Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Помнящий родство

Житель Липецка Борис Хромов задался целью составить генеалогическое древо своей семьи

Борис Хромов, уроженец маленькой деревеньки Спасское–Чириково сельского поселения Ивовский сельсовет, живет от выходных до выходных. В будние дни он – горожанин, работает строителем на одном из предприятий Липецка. В пятницу вечером уезжает из города в родовое поместье, как называет он обычный деревенский дом, где родился и вырос. Здесь он восстанавливает жилье предков, и получает необъяснимую радость от панорамы деревенских просторов, от общения с немногочисленными земляками.

Кстати, в Спасском-Чириково осталось несколько дворов. Доживают свой век в деревушке трое пожилых жителей. В их числе родная тётя 89-летняя Анна Алексеевна Хромова (в девичестве Мыскова), да дачники летом отдыхают. Итого шесть душ народонаселения.

Назад в прошлое

Есть еще одно увлечение у Бориса Хромова. На протяжении последних пяти лет он изучает свою родословную. Этот процесс захватил его с головой.

- Можно даже найти своих предков, что называется до седьмого колена или выяснить генеалогическое древо всех людей, носящих вашу фамилию, - говорит Хромов. – Свою родословную я начал изучать с церковных записей, так называемых метрических книг. Попутно узнал много интересного из истории нашей деревни, которая получила название от фамилии помещика Чирикова.

Бесфамильный дед

- Одним из крепостных крестьян помещика Чирикова был мой пра-пра-прадед Савва Иванович Хромых. Его я отыскал первым, - рассказывает Борис Хромов. - В церковной метрической книге записано, что он родился в 1792 году и натурально (то есть естественной смертью) умер 6 апреля 1866 года в возрасте 74 лет.

Борис Хромов также узнал, что вплоть до отмены крепостного права в 1861 году у Саввы Ивановича, как и других крепостных помещика Чирикова не было фамилий. С фамилией Хромых пра-пра-прадед Бориса прожил всего пять лет.

- Почему именно эта фамилия досталась моему прародителю, я не знаю, - говорит Борис Борисович. – Знаю только, что такая фамилия в то время была распространена в Пензенской, Тамбовской, Воронежской областях, а также в Мордовии, Сибири, на Урале и в соседнем Тербунском районе.

Впрочем, бесфамильными были не все. К примеру, в соседнем селе Каменная Лубна, откуда начинается род Хромова по материнской линии, фамилии носили все. Здесь крестьяне считались государственными людьми, а в Чириково они были собственностью помещика.

Рукописи не горят

Запомнить все невозможно. Все факты Борис Хромов записывал с указанием источника и складывал в конверты, файлы и папки. Туда же позже отправились копии документов, фотографии и архивные справки.

В 1838 году, как выяснил Борис, у Саввы родился сын Петр, а у Петра Федор – прадед Бориса Хромова. Дед Хромова по отцовской линии Иван Федорович Хромых родился в 1903 году. Когда царский режим свергли, семью Хромых оставили в родной деревне на земле, которая прежде принадлежала помещику.

- Потом началась коллективизация, и мой дед сменил фамилию Хромых на фамилию Хромов, чтобы избежать раскулачивания, - рассказывает Борис.

В 1941 году Иван Федорович получил повестку на фронт. А в 1943 году погиб. Именносбор данных о родословной подтолкнул Бориса узнать и место захоронения деда-фронтовика.

- Сначала имя деда мне встретилось в Книге Памяти, куда внесены списки погибших и пропавших без вести уроженцев Липецкой области, - рассказывает Борис Хромов. – Потом я нашел извещение №218 о смерти моего деда, которое получила его жена Екатерина Николаевна Хромова. Документ не содержал практически никакой информации. Там было написано, что Иван Хромов, уроженец Воронежской области, Водопьяновского района, деревни Чириково, защищая социалистическую Родину, убит 25 июля 1943 года. Но в Книге Памяти было записано, что дед захоронен в 700 метрах в восточную сторону от деревни Алексеевка Орловской области. Мои поиски затруднили то, что в соседней области значилось девять населённых пунктов с таким названием.

Зная о том, что в начале войны жители деревни Спасское призывались Задонским военкоматом, Борис Хромов обратился туда. В военкомате Задонска уточнили, что тело бойца Ивана Хромова покоится в братской могиле, расположенной в деревне Алексеевка Думиничевского района Калужской области. Из областного военкомата Калужской области внуку погибшего солдата пришло письмо с описанием места захоронения. «На пригорочке, между двух улиц, расположена могила неизвестного солдата. Братское захоронение было открыто в 1943 году на месте госпиталя для раненых красноармейцев». Далее указаны размеры захоронения. Сообщаются и такие подробности, что посреди могилы установлен железобетонный крест с заостренным верхом и закрепленной на нем пятиконечной звездой. По периметру могилы посажены четыре сосны и растет большая береза.

На могилах дедов

В августе 2011 Борис Хромов вместе с младшим братом Юрием и двоюродными братьями Виктором, Михаилом и Сергеем Хромовыми поехали в Калужскую область в поисках братского захоронения.

- Могилу мы нашли сразу. Постояли, помолчали. Дорогой каждой думал о своем, но все мы испытали гордость за нашего деда, - рассказывает Борис Хромов.

Осенью Хромовы повторили эту поездку, потому что на могиле родного отца захотел побывать его сын Сергей,дядя Бориса. От Липецка до Алексеевки примерно восемь часов езды. Доехали быстро. На этот раз родственники погибшего рядового привезли на могилу землицы из родной деревни Спасское-Чириково, возложили венки, цветы. «Вот теперь и умереть не стыдно», - сказал тогда Сергей Иванович. Год спустя сын Сергей Иванович Хромов, побывавший на могиле отца-фронтовика, умер.

- Мы были удивлены вниманием местных властей, - рассказывает Борис Хромов. – По распоряжению местного главы к братскому захоронению прокосили дорогу. А в первый раз наш приезд могила была не в лучшем виде.

Параллельно Борис Хромов занимался поисками захоронения брата своего деда Петра Федоровича Хромова, 1916 года рождения, офицера, погибшего в 1943 году. Поиски увенчались успехом. Могилу нашли в поселке Яковлевка Белгородской области. Съездили и туда.

В этом году мужской клан Хромовых тем же дружным кортежем съездил на могилу деда по материнской линии в деревню Змейко Новгородской области. Уроженец села Каменная Лубна (в трех километрах от Спасского и ныне относится к Лебедянскому району) Григорий Иванович Воробьев умер от ран в 1942 году. В результате поисковой работы также выяснилось, что средний брат деда Бориса Хромова Семён, 1910 года рождения, в том же 1942 году пропал без вести.

Ревизские сказки расскажут…

На фронт же из Чириково ушли 40 человек и почти все погибли. Есть у Бориса Хромова заветная мечта поставить погибшим односельчанам памятник. Чертежи и эскизы будущего монумента уже есть.

В 70-х-начале 80-х годов в Спасском-Чириково (в простонародье Знабиловке) было 20 дворов. Многодетная семья Хромовых, в которой воспитывалось девять детей, держали полный двор скотины, большой огород. Сохранился и фундамент дома прадеда, а перед ним амбар, где отец Бориса, тракторист-передовик колхоза «Знамя Ленина» Борис Хромов-старший хранил сено. А по вечерам у амбара собиралась молодежь на матаню.

Точку в исследовании родословной Борис Хромов не поставил. Он ждет, когда в Воронежском архиве отремонтируют Ревизские сказки. Именно туда вносились данные о переписи населения, в них можно подчерпнуть сведения о предках до появления метрических книг. Может быть, из ревизских сказок потомок рода Хромовых узнает что-то о родителях и семье Саввы, а также предках по материнской линии.

- Как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание, близок к своему концу, - считает Борис Хромов.

Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/26128-Pomnyashiii_rodstvo.html

 

Одни ученые подсчитали возраст Адама, другие давно их опровергли

СМИ по всему миру перепечатывают статью, где говорится, что американские генетики рассчитали возраст общих предков человечества, дав им от 100 до 150 тыс. лет. Парадокс в том, что другие ученые чуть раньше состарили общего предка более чем в 2 раза, и это - подлинная сенсация!

Американские генетики заново рассчитали возраст предположительных предков всех людей на Земле — так называемых митохондриальной «Евы» и хромосомного «Адама» — и определили, что они жили примерно в одно и то же время — от 100 до 150 тысяч лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, и о чем нам сообщает РИА «Новости».

Дэвид Позник из Стэнфорда и его коллеги уточнили возраст предположительных предков человечества, расшифровав и сравнив митохондриальную ДНК и Y-хромосому 69 мужчин из всех частей света. Данные части генома передаются по материнской и отцовской линиям, что позволяет найти предположительных «родителей» человечества, сравнивая наборы мутаций в них у разных жителей Земли.

По их расчетам, общий предок женщин жил в Африке примерно 100-148 тысяч лет назад, что совпадает с общепринятыми оценками ее возраста. С другой стороны, «Адам» жил намного раньше, чем считалось ранее — 120-156 тысяч лет назад, а не 50-115 тысяч. Авторы статьи полагают, что полученные ими данные помогут эволюционистам точнее восстановить картину распространения людей по Земле.

Однако эта заметка в журнале не коррелирует с другими заметками. Еще в марте 2013 года американские генетики сделали сенсационное открытие: они нашли Y-хромосому, которая более чем в два раза старше, чем самые древние представители человека современного вида. Удивительно, но об этом тоже писало РИА «Новости». «Неправильную» хромосому обнаружили у умершего жителя Южной Каролины афроамериканца Альберта Перри.

Образцы ДНК были получены от родственницы умершего. Несколько лет назад она передала его ткани в исследовательскую компанию Family Tree DNA. Выявленная хромосома не смогла встроиться в общее генеалогическое дерево, о котором написано выше. То есть вот тот генетический Адам возрастом 100-150 тыс. лет не был предком товарища Перри, его предок более древний.

Эксперт Майкл Хаммер из Университета Аризоны решил исследовать этот случай, начав поиски хромосомы по всем доступным базам данных. Итог следующий: умерший не имел никакого отношения к «генетическому Адаму». Хромосома, о которой идет речь, разошлась с основной линией развития человечества около 338 000 лет назад. Но самые древние найденные останки человека современного вида датируются примерно 195 000 годом.

Родственники хромосомы все же нашлись — в африканской базе. Нечто похожее фиксировалось у 11 жителей камерунской деревни. Видимо, это означает, что в древности люди современного вида скрещивались с другой неизвестной популяцией тоже людей, которая впоследствии, получается, практически полностью исчезла.

Генетики считают необходимым проведение исследования генома людей, проживающих к югу от Сахары.

Источник: http://www.bk55.ru/news/article/20511/

 

В честь тотема

«В многочисленном роду мужа встречаются такие фамилии: Бубенко (ударение на второй слог); Сасункевич; Гамезо (Гамеза, ударение на второй слог). Родом они из Березинского района. Что можно сказать об этих фамилиях?

Мария Белохвостик, Минск».

— В основе фамилии Бубенко прозвание Бубен по действию белорусского диалектного глагола «бубнить» («говорить без умолку; брюзжать, бурчать, выражая недовольство»). Бубенко — потомок Бубна. От этого прозвания образованы и другие белорусские фамилии: Бубнов, Бубнович, Бубновский.

В основе фамилии Сасункевич личное имя Сасунок — уменьшительная форма к имени Сасун, которое является разговорным вариантом церковных имен Самсон (в переводе с древнееврейского «солнечный»), Сасоний (возможно, в переводе с греческого «саксонский»). Сасункевич — потомок Сасунка. От имени Сасун образованы также белорусские фамилии Сосунов, Сосунович.

Фамилия Гамеза образована от одноименного прозвания по действию белорусского диалектного глагола «гамзаць» «говорить в нос, гугнявить» (М.Шатэрнiк. «Краёвы слоўнiк Чэрвеньшчыны»).

Похоже, что фамилия Белохвостик образована путем перевода тюркского имени, производного от клички собаки. В качестве тюркских мужских имен довольно часто встречаются различные названия животных и клички собак. В древних летописях упоминается, например, имя печенежского князя Кучюг (из тюркского «кучук» — «щенок»), имя половецкого князя Кабяк (из тюркского «кобек» — «собака»). С древних времен собака, как и волк, у многих тюркских народов была тотемом, покровителем домашнего скота. У белорусов от этой основы есть еще несколько фамилий, которые приводятся в книге Н.В.Бирилы «Беларуская антрапанiмiя» (1969): Белохвостый, Белохвостов, Белохвостиков. Согласно Н.Т.Тупикову в XVI — XVII вв. старобелорусские письменные памятники фиксируют древнее имя Белохвост. Таким же путем могла образоваться и фамилия Белошейка (также очень популярная у тюрков кличка собаки).

«Прошу по возможности ответить: как образовалась моя фамилия?

Н.П.Велитченко, Гродно».

— Фамилия Велитченко восходит к прозванию Величко, которое образовано от прилагательного «великий» — «высокорослый; дородный, плотный». Велитченко — потомок Велички.

«Разъясните, пожалуйста, происхождение фамилий Галыга и Галыгин. Когда–то фамилия Галыга была очень распространена в деревне Лихиничи Круглянского района (затем деревню переименовали в Ракутево).

Валентина, Круглянский район».

— Согласно А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен») Галыга — разговорный вариант церковных имен Галактион (из греческого «гала» — «молоко»; ср. астрономический термин «галактика» и название Млечный Путь), Галан (из староболгарского «гал» «черный, смуглый» — защитное имя, делающее, согласно поверьям, ребенка непривлекательным для злых сил), Галик (русское имя, возможно, из латинского «галликус» — «галльский» или из греческого Галлаика — область во Фракии). Галыгин — потомок Галыги.

«Каково происхождение фамилии Пужель? Мой отец родился в деревне Задворье Мостовского района, где эту фамилию носит большая часть жителей.

С.В.Пужель, Минск».

— Фамилия Пужель восходит к литовскому слову «пужлис» — «рыхлый кочан капусты». Что это означает по отношению к человеку, не совсем понятно. У литовцев иные принципы образования фамилий, чем у славян. Слова, положенные в основу литовских фамилий, не всегда имеют явные характеристические признаки.

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/150833/

 

"Молчи, грусть, молчи", или Вся правда о Вере Холодной

Вера Холодная – единственная русская актриса немого кино, чье имя знают, кажется, во всем мире. Сейчас она стала фактически символом русского немого кино, во многом потому, что фильмов и свидетельств о ее жизни сохранилось немного, хотя прошло всего чуть больше ста лет. Не осталось и могилы актрисы – она была похоронена в Одессе, но в 1931 году на месте кладбища был разбит парк, и от места погребения "королевы экрана", как называли ее современники, не осталось и следа.

Точная дата рождения Веры Холодной (в девичестве Левченко) неизвестна. Разные источники называют то 5, то 9 августа (24 июля по старому стилю). Причина этого кроется, возможно, в неточности записей в метрических книгах или в том, что эти данные были попросту утеряны. Авторы многочисленных книг регулярно уточняют, что выяснение всех фактов биографии Холодной требует многих лет работы в архивах, которые в постсоветский период пережили не менее тяжелые времена, чем в годы Гражданской войны. Так что истории, кочующие из текста в текст, чаще всего опираются на немногие воспоминания современников, сестры актрисы Софьи, а то и вовсе на художественные произведения, авторы которых делали Веру Холодную своей героиней. Писательский вымысел стал со временем восприниматься как правдивые или "почти правдивые" истории о жизни актрисы. Одно из немногих сохранившихся интервью – в "Киногазете" (1918 год) – иллюстрирует увлечение Веры кинематографом, но не проливает свет на ее жизнь.

"…Я сделалась кинематографической актрисой. Я этому очень рада, чувствую, что нашла себя".

Вера Левченко родилась в Полтаве, а спустя несколько лет семья переехала в Москву, где жила ее бабушка. Около года она посещала балетное училище Большого театра, и, как вспоминала ее сестра Софья, была очень увлечена театром и балетом, буквально бредила актерством. Но бабушка воспротивилась: разве балет можно было считать занятием для барышни из приличной семьи? Вера окончила гимназию и в 17 лет вышла замуж за студента-юриста Владимира Холодного. Замуж вышла по любви и браком своим вовсе не тяготилась, воспитывала двух дочерей – родную Женю и приемную Нонну. В кино ее привела вовсе не давняя любовь к искусству, а скорее поиск средств к существованию. Семья хоть и была "из благородных", но богатствами не располагала, и когда Владимир Холодный в 1914-м ушел на фронт, Вера решила искать работу, чтобы поддержать семью.

Ее первой ролью в кино стала нянька-итальянка в экранизации "Анны Карениной". Режиссер Владимир Гардин не счел ее игру талантливой, но все же дал ей рекомендательное письмо к коллеге – режиссеру студии Ханжонкова Евгению Бауэру. Собственно, Бауэр и сделал из Холодной звезду. Прекрасно понимая, что перед ним красавица без актерского опыта, он делал акцент на ее естественных манерах и внешности, позволяя "просто жить, а не играть". Ателье Ханжонкова выпускало ленту за лентой с ее участием. За первый год она снялась в 13 фильмах, и успех каждого последующего был больше предыдущего. По воспоминаниям родных, она нежно любила своего мужа и, когда в августе 1915-го он был тяжело ранен под Варшавой, отправилась его выхаживать, забросив съемки.

В 1916 году Вера Холодная перешла из фирмы Ханжонкова в ателье Харитонова, где успешно снималась у Петра Чардынина – автора одного из самых известных сохранившихся фильмов Холодной "Молчи грусть, молчи…".

"… Когда я начала играть для экрана, меня запугивали режиссерами, говорили, что это деспоты, насилующие волю артистов, не считающиеся с их творческим пониманием ролей. Но мне пришлось убедиться, что все это пустяки".

В 1910-х у Веры Холодной действительно было невероятное количество поклонников, ее часто узнавали на улице, а в Одессе и вовсе не давали пройти. Открытки с ее портретами - единственные документальные свидетельства, сохранившиеся в больших количествах, – выходили несметными тиражами. Дамы старательно копировали ее стиль и шляпки, которые она, кстати, делала сама.

С сотрудниками ателье Харитонова во главе с Чардыниным актриса летом 1918 года отправилась в Одессу на съемки, где и умерла от "испанки" в феврале 1919 года. Муж пережил ее не более чем на год, скончался во время эпидемии тифа.

Как это часто бывает, зрители путают экранных героев и актеров, приписывая реальным людям качества выдуманных персонажей Так и Веру Холодную, добропорядочную мать и жену, публика предпочитала видеть жертвой роковых страстей.

Со смертью актрисы связано, пожалуй, наибольшее количество легенд. Согласно одной из них, Вера Холодная никогда не скрывала своих "красных" взглядов и была отравлена по приказу деникинской контрразведки. Причем отравлена в лучших традициях кинематографа тех лет – ядовитыми белыми лилиями. Согласно другой версии, все было с точностью до наоборот – травили не белые, а красные за то, что Холодная "работала на врага и хотела бежать из страны".

В пользу первой версии обычно приводят воспоминания сестры Холодной – Софьи, которая воплотила мечту сестры – стала балериной, взяла ее фамилию и до конца 1930-х танцевала в Одесском оперном театре. Воспоминания были написаны в 1950-х годах, и образ, который рисовала в них Софья, возможно, был далек от реальности, но, с учетом эпохи, "идеологически верен".

К тому же они были своеобразным ответом украинскому писателю Юрию Смоличу, который в романе "Рассвет над морем" (опубликован в 1955 году) сделал Веру любовницей французского консула в Одессе. В конце книги Вера признает правду большевиков и спасает Котовского, что и становится косвенной причиной ее гибели. Еще один неправдоподобный факт, со временем из художественного вымысла превратившийся в "слух", - роман Веры Холодной с известным одесским бандитом Мишкой Япончиком. В конце 1960-х была популярна пьеса Григория Плоткина "На рассвете", по ней была поставлена тоже довольно популярная оперетта, а Вера Холодная по сюжету танцевала танго с Мишкой Япончиком (один из известных фильмов актрисы назывался "Последнее танго") и собиралась эмигрировать в Париж.

Дочери Веры Холодной, к тому времени уже находившиеся в Америке (вторая сестра актрисы Надежда увезла их сначала в Константинополь, а затем в Калифорнию), были иного мнения о политических взглядах матери. Да и признаваться в разгар маккартизма в том, что твоя мать ярая коммунистка, было "дурным тоном".

По разным данным, за четыре года своей карьеры Вера Холодная снялась в более чем 50-ти фильмах, по другим источникам, их и вовсе было более 80-ти. Сохранились же всего пять из них: "Миражи" (1915) и "Молчи, грусть, молчи" (1918) Петра Чардынина, "Дети века" и "Жизнь за жизнь" (1916) Евгения Бауэера, и "Последнее танго" (1918) Вячеслава Висковского (сохранился лишь частично).

"…Кинематограф я любила с детства, увлекалась комическими картинами и боготворила Асту Нильсен (датская актриса немого кино – прим.ред.), но о кинематографической карьере я не думала. Я готовилась быть танцовщицей, мечтала о сцене. Но я рано вышла замуж, и это загородило мне путь к сцене".

Для современников созданный ею на экране образ был олицетворением серебряного века, декаданса – томная красавица, близкая к роковой черте. Первые критики писали о ее игре: "… малейшие оттенки чувства переданы правдиво и талантливо", а вот их советские коллеги думали ровно противоположное: "красивая, но маловыразительная актриса, исполнительница ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей".

Ее роли, на взгляд современного искушенного зрителя, действительно были однотипными. Так, в ленте "Дети века" она играла жену бедного банковского служащего, которая отвергает притязания богатого коммерсанта. Но коварный обольститель подстраивает увольнение ее мужа, и, испугавшись нищеты, героиня все же оставляет семью.

Потрясающий успех у зрителей имела их совместная работа с Бауэром 1916 года - "Жизнь за жизнь". После этого фильма к Вере Холодной приклеилось прозвище "королева экрана": по одной из версий, его придумал Александр Вертинский, который был близким другом семьи Холодных. Сюжет фильма таков: у миллионерши Хромовой две дочери – родная Муся и приемная Ната, которую и играла Холодная. У Наты завязывается роман с князем Бартинским, но тот женится на ее сестре - из-за денег. Ната в отместку выходит замуж за коммерсанта Жукова. Через год Ната и князь возобновляют свой роман, но история заканчивается, как и следовало ожидать, трагически: князь проматывает состояние жены, погрязает в долгах, пытается застрелиться, но не находит в себе сил, и тогда его убивает мать девушек, выдав все за самоубийство.

В ленте "Пламя неба" (не сохранилась) героиня Холодной вновь страдала от любви, на этот раз запретной, а в конце герои-любовники погибали от удара молнии – кары небес. Еще в одном сохранившемся фильме "Молчи, грусть, молчи" Холодная предстает в образе цирковой артистки Полы, которая, устав от нищей жизни, становится содержанкой. А в "Последнем танго" ее героиню, танцовщицу Кло, бывший возлюбленный убивает прямо во время танца.

Такие образы оправдывали ожидания зрителей в начале ХХ века в той же мере, что и образы героинь современных фильмов – на шпильках с автоматом наперевес устанавливают закон и справедливость в отсутствие сильного мужского плеча. "Я смерть люблю такие романы, про такую любовь, чтоб как смола кипела", говорила героиня известного уже советского фильма "За двумя зайцами", действие которого происходит приблизительно в тот же период. Успех сыгранных ею героинь объясним, необъяснима лишь бешеная популярность именно Веры Холодной, ведь среди актрис того времени были и более талантливые в актерском плане красавицы. Единственным ответом здесь могут стать лишь слова самой "королевы экрана": "Кинематограф – моя стихия".

Подготовила Наталья Попова

Источник: http://weekend.ria.ru/cinema/20130805/835508197.html

 

Кулинарный Карамзин

К 90-летию Вильяма Васильевича Похлебкина - человека, отбившего у поляков русскую водку

Он - сын революционера, перевернувший, точнее, пережаривший русскую кулинарную историю, отчистив ее от плесени лжи и невежества.

Полное имя нашего героя - Август-Вильям, в честь легендарных тезок из разных эпох: революционера и драматурга - Бебеля и Шекспира, но первое имя ушла в тень второго. Впрочем, этот экзотический штрих – лишь дань времени.

Вот еще один символ: опять же, благодаря отцу, он обрел фамилию Похлебкин. Родитель писателя вовсе не был кулинаром, а, как уже было сказано, революционером – Василием Михайловым, который почему-то выбрал себе «ароматный» псевдоним, оказавшийся спустя десятилетия весьма кстати сыну. «Больше ни у кого в роду склонности к поварской профессии не отмечалось, а мне, похоже, передалось, у меня есть что-то в кончиках пальцев», - говорил Вильям Васильевич.

Похлебкин – фронтовик. Он ушел на войну, не дождавшись повестки - добровольцем. В боях под Москвой получил тяжелую контузию. Его взяли в полковой штаб за то, что он знал три языка. Потом Вильям Васильевич выучил еще один.

В 1944 году Похлёбкин написал письмо начальнику Главного политуправления Красной Армии, в котором были такие слова: «В связи с тем, что исход войны уже предрешён… всех способных людей следовало бы послать учиться, чтобы восстанавливали страну, чего и себе желаю». В Политуправлении с ним согласились.

Извечный вопрос для любого биографа – отчего его герой избрал именно этот путь, а не иной? Его я обойти не могу, да и самому любопытно.

Человек-энциклопедия

Считается, что и к своему увлечению Похлебкин, родившийся и живший в цетре Москвы, пришел символично – ломали дом, куда его забросила судьба. При обмене Похлебкина, человека романтичного и не практичного, маклеры безжалостно обманули: «загнали» в хибару, к тому же за пределами столицы - в Подольск.

…Бульдозер сотряс домик, и вдруг откуда-то с антресолей, посыпались старинные книги, неизвестно когда и кем спрятанные. Оказались они – опять символ! – кулинарные. И Вильям Васильевич немедля, прямо под рев машины, начал листать пожелтевшие страницы. Невольно вспоминается известная история с Ньютоном, которого настигло озарение после того, как ему на темя свалилось яблоко. Значит, возможны ассоциации?

Путь интересный, но обманчивый.

В восьмидесятые годы, когда Похлебкин стал выступать в печати со своими кулинарными эссе, он уже был известным историком, автором книг по новейшей истории, справочников по истории и геральдике. Одна из его работ – монография о президенте Финляндии Урхо Калево Кекконене вызвала благожелательно-удивленный отзыв последнего: «Ничего лучшего о себе не читал…»

Правда, нельзя утверждать, что жанр кулинарной прозы, позже принесший Похлебкину огромную славу, захватил его целиком. Нередко с прежним пылом он бросался на штурм других исторических высот. В девяностые годы прошлого века выходили его такие различные по тематике и содержанию книги, как «Великий псевдоним» (биография Сталина), «Государственный строй Исландии», «Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах», «Столицы России». Что, конечно, свидетельствует о его энциклопедических знаниях и потрясающей любознательности. Один из коллег-ученых характеризовал Похлебкина как «историка, географа, публициста, международника и кулинара». А был он еще и полиглотом – свободно говорил на четырех языках.

Поток его книг вызвал к жизни слух, что Похлебкин – «псевдоним» большой артели писателей. Или целый НИИ, занимающийся вопросами кулинарии…

Откуда родом шашлык?

Похлёбкин писал сухо, рационально, не жалея времени на сбор информации. Его доказательства точны, аргументированы, что, конечно же, по душе читателю солидному, основательному. И – радеющему о здоровье, ибо повсюду у Вильяма Васильевича шла речь о полезности, необходимости, что для любого, тем паче, потрепанного жизнью организма, важно. Тем же, кто здоров, можно «сложить» прочитанное в кладовку памяти – когда-нибудь, да пригодится…

Книги Похлебкина – ключ к кулинарному «волхованию» (его термин), открывающие двери в кулинарное же искусство. Он словно водит читателя по кухне, широко раскрывая створки буфета, неспешно обозревая продуктовые припасы, и советует, как с ними поступить для пользы дела и тела, помогает понять, в чем смысл основных методов приготовления пищи. В.В. приглядывается и к кухонной утвари, ибо без качественных орудий производства подлинному кулинару не обойтись.

Похлебкин зорко оглядывает изобильные столы народов мира, попутно рассказывая историю возникновения тех или иных кушаний. Например, по мнению писателя, известное мясное блюдо шашлык придумано не кавказцами, как принято считать, а запорожцами, способ же приготовления привезен ими из военных походов. Шашлык - трансформация слов «шиш», то есть «вертел» и «шишлек» - «что-то на вертеле», утвердившееся в русском, а затем, по мнению писателя, перебравшееся в другие европейские языки.

Однако у наших соседей, считающихся специалистами в этой области, кушанье имеет не только другие названия – у грузин - «мцвади», у армян – «хоровац», у азербайджанцев – «кебап», - но и иные способы приготовления. Между прочим, шашлык – или нечто близкое - можно встретить в разных частях света. Например, в Бразилии – это «шураска», в Японии – «яки-тори». Мы же обычно вкушаем некий «эклектический» шашлык, хотя многие гурманы, наверное, не прочь отведать и специфические, национальные, чтобы определить лучший - на их субъективный вкус, конечно.

Варить, жарить и солить

Тема еды вообще, а в исполнении Похлебкина - тем более, близка многим. И энергичному практику, который вскорости вызовется осуществить придуманное автором, и отчаянному лентяю, способному лишь вообразить вкус реализованного рецепта. Однако если первого, возможно, ждет разочарование, то второй так и останется в приятном неведении. Он узнал, как надо варить, заваривать, жарить, солить, мариновать, использовать специи, приправы, а потом, где надо щегольнуть своей эрудицией. В качестве резюме вполне подойдут слова писателя Уильяма Теккерея: «Здоровый человек с благородным складом ума, наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой».

Впрочем, о том, как содержать кухню, отменно и с пользой готовить, писали в России и до Похлебкина. Например, Елена Молоховец в своем знаменитом «Подарке молодым хозяйкам», авторы советского кулинарного бестселлера «Книга о вкусной и здоровой пище».

Похлебкин же – и в том его большая заслуга - подверг тщательному анализу отечественную кухню, подробно рассказал о ее традициях, нравах, обычаях и пользе, а также восстановил забытые рецепты. Он, по словам писателя Александра Гениса, «не только сделал видимой русскую кухню для толком и не знавшего ее поколения, но и очистил ее от семи десятилетий кулинарного варварства». То есть, показал в незамутненном чужими компонентами и добавками, виде. А потому Похлебкин может претендовать на звание «кулинарного Карамзина», ибо последовательно и достоверно выстроил многовековую историю российской кухни.

«Приметы милой старины»

Похлебкину принадлежит еще одна заслуга: он соединил – причем, самым причудливым образом – историю и кулинарию. Например, воссоздал меню Ленина и Сталина. И здесь польза сочинений Вильяма Васильевича двоякая - для одних читателей важна информация, ее суровый познавательный смысл: «так есть нельзя», другие приобщатся к тайнам кремлевской кухни, ощутят себя рядом со всемогущими вождями и, может, даже осмелятся упрекнуть их в кулинарном невежестве, забвении принципов здорового образа жизни.

Еще одна тема Похлебкина, разработанная им в совершенстве: «Кулинарные мотивы в русской литературе». В книге «Кушать подано!» он искусно, со вкусом выделяет богатый антураж кушаний и напитков из сочинений отечественных классиков конца XVIII до начала XX столетия - от Фонвизина до Чехова. Чтение книги не только вызывает у читателя приступы жгучего аппетита, но и ярко воссоздает «приметы милой старины».

Похлебкин вообще любил проводить «историко-кулинарные» параллели, скажем, связывая виктории русского оружия с полезной для воодушевления и возникновения боевого духа национальной пищей. А в тех битвах, где ее запасы иссякали, следовали поражения. Впрочем, В.В. оговаривался: «Совершенно недостаточно любить ботвинью, поросенка с кашей и подовые пироги со щами, чтобы считаться русским патриотом».

Кстати, о патриотизме. Если бы не Похлебкин, то у нас давно бы отняли название милого многим сорокоградусного напитка. В 1977 году Польша заявила о своих правах на изобретение водки и, следовательно, на эксклюзивное использование этого термина для собственной продукции. Спасителем - в буквальном смысле – стал писатель, к которому обратились за консультацией представители власти. После тщательных исследований Вильяму Васильевичу удалось доказать, что претензии не обоснованны – водка в нашем любезном Отечестве появилась на целое столетие раньше, чем у соседей. Приняв убедительные доводы Похлебкина, международный арбитраж отклонил претензии Польши.

Сказочное богатство

Несколько абзацев потрачу для окантовки портрета Похлебкина. Он напоминает жюльверновского доктора Паганеля. Писатель, одетый кое-как, был вечно всклокочен и неряшливо бородат. Днем и ночью В.В., прикованный жгучим интересом к своему замыслу, скрипел пером (он рисуется не иначе, как пишущим от руки). Похлебкин, крепко связанный творчеством с давно ушедшим временем, в нем и обитал – причем, не мысленно, а реально – обходился без телевизора, телефона, холодильника. Но если первые две детали удивляют, то последняя изумляет.

Странно, но тема, захватившая его всецело, не сотворила из него гурмана. Более того, человек, написавший о еде несколько десятков (!) книг, был к ней абсолютно равнодушен: питался скудно и скучно - кашами, щами, горстью сухофруктов. Так зачем такому аскету холодильник? И выглядел Вильям Васильевич «под стать» своему меню: худым, чуть ли не изможденным. Другому кулинарному писателю – полному и гладкому Дюма-отцу – не чета.

Может быть, Похлебкин – лишь теоретик и готовить вовсе не умел? Нет, знакомые утверждали, что он мог создать – и отменно - любое блюдо. Однако - для угощения приятелей и знакомых…

Дверь его однокомнатной квартиры, где он жил один, всегда и накрепко запиралась, незнакомцам в дом путь был заказан. На излете жизни писатель, вероятно, стал вполне состоятельным человеком – ведь его издавали много и часто. Но, быть может, он оберегал не ценности, - если они у него, конечно, были, а собственные идеи, мысли. Именно ими он был и впрямь сказочно богат. Хранил себя, чтобы еще долго жить и трудиться…

Писатель был злодейски убит, точнее, замучен в собственной квартире в Подольске в конце марта 2000 года. Как сказано в милицейском протоколе, «явных следов взлома и ограбления не зафиксировано». Это преступление до сих пор не раскрыто. Между прочим, после трагической гибели Вильяма Васильевича остались горы рукописей. Сколько же замыслов этот великий кулинар унес в могилу?

Источник: http://svpressa.ru/society/article/72001/

 

5 самых нашумевших монархических свадеб за последние 100 лет

29 июля 1981 года в лондонском соборе Святого Павла состоялось бракосочетание наследника британского престола принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер. Мы сделали подборку самых нашумевших монархических свадеб за последние 100 лет.

Бракосочетание наследника британского престола принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер называли «сказочной свадьбой» и «свадьбой века». Прямую трансляцию из собора Святого Павла посмотрели 750 миллионов человек.

5 самых нашумевших монархических свадеб за последние 100 лет

1 Эдуард VIII и Уоллис Симпсон заключили брачный союз 3 июня 1937 года. Невеста была моложе жениха на 2 года. Эдуард Альберт отрекся от престола, чтобы официально зарегистрировать отношения с дважды разведенной дочерью бизнесмена, потому что правительство не давало согласия на этот брак. Король Соединенного Королевства Великобритании и император Индии заявил: «Я нашел невозможным… исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». Его поступок был воспет Гарри Беллафонте в песне Love Alone и Мадонной в фильме «Мы. Верим в любовь». После отречения Эдуарда VIII королем Великобритании в порядке «общей очереди» стал Альберт Георг Йоркский, а его дочь Елизавета стала наследницей престола. Ныне ее голову украшает британская корона. А нарушившая ход британской истории Уоллис стала «Человеком года» (1936) по версии американского журнала «Тайм».

2 Грейс Келли и князь Монако Ренье III поженились 18–19 апреля 1956 года. Невеста была моложе жениха на 6 лет. Дочь олимпийского чемпиона по академической гребле Джека Келли, одна из первых красавиц мирового кинематографа, любимица режиссера Альфреда Хичкока (снялась у «короля ужасов» в трех лентах), обладательница «Оскара» (за роль фильме «Деревенская девушка») обрела славу самой кассовой актрисы своего поколения. Это была красивая пара и, казалось, счастливая, но Грейс, которой в связи с новым положением в обществе высшего света пришлось расстаться с актерской профессией, заскучала и загрустила в стенах замка. 13 сентября 1982 года за рулем авто у Келли случился инсульт: в результате 1980 Rower SD1 потерял управление, сорвался с крутого поворота и упал на склон горы. Грейс погибла, а князь Ренье так и остался вдовцом до самой смерти в 2005 году.

3 29 июля 1981 года принц Уэльский Чарльз, старший сын королевы Великобритании Елизаветы II и ее мужа, принца Филиппа, герцога Эдинбургского, наследник британского престола сочетался законным браком с дочерью английского аристократа Джона Спенсера, виконта Элторпа, представителя той же ветви, что и герцог Мальборо, а также Уинстон Черчилль. Невеста была моложе жениха на 13 лет. Сначала Чарльз встречался со старшей сестрой Дианы – Сарой. Через 11 лет после свадьбы супруги «разъехались», а в 1996-м – развелись. Принцесса Диана погибла в автокатастрофе 31 августа 1997 года. 9 апреля 2005 года Чарльз женился на своей любовнице Камилле Паркер Боулз, однако церемония была гражданской, а не церковной – впервые в истории британской королевской семьи.

4 Наследный принц Норвегии Хокон и официантка Метте-Марит Тьессем-Хейли поженились 21 августа 2001 года. В прессе свадьбу называли «нетрадиционной», а невесту сравнивали с Золушкой. Кронпринц и его избранница – ровесники. Наследный принц ходил в обычный детский сад и среднюю школу, а с будущей супругой его познакомили друзья. Женившись на простолюдинке, молодой человек взял пример с отца, который взял в жены дочь конторского служащего. К ужасу общественности, которая и так пыталась добиться отречения Хокона от престола в связи с женитьбой на официантке, к тому же женщине с ребенком, Метте-Марит откровенно призналась журналистам, что до встречи с принцем принимала наркотики. Но Хокон сумел отстоять свое право на любовь и счастье, усыновил сына супруги Мариуса, которого Метте-Марит родила в 1997 году. Мальчик был принял в королевскую семью, однако неродной сын кронпринца наследовать престол не сможет. В 2004 году у пары родилась дочь Ингрид Александра – будущая наследница норвежской короны, а в 2005-м – сын, принц Сверре Магнус.

5 Японская принцесса Нори (Саяко) и простолюдин Ёсики Куроду сыграли свадьбу 15 ноября 2005 года. Принцессе было 36 лет, счастливчику Ёсики – уже 40. Куроду был городским дизайнером, но дружил с Акисино – младшим сыном императора Акихито. После бракосочетания принцесса Нори покинула императорскую семью и взяла фамилию мужа. Курода происходит из семьи чиновников-аристократов «кадзоку», потерявшей свои права после 1947 года, когда Япония приняла новую пацифистскую конституцию, в которой акцент делается на либеральную демократию. В соответствии с Законом императорского дома опять-таки 1947 года, женщины императорской семьи после замужества с простолюдином лишаются положения и официального членства в Императорском доме. После свадьбы выплачивается единовременная денежная компенсация. Приданое потерявшей титул принцессы составило 1 миллион 300 тысяч долларов. Королевская семья присутствовала на бракосочетании. Саяко ушла не только из дома, но и с работы (она была орнитологом), чтобы посвятить себя семейной жизни.

Источник: http://vmdaily.ru/moscvichka/2013/07/28/5-samih-nashumevshih-monarhicheskih-svadeb-za-poslednie-100-let-5501.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное