Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Куда уводят корни,или Как составить генеалогическое древо?

Сегодня каждый хочет знать, кем были его предки, чуть не каждый второй пытается это выяснить, усиленно расспрашивая бабушек и дедушек, а каждый третий уже озаботился этим всерьёз и приступил к созданию генеалогического древа.

Итак, если вы в числе самых любознательных и тоже решили провести эту нелёгкую работу, то надо знать: с чего начать? Ответ на этот и многие другие вопросы знает Юрий СЕЛЕЗНЁВ, заместитель декана по научной работе исторического факультета ВГУ.

Зачем рыть глубоко?

Существует теория, что с вами вполне может случиться что-то похожее на то, что произошло с вашим прапрадедом. Да и вообще, судьбы предков оставляют отпечаток на своих потомках. Так, исследование жизни предыдущих поколений может пролить свет на некоторые психологические аспекты личности. А ведь составление генеалогического древа и есть изучение истории семьи.

Итак, приступим. Казалось бы, что может быть проще? Первым делом надо отправиться к самым старшим членам семьи и расспросить их! Но не так всё просто.

– Память – штука непредсказуемая, – говорит Юрий Селезнёв. – Поэтому сначала следует собрать факты. Главный источник информации – семейный архив. Это документы, письма, грамоты, школьные дневники, фотографии и прочее. Сначала надо собрать и разложить по папочкам именно семейный архив, а уж потом обращаться к родственникам за преданиями и тайнами.

Учитывать следует всё, вплоть до мелочей. Даже на первый взгляд бесполезный железнодорожный билет может нести в себе информацию. Главное – её вычленить и верно интерпретировать. Собирать документы следует в хронологическом порядке, помечая, откуда тот или иной предмет взялся, кто именно его сохранил. Особое внимание – к фотографиям: кто на них изображён, где и когда. Фотографии нужны не только для того, чтобы в будущем проиллюстрировать древо, они пригодятся и как носитель информации.

После того, как все документы собраны, пора отправляться за семейными преданиями к старшим родственникам. Здесь важно задавать правильные вопросы, чтобы составить мини-досье на каждого – дата рождения и смерти (плюс причина), родители, братья-сёстры, дети, места работы, места жительства, когда был заключён брак, служил ли человек, участвовал ли в войнах, к какому сословию принадлежал и т.п. И ещё нужно попросить интервьюируемого подробно прокомментировать каждый найденный документ.

Прямая дорога в архив

Правда, далеко не все могут похвастать сохранившимися свидетельствами о браке, смерти или трудовыми книжками предков. Если документов осталось мало, то информацию надо искать в архиве. К счастью для тех, кто владеет доступом ко Всемирной паутине, некоторые архивы выкладывают описи в Интернет. Есть даже ресурсы, где можно найти отсканированные документы периода Великой Отечественной войны. Достаточно ввести данные родственника, и вот уже перед вами желанная информация. Правда, нередко встречаются опечатки, ведь туда заносятся данные из рукописных документов, а не у всех разборчивый почерк. Сами документы тоже есть на сайте, их можно скачать в свой личный архив.

– Существует два вида архивов: государственные и ведомственные, – поясняет историк. –

Первые хранят информацию вечно, у других срок ограничен. В среднем это 50-70 лет, после документы будут переданы в государственный архив по месту регистрации ведомства. Однако по поводу вечности госархивов тоже можно поспорить, ведь от пожаров, наводнений и прочих бедствий никто не застрахован.

В Воронеже расположены три государственных архива: на улице Плехановской, 7, на улице Орджоникидзе, 31 и на улице Острогожской, 83. Здесь можно даже отыскать информацию XVII века.

– Доступ в архивы открыт, – рассказывает Юрий Селезнёв. – Чтобы вам разрешили там поработать, нужно написать заявление на имя директора, где указать цель – подтвердить родство. Вас должны допустить в читальный зал. Доступ к информации бесплатный, но за копирование с вас уже могут потребовать деньги. В разных архивах свои расценки.

Особое внимание следует обратить на метрические книги, которые раньше велись в церквях и заменяли современные ЗАГСы. В них указываются даты рождения, крещения, венчания и отпевания. Есть ещё ревизские сказки – аналог современной переписи населения. Правда, в них можно найти только мужское население, женщины в переписи не участвовали. Да и мужчины участвовали не все, мальчиков, например, часто скрывали, чтобы платить меньше налогов. Для восприятия такие документы сложны - они велись от руки, да ещё писаны на основе дореволюционного алфавита.

Не легко и не просто

Есть и другая проблема – границы области менялись, а значит, документы вполне могут оказаться в архиве соседних ныне областей. А так как сам Воронеж возник как крепость, то документооборот проводился через военное ведомство, и старинные документы хранятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Сориентироваться в архиве не так-то просто. Не факт, что удастся найти нужную информацию. Но никто и не говорил, что работа по составлению генеалогического древа легка и проста.

После того, как вам удастся собрать сведения, останется только забить их в базу. Сегодня полно программ по составлению семейных древ. Можно оформить историю семьи в виде фотокниги, видеофильма или творческого панно. Главное – ответственно относиться к своим документам, фотографиям и фамильным ценностям, чтобы вашим детям не пришлось повторять трудный путь по сбору информации для семейного древа…

Источник: http://www.chr.aif.ru/society/article/53581

 

Чем занимается Геральдическая комиссия в Ставропольском крае

Вот уже более десяти лет в крае действует геральдическая комиссия при губернаторе. Сейчас ее возглавляет зампред ПСК Сергей Асадчев. Проделана огромная, интересная работа, о которой рассказывает Николай Охонько, секретарь геральдической комиссии, директор Ставропольского историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве.

– Николай Анатольевич, современному человеку в постоянной суете, заботах геральдика кажется чем-то очень далеким, даже абстрактным, хотя она, по сути, окружает нас ежедневно.

- Хочу поделиться одним наблюдением. Известно, что есть разные способы замеров пульса гражданского общества. Так вот, на мой взгляд, одним из сигналов активности является сфера геральдики. Давайте оглянемся в 90-е годы. По-разному можно к ним относиться, бесспорно одно – общественный подъем был, да еще какой! И ярчайшее выражение его – стремление регионов, муниципалитетов создавать свою символику. До этого многое было зарегулировано, заорганизовано, а тут появились определенные свободы. Еще более мощная волна прошла с внедрением современного местного самоуправления. При этом общество словно вернулось к старому средневековому посылу… Ведь в Средние века геральдика городов зарождалась на волне противостояния территорий феодалам, князьям. Города боролись за суверенитет, знаком коего было в том числе наличие собственного герба.

– Не случайно, наверное, геральдика того времени такая воинственная – всюду щиты, мечи и т. п.

- В противовес посягательствам на свободу горожан – так они защищались. Не секрет, что и сегодня пока не достигнут идеал взаимоотношений муниципалитетов… Сложно вообще говорить об устоявшемся самоуправлении как таковом. Но в любом случае, как только этот процесс пошел, появился интерес к символике. Помню, как главы муниципальных образований объединялись в неформальные ассоциации, выражали желание заявить о себе и зримо… В последние два-три года снова спад, что-то меняется в обществе. Однако в геральдике Ставропольского края произошел прорыв: до 2005 года районы, будучи государственно-территориальными образованиями, не имели права на собственную символику, а получив статус муниципальных образований, такое право обрели. Могу сказать, что сыграла свою роль геральдическая комиссия при губернаторе. Сегодня практически все города края – 18 из 19 – имеют символику, кроме города Минеральные Воды. Геральдическая комиссия решила инициировать движение и в районах, чтобы они тоже занялись разработкой символики. И к настоящему времени ее имеют 20 из 26 районов, большая часть утверждена в Герольдии РФ, некоторые гербы, разработанные без участия геральдической комиссии, как мы их называем, «неправильные», юридически вполне состоятельны, поскольку приняты органами местного самоуправления. Туркменский, Изобильненский и Апанасенковский районы еще работают над этим. Никакой инициативы не проявили Ипатовский, Кочубеевский и Минераловодский районы. Но в целом, как видите, ситуация достаточно оптимистичная. Что касается города Минеральные Воды, символика его разработана в аппарате главы, одобрена геральдической комиссией, но тут в процесс вмешались депутаты…

– И что же им не нравится? Перед нами очередной конфликт ветвей власти?..

- Знаете, это, вообще-то, по всему краю наблюдалось, и дело тут не в конфликте ветвей. Представьте, сидят 25 человек, им предлагают варианты, поясняют, что это сделано геральдически правильно, но тут у каждого начинает «играть» свое мнение, каждый готов сделать свой герб… В результате не могут договориться. Классический пример такого долгого разговора – город Зеленокумск. Там решили пойти по пути широкой гласности – провели общественные слушания. Зал Дома культуры был забит битком. Когда мы с художником-геральдистом Игорем Проститовым попытались в популярной форме познакомить собравшихся с особенностями геральдики, ра-зыгралась такая буря вокруг проекта герба (кстати, весьма добротного), тут же нашлась группа лиц с «альтернативными» вариантами… Словом, утонули в дискуссиях, затянувшихся более чем на год. А в конце концов вернулись-таки к первоначальному – красивому, качественному гербу, отражающему историю, связанному с конкретными именами и событиями. Думаю, тут проявляется убежденность части муниципальных образований в том, что только они собственными силами должны разрабатывать свою символику.

– Сами с усами…

- Совершенно верно. При этом есть районы, идущие по пути заказа герба специалистам-геральдистам, а есть «принципиально» не желающие ничьих советов. Хотя члены геральдической комиссии всегда готовы помогать консультациями, и многие муниципалы приезжают к нам со своими эскизами. В результате такого конструктивного сотрудничества получился очень красивый герб у поселка Крутоярского: местный актив внимательно изучил историю поселка, литературу по геральдике, в том числе и наше издание «Символы малой родины». Нам был представлен удивительно продуманный, правильно выстроенный проект, после ряда небольших подсказок доведенный до нужного уровня. А вот в Кочубеевском районе соорудили проект, на котором чего только не изображено – паровозы, железная дорога… Так и живут с этим гербом. Словом, позиция «сами с усами» тоже говорит о том, что герб играет в жизни местного сообщества очень важную роль. Этакое своеобразное проявление патриотизма.

Интересная коллизия имела место в Пятигорске. У города был герб, утвержденный в 1970 году, скорректированный и переутвержденный в 90-е годы. Поэтому следовало прежде всего дать юридическую оценку прежним, т. е. официально их отменить. Например, когда принимался современный герб города Ставрополя, предварительно отменили пре-дыдущий – 1967 года, правда, элементы его были использованы в ныне действующем. В Пятигорске не решили вопрос юридически. Проект заказали местным дизайнерам, не учитывавшим никаких правил геральдики, зато герб очень быстро изготовили и запустили в жизнь: на улицах, официальных бланках… А вот герольдия дала отрицательную оценку, отметив ряд грубых нарушений. Только после этого пятигорчане обратились к нашему профессиональному геральдисту, он скорректировал проект, причем очень тактично, учтя все их пожелания. Этот вариант успешно утвержден в герольдии, город получил свидетельство, но… пользуется все еще «неправильным» вариантом!

– Николай Анатольевич, давайте разъясним читателю, что значит правильный и неправильный герб.

- Есть определенные геральдические правила, окончательно утвержденные в 2006 году Геральдическим советом при Президенте России. До этого шел долгий процесс их осмысления, а дело это серьезное, учитывая значительный временной разрыв в российской геральдике в ХХ веке. Нужно было решить, на каких основах ее использовать сегодня: возвращаться «один к одному» к старой, имперской, или делать совершенно новую. Эти правила, конечно же, опираются на общемировые, которые надо соблюдать, выражая свежие идеи. К примеру, не накладывать в изображении «металл на металл» и «цвет на цвет», не помещать цифры и слова, потому что герб говорит другим языком – языком символов.

– Хотя многие все же указывают год основания города…

- Как и названия населенных пунктов. Но зачем тогда нужны символы, если все написано? Есть определенный набор геральдических фигур, каждая несет смысловую нагрузку. Даже цвет символичен: черный – цвет прошлого, таинственного, загадочного, аскезы, отсюда и траурный смысл, обозначающий ушедшее… Все знаки надо правильно располагать. Самодеятельные гербы часто нарушают эти нормы.

- А ведь краевая комиссия существует с 2000 года, о ней уже знают достаточно. Кстати, каковы ее полномочия?

- Главное – регулировать процесс разработки местной символики, давать рекомендации. Оптимальный путь для муниципальных образований – заказать проект профессиональным геральдистам. Второй – делать самим, консультируясь со специалистами. Третий путь выбирают «самостийщики». Другая наша забота – всю разработанную символику провести через экспертизу, по итогам которой опять-таки дать конкретные советы и рекомендовать для направления в Геральдический совет при Президенте РФ. Некоторые выходят в центр, минуя нас, это их право. Но, к счастью, вне поля геральдической комиссии единицы. Более 50 гербов прошли и нашу, и центральную комиссии, внесены в Государственный геральдический регистр. Сегодня у нас есть все возможности для качественного геральдического обеспечения края. Более того, в государственной герольдии отмечено, что нашей комиссии удалось создать своеобразный геральдический стиль Ставрополья, объединяющий существующие в крае знаки в единый геральдический художественный комплекс. У нас выросли серьезные профессионалы Игорь Проститов и Сергей Майоров, часто выступающие в роли как авторов, так и консультантов проектов.

– Известно, что в геральдике продолжают пользоваться популярностью символы советской эпохи, такие как шестеренки, колосья и т. п. А какие самые популярные символы у нас в крае сегодня?

- Довольно легко ушли с гербов пресловутые индустриальные мотивы, а вот с колосьями – никак, подавляющая часть отстаивает: «Хотим колос, и все!». К чести наших геральдистов, замечу: ими создана виртуозная модификация образов колоса и снопа. Колос приобретает нестандартные черты, уйдя от натурального изображения к действительно символичному, так мы пытаемся идти навстречу заказу, поскольку за этим упорством чувствуется что-то очень важное для наших земляков.

Другая черта нашей символики – принцип «говорящих» гербов, отражающих названия населенных пунктов. Даже на гербе края это видно по главному символу – кресту. Многие муниципальные образования, отдавая дань имени всего края, вносят этот знак в свою символику. Получается уже не только Град Креста, но и Край Креста. Таким образом, наша геральдика сильно проникнута христианской философией, отражает стремление христианского населения территории сохранить свою идентичность. На фоне миграционных и демографических процессов, этнической ситуации это выглядит весьма принципиально. Со вкусом обыгрываются и красивые названия – Левокумское, Обильное… И все это правильно с геральдической точки зрения.

Появляется и корпоративная геральдика. Так, есть герб нашего музея, внесенный в Государственный геральдический регистр, герб министерства культуры края, краевой клинической психиатрической больницы. Есть он у министерства образования, но пока не проведен через герольдию. В ГУВД по СК при изготовлении герба по рекомендации геральдической комиссии использовали исторический герб 1878 года, со своей ведомственной основой. Нотариальная палата края очень скрупулезно и творчески подошла к разработке герба. Был интересный герб у СГУ, уже вошедший в историю; наверное, в связи с реорганизацией вуза что-то здесь изменится.

– Откуда у ведомств желание иметь герб? Зачем им это нужно?

- У многих выходят свои печатные издания, проводятся масштабные профессиональные конференции, возникают другие ситуации, когда надо себя фирменно презентовать, и корпоративная символика призвана визуально представлять их в обществе. Среди находящихся в разработке – гербы ДОСААФ, Госнаркоконтроля, ряда вузов и другие.

– А как с частными заказчиками, быть может, появились уже новые фамильные гербы?

- Пока этот процесс идет очень робко. Хотя нам регулярно задают вопрос: могу ли иметь свой личный герб? Герольдия РФ ведет такой регистр в основном в связи с потомками дворянских родов.

– Их символику, собственно, никто не отменял…

- Но сама жизнь сильно поменялась. Когда-то гербом украшали фасад своего особняка, фамильную посуду, белье, бумагу, визитки… Личная геральдика – результат сословного общества. У нас его уже давно нет.

– Но есть же категории – бизнесмены, врачи, учителя, инженеры, строители…

- Пока идет весьма стихийное освоение такого рода символики. Впрочем, сегодня, например, практикуются ведомственные костюмы со своими чертами. Вспомним: Россию второй половины ХlХ века даже называли страной мундиров, и недаром – налицо была четкая внешняя «классификация», начиная от дворника, имевшего свой значок, до императора…

– Были ярко выражены цеховые признаки – железнодорожники, пекари, ткачи, студенты…

- Современное общество слишком перемешано, во многом унифицировано. Поэтому, думаю, у персональной геральдики перспектив мало, хотя бы потому что утилитарное применение отсутствует. Тем не менее, уверен, будущее геральдики вообще представляется не менее интересным, чем прошлое.

Источник:http://www.stapravda.ru/20130105/chem_zanimaetsya_geraldicheskaya_komissiya_v_stavropolskom_krae_65526.html

 

Дикий — оберег для младенца

«Очень хочется узнать, как произошла моя фамилия по мужу — Галай, девичья — Клевец и фамилия моей матери Дрябик». Татьяна Викторовна, Пружаны.

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— В украинском языке есть глагол «галайкати» («кричать, кричать и петь, смешивая песни с криком») (Словарь Б.Гринченко). Исходя из этого, Галай — весельчак; крикун.

В основу фамилии Клевец положено слово «клевец» — «молоток для насекания жерновов» («Тлумачальны слоўнiк беларускай мовы», «Гiстарычны слоўнiк беларускай мовы», «Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). Клевцом могли называть того, кто производил такое орудие или пользовался им. Фамилия Клевец соотносится с названием населенного пункта Клевцы (Лиозненский р–н Витебской обл.). Такое название встречается и на других бывших белорусских территориях: в Духовщинском р–не Смоленской обл., Невельском р–не Псковской обл. Эти населенные пункты основаны группами клевцов.

Возможны две версии происхождения фамилии Дрябик (бел. Драбiк). Первая: от прозвания Драбик по значению белорусского регионального слова «драбы» («ребра»), то есть человек очень худой, с выступающими ребрами. Вторая: от прозвания Драб по значению польского диалектного слова «драб» (1. Молодой человек, обвернутый соломой, участвующий в новогоднем обряде. 2. Ленивый человек) («Словарь польских диалектов» Я.Карловича). В этом случае суффикс —ик выполняет уменьшительную функцию и указывает на родственные связи: Драбик — сын или иной потомок Драба.

«Прошу разъяснить происхождение фамилий Дичковский и Михайловский и пояснить, из каких соображений присваивались «придомки» к фамилиям, так как на памятниках моих предков написано «Радзивонович Дзичковский». Анатолий Иванович, Осиповичский р–н.

— Основой для фамилии Дичковский послужило прозвание Дичко. Это уменьшительная форма прозвания Дикий — «тот, кто сторонится людей, нелюдим». Возможно, это было имя–оберег, которое присваивалось младенцу, чтобы защитить его от злых духов. Дичко — сын или иной потомок Дикого, а Дичковский — сын или иной потомок Дичка. У белорусов есть и другие фамилии с основой Дик– : Дикий, Дикун, Дикевич.

 

Радзивонович — сын или иной потомок Радивона. Радзивон — разговорный вариант церковного имени Родион (в переводе с греческого — «житель острова Родос»).

У дворян практиковались двойные фамилии, но факт принадлежности к дворянству могут подтвердить только архивные документы.

В основе фамилии Михайловский личное имя Михал, Михайло — разговорный вариант церковного имени Михаил (в переводе с древнееврейского — «равный Богу, как Бог»).

«Очень хотелось бы узнать происхождение своей фамилии». П.Киндрук, Лунинец.

— Фамилия Киндрук восходит к имени Киндырь. Согласно Н.А.Баскакову («Русские фамилии тюркского происхождения») оно есть в тюркском именослове со значением «конопля». Так звали и литовского князя XIV века. У литовцев имеются созвучные с этим именем фамилии: Киндаравичюс, Кендарис. Чтобы определить, тюркское либо литовское имя положено в основу вашей фамилии, требуются дополнительные сведения с вашей стороны. Суффикс —ук — белорусского происхождения и указывает на родственные связи: Киндрук — сын или иной потомок Киндыря.

«Интересует происхождение моей фамилии по мужу Гинч и девичьей Лукша». Светлана Викторовна, Гродненская обл.

— Фамилия Гинч происходит от литовского «гинчас» — «спор, пререкание, препирательство» («Литовско–русский словарь», 1988). Отсюда Гинч — это человек, склонный к спорам и пререканиям.

Лукша — один из разговорных вариантов официальных имен Лука (в переводе с греческого или латинского — «свет»), Лукиан (в переводе с греческого или латинского — «сын Луки») или Лукерий (в переводе с греческого — «сладкий»).

Жду ваших писем!

Источник: http://www.sb.by/post/141701/

 

Генеалогические тайны Голливуда

В последнее время генеалогические сообщества много занимаются семейной историей знаменитостей - в том числе и актёров. Полученные сведения о предках и родственных связях порой становятся сюрпризом даже для самих звёзд, не говоря об их поклонниках. «Фильм Про» собрал для вас самые удивительные и даже шокирующие факты.

Исследования, проведённые Генеалогическим обществом Новой Англии, доказали родство между голливудским актёром Брэдом Питом и недавно переизбранным на второй срок президентом Бараком Обамой. Их общий предок, Эдвин Хикман, скончался в Вирджинии в 1769 году. Интересно, что во время предвыборной гонки Питт примкнул к числу знаменитостей, оказавших поддержку Обаме, в то время как мать актёра Джейн выступила за Митта Ромни.

У невесты (? - прим. "Обзора") Питта, Анджелины Джоли, также обнаружились связи с Белым Домом. Как выяснилось, она является дальней родственницей бывшей первой леди и нынешнего генерального секретаря США Хилари Клинтон. У Клинтон есть и другие дальние родственники, которые добились успеха в сфере кино и шоу-бизнеса: её предки по материнской линии — канадские французы, и через них она состоит родстве с певицами Мадонной, Селин Дион и Аланис Мориссетт.

Общим предком Селин Дион и Мадонны был Закари Клутье, плотник, который обосновался в Квебеке в 1634 году.

Семейные связи объединяют едва ли не всех представителей кино- и шоу-бизнеса, чьи предки жили во французской Канаде. Не так давно специалисты Acestry.com сумели установить родство между актёром Райаном Гослингом и тремя известными музыкантами — Джастином Бибером, Селин Дион и Аврил Лавин.

В Голливуде имеется несколько родственников 16-го президента США — легендарного Авраама Линкольна. Сначала сайт Ancestry.com установил связь между ним и Томом Хэнксом. А совсем недавно специалисты вновь принялись составлять родословное древо президента к выходу биографического фильма Стивена Спилберга и случайно обнаружили родство между Линкольном и Джорджем Клуни.

Если американские звёзды нередко оказываются родственниками того или иного президента, то многие британцы могут похвастаться связями с королевской семьёй. Так, актёр Рэйф Файнс («Список Шиндлера», «Гарри Поттер»), имеет общих предков с принцем Чарльзом, а режиссёр «Шерлока Холмса» Гай Ричи приходится родственником герцогине Кэмбриджской Кейт Миддлтон. Впрочем, у британской королевской семьи есть кровные родственники и среди знаменитых жителей США. Согласно исследованию, проведённому сайтом FindMyPast.com, ближайшей американской родственницей королевы Елизаветы II является актриса Хилари Дафф.

Гленн Клоуз («Роковое влечение», «Опасные связи») — уникальная актриса, которая шесть раз номинировалась на «Оскар», но так и не получила ни одной награды. А вот её дальняя родственница оказалась более удачливой: у Гленн есть общие корни с Мэрил Стрип, которая номинировалась на «Оскар» рекордные 17 раз и завоевала уже три статуэтки.

Мэтта Дэймона и Бена Аффлека связывает многолетняя дружба, общий «Оскар» за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг» — и, как выяснилось, кровное родство. Согласно архивным записям, общего предка Мэтта и Бена звали Уильям Ноултон-младший; он был каменщиком, выходцем из Англии, переселившимся в Массачуссетс в 1630 году.

Порой архивные документы дают самое общее представление о человеке, жившем много столетий назад, — имя, профессия, род занятий, год рождения и смерти. Но иногда из них удаётся извлечь немного больше информации. Это получилось, к примеру, у исследователя Ancestry.com Анастейши Тайлер, которая углубилась в генеалогию Тома Круза. Она выяснила, что прадед обаятельного актёра вовсе не отличался красотой: в карточке, которая заполнялась при вступлении в армию, он описывается как «маленький, полный и лысый».

Помимо связей, которые теряются в глубине веков, многих голливудских и «окологолливудских» персонажей объединяют более близкие родственные узы, которые по тем или иным причинам не афишируются. Так, не все знают, что настоящая фамилия Николаса Кейджа — Коппола: он двоюродный брат Софии Копполы и племянник Фрэнсиса Форда Копполы, создателя фильмов «Апокалипсис сегодня» и «Крёстный отец». А модель Дженни МакКарти приходится двоюродной сестрой Мелиссе МакКарти, характерной актрисе с нестандартной внешностью. Об этом узнали только в 2011 году, когда Дженни поздравила кузину с получением «Эмми» в своём твиттере.

Те голливудские знаменитости, которые не являются близкими или дальними родственниками, связаны благодаря институту крёстных родителей. Так, к примеру, Николь Ричи, приёмная дочь музыканта Лайонела Ричи, одновременно является крёстной дочерью Майкла Джексона. Детей Джексона крестили Элизабет Тейлор и Маколей Калкин. Крёстной матерью Дрю Бэрримор стала София Лорен, Дрю, в свою очередь, выполнила эту обязанность по отношению к Фрэнсис Бин Кобейн, дочери Курта Кобейна и Кортни Лав. Джейк Джилленхол крестил Матильду, дочь своих партнёров по «Горбатой горе» Хита Леджера и Мишель Уильямс, а крёстными родителями самого Джейка были Пол Ньюман и Джейми Ли Кёртис.

Источник: http://www.obzor.lt/news/n7301.html

 

Российские ученые опровергают гипотезу происхождения человека

Споры о происхождении человека постоянно будоражат общество. Скажем, упорно настаивают на божественном происхождении человека деятели Церкви. В США в ряде штатов делались попытки ввести преподавание креацианизма, что вынудило более 20 Нобелевских лауреатов написать возмущенное письмо президенту страны. Совсем с другой стороны атакуют гипотезу возникновения современного человека директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко и заместитель директора доктор исторических наук Михаил Шуньков.

Суть в следующем. Сегодня в учебниках написано, что около 2 миллионов лет назад наш далекий предок (ранние виды Homo) вышел за пределы своей колыбели — Африки. Так началось Первое великое переселение. Мигранты разделились на два потока. Один пошел на Кавказ, а затем в Европу, второй — в Азию. А 600 тысяч лет назад произошло Второе великое переселение. Миграционная волна двигалась из Африки и Ближнего Востока на восток, встречаясь и перемешиваясь с потомками первой волны.

Но это еще не были люди современного анатомического типа, а их предшественники. Как же возник современный человек? Сегодня среди генетиков, антропологов и археологов существует две гипотезы. Большинство считают, что современный человек сформировался 200-150 тысяч лет назад в Африке, а 80-60 тысяч лет он начал расселяться на другие континенты. Вначале он заселил восточную часть Евразии и Австралию, позднее — Европу и Центральную Азию. Как его встретили те, кто уже здесь жил, потомки двух миграционных волн? Взгляды ученых расходятся. Одни считают, что новички истребляли или вытесняли аборигенов в менее удобные экологические районы, и в итоге, скажем, неандертальцы 25-30 тысяч лет назад исчезли с лица земли. Другие уверены, что виды мирно сосуществовали, но современный человек постепенно ассимилировал аборигенов.

Анатолий Деревянко и Михаил Шуньков с этим не согласны. Они утверждают, что у современного человека несколько «родин». Он формировался не только в Африке, но и в других точках Земли. Ученые приводят серьезные аргументы. Они задают вопрос: как объяснить, что Homo sapiens смог преодолеть свыше 10 тысяч километров, не оставив никаких следов на пути движения? Ведь если бы 80-30 тысяч лет назад он появился в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии и постепенно начал вытеснять коренное население, то здесь должна была измениться местная культура и весь арсенал каменных орудий и изделий. Однако ничего подобного не произошло. Археологи не находят этому никаких доказательств. Словом, никакого влияния «колонизаторов» не наблюдается.

Более того, древние культуры на территориях Евразии, Африки, Австралии существенно различаются. А значит, развивались самостоятельно. Поэтому ученые выдвинули неожиданную гипотезу. Они не оспаривают, что современный человек появился в Африке, а затем расселялся по Земле. Однако до многих районов он не добрался, в частности, в Восточную и Юго-Восточную Азию. Здесь жили потомки двух миграционных волн, которые произошли 2 миллиона и 600 тысяч лет назад. Они и стали основой для формирования в этих зонах планеты других, отличных от африканских, подвидов современного человека. Если бы было иначе, и аборигены замещались переселенцами из Африки, то культуры во всех районах планеты оказались бы схожи.

Как же возник Homo sapiens? Вот версия Деревянко и Шунькова. В Европе, до прихода сюда современных людей из Африки, основное население составляли неандертальцы. У них была развитая культура, во многом не уступавшая той, что позже привнесли сюда «африканцы». Судьба неандертальцев драматична. Постепенно пришельцы вытеснили их с собственных территорий. А наука на долгие годы вычеркнула их из генеалогического дерева современного человека. Однако генетики восстановили справедливость. Сегодня уже признано, что около 4 процентов наших генов мы получили от неандертальцев. С ними в близком родстве находятся китайцы, французы и папуасы.

Принципиально иная картина в Восточной и Юго-Восточной Азии. Сюда, по мнению Деревянко и Шунькова, люди современного типа из Африки вообще не добрались, поэтому в их культурах в период 80-30 тысяч лет назад не произошло никаких существенных изменений. В этом регионе на местной «почве» сформировались другие, отличные от «африканских», подвиды людей современного типа. Речь идет, в частности, о «человеке алтайском», следы которого не так давно найдены на Алтае, в Денисовой пещере.

Эта находка сразу стала мировой сенсацией. Археологические материалы свидетельствуют о самобытной культуре, никак не связанной с той, что присуща «африканцам». Но самое главное, что геном «денисовца» существенно отличается от генома современного человека. А значит, он, как и неандерталец, был самостоятельным подвидом Homo sapiens. Причем не тупиковым. «Денисовцы» внесли около 6 процентов в геном современных меланезийцев и некоторых австралийцев.

Что же касается конечного продукта цивилизации — Homo sapiens, то не все эти подвиды внесли в него одинаковый вклад. Сегодня большинство ученых считают, что лепта «африканцев» все же была наибольшей, в частности, и потому, что они обладали наибольшим генетическим разнообразием.

Источник: http://www.ecolife.ru/infos/news2/11021/

 

Бизнесмен Стецкевич-Чебоганов пишет «настоящую историю белорусского народа»

В Беларуси объявлены лауреаты премии президента «За духовное возрождение» 2012 года. Специальную премию за создание серии историко-документальных книг «Я — сын Ваш. Летопись белорусской шляхты» получил бизнесмен, писатель и историк Анатолий Стецкевич-Чебоганов.

«Любая оценка творчества писателя, историка важна, потому, конечно, я очень рад этой награде», — отметил лауреат в комментарии для Naviny.by.

Анатолий Стецкевич-Чебоганов родился в 1946 году в деревне Засмужье Любанского района Бобруйской (Минской) области. Закончил Любанскую белорусскую среднюю школу с золотой медалью. Победитель и призер районных и областных математических олимпиад. Закончил Ленинградский институт точной механики и оптики. Учился в Высшей школе управления при АПК СССР в Москве, в Боунмоус, Англия (мировая экономика).

Работал — на оборонном предприятии ВНПО «Каскад», главным инженером научно-производственного объединения «Нива», начальником Главка Госагропрома БССР (должность приравнивалась к заместителю министра), председателем правления Белорусской агропромышленной биржи.

Председатель наблюдательного совета группы компаний «Стецкевич». Член Союза писателей Беларуси.

Награжден Русской православной церковью орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 3-й степени, медалью святителя Кирилла Туровского, многими почетными грамотами. Автор книг: «Я — сын Ваш (летопись белорусской шляхты)» в 4-х томах, в рукописи — «Три залпа шрапнелью по товарищам (Б.И.Казанович — генерал Белой Гвардии)», «Спаси и Сохрани (черные доски, опыт реставрации русских икон)». Один из устроителей памятника Святой Софии, княгини Слуцкой. Памятник установлен в 2000-летие от Рождества Христова в Слуцке.

Женат. Два сына и два внука.

Интересоваться историей древних белорусских родов Анатолий Стецкевич-Чебоганов начал с изучения собственной родословной:

«Историей своего рода я интересуюсь практически всю свою жизнь. Потому что я родился в деревне Засмужье Любанского района, и до революции это было имение моего деда. Потом началась революция, раскулачивание, мой дед был расстрелян, семья была выслана в Коми-Пермяцкий округ. Все это несчастье с семьей подвигло меня к изучению своего рода. И когда я уже многие годы работал над историей своего рода, я настолько увлекся, что это стало главной темой моей жизни — изучение рода у меня переросло в изучение истории отечества. Свою работу я понимаю не как изучение родословной, а как изучение истории общества, отечества через человека, через семью, через род».

Исследователь считает, что это и есть «настоящая, неполитизированная и наиболее достоверная история». Серия книг хоть и называется «Летопись белорусской шляхты», но «фактически это история белорусского народа».

Анатолий Стецкевич-Чебоганов уже два десятка лет занимается изучением родов.

«По-настоящему — с историками, архивами, документами — я работаю более 20 лет. И за эти 20 лет я ни разу не был в отпуске! — говорит он. — Конечно, мне помогают историки, помогают сотрудники нашего Национального архива, помогают и архивы других стран. Ведь приходится собирать воедино документы из разных архивов. Но в основном я этим занимаюсь самостоятельно. Потому что это такая работа, что если сам не будешь заниматься, то никто это за тебя не сделает. Этим надо жить».

Основатель группы компаний «Стецкевич» Анатолий Стецкевич-Чебоганов входит в число самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси.

Говоря о том, как ему удается совмещать бизнес с историей, он замечает, что работа над книгами по истории для него — отдых: «Сегодня я почти бизнесом не занимаюсь. Нашей компании уже более 20 лет, там все отлажено, грамотный коллектив, прекрасно справляющийся и без меня. Потому я больше занимаюсь творчеством. Я очень много работаю над историей — и это для меня отдых. Потому что обычного отдыха я не понимаю — бездельничать, лежать на пляже где-то в теплых странах».

Писатель уже издал историю 10 древних белорусских родов, а исследовал он на сегодня уже 40 родов.

«Среди них есть и предки известных белоусов, — рассказывает он. — Например, род Некрашевичей, о котором я недавно написал, из него вышел первый директор Института белорусской культуры Некрашевич. Конечно, когда изучаю прошлое, знаковые фигуры попадаются. Они практически в каждом роду есть. Думаю, очень много наших современников найдут себя в моих исследованиях. Ведь история рода — не только прошлое, но и современная история. Потому что скоро все вокруг нас станет историей».

По его словам, исследовать чьи-то родословные по просьбе ему не приходилось: «Потому что я работаю по определенной внутренней программе. Но если обращаются, я даю подсказки».

Отвечая на вопрос, не приходилось ли изучать родословные, например, президента или известных чиновников, он заметил, что «если бы было поручение, может быть, но пока поручений таких не было».

В планах у Стецкевича-Чебоганова — исследовать максимальное количество белорусских родов: «Сейчас у меня в работе несколько томов в продолжение серии «Я — сын Ваш». В этом году думаю издать два-три тома. И потом работа тоже продолжится. Более того — я намерен создать фонд в поддержку этого направления. Мне одному удается за год «освоить» два рода, а если создать такой фонд, специальную команду, то можно и 10 наших древних родов в год изучать. И это был бы выдающийся вклад в историю отечества, если такую работу усилить. Я думаю, это возможно».

Стецкевич-Чебоганов признается, что хотел бы «исследовать все роды нашего отчества». Но это тысячи и тысячи родов: «Вот у вас есть род, у соседа род, вы не знаете, но может вы с одного рода в древности. А так часто бывает. Некоторые люди были просто моими знакомыми, а оказались родственниками…».

Для одного человека исследовать все это «нереально». «Потому я и хочу создать специальный фонд, чтобы моя работа продолжалась даже после того, как я устану или не смогу дальше работать», — говорит он.

По его словам, для истории важны родословные не только шляхты, но и крестьян.

«Мне приходилось и крестьянскими родами заниматься. И удавалось до XVIII века без особых трудов проследить родословную. Они такие же участники истории, как и шляхта. Просто о них меньше информации. Но любой человек — вселенная, и любая информация о нем очень важна», — объясняет он.

Источник: http://naviny.by/rubrics/society/2013/01/08/ic_articles_116_180448/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное