Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Каменные летописи Перми

Перефразировав известную поговорку, можно сказать, что пермяки за зверями не видят своей истории

Судьбе пермских некрополей, в том числе переносу зоопарка с территории архиерейского кладбища была посвящена очередная программа «Пермия» на радио «Эхо Москвы в Перми». Эксперты по истории вопроса поделились малоизвестной, но важной для каждого пермяка информацией.

Нынешний год отмечен в Перми многими юбилейными датами. И среди них две – не самые известные. Исполняется 220 лет с момента закладки Спасо-Преображенского монастыря, иначе – Кафедрального собора, в помещении которого пока еще находится Пермская художественная галерея. Тогда же начало формироваться и Архиерейское кладбище. А ровно 80 лет назад его начали разрушать.

О том, что означает для общества разрушение кладбищ, рассказал ведущий программы, кандидат исторических наук Михаил Нечаев. В качестве примера он привел программу патриотического воспитания «Нам нужны великие могилы», которая существовала в Германии в догитлеровские времена:

– Потеряв великие могилы, мы теряем великие имена, теряем память, в значит – теряем и современность. Не случайно архиепископ Андроник, только приехав в Пермь, говорил о том, что «надо сохранять наши могилки, в том числе посмотреть, в каком состоянии находится Архиерейское кладбище»».

Гость программы, председатель городского общества охраны памятников истории и культуры Владимир Колбас, долгое время занимавшийся историей кладбищ и написавший об этом немало работ, поделился исторической справкой:

– Там, где живут люди, естественно, образуются кладбища. При этом кладбища рождаются, живут и умирают. Более того – они даже могут передвигаться, то приближаясь, то удаляясь от населенного пункта, особенно в сельской местности. В Перми, по последним данным, числится примерно 16 кладбищ. Не будем брать во внимание археологические памятники (могильники), их три на территории Перми: Турбинский могильник, Верхнемуллинский и русское христианское кладбище на улице Висимской. Остальные кладбища можно подразделить на некие группы. Первая – мемориальные кладбища. Самое известное из них – Егошихинское, оно занимает 50 гектаров в центре города и представляет собой сложный комплекс. В советские годы его хотели снести и сделать там зоопарк, но судьба миловала. К мемориальным кладбищам относится и Вышка – там похоронены участники первой русской революции. Вторая группа – так называемые закрытые кладбища: Южное, Верхнемуллинское и т.п. В группу действующих кладбищ входит Северное – второе по величине в Европе после Ростовского, оно занимает 380 гектаров. К действующим относятся кладбища на Банной горе, Кислотных дачах, в Заозерье, Нижней Курье, кладбище Вознесенско-Феодосьевской церкви. Можно выделить группу отдельных захоронений на территории города, например, братскую могилу рабочих Мотовилихи. Есть еще группа не найденных захоронений, в частности – Великого князя Михаила Романова, которое до сих пор ищут, найти не могут и вряд ли, я думаю, найдут, как и место захоронения архиепископа Пермского и Соликамского Андроника. К отдельной группе я бы отнес утраченные кладбища: Петропавловского собора, Архиерейское, кладбище Успенского женского монастыря и много подобных. Такова структура кладбищ, которые находятся или находились на территории нашего города. Так что даже в центре города есть места, где дома стоят на кладбищах. Кроме зоопарка, это ДК Гознака на разрушенном Балатовском кладбище, дом культуры в Верхних Муллах.

Кладбища разрушались во все времена, это не изобретение советской власти. Менялось население, нарушалась связь поколений, кладбища становились бесхозными. Эмоциональная, нравственная, идеологическая связь с этими могилами утрачивалась. Хотя известно, что в древние времена люди за могильные камни боролись, жизнь свою отдавали, чтобы не уступить эту территорию противнику.

В атеистические годы нравственная составляющая отношения к некрополям была нарушена. Нужны многие годы, чтобы восстановить связь поколений, связь времен. Еще в 1960-е годы в зоопарке, на бывшей территории Архиерейского кладбища, можно было увидеть вольеры, внутри которых были остатки памятников и крестов. Тогда разгорелся первый скандал: общественность поставила вопрос о недопустимости осквернения этого места. Буквально в считаные дни остатки надгробий были убраны и с территории зоопарка, и с хозяйственного двора краеведческого музея.

Восстановлением списков тех, кто был похоронен на Архиерейском кладбище, занимался Евгений Субботин. Он изучил огромные фонды метрических книг, выяснил, какие там существовали принципы захоронений. Это кладбище было элитным, если такой термин применим к тем временам.

Евгений Субботин, автор книги об Архиерейском кладбище:

– Мы продолжили дело краеведа и генеалога Владимира Голубцова, который умер в 1892 году. Нам пришлось просмотреть все метрические книги Пермской епархии, всю дореволюционную литературу, массу газет, часть из которых хранятся даже не в Перми, а в столицах. Самое главное – мы нашли документ, который позволил понять, кого на этом кладбище можно было хоронить: «…Могут быть погребены местные протоиреи и священники, честно и бесспорно проходившие свое служение и христиански скончавшиеся, заслуженные прихожане, пользовавшиеся общей в приходе известностью и при том имевшие житие благозаконное и кончину непостыдную, а так же дети священнослужителей с особым в каждом случае разрешением…и при этом необходимо внести взнос в пользу платы церкви за место не менее 200 рублей». Вообще же в Перми было разрешено погребение на трех кладбищах – Спасо-Преображенского кафедрального собора, в ограде Свято-Троицкой церкви и на территории Успенского женского монастыря. Голубцов трудился над рукописью «Пермский некрополь» с 1887 года и до конца жизни, он описал около 190 захоронений на Архиерейском кладбище. Мы выявили больше 480 захоронений, исправили неточности в тех фамилиях, которые у него были написаны неверно. Дело в том что Голубцов лично списывал имена с надгробий, на которых бывали нечеткие даты и надписи, когда убедился, что некоторым памятникам грозит полное разрушение. Отсюда и неточности. Наша книга издана тиражом всего 300 экземпляров, но все желающие могут найти ее в интернете.

Подхватил историю Владимир Колбас:

– Итак, 1933 год, закрывается Архиерейское кладбище. Горожане, конечно, были против его сноса, но здесь нашлась «ударная сила», которая не могла отказаться выполнять это задание. Это были курсанты летного училища. Им приказали – они сделали. Сохранились фотографии, как они стаскивают и разрушают памятники. Другая история: в Перми был саперный батальон, он размещался на улице Карла Маркса. Саперы после войны проводили учения на территории Егошихинского кладбища – закладывали толовые шашки и подрывали памятники. Еще одно кладбище, Верхнемуллинское, в районе школы №107, просто срыли. Там сделали песчаный карьер, и песок возили на строящийся завод имени Сталина. Такая практика тогда была по всей стране. Но память не исчезла. Например, по инициативе Владимира Гладышева создается база данных по Егошихинскому кладбищу. К нему обращаются люди с просьбами найти могилку родных и близких. Сейчас ведется активная работа по восстановлению Егошихинского кладбища. Его даже можно сделать Пермским мемориалом типа Новодевичьего в Москве, хоронить там выдающихся деятелей нашего города. Главное, что люди начинают ощущать себя сообществом, которое хочет иметь связь со своими предками, ищет эти связи. Ведь кладбище – это летопись нашего города, «каменная книга». По кладбищам надо экскурсии водить, и чем чаще, тем лучше.

Архиерейское кладбище – барометр нашей политической жизни, считает Михаил Нечаев:

– Как только речь зашла о переносе музея, речь зашла и о нем. Как только заговорили о галерее, речь зашла об Архиерейском квартале. Люди не знают, что он строился с 1793 по 1917 год. Это был великолепный архитектурный комплекс, украшение центра Перми. Не случайно многие десятилетия люди приходят на Кафедральную площадь. Это любимое место пермяков, намоленное. Мы, наверное, перенесем галерею, наверное, сделаем новый зоопарк, но что будет с Архиерейским кварталом?

– Важно, что захоронения архиереев на месте зоопарка не тронуты, – отмечает один из авторов программы журналист Вячеслав Дегтярников. – Большинство могил сохранилось. Там просто снесли памятники, но подземные работы не проводились. Кроме того, там еще находятся могилы новомучеников периода взятия Перми и массовых расстрелов.

В частности, как говорит Евгений Субботин, в трудные годы, когда пришел Колчак и менялась власть, здесь был похоронен епископ Соликамский Варлаам. Он скончался 30 января 1920 года и был похоронен в склепе под собором.

Иная судьба у Егошихинского некрополя. На этом кладбище работы по идентификации могил проходят с 1960-х годов. Работы еще очень много, но за последние пять-семь лет оно сильно преобразилось. Появилось много новых памятников, могильных плит. Их ставят потомки. Это говорит о нравственном выздоровлении нашего общества.

Сейчас на повестке дня – судьба зоопарка, находящегося на территории Архиерейского кладбища. И это далеко не первая волна попыток переноса зверинца.

– Первая волна пришлась на 1930-е годы, когда население было недовольно самим фактом уничтожения кладбища, – напоминает Владимир Колбас. – Тогда ничего не удалось добиться. Вторая волна была в 1960-е, когда удалось убрать из вольеров остатки памятников. В последние 10-15 лет идет третья волна и, видимо, небезуспешная. Потому что, по крайней мере, Егошихинское кладбище удалось поставить на учет как памятник истории и культуры и природы местного значения. Архиерейское тоже числится в памятниках, но охранять там нечего. Какова его судьба будет в дальнейшем? Там в любом случае должен быть памятный знак. А еще можно сделать, как в ряде западных стран на кладбищах: там есть помещения, где лежат книги с указанием фамилий всех похороненных.

Все долгие разговоры и шумиха о переносе зоопарка излишни. Надо принять политическое решение раз и навсегда. Чем дольше мы просто говорим, тем ситуация больше ухудшается. Сейчас зоопарк стал разменной картой у ряда политиков. Все общественные движения за его перенос ни к чему не приведут. Я лично за то, чтобы зоопарк был в Балатовском лесу. Я, с одной стороны, понимаю экологов, с другой стороны – не понимаю. Потому что зоопарк в лесопарковой зоне «Черняевский лес» как раз смог бы привести к улучшению экологической ситуации. Для обустройства зоопарка там можно провести специальные работы, которые спасут и лес.

От редакции. Всецело согласны с уважаемыми экспертами в одном. Территорию Архиерейского кладбища нужно освобождать и если не восстанавливать ее исторический облик, так хотя бы создавать здесь мемориальный комплекс. Однако не видим оснований для того, чтобы принимать поспешные решения – особенно если они связаны с уничтожением 30 гектаров особо охраняемого леса. Это тоже в своем роде вандализм, причем с далеко идущими последствиями, о котором наверняка не раз вспомнят наши потомки.

Источник: http://perm.mk.ru/article/2013/02/27/818990-kamennyie-letopisi-permi.html

 

«Чтобы стоять, я должен держаться корней»

Как узнать свою родословную? Сегодня в России наблюдается генеалогический бум. Некоторые «горячие головы» даже полагают, что отыскание своих родственных связей может со временем стать новой национальной идеей.

Бесфамильный Путин

В Нижнем Новгороде за последние годы прошло несколько генеалогических выставок российского масштаба. Безусловными хитами одной из первых выставок такого рода стали неизвестные широкой публике генеалогические древа российских политиков — Ленина, Сталина, Ельцина и Путина. Посетители той выставки могли узнать, что родословная первого президента России Бориса Ельцина прослеживается до некого «сына Елцина (именно так — без мягкого знака) Аники Сергеева» рожденного в 1726 году. Генеалогическое древо «отца народов» — Иосифа Сталина не отличается особой пышностью. На фоне древ других известных политиков оно вообще смотрится каким-то саксаулом. Так, исследователи установили, что у Сталина был дед Вано Джугашвили и прадед — некий Заза Дзукат-Дзукаев-Дзукашвили. На прадеде Сталина, собственно говоря, и заканчивается его родословная. Ни о бабушке, ни о прабабушке Иосифа Виссарионовича составителям ничего не известно. И тому есть объективные причины: в связи с политической ситуацией архивы Грузии все последние годы были закрыты для российских исследователей. Генеалогические древо Ленина — гораздо более пышное, нежели у Сталина. На генеалогию Ленина работал в советское время целый научный институт. Другое дело, что факт наличия в роду Владимира Ильича «лиц еврейской национальности» в советское время тщательно скрывался от широкой общественности.

Родословная Владимира Путина прослежена исследователями наиболее тщательно. Как следует из родословной Владимира Путина, все его предки были крепостными крестьянами Тверской губернии и принадлежали сначала дворянскому роду князей Романовых, а затем князьям Апраксиным. Фамилии у большинства крепостных крестьян появились только после отмены крепостного права в 1861 году. Из этого правила, правда, были исключения — фамилии крестьянам давались только если те занимались так называемыми отхожими промыслами. В этом случае полиция была вынуждена выдавать крестьянам паспорта с фамилиями, которые нередко придумывались совершенно случайно. Самый известный человек из рода президента — родной дед главы государства Спиридон Иванович Путин (1879–1965). Как известно, он был поваром, который готовил, в частности, для Надежды Крупской и Иосифа Сталина.

Предки мстительны

Как узнать свою родословную? Этим можно заняться самому. « Я знаю людей, которые специально покупают компьютер, чтобы заниматься исследованием своей родословной, — говорит председатель нижегородского отделения союза возрождения родословных традиций Татьяна Грачева. Иногда приходиться искать годами. Подтвердить свою родословную в той же Европе стоит очень дорого. У нас это удовольствие, если заказать поиск своих корней специалистам, тоже стоит недешево.

Многие люди желают изменить свою родословную, сделать ее более, так сказать, представительной. Соорудить фальшивое генеалогическое древо «по заказу» в принципе можно, и люди, готовые это сделать, находятся. Но… «Предки очень мстительны, — убеждена Татьяна Львовна. — Искажение истории собственного рода добра не принесет. Люди, например, иногда пытаются доказать, что какой-то их предок был дворянин. А когда они узнают, что на самом деле он был, допустим, священник, отказываются от своей затеи восстановить генеалогическое древо».

Есть и другие нюансы составления родословных. Например, когда-то в России было так называемое личное и потомственное дворянство. Первое можно было выслужить. Но для этого нужно было подать особое прошение властям. Однако, например, в конце XIX века подавали прошение на дворянство далеко не все. Возможно, предчувствовали, что через некоторое время быть дворянином в России будет не то что непрестижно, но и смертельно опасно. Хотя сегодняшние потомки таких вот несостоявшихся в свое время дворян думают совсем наоборот и всеми правдами и неправдами пытаются все-таки стать отростком дворянского рода. Это так называемые ассоциированные дворяне. Или, скорее, дворянки, потому что абсолютное большинство желающих приобщиться к дворянству — женщины. А родство по женской линии не считалось основанием для предоставления дворянства. Вот и выходят из положения страждущие с помощью всякого рода ухищрений, среди которых и фальсификация генеалогических древ числится.

Сам себе шестиюродный брат

Составление крестьянской родословной для профессионалов гораздо интереснее, чем дворянской. С точки зрения поиска документов дворянские корни найти сложнее, хотя бы потому, что дворяне, грубо говоря, « не сидели на одном месте», чего не скажешь о крестьянах. Крестьяне, если куда и переселялись, то в так называемых ревизских сказках или купчих крепостях всегда отражалось, куда и кому помещик продал своих крестьян.

Интересный факт: найти предполагаемое огромное количество предков, уходящих в глубь времени, казалось бы, в геометрической прогрессии, мало кому удается. Потому что где-то на уровне пятого поколения между собой женятся родственники. Существует даже генеалогический прецедент, когда человек является сам себе шестиюродным братом. Хотя, по большому счету, все люди на земле являются друг другу дальними родственниками.

Федеральный закон «О персональных данных» позволяет обнародовать информацию о родственных связях тех или иных людей, которые умерли за 100 лет до сегодняшнего дня. Такие данные во всех архивах находятся в свободном доступе. А как быть, если хочется копнуть глубже? Есть мнение, что прежде чем выдавать родословные за деньги, нужно проводить историческую экспертизу, поскольку многие дворяне еще в те далекие времена вовсю фальсифицировали свои древа. А до истины, дескать, может докопаться только неподкупный историк, который работает в государственном учреждении на уровне Академии наук. В свою очередь, специалисты говорят, что в Академии наук тоже, видимо, не прочь заработать на составлении родословных из серии «чего изволите?»

Источник: http://novayagazeta-nn.ru/2013/270/chtoby-stoyat-ya-doljen-derjatsya-kornei.html

 

В «львином» сердце короля Ричарда I нашли маргаритки и мяту

Французские ученые нашли в сердце английского короля Ричарда I, получившего при жизни прозвище Львиное Сердце, маргаритки и мяту.

Помимо маргариток и мяты исследователи обнаружили в останках сердца ладан и мирт, а также следы ртути, креозота и извести. По мнению исследователей, современники Ричарда пытались забальзамировать сердце короля и одновременно придать ему приятный аромат.

Кроме того, пытаясь сохранить сердце Ричарда для потомков, его подданные поместили орган в специальный свинцовый контейнер. Тот, впрочем, не был герметичен, и к моменту обнаружения сердца в 1838 году оно уже истлело. Тем не менее ученые смогли проанализировать прах, в который превратилось сердце Ричарда.

По словам одного из исследователей, это самое старое сердце, с которым ему приходилось иметь дело. При этом в целом результаты проведенной работы он считает скорее интересными, чем важными с исторической точки зрения. Исследование, в частности, позволило экспертам полностью исключить одну из версий гибели короля. Теперь ученые с уверенностью заявляют, что арбалетный болт, которым Ричард был смертельно ранен в 1199 году, не был отравлен.

Король Ричард I Львиное Сердце, правивший Англией с 1189 года, погиб в 1199 году. Во время штурма замка во Франции он получил ранение в шею из арбалета и через некоторое время скончался. Непосредственная причина смерти Ричарда до сих пор не установлена. Основными версиями считаются заражение крови или гангрена. Убийство короля отравленной стрелой было третьей по популярности версией.

После смерти Ричарда его тело было захоронено во французском аббатстве Фонтевро, внутренние органы - в городе Шалю, где он погиб, а сердце попытались забальзамировать и сохранить в бывшем в то время столицей Нормандии Руане. Там его в ходе раскопок и нашли исследователи в середине XIX века.

Осенью 2012 года под автомобильной стоянкой в Лестере были обнаружены останки другого английского короля — Ричарда III, правившего страной в XV веке. В настоящее время решается вопрос о месте их перезахоронения.

Источник: http://lenta.ru/news/2013/03/01/lionheart/

 

Куча сильно докучал

«Давно интересует происхождение фамилии по мужу Кучун. Когда сын служил в армии, ему говорили, что она связана с турецким ханом Кучуном, но у нас в Мостовском районе много таких. Скорее, это что–то местное. Хотелось бы узнать и о моей девичьей фамилии Лисай. Галина, Мосты».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Основу фамилии Кучун составляет древнее мирское (а не церковное) имя–прозвание Куча, известное в письменных памятниках с конца XV века (В.В.Веселовский «Ономастикон»). Наиболее вероятно, что имя и фамилия Куча образованы по действию диалектного глагола «кучити» («докучать разговорами, приставать с просьбами, клянчить»). Это значение отмечено в диалектах русского, белорусского, украинского и польского языков. Отсюда Куча — человек докучливый, надоедливый. Суффикс —ун придает имени некоторый негативный оттенок. От имени Куча образованы также фамилии Куча, Кучин, а от уменьшительной формы — Кучка, Кучко. Выходит, вы совершенно правы: ваша фамилия славянского происхождения, а не турецкого. Совпадение белорусской фамилии Кучун с именем турецкого хана чисто случайное.

В основе фамилии Лисай личное имя Лисай — сокращенный вариант церковного имени Елисей (в переводе с древнееврейского — «бог, спасение»).

«В нашей деревне Суловы Ивановского района почти все однофамильцы — Поживилко. В Пинском музее был документ, из которого выходило, что в 1905 году в деревне было 10 — 11 фамилий двойных, например, Сидорчук–Поживилко. Но после революции от них осталась только вторая половина. С чем это связано? Кристина, Пинск».

— Поживилко — «любитель вкусно поесть; лакомка». Это прозвание и фамилия соотносятся с глаголом «поживиться» («полакомиться») («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). Фамилия Поживило от того же корня, суффикс —ило привносит в нее негативный оттенок, однако она могла также быть образована от прозвания, мотивированного иным значением глагола — «воспользоваться чем–нибудь чужим». У белорусов двойные фамилии возникали в результате разрастания родового гнезда. В этих случаях к основной фамилии прибавлялась дополнительная, образованная от имени или прозвания кого–то из родичей. Это особенно характерно для зоны Полесья.

«До замужества я носила фамилию Петрукович, а по мужу — Худовец. Что они значат, откуда пошли? Таисия Дмитриевна, Бобруйск».

— В основе фамилии Петрукович личное имя Петрук, которое является прозванием по имени отца или разговорной формой церковного имени Петр (в переводе с греческого — «камень»). Петрукович — потомок Петрука. От этой же именологической формы образован ряд других фамилий: Петруков, Петрукевич, Петручик, Петрученко, Петрученя, Петручёнок.

Худовец — уроженец населенного пункта Худово (возможно, того, который находится в Крупском р–не Минской обл.). В основе названия поселения прозвание или фамилия человека Худый («худой, тощий»). У белорусов фамилий с корнем Худ– довольно много: Худый, Худин, Худик, Худаль, Худей, Худяк, Худушка, Худко, Худович, Худенков.

«Моя фамилия Колячка (есть варианты Колячко, Калячка). Откуда она произошла? Колячка Г.Н., Заславль».

— Колячка — уменьшительно–ласкательная форма личного имени Коляк, которое является производным от разговорного имени Коля (официальная форма — Николай, в переводе с греческого — «победитель народов»). Вариантность вашей фамилии (Колячко, Калячка) объясняется тем, что производные формы от имени Коля писались непоследовательно: Коляк и Каляк, Коляша и Каляша, Коляшка и Каляшка, Коляга и Каляга, Колюта и Калюта и др.

«Хотелось бы узнать, что означает девичья фамилия моей мамы Олекевич. Георгий Фомичев, Минск».

— В составе фамилии Олекевич личное имя Олека (о) из Алека (о), которое является разговорным вариантом официальных имен Алексей (в переводе с греческого — «защитник») и Александр (в переводе с греческого — «мужчина–защитник»). Суффикс —евич указывает на родственную связь: Олекевич — потомок Олеки (о).

До новых встреч!

Источник: http://www.sb.by/post/144214/

 

Выходной для империи

Сегодня в Николаевском зале Зимнего Дворца состоится необычный концерт-воспоминание. За его основу взята обнаруженная эрмитажниками в архивах "Роспись придворного оркестра", игравшего в Николаевском зале Зимнего дворца 100 лет назад в честь 300-летия Дома Романовых. С тех пор концертов в этом зале не было ровно век. Прозвучат произведения, выбранные последним императором для юбилейного концерта к 300-летию династии: Элегия из Серенады для струнного оркестра Чайковского, "Рассвет на Москве-реке" из "Хованщины" и Концертный вальс Глазунова. И - музыка, так или иначе связанная с избранием царя и некоторыми знаковыми событиями истории России периода правления династии Романовых: фрагменты оперы "Жизнь за Царя", посвященной драматическим событиям избрания на царство юного Михаила Романова в 1613 году, посвященный русско-османской войне Славянский марш Чайковского. Откроется вечер Гимном Российской Империи - "Боже, Царя храни". Так Государственный, в прошлом Императорский, Эрмитаж в содружестве с Мариинским и Михайловским театрами (до 1917 года - также Императорскими), а вместе с ними и публика, вспомнят о событиях вековой давности.

А сто лет назад, 21 февраля (6 марта по новому стилю) 1913 года в 8 часов утра двадцать один выстрел пушек Петропавловской крепости Санкт-Петербурга возвестил о начале празднования 300-летия Дома Романовых. Согласно Высочайшему манифесту, надлежало "достойно ознаменовать нынешний торжественный день и увековечить его в памяти народной". Тем же документом даровались "милости подданым": была обнародована большая программа благотворительных акций, объявлялось о льготах малоимущим и амнистировании осужденных, снимались задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев и др. День был объявлен "неприсутственным для всей империи", т.е. выходным.

Празднование 300-летия Дома Романовых, должно было продемонстрировать "патриотический подъем народа и единение его с монархом". В политической биографии Николая II фатальных неудач было куда больше, нежели успехов. Мрачной тенью, так и не рассеявшейся до конца 1913 года, стала Ходынская трагедия - тогда шок общества вызвала не только сама гибель сотен людей, но и индифферентность только что коронованного монарха, не посчитавшего нужным отказаться от продолжения торжеств в свою честь. Затем серьезнейшим ударом по престижу власти стало поражение Российской империи в Русско-японской войне и кризис в армии. Кровавое воскресенье и вспыхнувшая вослед ему революция 1905 года, тлеющее пламя которой не могли затушить почти два года, - все это, мягко говоря, не придавало самодержцу популярности. Именно потому "Комитету для устройства празднования трехсотлетия царствующего Дома Романовых" надлежало закрепить в массовом сознании 1913 год как "вершину процветания империи и год великого юбилея". Имел Комитет и еще одну задачу: посредством организации "ликования народных масс" убедить Николая II в лояльности народа. Торжества проходили в течение полугода, начавшись в столице и завершившись в Костроме, где посольство от Земского Собора 1613 года просило на царство Михаила Романова. (В Троицком соборе Ипатьевского монастыря тогда был совершен торжественный обряд призвания на царство, положивший конец Смутному времени).

Характерно, что 100-летие и 200-летие Дома Романовых не отмечались с такими пафосом и пышностью, как 300-летие. В 1713-м, как и в 1813-м, монархам было что "предъявить" народу в настоящем, было что праздновать, не прячась за "декорации" памятных дат. Николаю II и комитету по празднованию оставалось уповать на героические страницы прошлого, чтобы заретушировать не слишком презентабельное настоящее.

Важнейшая роль в праздничных мероприятиях отводилась Церкви: самодержавная власть нуждалась в ее поддержке. Высочайшим указом от 21 февраля 1913 года даровалось "высшим рассадникам духовного просвещения - духовным академиям: киевской, московской, санкт-петербургской и казанской именование Императорских. По распоряжению Святейшего Синода во всех храмах империи перед торжественным молебном в тот день зачитывался Высочайший манифест, что в глазах паствы придавало этому политическому документу некоторую сакральность. В Казанском соборе собрались члены Государственной Думы, дипломатический корпус, представители дворянства и городских сословий, крестьянские старшины (всего более трех тысяч человек ). А из Зимнего дворца по Невском проспекту тем временем двигалась блистательная процессия. "Удивительно красивую картину представлял царский поезд: сотня собственно его величества Конвоя в своих красных черкесках, с ружьями на бедре. За сотней - Государь с наследником в открытой коляске, рядом с коляской командир Конвоя князь Трубецкой. Затем - Государыни императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна в парадной карете, запряженной четверкой белых лошадей в русской упряжи с форейторами и двумя камер-казаками на запятках. Августейшие дочери Государя великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны в четырехместной карете, запряженных парой лошадей в русской упряжи, и затем другая сотня собственно его величества Конвоя", - не скрывал восторга московский губернатор Владимир Джунковский.

У входа в собор императора и его семью встречали Патриарх Григорий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский). Николай II проследовал на "царское место" - роскошный мраморный трон.

Служение молебна возглавил Антиохийский Патриарх Григорий IV. В тот же день в столице было совершено торжественное мусульманское богослужение в новой мечети, также особые моления были совершены буддистами в дацане в Старой Деревне и иудеями в Большой хоральной синагоге.

В Москве 21 февраля 1913 года после литургии в Успенском соборе Кремля, которую возглавил митрополит Московский Макарий, в ходе благодарственного молебствия, состоялся Крестный ход на Красную площадь, где на Лобном месте был "громогласно прочитан манифест". 14 марта в митрополичьих покоях Кремля была торжественно освящена и открыта выставка церковно-исторических памятников, посвященная периоду царствования Романовых до 1703 года: до основания новой столицы - Петербурга.

21 февраля (6 марта по новому стилю) 1913 года в 8 часов утра двадцать один выстрел пушек Петропавловской крепости Санкт-Петербурга возвестил о начале празднования 300-летия Дома Романовых

В три часа дня в Николаевском зале Зимнего дворца началось принесение поздравлений от всех придворных чинов, членов Сената, Государственного Совета и Государственной Думы, министров, генералитета, и т.д. К трехсотлетнему юбилею был утвержден "Наследственный нагрудный знак для лиц, приносивших их императорским величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых в дни юбилейных торжеств 21-24 февраля 1913 года". В Зимнем дворце состоялся прием и затем "обед волостным старшинам и равнозначащим им представителям сельского и инородческого населения Российской империи", в котором приняли участие более 200 человек. В Дворянском собрании вечером 23 февраля состоялся "грандиозный бал", куда были приглашены более трех тысяч человек. Днем позже, в Прощеное Воскресенье, торжества в столице Российской империи завершились "грандиозным парадным обеденным столом" в Зимнем дворце.

Губернские представители дворянства, собравшиеся в Санкт-Петербурге, решили продемонстрировать перед Государем Императором свои верноподданические чувства. И 25 мая от всероссийского дворянства в Москве императору была преподнесена верноподданническая грамота:

"Всемилостивейший Государь! Три века назад подъятая живым народным духом Русская Земля восстала из бездны терзавших ее смут и, объединенная крепкой любовью к Родине и верой в ее великое будущее, изволением Божием призвала на Царство приснопамятного предка твоего, боярина Михаила Федоровича Романова. Вспоминая в настоящие торжественные дни эту великую годину, Российское Дворянство несет Тебе, Великий Государь, свой верноподданнический привет".

Не менее верноподданнически проявила себя Государственная Дума, предложив законопроект о создании в Москве Всероссийского Национального музея в честь 300-летия царствования Дома Романовых. "Недостающие материалы" для его экспозиции планировалось получить из Исторического, Политехнического, Русского и Бахрушинского музеев, что неизбежно привело бы к "перетасовке" их коллекций. К счастью, большинством голосов "Особое совещание для выработки главных оснований законопроекта о Всероссийском Национальном, в память 300-летия царствования Дома Романовых музее", состоявшее из выдающихся представителей академической и творческой элиты России, проголосовало против создания такого музея. (Кстати, Романовский музей все-таки был создан - в Костроме, на пожертвования, собранные по подписным листам. В нем были собраны предметы, коллекции и документы, относящиеся к истории романовского рода).

О позиции интеллигенции, отнюдь не единой по отношению к монархии как к таковой и к царствующему самодержцу, увлекшейся "поисками нового пути", трудно судить по газетам. Пресса самой различной направленности и "партийной принадлежности", после подавления революции 1905 года и к моменту созыва III Государственной Думы в 1907-м находилась под неусыпным контролем правоохранительных органов. Официально цензуры не существовало, но за высказывание или рисунок, призванный "оскорбляющим величие" или "клеветническим", полагались немалые штрафы, а в случае повторного инцидента главный редактор мог отправится в Петропавловскую крепость. Поэтому о умонастроениях интеллектуальной элиты остается судить не по периодике того времени, а по мемуарам и эссе. Так, философ-славянофил Иван Ильин писал: "Русский народ имел Царя, но разучился его иметь. Был Государь, было бесчисленное множество подданных; но отношение их к Государю было решительно не на высоте. За последние десятилетия русский народ расшатал свое монархическое правосознание и растерял свою готовность жить, служить, бороться и умирать так, как это подобает убежденному монархисту... единой и организованной монархической партии, которая стояла бы на страже трона и умела бы помогать монарху - не было". А выразитель либерального течения русской общественной мысли Николай Бердяев утверждал: "Я нисколько не сомневаюсь, что монархия имела огромное положительное значение в русской истории, и много раз об этом говорил. В любом учебнике можно прочесть о заслугах русской монархии в прошлом. Но этим нисколько не решается вопрос о настоящем и будущем".

Для сближения монарха с народом правительство прибегло к средствам массовой рекламы, к которой среди прочего относились и многочисленные сувенирные изделия. Среди них - весьма посредственного художественного качества, но броские по оформлению предметы быта: чашки, шкатулки, скатерти с изображениями Николая II и императорской фамилии. К празднованию был выпущен юбилейный рубль, тоже огромным тиражом, поскольку должен был попасть в руки не только знати, но и простого народа. Императорские "политтехнологи" на этом не остановились: в 1913 году появились почтовые марки с портретами царей. Эти марки, как и любые другие, подлежали погашению, что нередко воспринималось верующими как десакрализация образа императора. Огромными тиражами выпускались альбомы карт России, благодаря которым можно было убедиться в геополитических приобретениях империи, сравнивая ее территорию в 1613 году и 300 лет спустя.

Во время юбилейных торжеств были предусмотрены массовые гулянья. Власти, как в Петербурге, так и в Москве, постарались избежать больших скоплений народа, которые были опасны и "противуправительственными демонстрациями" - гарантировать "всеобщее ликование" было невозможно. Как невозможно было застраховаться и от протестных инцидентов. Потому площадки для "народных увеселений и празднеств" оборудовали вдали от центра. Проходили гулянья под ненавязчивым надзором полиции и сотрудников Охранного отделения.

Празднование 300-летия Дома Романовых и поездка по волжским городам до Костормы, как свидетельствуют мемуары приближенных монарха, поддержало убеждение императорской семьи в том, что в народ привержен ей. "Казалось, все было в порядке. Правительство уверяло, что со времен Александра III не было такого благополучия", - записал в дневниках великий князь Александр Павлович. А фрейлина императрицы Анна Вырубова записала в мемуарах: "Путешествие в нравственном смысле утешило и освежило Их Величества". К этому мнению присоединился и председатель Совета Министров Владимир Коковцев, считавший, что празднование юбилея "дало место... вере в безграничную преданность ему [Николаю II], как Помазаннику Божию, всего народа, слепую веру в Него народных масс...". Оно же, писал Коковцев, как бы заретушировало витавшие в воздухе массовые общественные настроения, "напоминающие о том, что нельзя более делать так, как было". Как показало недалекое будущее, это "ретушь" стоила российской монархии краха, а самой России - катастрофы революции.

Источник: http://www.rg.ru/2013/03/06/koncert.html

 

Днепропетровцы могут запросто узнать свою родословную

Получить информацию о том, кем были ваши предки можно в церквях или библиотеках. Об этом на пресс-конференции в медиа центре «ДНЕПР ПОСТ» сообщил исследователь родов и родословных Игорь Сахновский.

«Та регистрация, которая сейчас проводится в ЗАГСе, раньше проводилась в церкви. В метрических книгах в церквях регистрировались даты рождения, женитьбы, смерти. Эти книги существуют, более того, большинство их них уже оцифрованы. Кроме того, существуют епархиальные ведомости, где можно найти информацию о предках, если они были священнослужителями. Также существовали исповедальные ведомости, которые нужны были для того, чтобы вылавливать неплательщиков налогов. В таких книгах можно найти информацию о дате рождения и составе семьи. Много исторических материалов можно найти в библиотеке им. Вернадского в Киеве. В губернских адресных календарях, которые велись и в Екатеринославе, можно найти даже телефоны людей. Такие календари можно найти в библиотеке возле исторического музея в Днепропетровске»,— рассказал Игорь Сахновский.

Источник: http://34.ua/society/16872-dnepropetrovcy-mogut-zaprosto-uznat-svoyu-rodoslovnuyu.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное