Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Нижегородцам рассказали, как восстановить историю своего рода

Восстановить родословную своей семьи - что может быть интереснее? Именно так считают организаторы мастер-класса, который состоялся на эту тему в Нижнем Новгороде. Архивариусы и краеведы рассказали, как восстановить историю своего рода и насколько увлекательно это занятие. Темой заинтересовался и корреспондент программы "Вести - Приволжье".

Растения в доме есть у многих, но генеалогическим древом похвастаться может не каждый. Между тем, такая композиция украсит квартиру не хуже настоящего цветка, и уж точно будет является предметом гордости. Интерес к своим корням у граждан России в последнее время растет, в том числе и у самых маленьких.

Взрослые создают деревья побольше. Для мужчин синие квадраты, для женщин -розовые.; с именем и фамилией, если известно - указываются годы жизни. Как правильно составить генеалогическое древо подскажут специалисты. Если человек захотел восстановить родословную - государственные и ведомственные архивы станут главными помощниками в этом деле. Туда любой гражданин может отправить запрос. Главное, иметь побольше данных о человеке.

ЛЮБОВЬ СУСКИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: "Первым делом нужно обратиться к домашнему архиву, найти документы семьи, расспросить родителей, бабушек и пробабушек".

Архивные документы есть в каждом неселенном пункте, даже в селах - это похозяйственная книга, в которой учитываются все жильцы. Кроме того, сейчас существует множество методической литературы: адрес-календари и памятные книжки, а словари фамилий можно найти в библиотеке. Можно заглянуть в книгу памяти, книги военнопленных и репрессированных граждан. Есть специальные издания о генеалогии. Главное - начать поиски и появится много интересных открытий.

В помощь гражданам и современные технологии. В сети Интернет имеется множество сайтов и баз данных по погибшим, и награжденным в годы войны. Репрессированного родственника можно реабилитировать. В память о герое, погибшем на войне, можно получить выписки о его боевом пути.

Источник: http://nnovgorod.rfn.ru/rnews.html?id=105115&cid=7

 

Человек-система

17 января исполняется 150 лет Константину Станиславскому

Если бы Станиславскому при жизни объявили, что он бренд, он бы в обморок грохнулся, перед этим воскликнув: «Какая пошлость!!!»

Но что истинному интеллигенту во все времена пошло и стыдно, государственному лицу — умно и статусно. И что бы в день 150-летия К.С.Станиславского ни говорили, называя его, как и Большой театр, нашим главным брендом, он останется прежде всего человеком, осчастливившим мир Московским художественным театром и своей Системой.

Просто мир это не сразу понял.

Уже 75 лет как этого высокого господина с благородной седой головой и темными соболиными бровями нет на этой земле, а о нем все говорят и говорят, пишут и пишут не покладая рук. На его имени строят карьеру, нарабатывают имидж, зарабатывают деньги, создают школы. Его именем порой спекулируют, получают государственные гранты, объявляют себя последней истиной в инстанции, ведут просветительскую работу. Какое несметное количество людей К.С. обеспечил безбедным существованием!!! Может, и не рассчитывал, а вышло на века.

Что он был за человек? Этот рассеянный гений, не прощавший сценической фальши даже собственной жене, актрисе Лилиной? И публично винившийся перед учениками за собственную ошибку в проходном спектакле. Переживший драму непонимания и даже отторжения своей системы его актерами, а позже — искажения ее до неузнаваемости и отрицания учениками и учениками учеников. Но дело в том, что Станиславский такой один и другой системы еще никто не придумал.

Каким видели Станиславского современники? Как оценивали его, те, кто работал с ним изо дня в день, выходил на сцену, ездил на гастроли, был допущен в дом в Леонтьевском переулке? Нерастиражированные, не затасканные историей и временем имена — Леонид Леонидов (импресарио, первый вывозивший МХТ на российские и зарубежные гастроли, умер в Париже); актриса Мария Германова (осталась в эмиграции, умерла в Париже), Валентин Смышляев (один из создателей 1-й студии МХТ), Мария Кнебель (ученица студии Станиславского, педагог, режиссер).

Прабабушка — турчанка. Бабушка — француженка. Мать — русская. А по мужской линии — три ярославских мужика. Генеалогия не каждодневная. Биография исключительная… В балете московского Большого театра состояла некая танцовщица Станиславская. В нее без памяти был влюблен ярославский турецко-французский отпрыск, по фамилии Алексеев, по имени-отчеству Константин Сергеич. И когда эта балерина преждевременно умерла, увлекавшийся театром молодой купец стал называться Станиславским. (Позже Станиславский сам опроверг такую версию своего псевдонима. — М.Р.)

В своем безмерном увлечении театром он начал с того, что был жестоко освистан в Рязани: осмелился, видите ли, приехать вместо заболевшего Александра Иваныча Южина.

Особенность Станиславского заключалась в том, что на первых порах он туго воспринимал каждое новое явление. Он, например, никогда не мог сразу понять и оценить чеховские пьесы. Он совершенно не понял сначала роли Тригорина в «Чайке». Но когда ему хорошо и дельно растолковывали непонятное, тогда просыпался гений, в полной мере присущий Станиславскому, и он возносился на подлинные вершины мирового искусства.

Московский художественный театр облагородил Москву; в этом тучном и богатом Китай-городе, рядом с мукой и рогожей, вырос цветок, совершенно неожиданный и столь очаровательный, что о нем можно говорить только в стихах, писать его только призрачными красками…

Станиславский, как купец (от Кабанихи немножко), любил нагонять на нас страх, смотрел на актеров, как на массу, которую надо вышколить, выбить из нее штампы, примадонство, всю актерскую мишуру, образить актеров, сделать из них таких, которые могли создать Художественный театр. Он трудился над этим непрестанно. Понятно, что у него в привычку вошло все время «замечать» за актерами, держать их все время как бы на искусе. Ведь у нас каждое лыко было в строку. Какую кто кофточку надел и то иногда обсуждалось чуть ли не на совете. Станиславский нянчился с актерами, и как дети раздражают няньку, так раздражали и его актеры. К.С. совсем не жалел актеров, не считался с их самолюбием, вкусом, с тем, что на актерском языке называется душой актера.

Однажды Станиславский, не говоря ни слова, посадил молоденькую, очень хорошенькую актрису Второй студии Голлидэй на извозчика и повез куда-то на окраину Москвы. Она, ничего не понимая, робко пыталась выяснить, в чем дело. Но Константин Сергеевич хранил упорное сердитое молчание. Наконец извозчик остановился перед какой-то захудалой фотографией. На витрине висел портрет бедной Голлидэй с распущенными волосами. «Это актриса Художественного театра? — коротко спросил Станиславский у застывшей от стыда девушки. — Идите к фотографу и на коленях молите его уничтожить не только фотографию, но и негатив».

Как-то К.С.Станиславский не чувствовал себя вполне здоровым, а роль Штокмана (спектакль «Доктор Штокман») была и трудна, и сложна. Пришлось волей-неволей передать ее Качалову. Но сделал это Станиславский с великою, видимо, болью в душе. Он искренно страдал. Каждое представление он приходил за кулисы и настороженно слушал аплодисменты, которые сопровождали окончание каждого акта. Выслушав аплодисменты и взвесив на своих актерско-аптечных весах их театральную нагрузку, Станиславский облегченно вздыхал: нагрузка явно была не та, и Качалов явно не имел того успеха, который в этой роли имел он, Станиславский…

«…Г.Станиславский перестарался в роли графа Любина. Выражаясь вульгарно, он задумал прыгнуть выше своей головы, дать что-то необыкновенное, а сил-то для этого и не хватило. Прежде всего ужасно неудачный грим… Потом ударился в какую-то особенную игру, окрещенную актерами именем «французской», то есть это игра с разными экивоками, «кренделями» и фокусами. Что он, например, делает из сцены пения! Это очень смешно местами как пародия, но этой пародии место в кривом зеркале, а не в Художественном театре…»

Трудно сказать, чему он отдавал больше времени и сил — работе с центральными персонажами пьесы или народной сцене. Он сам занимался с нами походкой, манерами, реверансами, поклонами, учил обращаться с лорнетом, обмахиваться веером. Мы делали бесконечное количество этюдов для сцены бала. Константин Сергеевич передал каждому участнику «опросный лист». Мы знали, что в любую секунду Станиславский может с удивительной любезностью попросить любого из нас ответить, кого мы играем, с кем приехали на бал, как относимся к Фамусову или к Хлестовой. И если он услышит формальный ответ, не согретый живой фантазией, нас ждут его гнев и презрение.

В Нью-Йорке, когда Станиславский переходил улицу, полицейский остановил перед ним поток машин: таким значительным показался ему этот седой величественный человек.

Иногда репетиции бывали мучительными. Он мог по три-четыре часа добиваться верно сказанной фразы или ударения. В такие минуты он забывал о мягкости. Не только молодые, но и известные всему миру актеры терялись и буквально костенели от страха. Станиславский, вероятно, не любил в себе эти приступы деспотии, потому что потом с особой нежностью относился к тем, кого он накануне обижал. И все-таки опять обижал и мучил, не справляясь со своей требовательностью и бескомпромиссностью.

Сегодня ночью были арестованы К.С.Станиславский и Москвин по постановлению М.Ч.К. Я сегодня все утро и день бегал по разным лицам и учреждениям, желая как можно скорей освободить старика главным образом. Ведь он ужасный трус и сейчас, бедняга, если его еще не выпустили, он, чай, переживает бог знает что... Станиславский и Москвин были освобождены в тот же день в 6 часов вечера.

На праздновании тридцатилетия театра Станиславский самого «отца народов» заставил встать, чтобы почтить память московского купца С.Т.Морозова.

Встречаться с К.С. нельзя было безнаказанно. Он менял жизнь других людей, менял самих людей… Под его влиянием люди переплавлялись, как металл в котле. Вы хотите, чтобы я рассказала вам, как он это делал? Не знаю, как он делал. Если говорить о К.С. честно, это не значит говорить только хорошее. Бывало, что он наполнял меня великой радостью, счастьем, а бывало, что больно бил.

Увидя однажды на репетиции молодого актера без галстука, с расстегнутым на одну пуговицу воротником, Станиславский сделал ему замечание. Актер стал оправдываться — лето, жарко… Тогда начался разнос. «Разгильдяйство начинается с права являться на репетицию в неряшливом виде. Сегодня без галстука, а завтра в ночных туфлях, в халате… Отправляйтесь сейчас же домой, приведите себя в порядок, и только тогда я допущу вас на репетицию». До самых последних дней — при любом самочувствии — Константин Сергеевич появлялся на занятии гладко выбритый, чаще всего в коричневом костюме с галстуком-«бабочкой», в свежей накрахмаленной рубашке и узконосых ботинках.

Константин Сергеевичем был изумительным композитором речевого шума. Организация групп, которые включались и выключались из общего говора, нарастание звукового напряжения, доведение звука до шепота, до пианиссимо, от пианиссимо до форте, потом опять изменение количества говорящих людей внутри каждой группы и тончайшее постепенное их слияние — он создавал великолепную звуковую симфонию, слыша малейшую ритмическую, звуковую, смысловую фальшь.

Однажды во время репетиций «Фигаро» жертвой режиссерской нетерпимости Станиславского стал молодой актер Н.Ларин. Он заставлял этого актера бесконечное количество раз выходить из-за кулис на сцену. И при первых же шагах останавливал его: «Не верю!!! Во имя чего вы вбегаете? Где ваш объект? Освободите мышцы! Вы напряжены. Вы не понимаете, что репетируете пьесу Бомарше, а не Островского. Что вы делаете руками? Почему у вас дергается голова?»

У него самого как у актера было много недостатков, и он работал над ними все время и боролся с ними жестоко. Этим он напоминал Толстого: ломал, насиловал, измывался над собой.

Незадолго до своей смерти Станиславский писал: «Лучше всего, когда в искусстве живут, чего-то домогаются, что-то отстаивают, за что-то борются, спорят, побеждают или, напротив, остаются побежденными. Борьба приносит победы и завоевания. Хуже всего, когда в искусстве все спокойно, все налажено, определено, узаконено, не требует споров, борьбы, поражения, а следовательно, и побед. Искусство и артисты, которые не идут вперед, пятятся назад. К счастью, в нашем театре пока этой опасности нет. Театр спорит, бурлит, борется, побеждает или остается побежденным…»

СТАНИСЛАВСКИЙ — ЭТО:

Олег Табаков:

— Кто такой Станиславский? Для меня это так же, как естественно спросить, откуда я родом, кто моя мама, кто моя бабушка. Мой учитель — Василий Осипович Топорков — учился у Давыдова. А тот был учеником Щепкина. Поэтому я, а также Миронов, Машков, Безруков, — получаемся наследники по прямой. Генеалогическое дерево крепкое.

 Галина Волчек:

— Все, что касается театра, околотеатра, системы самого театра, то тут для меня Станиславский — Бог.

Марк Захаров:

— Станиславский, я думаю, был гений. А гений потому, что однажды он понял — играть сцену из «Чайки» на настоящей скамейке в саду, когда восходит луна, нельзя. Если луна настоящая и листва настоящая, играть и существовать надо по-другому.

Валерий Фокин:

— Это тот незыблемый фундамент, который является основой для развития самых разнообразных, крайних, конфликтных между собой театральных форм. А еще это этика — верность духовному началу в театре. Это философия, которая почти потеряна сегодня или разрушена.

Евгений Миронов:

— 1-я мысль при имени Станиславского — наше все. 2-я мысль — гениальный характерный актер. 3-я мысль — система, которую затерли и превратили в школу для посредственных актеров. 4-я — главное перечитать. 5-я — успех системы, как кубик Рубика: кто что соберет, а талант соберет свое. И мысль 6-я — гений, наше все.

Миндаугас Карбаускис:

— Я никогда не думал о Станиславском.

Марк Розовский:

— Станиславский — это язык. Без Станиславского в театре происходит или молчание, или ложь.

Олег Меньшиков:

— Я не могу сказать, что я знаток системы. И, конечно, никогда не видел Станиславского на сцене. Революции он не сделал. Революция в театре опасна, так как предполагает уничтожение всего старого. Но что он сделал? Он ввел терминологию, профессиональный язык, на котором мы сейчас разговариваем (сверхзадача, сквозное действие и т.д.). И у меня нет оснований не верить Фаине Георгиевне Раневской, которая, будучи моложе Станиславского, бежала после спектакля «Горе от ума» за его каретой по Леонтьевскому переулку и кричала: «Мальчик мой, мальчик мой!».

Сергей Женовач:

— Это азбука профессии. Без этого творчеством заниматься бессмысленно.

Римас Туминас:

— Я его всегда досконально читал. Станиславский — это молодость. Не моя молодость, а такая ассоциация. Молодость быть живым, в романтическом духе, влюбленным. Талант и энергия молодости.

Константин Богомолов:

— Станиславский прекрасен тем, что всю жизнь пытался доказать людям театра, что театр — это искусство, творчество, и к нему надо подходить как к творчеству — по гамбургскому счету. А система — это вторично, это скорее дневник наблюдения за собой, который в силу маниакальности, трудолюбия его автора превратился в интересный документ. Наблюдение за болезнью под названием актерство.

Источник: http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/01/16/798985-cheloveksistema.html

 

Кобры, выползни, гадюки

Кое-что о литературных пресмыкающихся к году Водяной Змеи

Поэтессе и писательнице Зинаиде Гиппиус, родившейся в год Змеи, принадлежит формула женской неотразимости:

…И я такая добрая,

Влюблюсь – так присосусь.

Как ласковая кобра я,

Ласкаясь, обовьюсь.

Бороться с этим очаровательным существом с немигающими глазками бессмысленно и глупо. Скульптура Медного всадника тому наглядный пример. Известно, кого и зачем обессмертил в бронзе Фальконе, но вся «Россия, поднятая на дыбы» оказалась бы весьма неустойчивой, если бы не змея. Бронзовая змейка, которую попирает копыто коня, – одновременно и жертва, и опора памятнику.

Вот парадокс! Получается: змея подколодная, пригретая на груди, ядовитая гадина, которую надо непременно раздавить, и т.д. И вместе с тем – очаровательное создание. Мало того, борьба со змием в традиционном смысле оборачивается полной своей противоположностью и в конечном счете не несет иной раз в себе ничего плохого. Мы зачарованно смотрим в глаза этой ползучей гадины, ужасаемся, но глаза отвести не можем:

«– Бандар-логи, – наконец прозвучал голос Каа, – может ли кто-нибудь из вас без моего приказания пошевелить рукой или ногой? Отвечайте.

– Без твоего приказания мы не можем шевельнуть ни ногой, ни рукой, о Каа.

Также в разделе:

– Хорошо. Сделайте один шаг ко мне…»

Сделаем шаг, все равно нет шансов преодолеть этот колдовской соблазн! Почти как у Бунина в стихотворении «Змея»:

Где суше лес, где много пестрых листьев

И желтых мух, там пестрый жгут – змея.

Чем жарче день, чем мухи золотистей –

Тем ядовитей я.

Ладно бы Иван Алексеевич написал и забыл, как страшный сон, но у него еще одно стихотворение на эту животрепещущую тему есть:

Глаза козюли, медленно ползущей

К своей норе вечною сонной пущей,

Горят, как угли. Сумрачная мгла

Стоит в кустах – и вот она зажгла

Два ночника, что зажигать дано ей

Лишь девять раз, и под колючей хвоей

Влачит свой жгут так тихо, что сова,

Плывя за ней, следит едва-едва

Шуршанье мхов…

Такое ощущение, что поэт любуется не змеей, а девкой деревенской, которая ему пригрезилась в козюле. И он имеет на это все основания. Понятно, что мифология, тем более библейская, дает обширный материал для всякого рода толкований. Согласно одному из них, змея – непременный атрибут зла, согласно другой – символ мудрости и (внимание!) – Христа: «Древо Жизни – мудрость, благоприятный символ; как образ попираемого зла и торжество Христа над силами тьмы, змея присутствует у основания креста в сцене Распятия. В то же время, по утверждению Тертуллиана, христиане называли «Добрым Змием» Христа, символом которого нередко выступает изображение обвившейся вокруг креста (обычно Т-образном) или распятой на нем змеи» (из «Энциклопедии символики и геральдики»).

Жертва и опора: яд змеи может уконтрапупить, а может и вылечить. Но надо ли так глубоко углубляться в мифы? Литература однозначно утверждает: надо – и нещадно эксплуатирует этот образ: «Ведь с чего началось? Искал Ерофей Марков дурмашки да строганцы и нашел в той яме золотые комышки. Вроде и просто, а как подумаешь, – большая это редкость, чтоб в здешнем жильном золоте отдельно комышек найти…»

Так начинается один из сказов лауреата Сталинской премии Павла Бажова «Золотые дайки», который был, к слову сказать, опубликован в 1945 году в журнале «Новый мир»… Появись он сейчас, все бы в один голос заявили, что Павел Петрович борется с золотым тельцом. Однако как ни вникай и ни следуй вглубь за героями Бажова, а ничего подобного там нет и в помине: «– Многие, – говорит, – золото ищут, а ни у кого настоящего понятия нет. В старых списках про это по всей тонкости показано. Владеет золотом престрашный змей, а зовут его Дайко. Кто у этого Дайка золотую шапку с головы собьет, тот и будет золоту хозяин».

И тут змей Дайко вступает носителем некоей тайной мудрости и подземных сокровищ. Прямо-таки горьковский Данко, тот же революционер, только подземный, подпольный. Ведь в советские времена в кержаках, которых изображал Бажов, видели чуть ли не первых революционеров, которые боролись с официальной церковью, хотя Сталин и вышел из семинаристов. Выходит, что Бажов со своими кержаками-золотодобытчиками словно бы избывал грех вождя всех физкультурников перед своим темным прошлым?

Это если мы пойдем налево, то есть по пути, протоптанному Бажовым. А у него змей в сказах не мало. Вот еще один – «Великий Полоз»: «Это есть Великий Полоз. Все золото в его власти. Где он пройдет – туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле, и под землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет. Оттого вот и бывает – найдут, например, люди хорошую жилку, и случится у них какой обман, либо драка, а то и смертоубийство, и жилка потеряется. Это, значит, Полоз побывал тут и отвел золото…»

В этом сказе змей уже выползает из подполья наверх. Вряд ли, конечно, Великий Полоз синонимичен Великому Кормчему (кстати, напрасно вы думаете, что Великий Кормчий – это Мао Цзэдун, впервые Великим Кормчим газета «Правда» в 1934 году провозгласила именно Сталина, и тут опять-таки не обошлось без христианской символики, Иоанн Златоуст в своем сочинении «Беседы на книгу Бытия» Великим Кормчим называет Бога!). Но – главное: канонизация одного из главных врагов христианства в качестве литературного героя состоялась! Если оглядеться по сторонам в поисках точки опоры, то всякая категоричность относительно змеи – опасна.

Змея в литературе – столь сочный и сильный символ, что способен повергнуть к своему подножию любого противника. Вот несколько примеров. Один из рассказов Чехова «В овраге»: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленое… с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову».

«Гадюка из спелой ржи» – это просто-таки эталон женского портрета в русской литературе. Равновеликих метафор не много найдется. Разве что у Шолохова в «Тихом Доне»: «Емельян проводил Аксинью глазами, медленно, как слепой ноги, переставляя слова, сказал:

– Гнида гадкая, вонючая, какая ни на есть хуже. Давно ли в чириках по хутору бегала, а теперя уж не скажет «тут», а «здеся»... Вредные мне такие бабы. Я бы их, стерьвов... Выползень змеиный!»

Всю современную литературу можно чохом, не глядя, смело отдать за одного только шолоховского выползня!

А вот еще одно сокровище, еще один перл и адамант. Несравненная «Гадюка» Алексея Толстого: «Когда появлялась Ольга Вячеславовна, в ситцевом халатике, непричесанная и мрачная, – на кухне все замолкали, только хозяйственно прочищенные, полные керосина и скрытой ярости шипели примусы. От Ольги Вячеславовны исходила какая-то опасность. Один из жильцов сказал про нее:

– Бывают такие стервы со взведенным курком... От них подальше, голубчики...»

Вспомним, кстати, замечательный одноименный фильм Виктора Ивченко с Нинель Мышковой в главной роли.

«– Это совершенное бесстыдство – лезть к человеку, который женат... Вот удостоверение из загса... Все знают, что вы – с венерическими болезнями... И вы с ними намерены делать карьеру!.. Да еще через моего законного мужа!.. Вы – сволочь!.. Вот удостоверение...

Ольга Вячеславовна глядела, как слепая, на визжавшую Сонечку... И вот волна знакомой дикой ненависти подкатила, стиснула горло, все мускулы напряглись, как сталь... Из горла вырвался вопль... Ольга Вячеславовна выстрелила и – продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо...»

Ольга Вячеславовна – купеческая дочка, ставшая кавалер-девицей Красной армии. Казалось бы, мужик в юбке. А вот ведь. Советская власть, перетасовав колоду, любовь, как ни старалась, отменить не смогла. А жаль…

Источник: http://www.ng.ru/style/2013-01-17/8_snake.html

 

Змеиные фамилии: Кобрин был начальником Ужовской, а у Гадюкиной после свадьбы изменился характер

АСПИДОВА: ЗМЕЯ В БЕЛОМ ХАЛАТЕ

Начнем с Аспида. Этого сказочного змея людская молва наделила коварством, мощью и прескверным характером. Но встречается Аспиды не только в легендах. Так же названо обширное семейство ядовитых змей (к аспидам относится и черная мамба, и кобра, и многие иные). И немало украинцев носит фамилию Аспидов и Аспидова. «Несмотря на такую устрашающую фамилию, я очень добрая, улыбчивая. Многие говорят, что один мой вид поднимает настроение», — рассказывает жительница Херсона Алла Аспидова. Заметим, что змея — символ медицины, а наша героиня работает старшей акушеркой. Поэтому Алла надеется, что год Змеи поможет ей продвинуться по карьерной лестнице. Тем более что в роддоме Аспидову любят и мамы, и медперсонал. Но вот близкий друг Аллы, бывает, со вздохом замечает: «Иногда ты ведешь себя, как настоящая змея! Внезапно нападаешь, больно «укусишь». Затем затаишься на время, выждешь и опять жалишь».

ГАДЮКИНА: «У РОДНИ МУЖА МНОГО ЗМЕИНЫХ ЧЕРТ»

«Видимо, мои предки были «добрыми и отзывчивыми» людьми — вот и заработали фамилию Гадюка. А когда моему деду выдавали паспорт, какой-то «умник» посчитал, что фамилия Гадюкин звучит благозвучнее. Вот и добавился к Гадюке суффикс «ин», — рассказывает София Гадюкина из Кривого Рога (согласитесь, забавное сочетание фамилии и места жительства).

О том, насколько ядовиты Гадюкины, рассказывает наша следующая героиня. «Это фамилия моего мужа. Он у меня на змею совсем не похож, от него такое тепло исходит... А вот у свекра и невестки — «змеиных» черт хоть отбавляй, но их не обсуждаю, — признается Света Гадюкина из Донецкой области.— И знаете, я когда фамилию поменяла, заметила, что и мой характер изменился. Стала более хладнокровной, более язвительной и ядовитой».

ЖЕЛТОБРЮХ: «ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ МНЕ К ЛИЦУ»

Желтобрюх — самая длинная змея в Европе, может достигать 2 метров. Животное это довольно редкое, занесено в Красную книгу. «Наверное, поэтому мало кто вспоминает о змеях, когда слышит мою фамилию, — рассказывает Олеся Желтобрюхова из Чернигова, — Наш предок был запорожским казаком. Наверное, заслужил прозвище Желтобрюх за свой характер. Змея эта очень агрессивная, часто первой нападает на людей, пытается их укусить». У самой Олеси характер мирный, а от предка-змея ей досталось разве что хладнокровие. «Какие бы страсти вокруг меня ни бушевали, я всегда остаюсь внешне невозмутимой, — рассказывает Олеся, — Но думаю, что в следующем году мне это качество не понадобится. Жду от года Змеи всего самого хорошего, как в личной жизни, так и в карьере. Ведь родилась-то я тоже в год Змеи». А еще Леся призналась, что желтый ей весьма к лицу, и в ее гардеробе немало вещей упомяну-того цвета.

КОБРИН: У МЕНЯ ВЗРЫВНОЙ ХАРАКТЕР

Кажется, откуда взяться многочисленным Кобриным в наших телефонных справочниках? Ведь кобры в наших краях, как известно, не водятся.

«Когда я пытался узнать что-нибудь о происхождении своей фамилии, то прочитал, что ничего змеиного у Кобриных нет. Раньше коброй называли горсть чего-то. Была такая мера объема, — рассказывает Дмитрий Кобрин из Чернигова. — Наверное поэтому у меня нет каких-то змеиных черт. Я миролюбивый. Да и хладнокровным я себя точно назвать не могу. Наоборот, характер у меня взрывной, я очень темпераментный».

Впрочем, стоит заметить, в профессиональной сфере Дима чувствует себя, как кобра в джунглях. Работает он менеджером, обладает змеиной изворотливостью и чуткостью. Прислушивается к интонациям в голосе клиента и молниеносно на них реагирует. Что же говорит интуиция Кобрина о грядущем змеином годе? «Мне кажется, что год будет хорошим», — пророчествует Дмитрий. Как и многие другие представители «змеиных фамилии», он надеется, что год Змеи принесет ему и его супруге удачу в бизнесе. Тем более что кобру считают хранительницей сокровищ, а Кобрина занимается изготовлением бижутерии.

ПИТОНОВЫ: «У НАС ВСЕ СХВАЧЕНО»

У Питоновых — все схвачено. Удивительно, но именно к этой фразе сводились все разговоры с обладателями столь редкой фамилии. Например, Надя Питонова из Крыма ничего не просит у Змеи — покровительницы года. «Главное, чтобы дочечка росла здоровой! Остальное купим», — полагает она. Кстати, о дочке. В этом новом, «змеином» году Питонова-младшая (ей без малого годик) сделала свой первый шаг. Можно сказать, сбросила ползунки, как змея сбрасывает старую шкуру!

А вот Ирина Питонова от этого года не в восторге. «На новогоднем празднике муж со всеми девушками пообнимался. Просто душил их в своих объятиях. Прямо не Питонов, а Змей-искуситель», — жаловалась нам девушка.

ПОЛОЗ: «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ» С МЕДАЛЯМИ

«Рожденный ползать, летать не может». К Андрею Полозу это явно никакого отношения не имеет. О нем так и хочется сказать — воздушный змей. Этот одессит увлекается пилотированием легких самолетов. Завоевывал медали на чемпионатах Украины по высшему пилотажу. «Когда начинал заниматься пилотированием, о том, что у меня совсем «нелетающая» фамилия, как-то не задумывался. А вообще пошли Полозы вроде как от казака-оборотня. Если становилось горячо — он в змеюку превращался и линял», — рассказывает Андрей.

У харьковчанки Марины Полоз — другая версия, объясняющая происхождение фамилии. «Все просто: у саней есть полозья, а в единственном числе, соответственно, получается «полоз»! Наверное, предок мастерил сани, — рассказывает Марина. — Мне моя фамилия

 раньше как-то не нравилась. Но потом, наоборот, очень полюбила ее. Она оригинальная». Еще Марина пожаловалась, что на слух мало кто правильно ее фамилию воспринимает. И ее как только не называли: то Волос, то Колос, и Голос.

И, как следовало ожидать, от года Змеи Полозы ждут только хорошего. «Фамилия обязывает», — шутит Марина Полоз.

УЖОВСКАЯ: ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА ЗАЙКО

Наша следующая собеседница всю жизнь была «ужиком», но встретила свою любовь и стала «зайкой». Ирина в девичестве носила фамилию Ужовская, но выйдя замуж стала Зайко. «Я очень люблю свою девичью фамилию. Друзья иной раз шутят, что я замаскировалась после свадьбы. Но характер сменой фамилии изменить нельзя. «Как была змея, так и осталась, только не кусаюсь, — признается Ирина Ужовская (Зайко), замдиректора Центра занятости в Червонограде (Львовская область). — Далеко не всем мой нрав по душе. Я — власная натура, всегда стараюсь настоять на своем. Требовательна к подчиненным. Бывает, что кричу на них, ругаюсь. Каюсь, это моя самая худшая черта. Но как бы я ни злилась — не наказываю подчиненных, никого никогда не лишала премии. А покричать можно... Я как и ужик — могу покусать, но не ядовитая». Из-за специфики работы Ужовской (Зайко) приходится сталкиваться с самыми невероятными фамилиями. В Центр приходили и Веник, и Сало. Перебывали там практически все звери: от Волка до Кабана. Но самая невероятная история с фамилиями приключилось с Ириной в молодости. «Я раньше работала на большом заводе, и в нашем цеху были: начальник цеха — Кобрин; парторг — Игольникова; профорг — я, Ужовская, и, наконец, технолог — Гадьо», — вспоминает Ирина.

Что же касается года Змеи, то для Ужовской (Зайко) он должен быть удачным. «Да, это мой год. И не только из-за фамилии. Для меня 13 — счастливое число. 13-го познакомилась с мужем. 13-го вышла замуж. Живу в 13-м доме», — признается Ирина.

ЗМЕЙКОВА: «КОГДА ХОЛОДНО — ВСЕГДА СПАТЬ ХОЧЕТСЯ»

«Отец мой родился в городе Змеев, под Харьковом. Там такой фамилией никого не удивишь, ведь половина населения — Змеи и Змеевы, — рассказывает Анатолий Змей из Запорожья. — Новые знакомые часто удивляются тому, что фамилия не соответствует моему характеру — я добродушный, общительный. Но надо сказать, что по знаку зодиака — я Скорпион, в молодости многих жалил. Став старше, набрался мудрости и стараюсь быть корректным в общении, на многое не обращаю внимания, не ссорюсь из-за мелочей. Жизнь ведь дается лишь раз, и стоит ли портить ее себе и другим?»

Естественно, мы не могли не спросить: каковы отношения Змеева к «зеленому змию» — алкоголю. «Живем с женой 34 года, и она ни разу не видела меня пьяным. Выпиваю только на праздники, понемногу. Спиртное у нас всегда стоит в баре, я к нему равнодушен», — рассказывает Анатолий. От года Водяной Змеи он ждет помощи в решении бытовых проблем, надеется, что удастся сделать ремонт в ванной.

ЗМЕЙКОВА. «В ответ на мои едкие реплики подруги часто сгибают руку в локте, складывают ладошку «капюшоном» и произносят: «ш-ш-ш-ш!» Изображают кобру перед броском, — рассказывает Аня Змейкова из Севастополя. — В этом году буду как-то особенно праздновать Новый год по китайскому календарю. Возьму паспорт с собой в ресторан, может, скидку сделают». На наши расспросы о том, присущи ли ей «змеиные черты», — скажем, изворотливость, хладнокровие, мудрость, Аня весело ответила: «Ой, ну не буду себя хвалить!», а потом добавила: «У меня вот какая «змеиная черта» есть: когда холодно — постоянно спать хочется!»

И вот что она думает о том предстоящем годе, и будет ли помогать Водяная Змея украинцам: «Думаю, пока сам себе не поможешь, тебе никто не поможет — ни Змея, ни кто там следующий...»

ЗМЕЙКИНА. «Относительно происхождения моей фамилии есть предположение, что пошла она еще с языческих времен. Говорят, что Змейкины были змееловами, — рассказывает Маргарита Змейкина из Симферополя. — Друзья часто надо мной подшучивают, а как по мне, «змея подколодная» — очень мило. Для меня Змея — это мудрость. Кстати, я и сама родилось в год Змеи. И в любой ситуации стараюсь поступать мудро. Стараюсь все обдумать, выделить плюсы и минусы. А вот змеиная хладнокровность мне не присуща — люблю детей, животных, все живое. Вообще люблю жизнь!»

ЯДОВЫ ЯЗВИТЕЛЬНЫ, А ГАДЫ НЕ ОБЩИТЕЛЬНЫ

Гады — такова самая экзотическая змеиная фамилия, которую нам удалось разыскать. Но, увы, на контакт Гады выходить не хотели категорически. Ускользали от всех наших вопросов. А вот другое «змеиное» семейство, Ядовы, были более расположены к общению.

«Наш предок, Ян Дымерский, был поляком, офицером. Имел множество наград Войска Польского. Но вы же помните, какие были времена накануне ВОВ. Везде видели врагов народа. Чтобы скрыться от НКВД, прадед придумал псевдоним. Инициалы «Я.Д.» превратились в новую фамилию Ядов, — рассказывает киевлянин Денис Ядов.

Надо сказать, что Ядовы воевали и на фронтах ВОВ, и в Афгане. Но вот новое поколение — вполне мирное. Денис даже в армии не служил. «Мы не соответствуем фамилии, — рассказывает Светлана Ядова. — Хотя... Дочка хоть и добрая девочка, но остра на язык. И почему-то мне кажется, что я буду «ядовитой тещей». Могу быть язвительной, строгой. В год Змеи хочу всем пожелать: пусть все плохое уползет. Пусть это будет год Мудрости. А девизом года будет: «Спеши, не торопясь», — змея ведь не самое быстрое животное. Мы живем в постоянном беге. Сейчас стоит остановиться, посмотреть на зимнюю природу. Ведь жизнь уходит, надо успеть насладиться ею».

Источник: http://www.segodnya.ua/life/people/Zmeinye-familii-Kobrin-byl-nachalnikom-Uzhovskoy-a-u-Gadyukinoy-posle-svadby-izmenilsya-harakter-.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное