнала о предках.

- После публикации письма в «Российской газете» ночью раздался звонок, - вспоминает женщина. - «Мое имя вам ничего не скажет, - говорила женщина. - Слушайте внимательно, я звоню издалека. Георгий Иванович Медяков (сын Ивана Ефимовича, то есть брат деда нашей героини) не пропал в 1919 году, как вы пишете (он ушел с отрядами Колчака, и семья с тех пор о нем ничего больше не слышала. - Прим. ред.). После разгрома армии Колчака он вошел в армию атамана Семенова. Став политически беглым эмигрантом, он поменял фамилию и имя. Жил на острове Суматра. У него большая семья. Его внуки и правнуки живут сейчас в Австралии».

Всего за три года Людмиле Евгеньевне удалось найти более 350 родственников, в ее схеме переплелись три знатных ижевских рода: Медяковы, Маминтовы, Болотовы. В генеалогическом древе, как признается ижевчанка, «проклевывается» десятое поколение. По ее самым примерным подсчетам, градообразующему заводу семьей отдано более 2,5 тысячи лет.

Кстати

Как составлялось генеалогическое древо

- Всю найденную информацию я конспектировала, - говорит Людмила Евгеньевна. - Если находилось новое звено, дома переносила его на схему. Начинать древо лучше с себя. На одном уровне с собой рисуете братьев, сестер, вверх - детей. Моя схема идет снизу вверх. Мужчины обозначены квадратиками, женщины - кружками. Отдельный род своим цветом. Я сейчас всю информацию заношу на специальный сайт, создаю интерактивное генеалогическое древо.

Советы бывалого

Как Людмила Евгеньевна искала информацию о родне

1. Родственники

Первым делом прошлась по всем родственникам в возрасте. Моя мама, Мария Александровна, к примеру, родилась в 1925 году. Она достаточно рассказала о своем отце, немного о прадеде Иване Ефимовиче.

2. Телефонный справочник

Нашла в телефонном справочнике номера всех, чья фамилия Медяковы. Их оказалось всего пять. Созванивалась, представлялась, договаривалась о встрече. Одни охотно решались пообщаться, с ними до сих пор поддерживаю отношения, другие от общения уклонялись: я не настаивала. Помимо родственников в Ижевске нашлись таковые еще и в Уфе.

3. Архивы

Идти в архив надо подготовленным. Вы должны иметь хотя бы маломальское представление о своей семье. Мне нужен был фонд оружейного завода, поскольку мои предки трудились там. Я начала с метрических книг (книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей). - Прим. ред.). Изучала различные документы, имеющие отношение к «Ижмашу», личные дела, хранящиеся на заводе, читала исторические книги.

4. Интернет

После того как все возможные источники прошерстила, добралась до Интернета. Пришлось ради этого освоить компьютер. Честно признаться, он мне не особо много дал, если не считать того, что благодаря социальным сетям стало проще общаться с родственниками. Кроме того, я нашла специальную программу, куда можно вводить все данные. Получается своего рода интерактивное генеалогическое древо.

5. СМИ

В конце 2009 года я отправила в «Российскую газету» письмо «Отзовитесь, Медяковы!». Были письма на электронную почту и телефонные звонки. Позвонил атаман казачьего войска Оренбургской области. Родственные связи найти не удалось, зато душевно пообщались (улыбается). Были более продуктивные разговоры.

Справка «Центра»

История династии Медяковых - мастеровых и рабочих Ижевского оружейного завода - начинается с Пахома Павлова (именно так записывалось отчество – Прим. ред.) Медякова 1805 года рождения. Предположительно, он был в числе рекрутов, которых по Указу Александра I от 1807 года согнали на строительство оружейного завода. Сын Пахома, Ефим, родился уже в поселке-заводе в 1826 году. В 1839 году был переведен на Оружейный завод из кантонистов в ученики. Его сыновья, Василий, Константин и Иван, приходят на этот же завод. Последний проработал в замочной мастерской 60 лет. Есть сведения, что он работал мастеровым на машинной разработке курка. Иван был одним из лучших мастеровых-оружейников и награжден кафтаном от имени императора в 1908 году. Всех своих сыновей, Василия, Ивана, Петра, Георгия и Александра, Иван Ефимович приводит на родной завод. Они продолжили трудовую династию Медяковых уже при советской власти. Четыре дочери Александра, в том числе мама Людмилы Мурашкиной, тоже оказались на заводе. Сама же Людмила Евгеньевна предпочла преподавательскую деятельность.

Источник: http://iloveizhevsk.ru/center_news/cont_13020.html

 

В золотом поле три летящие перепёлки



В золотом поле три (две и одна) червлёные перепёлки, летящие вправо и воздевшие крылья, с серебряными глазами, клювом и лапами. Примерно так больше двухсот назад выглядел герб уездного города Ливны.

Орловским Наместничеством он был утвержден в 1781 году. А потому в верхней его части - герб города Орла.

Как рассказал Олег Леонидович Якубсон-старший, научный сотрудник ливенского краеведческого музея, с приходом революции гербы отошли в прошлое. Но мало кто знал, что в орловском краеведческом музее сохранилась книга с описанием всех гербов. Увидев эту книгу в 1966 году, Олег Якубсон загорелся мыслью воссоздать герб Ливен. По его просьбе художник Александр Селищев вырезал на линолиуме литогравюру, с помощью которой в местной типографии был отпечатан ливенский герб.

С этого почти подпольно напечатанного изображения ливенского гарба до его официального утверждения на государственном уровне прошло еще почти сорок лет. В 2002 году был принят закон Орловской области " О гербе и флаге", а в мае 2005 года постановлением городского Совета народных депутатов был утвержден и герб города Ливны.

По словам Олега Якубсона, большую роль в возрождении герба сыграл бывший тогда замглавы по социальным вопросам Александр Максимов.

Повторение одной и той же фигуры в гербах - особый геральдический приём. Он показывает множественность, и в гербе Ливен имеет несколько значений. Это исторически сложившееся разнообразие флоры и фауны, долгая история города. Золото в геральдике - символ богатства и стабильности. Красный цвет символизирует мужество, доблесть, силу, труд и красоту.

Что же касается самих перепелок, то в историческом описании сказано, что «сия страна ими отменно изобилует».

И сегодня ливенские охотники не прочь отправиться на птичий промысел. Однако говорят, перепелов на ливенской земле стало гораздо меньше.

По мнению Александра Егурнова - егеря Лютовского сельского поселения, природе большой урон наносят сезонное выжигание травы.

Сегодня перепела в Ливнах уже не столько объект охоты, сколько экземпляры птичьих коллекций. Например, на подворье Елены Дороховой среди сотен голов самой разнообразной птицы есть и перепела. С солидным названием - Фараоны.

Мясо и яйца перепелок считаются диетическими продуктами. А потому особо рекомендуются детям и пожилым людям. Но в Ливнах спрос на них маленький. У семьи птицеводов-любителей есть неудачный опыт распространения продукции в местной торговой сети. Но Елена Ивановна не теряет надежды и ищет новые рынки сбыта. В инкубаторе ждет своего часа новое поголовье. Возможно, в будущем Ливны вернут себе славу перепелиного края.

Источник: http://www.oryol.ru/material.php?id=18889

 

«Семейные древа» шапсугских родов переданы жюри в Москве

 

От истории рода – к истории народа

Исследовательская работа школьников из аула Наджиго будет оцениваться в Москве

Интерес подрастающего поколения к историческому прошлому народа необходимо прививать с самого детства и начинать нужно непременно с главного: с изучения корней своего фамильного рода, убеждена педагог общеобразовательной школы поселка Макопсе Сарет Тешева.

Чтобы подать пример остальным подросткам, Сарет начала со своих детей. Недавно десятниклассница Фатима и семиклассник Аслан Тешевы стали лауреатами городской научно-практической конференции "Первый шаг в науку", прошедшей под эгидой управления по образованию и науке администрации города Сочи, а также заняли второе место в конференции "Моя малая Родина", организованной Сочинским эколого-биологическим центром.

Семейная работа Тешевых – родословные древа шапсугских фамилий, проживающих в их родном ауле Наджиго, признана одной из лучших в Сочи. Теперь работу юных сочинцев оценит представительное жюри в Москве.

Тешевы в этом плане первооткрывателями не стали: школьные конкурсы на создание генеалогических древ адыгских семей ежегодно проходят в разных уголках Шапсугии. Много наработок есть в Большом Кичмае, Хаджико, Агуй-Шапсуге, Псебе. Благодаря деятельности межрайонной секции учителей адыгского языка Лазаревского и Туапсинского районов в этот процесс вовлекаются и взрослые, и дети. Но, пожалуй, впервые специфическое исследование подобного рода получило признание на городском уровне и имеет великолепные шансы на успех в столице.

– Поначалу мы решились заняться составлением только своего семейного древа, – рассказывает Сарет. – Хотелось более детально разобраться в родственных связях, внимательно изучить жизнь старших – кто и когда жил, какой след оставил в памяти людей. Взялись за дело и вскоре поняли, насколько это увлекательно, какой огромный объем работы нам предстоит. Решили не останавливаться.

Вслед за исследованием "Родословная моей семьи" Тешевы дружно взялись за создание древ других семей в Наджиго – Шхалаховых, Ачмизовых, Яиловых, Хуновых, Нибо, Чунтыжевых. Работа под названием "Моя малая Родина – аул Наджиго" получила настоящий научный размах: проводились опросы, изучались редкие фотографии, велась переписка, все полученные сведения неоднократно уточнялись и перепроверялись.

– К нашему удивлению, мы обнаружили немало очень редких свидетельств, которые стали открытием для самих представителей фамильных родов, живущих в нашем ауле, – с гордостью рассказала Сарет Тешева. – Люди словно заново "окунулись" в историю своих предков, а это, безусловно, не только сближает разные поколения одной семьи, но и служит единению всего нашего народа. Представляете, у наших земляков появилась возможность проследить свои корни до седьмого, а то и восьмого колена, значит, мы не зря все это затевали!

Главной своей цели Сарет, Аслан и Фатима Тешевы уже добились. Работа, начатая ими в Наджиго, обязательно будет продолжена – у них уже есть последователи, совместными усилиями они планируют "копать" еще глубже. И не только в Наджиго. Горды своими первыми исследовательскими успехами и подростки, прикоснувшиеся к древней истории предков: пусть будут крепче наши корни в родной земле!

Источник: http://www.natpress.net/stat.php?id=5767


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное