Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Иваны, помнящие родство

Интернет буквально пестрит множеством сайтов-близнецов типа: «Родословная», «Древо жизни», «ДНК-древо»… Люди ищут свои фамильные корни, просят жителей сёл, где родились их далекие предки, сообщить — нет ли кого, кто помнит Ивановых, Петровых, Сидоровых… Часто цитируют известного русского историка Василия Ключевского, сказавшего, что, изучая предков, мы изучаем себя.

«В России генеалогический бум» — утверждают блогеры. Если это и преувеличение, то не слишком сильное, в чем я убедился лично.

Приехал я как-то в архивный отдел администрации Мытищинского района, чтобы сфотографировать найденный его сотрудниками интересный документ военных лет, и вдруг замечаю на столе начальника знакомые по внешнему лику старинные фолианты, виденные в Твери и Курске.

— У нас хранятся метрические книги пяти здешних церковных приходов: сёл Виноградово, Троице Сельцо, Осташкове, Тонкинское и Большие Мытищи, — говорит Алла Черепкова. — Велись они в двух экземплярах: один оставался в храме, второй передавался в Духовную консисторию уезда. К нам попали как раз из неё.

Метрические книги печатались типографским способом. Вручную священнослужитель заполнял лишь соответствующие разделы: порядковый номер записи, дата, фамилии, сословное состояние…

Открываю лицевую обложку той, что лежит сверху. Удивительно красивый — крылатый почерк! Буквы гусиным пером выведены каллиграфически чётко, явно мастером чистописания, в 1868-м. 145 лет минуло с той далёкой поры, а чёрные чернила не выцвели. Где сделаны записи? «В Владимирской села Виноградово церкви».

В Государственной грамоте 1617 года поселение записано за думским дворянином Гаврилой Пушкиным: «Деревня Виноградово, Дубровка тож, на Долгом пруду». Селом стала в 1696-м, когда был построен деревянный храм. А каменный освящён в 1777-м. Александр Сергеевич писал об этом своём предке и в «Борисе Годунове», и в стихотворении «Моя родословная». Потом имением владели князья Долгорукие, а затем Бенкендорфы.

Метрические книги именовались ещё и троечастными, так как в них заносились сведения о людях в три раздела: «О родившихся», «О бракосочетающихся», «О умерших». Книги-ежегодники, в которых отражена вся жизнь каждого прихожанина православного храма: крестился, женился, был поручителем жениха, восприемником (крёстным отцом младенца), скончался…

Навечно осталась память в «троечастной» о радостном событии 2 февраля 1872 года. В этот день во Владимирской церкви села Виноградово крестили и нарекли Евдокией свою новорожденную дочь «временнобязанный крестьянин Г.Бенкендорфа Егор Петров и законная жена его Матрёна Васильевна, оба православного вероисповедания».

При венчании записывалась фамилия только жениха, невеста не удостаивалась этой чести так что её девичью фамилию, к сожалению, в метрической книге не отыскать. Она стала указываться лишь в 20-е годы прошлого века органами ЗАГС.

Из церковных записей можно узнать, отчего умерли люди. Читаю: «От лёгочного тифа», «от эпилепсии», «от нервной горячки»…

«Метрические книги» велись в церквах с 1722-го по 1918-й, а в некоторых — и по 1923-й годы. В них фамилии тех, кто родился, венчался, крестил своих детей и ушёл в мир иной за двести лет. А также священнослужителей, исполнявших эти обряды.

— Кроме церковных метрических книг, у нас хранятся также акты ЗАГС Коммунистической и Пролетарской волостей, начиная с 1923 года, а затем и Мытищинского района, образованного в 1929 году, — продолжает свой рассказ Алла Викторовна. — Народ к нам идёт и идёт. С начала прошлого года только с письменными запросами обратились уже более трёх тысяч человек.

Чаще всего о своих кровных корнях и истоках люди задумываются в зрелом возрасте, а узнав о своём происхождении, просят составить родословную. Хотя дело это непростое, требует терпения и настойчивости, специальных знаний. Сергей Веткин много раз приезжал в Мытищинский архив, с помощью его сотрудников вёл поиск далёких родичей. И вот уже на большом ватмане нарисовано древо. У его корней — имя родоначальника, на стволе — «ветви» основной, мужской, линии Веткиных (такой вот получается ненароком каламбур), на «листьях» — их потомки.

— Мне удалось найти в метрических книгах ключ к родовой памяти, проследить связь поколений Веткиных, — поделился радостью с сотрудниками архива Сергей Александрович, поблагодарил их за помощь.

В музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» хранятся архивы нескольких бывших здешних дворянских усадеб. Заведующая литфондом Нина Кудинова рассказывает:

— Приехал недавно из Питера отпрыск рода Поливановых. Порылся в архивах, обрадовался: нашёл свои корни. Великое это счастье — почувствовать духовную близость с праотцами.

— В документах, хранящихся у нас, прослеживается история не только человеческих родов, но и биография сёл и деревень, — повествует Алла Черепкова. — Интересны, например, материалы Сухаревского сельсовета за первые годы войны. Они свидетельствуют, как по почину учащихся местной школы, поддержанному всеми жителями района, народ собирал тёплые вещи для красноармейцев, строил Окружную железную дорогу, выращивал хлеб для фронта. За ударный труд сухаревцев сельсовету было присуждено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Архив в Мытищах, как, впрочем, и во многих других городах Подмосковья, — это не просто хранилище, а подлинный клад документов. Метрические, похозяйственные книги зачастую являются единственным источником сведений о генеалогии рода, семейных гнёздах. Вот и торопятся попасть в дом № 1 «а» на улице Мира Иваны, помнящие родство.

Директор Центрального государственного архива Московской области Виктор Горшков тоже подтверждает, что в последнее время число тех, кто обращается с просьбой помочь найти родичей, резко возросло.

— Если точно известно место рождения вашего предка, наши сотрудники быстро найдут соответствующую запись в метрической книге, выдадут заверенную печатью копию документа. Сложнее, когда известен лишь район. В таком случае мы предлагаем человеку, ищущему родовые корни, придя в читальный зал архива, самостоятельно, что называется, порыться в истории. Часто люди находят с нашей помощью след фамилии. Радуются, благодарят.

— Эта услуга платная?

— Безвозмездная.

В областном архиве, сообщил Виктор Николаевич, раньше находились и церковные метрические книги. Но большую часть их передали затем в Центральный исторический архив Москвы. Осталась малая толика. Зато хранятся все документы органов ЗАГС Московии с 1917-го.

Чувство рода — корень, основа патриотизма. Недаром бойцов, уходивших 7 ноября грозного 41-го с Красной площади на защиту Москвы, сопровождало такое напутственное слово: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

Юрий МАХРИН

Источник: http://nvdaily.ru/info/4280.html

 

Кукиш как лекарство и оберег от нечистой силы

В общении мы используем жесты, которые кажутся нам привычными и вполне однозначными по смыслу. Между тем, у разных народов существует своя система общения, и нередко она в корне отличается от нашей. Без всякого злого умысла, можно одним жестом разрушить тонкую грань доверия и понимания. Об этом полезно знать, собираясь в дальние страны.

Так, простое покачивание головой из стороны в сторону, означающее в России и большинстве стран Европы "нет", в Болгарии, Греции и Индии означает одобрение, в то время как кивок головой — несогласие. Необычный жест отрицания существует у неаполитанцев — это вздернутая вверх голова при неодобрительно оттопыренной нижней губе. В Японии слово "нет" выражают покачиванием ладоней из стороны в сторону. На Мальте несогласие выражается касанием кончиков пальцев подбородка, при этом повернув вперед кисть. А вот в Италии и Франции этот же жест указывает на то, что у человека какие-то боли.

Неоднозначное отношение вызывает и уже привычный для большинства россиян жест "о'кей". Удивительно, но этому знаку более 2500 лет. У греков это был символ любви — изображение целующихся губ, а также похвала оратору за точное высказывание или тонкий афоризм. Позднее этот жест ушел в прошлое и вновь стал популярным в Америке в начале ХIХ века. Пресса в то время проводила кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Кружок, обозначающий букву "о" в слове о'кей, стал символом, что "все хорошо", и сегодня в западных странах этот жест воспринимается однозначно как одобряющий, положительный жест.

Однако в некоторых странах этот знак имеет совершенно другое значение. В Бразилии этот жест считается оскорбительным и символизирует пятую точку. В Японии он означает деньги, в Сирии — "пошел к черту", а в Тунисе — "я тебя убью". В нескольких странах Средиземноморского бассейна этот жест используют для обозначения гомосексуалистов. Во Франции и Германии этот жест также оскорбит и будет растолкован как ноль, "мол, ты — абсолютная пустышка".

В немецком суде даже был прецедент, связанный с этим, казалось бы, безобидным жестом. Некий водитель, мимоходом оскорбил полицейского, показав ему из окна машины большой и указательный пальцы руки, сомкнутые колечком. Но немецкий полицейский обиделся и подал в суд. Судья, основательно изучив соответствующую литературу и расспросив психологов, пришел к выводу, что в Германии приняты оба значения этого сигнала, а как его понимать — личное дело каждого. Водитель был оправдан.

По-разному трактуется и такой распространенный жест, как поднятый вверх большой палец, означающий у россиян "все отлично". Так, в Греции этот жест имеет значение "замолчи", а в мусульманских странах считается неприличным. Более того, в Саудовской Аравии данный жест при вращательном движении большого пальца означает "катись отсюда".

Стоит внимательно отнестись за рубежом и к порыву опустить руки в карманы брюк. Так, в Аргентине человеку, сунувшему руки в карманы брюк, полицейский может указать на неприличное поведение. А в Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири.

Интересно, что протянутая в виде прошения милостыни рука в Италии означает призыв что-либо объяснить, а также знак вопроса. Жест "деньги" в странах Ближнего Востока является сигналом об опасности либо призывом не торопиться. Зато обидный в России жест "рога" у итальянцев считается средством от сглаза.

Весьма древнее происхождение имеет и знакомый всем с детства кукиш. Например, в Японии этой замысловатой фигурой в старину пользовались уличные дамы, выражая готовность обслужить клиента. А вот у славян он, наоборот, почитался и применялся как оберег от нечистой силы. Наши предки с помощью кукиша отвращали сглаз и порчу, а также определяли бесов. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш. Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах две фиги, и обязательно чем-нибудь себя выдадут.

Со временем кукиш поменял значение и превратился в неприличный, оскорбительный жест, не допускаемый в этикетном общении. Лишь в народной медицине кукиш до сих пор является магическим средством при лечении некоторых болезней, например "ячменя" на веке. А еще на языке дальнобойщиков он означает просто камень, застрявший между расположенными рядом покрышками одного колеса.

Стоит отметить, что для испанца считается оскорбительным прикосновение к мочке уха. Дело в том, что в Испании такой жест означает "среди нас гей". Аналогичное значение имеет и простое почесывание бровей в Ливане.

Приставленный указательный палец к виску во Франции, как и в России, указывает на глупость собеседника. А вот в Голландии он означает достаточно умного человека, а англичанин расценит этот жест как фразу "живи своим умом". Дотронувшись пальцем до века в Италии можно выразить свое доброжелательное отношение к собеседнику, словно сказать ему: "Я смотрю, ты хороший человек".

В Испании этот же жест понимается, как сомнение в правдивости сказанных слов, а во Франции — аналогично фразе " твои слова — пустой звук". Даже привычный для русских людей призыв выпить в виде щелчка по шее в Италии расценивается, как проблемы со здоровьем и с больным горлом. Интересно, что у французов недвусмысленное предложение сообразить "на троих" выражается в виде простого почесывания носа большим и указательным пальцами.

Даже прощаются в разных странах по-разному. Так, итальянцы редко подают руку, зато с удовольствием от души хлопнут человека по спине при расставании. А вот у французов такой жест означает "Убирайся и больше не появляйся здесь никогда!"

Необычным для россиян способом прощаются и в Латинской Америке: помахивают ладонью так, как мы это делаем, когда зовем кого-нибудь к себе. Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. А жители Андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

При знакомстве во многих государствах, включая Китай и Японию, принято сначала называть фамилию. В Японии имя практически не используется, даже при неформальных встречах, а официальный поклон является необходимым ритуалом при знакомстве.

Помимо жестов, находясь в незнакомой стране, стоит также внимательно отнестись и к выбору фраз. Так, в Великобритании, Швеции, Швейцарии, Германии и странах Северной Америки все сказанное вами будет понято собеседником буквально. Во Франции, Японии, Испании, Греции, Италии, Саудовской Аравии, Китае, Южной Корее — наоборот. Гораздо большее значение, имеет подтекст, как правило, обозначенный сопроводительным жестом.

Стоит отметить, что скупые на жесты британцы, стараются не прикасаться друг к другу и тщательно сохраняют при разговоре дистанцию "вытянутой руки". Даже на проспектах авиакомпаний, осуществляющих зарубежные рейсы, они поместили следующее предупреждение: "Будьте осторожны — ваша жестикуляция может поставить вас в двусмысленное положение".

А вот в Германии даже расстояние "вытянутой руки" покажется слишком близким. Немец отступит при этом еще на полшага. В Италии, напротив, итальянец на полшага приблизится к вам, а саудовец постарается общаться так, чтобы дышать вам в лицо.

Стоит также сказать, что в Таиланде считается неприличным дотрагиваться до головы собеседника и похлопывать его по плечу. Это считается нежностями, публичное проявление которых в — неприлично. Кроме того, в Таиланде, Китае и на Филиппинах неприемлемым считается облизывать тарелку после еды. Удивительно, но правилом хорошего тона у китайцев считается говорить с набитым ртом и рыгать после приема пищи.

Также китайцы не прочь выпустить газы после сытного обеда, но в определенной компании. В целом ряде стран, включая Индию, Шри-Ланку, Африку и весь регион Ближнего и Среднего Востока левая рука считается грязной. Есть левой — верх неприличия. Согласно некоторым хадисам, Пророк ел исключительно правой рукой, а Коран гласит, что Сатана был левшой.

Ни в коем случае не следует здороваться с женщиной в Саудовской Аравии. Согласно Шариату, для женщины поздороваться с мужчиной на людях или общаться с кем-нибудь, кроме мужа, да еще и без надзора старших женщин в семье или родственников мужского пола — верх безнравственности. Большое значение уделяли и нравственности в салонах XIX века в США, где считалось неприличным, если мужчина приглашал одну даму больше 3-х раз. Уже после второго танца он должен был объявить помолвку.

В Греции и сегодня не стоит выставлять руку ладонью наружу, если вас накормили досыта. Дело в том, что у греков подобный жест называется "мутза" и берет свое начало со времен Византийской Империи. Тогда пойманных преступников возили на лошадях по шумным улицам городов.

Для большего позора их лица вымазывали черным углем или экскрементами. Кроме того, как и в Турции, в Греции неприлично указывать официанту двумя пальцами на две порции чего бы то ни было — это воспринимается, как жесткое оскорбление.

Стоит также действовать крайне осторожно при выборе подарков. Ни в коем случае не следует дарить китайцу часы. В Китае часы — синоним слова "смерть". Нельзя также заворачивать подарок в белую бумагу — это тоже смертельно опасная примета. Кроме того, не стоит дарить белые цветы жителям Бангладеш — в этом случае на вас возложат обязанность захоронить получателя вашего подарка.

Безусловно, в каждой стране существует множество нюансов и правил хорошего тона, поэтому, чтобы не попасть в неудобное положение, обязательно ознакомьтесь с местными обычаями страны предстоящего визита.

Источник: http://www.pravda.ru/society/how/relax/25-08-2013/1171085-obychai-0/

 

Предки бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова похоронены в Омской области

Известный историк Алексей Тиваненко выяснил, что потомки Малюты Скуратова и предки генпрокурора Юрия Скуратова жили на севере Омской области.

Омск посетил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, археолог Алексей Тиваненко . Его перу принадлежит 66 книг и нескольких тысяч статей по краеведческой тематике, ученый является дважды лауреатом международной научной премии Джорджа Сороса.

Тиваненко приехал из Улан-Удэ, чтобы рассказать омским коллегам о результатах своих исследований, в том числе о потерянном золоте адмирала Александра Колчака и найденной могиле сына основателя Омска Ивана Бухгольца.

Однако, как оказалось, у ученого есть в запасе еще одна интересная история. И связана она непосредственно с Омской областью и с именем Малюты Скуратова, который был известным русским государственным, военным и политическим деятелем, одним из руководителей опричнины, любимым помощником Ивана Грозного. Славился он своей особой жестокостью, с которой выполнял все указания царя.

– Основная цель моей командировки – это город Тара. Я приехал сюда по заказу бывшего генпрокурора Юрия Скуратова, родословную которого я уже много лет изучаю. В своей книге «Блюстители российской державы» я проследил его род за 1 200 лет. Я подробно рассмотрел генеалогию этой фамилии и нашел сведения, что потомок Малюты Скуратова был направлен со своими воеводами в Тару в 1632 году. Вместе с ним был воевода Неупокой-Кокошкин, от которого пошла фамилия Неупокоевых, – рассказал Тиваненко.

Оказалось, что в Таре Скуратову и его воеводе пришлось осесть. Дальше их история потерялась, но ученый выяснил, что их потомки объявились в Восточной Сибири и в Забайкалье.

– Я поехал в Тару с тайной надеждой, чтобы найти хоть какое-то эхо. Приезжаю в Тару, в деревню Сыщиково, и оказалось, что потомки Скуратова жили там, их родословную можно проследить до конца 18 века. Некоторые жили в Усть-Таре, некоторые близ Тары, Скуратов с Неупокоевым поселились в деревне Ананьево в 5 километрах от Тары, – продолжил свой рассказ ученый.

По его словам, с конца 17 века прослеживается история 4 семей Скуратовых, но самое интересное, что они уже относятся к смешанному типу. Так получилось после слияния двух национальностей – русских с казаками или татарами.

– Поэтому у тарских Скуратовых и такой своеобразный облик, – отметил исследователь.

Экспедицией ученый остался очень доволен. Он даже и не рассчитывал, что на севере Омской области ему удастся раскрыть еще одну историческую тайну.

Источник: http://omskinform.ru/news/58936

 

Москвичи умирают от стрессов, а не от водки и аварий

Дана Глей и Максин Вейнштайн из Джоржтаунского университета, Нурин Гудман из Принстонского университета, Джеймс Вопел, Владимир Школьников, Дмитрий Жданов (Центр демографических исследований РШЭ) и Мария Школьникова из Института Макса Планка по демографическим исследованиям провели сравнительный анализ стрессоустойчивости москвичей, американцев и тайваньцев.

Ученые ожидали, что москвичи проявляют гораздо более высокий уровень физиологической регуляции - приспособленчества, чем жители Тайваня и США. Это связано со сложной демографической ситуацией по сравнению с другими странами.

Между 1970 и 2007 годами Тайвань смог значительно увеличить ожидаемую продолжительность жизни - на 9,4 года, а США - на 7,4 года, в то время как в России она сократилась на 1,3 года.

К 2007 году средняя продолжительность жизни в Тайване составила 78,1 года и сравнялась с показателем США - 78,3 года. Россия с показателем 67,6 года отстает от них на 10 лет.

Среди мужчин разрыв в продолжительности жизни между Россией и двумя другими странами близок к 15 годам.

Россияне, вероятно, как-то по-другому воспринимают стресс, предположили ученые. Переход России от централизованной плановой экономики к рыночной повлек драматические социальные, экономические и политические изменения.

Разрушение социальных норм и распад Советского Союза, последующие психологические стрессы стали виной увеличения смертности.

Растущее неравенство внутри России создало два полярных мира: группу с огромным богатством и большую часть населения неимущих, которая становится все более озлобленной.

Тайвань в это время пережил переход от сельскохозяйственной к индустриальной экономике, который вызвал быстрый экономический рост, благоприятный для большинства тайваньцев. К тому же это страна коллективной культуры, взаимозависимости, групповой лояльности и социальной гармонии.

В Тайване семья остается ключевым источником поддержки, разводятся тайваньцы редко, большинство пожилых граждан до сих пор живут со своими детьми или рядом с ними. Это повышает способность справляться со стрессами.

США является примером индивидуалистической культуры, которая способствует самовыражению и независимости в отношениях с другими людьми. Россия занимает место строго посередине между американским индивидуализмом и тайваньским коллективизмом.

Стресс и дела сердечные

Чтобы определить связь между стрессом и стрессоустойчивостью, ученые использовали данные статистики по заболеваниям населения и смертности. Сведения были собраны из исследования "Стресс, старение и здоровье в России" Центра демографических исследований (SAHR), обзора социального окружения и биомаркеров старения в Тайване (SEBAS) и анкетного исследования развития в среднем возрасте в Соединенных Штатах (Midus).

Российская выборка включала данные 1800 москвичей в возрасте 55 лет и старше с 1 декабря 2006 года и 30 июня 2009 года и результаты лабораторных тестов их анализов. Также были использованы данные ЭКГ, собранные во время обследования населения. Выборка Тайваня включает 1036 человек в возрасте 53 лет и старше, с которыми проводились интервью по месту жительства, также были использованы базы больниц. Данные США включают в себя опрос 1054 человек в возрасте 35-86 лет.

Всего были использованы три подгруппы данных: сердечно-сосудистые и метаболические факторы риска, воспаления, которые играют важную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, и нейроэндокринная активность (т.е. гормоны стресса), в том числе информация об артериальном давлении, уровне холестерина, гемоглобина, индекс массы тела, окружность талии.

Участников исследования спрашивали, как часто они чувствовали, что не в состоянии контролировать свою жизнь, как часто они нервничают или испытывают стресс. Учитывалось также семейное положение, занятость и условия жизни.

Ученые уверяют: именно стресс во многом является причиной высокой смертности в России и некоторых других странах постсоветских странах.

Как и предполагалось, уровень воспринимаемого стресса был самым высоким в России и самым низким в Тайване.

Оказалось, что женщины более чувствительны к стрессу, чем мужчины во всех трех странах.

Среди мужчин 18% москвичей имеют 20 баллов из 40 возможных по шкале восприятия стресса по сравнению с 10% у американцев и 6% у тайваньцев.

Среди женщин этот показатель составил 36% в Москве, 12% в США и 9% в Тайване.

Нарушения регуляции сердечно-сосудистой деятельности у мужчин в Москве были выше уровня тайваньцев, но несущественно отличались от данных мужчин в США. У москвичек такие нарушения встречаются намного чаще, чем у американских и тайваньских дам.

Уровень воспалений, как и гормонов стресса, среди мужчин был выше в Москве по сравнению с Тайванем, а для женщин был одинаковым и для России, и для США, но ниже, чем на Тайване.

Изучение взаимосвязи между стрессом и нарушением стрессоустойчивости показал, что они положительно связаны для москвичей обоих полов и для женщин в США.

Для американских мужчин и тайваньских женщин значимой связи нет, а для тайваньских мужчин более высокий уровень воспринимаемого стресса связан с более низким уровнем приспособленности, что, в целом, выглядит удивительно.

Стресс влиял на американских женщин также, как и на мужчин в Москве и на Тайване. Для них он также отразился на воспалительных процессах. Для москвичек стресс был наиболее тесно связан с нейроэндокринной системой.

Источник: http://finance.rambler.ru/news/analytics/134230684.html...

 

Какая самая распространенная украинская фамилия?

Говорят, что в Германии иметь фамилию Мюллер - все равно, что не иметь никакой, и это не из-за однофамильца - зловещего шефа гестапо, а из-за ее многочисленности. В России больше всего Ивановых. А какая самая распространенная фамилия в Украине?

Александр Горовых, Харьков

«На территории Украины больше всего фамилий, созданных на основе имен, - сказал «АиФ» научный сотрудник отдела ономастики Института украинского языка НАН Украины Святослав Вербич. - Поскольку самым распространенным во всех регионах в течение многих веков было имя Иван, то, в Украине, как и в России, самые популярные фамилии созданы на основе имени Иван. Но то, что в России Иванов, у нас может быть и Иваненко, и Иванчук, и Иващенко. Распространенность наших фамилий существенно корректирует разнообразие суффиксов, используемых при их создании. Поэтому, возможно, самой популярной окажется одна из тех фамилий, которые получены от названия ремесла».

Предположения ученых подтверждает практика. В соответствии с переписью населения в Украине 2001 г., в нашей стране больше всего граждан с фамилией Шевченко (158 462 чел.), на втором месте - украинцы с фамилией Мельник (158 042), на третьем - Коваленко (134 291). За ними, с разницей в десятки тысяч, следуют Бондаренко, Ткаченко, Кравченко, Ковальчук, Коваль, Шевчук. Из образованных от имен лишь на 10-м месте - Савченко (67 424 чел.), а на 14-м - Петренко (63 425).

Источник: http://www.aif.ua/society/dontknow/1293

 

Интересные факты о звании "Народный артист СССР"

Почетное звание "Народный артист СССР" было утверждено 6 сентября 1936 года Центральным Исполнительным Комитетом СССР. Это высокая награда сменила другое существовавшее в стране с 1919 года высшее почетное звание - "Народный артист Республики". Звание "Народный артист СССР" просуществовало 55 лет, и в 1991 году оно было присвоено в последний раз. Всего за время существования почетное звание получили 1006 человек.

В этот день "Российская газета" решила вспомнить несколько интересных фактов, связанных со званием "Народного артиста СССР".

Первые "народные"

Одним из первых, кто получил звание народного артиста был Федор Шаляпин. Почетное звание знаменитый бас получил еще в 1918 году, став "Народным артистом РСФСР". Правда, в 1927 году певца лишили этого звания за обвинения в помощи белогвардейца. Звание было возвращено Шаляпину только в 1991 году, спустя 53 года после смерти.

В 1936 году, после утверждения нового звания, народными артистами стали 14 человек, среди них были режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, а также актер Борис Щукин, чьим именем позже было названо Театральное училище.

Тяжелые сороковые

В 1940-х годах звание "Народного артиста" было присвоено 74 деятелям советской культуры и искусства. Это мало по сравнению с последующими десятилетиями, что и понятно - война сыграла здесь не последнюю роль. Так, например, в 1942 году звание не присуждалось вовсе.

Самые молодые "народные"

Своеобразный рекорд был установлен оперными певицами Казахской ССР и Узбекской ССР. Куляш Байсеитова и Халима Насырова получили звание "народной", когда им было всего 24 года (1936 и 1937 годы соответственно).

Самым молодым мужчиной, получившим это почетное звание, стал Муслим Магомаев. В 1973 году знаменитому эстрадному певцу исполнился 31 год.

Самые возрастные "народные"

Обычно званием народного артиста не награждали деятелей искусства, находящихся в преклонном возрасте. Считалось, что это нарушало положение о присвоении почетного звания. Однако это не помешало получить "народного" композитору Станиславу Людкевичу, когда ему исполнилось 90 лет.

Кстати, Людкевич - не единственный прецедент. 18 человек получили почетные звания, когда их возраст перевалил за 80.

"Народный" посмертно

К сожалению, процедура награждения была довольно длительным процессом. Бюрократическая волокита не редко приводила к тому, что некоторые деятели искусства не дожили до присвоения почетного звания. Но поклонников они все равно стали "народными".

Например, так случилось с Марком Бернесом - он умер за несколько дней до подписания соответствующих документов. Рина Зеленая скончалась в день подписания указа о присвоении звания, 1 апреля 1991 года. Однако документам так и не дали ходу, что похоже на плохую шутку.

Последние "народные"

Вопреки распространенному мнению, Алла Пугачева не является последней, кто получил звание народного артиста СССР. Певица стала одной из 12 деятелей искусства, которые получили звание в декабре 1991 года.

Подписание указа о присвоении звания народного артиста Пугачевой был подписан 20 декабря. А самые последние документы датируются 21 числом, и в них значатся фамилии актеров Софии Пилявской и Олега Янковского.

Источник: http://www.rg.ru/2013/09/06/narodny-site.html

 

Как рождаются гербы

Почему на гербе Зельвы изображен черный конь, что значат пчелы на геральдических символах Червеня и как герб итальянского Милана попал в белорусские Пружаны

Книгу “Современная геральдика Беларуси” Владимира Адамушко и Марины Елинской (на фото) листаешь, словно увлекательную энциклопедию. Яркие, не похожие друг на друга геральдические символы белорусских городов и местечек способны заинтересовать и взрослого, и ребенка. А если еще углубиться в историю гербов! Мы даже представить себе не можем, сколько сотен лет они насчитывают и какие необычные истории хранят в себе.

Старожилы среди гербов

В книге на пятьсот страниц — 197 геральдических символов областных городов, районных центров и некоторых деревень Беларуси.

— Работа по учреждению символов и эмблем в Беларуси особенно активизировалась в последние 15—20 лет, — рассказывает один из авторов книги, директор департамента по архивам и делопроизводству Владимир Адамушко. — Сегодня свой герб есть практически у каждого крупного белорусского населенного пункта. Такая богатая развитая геральдика, как в нашей стране, на наш взгляд, органично вписывается в общеевропейский геральдический контекст.

Все гербы населенных пунктов Беларуси — не просто чья-то выдумка. Это результат работы десятков ученых, исследователей, архивистов, краеведов, музейщиков и других... Наиболее значимые из гербов — исторические, существовавшие в качестве отличительных геральдических знаков в прошлом и возвращенные спустя столетия. Известно, что гербы даровались белорусским городам великими князьями литовскими, королями польскими как непременный атрибут городского самоуправления. Старейшими в Беларуси являются гербы Полоцка и Каменца, дошедшие до наших дней с начала XVI века. “Старожилами” также являются гербы Бреста, Гомеля, Витебска, Гродно, Минска, Волковыска, Высокого, Городка, Дисны, Кобрина, Лиды, Мозыря, Новогрудка и так далее. Вторая группа гербов — это символы, рожденные уже в наше время.

Форель под дубом

Присвоить сегодня городу герб — это не фото на паспорт сделать. Герб должен быть связан и с историческими событиями, и с тем, что город представляет собой сейчас. Все гербы проходят обязательную экспертизу в Геральдическом совете при Президенте Беларуси и учреждаются указом Президента Республики Беларусь. Процесс создания символа может длиться от нескольких недель до четырех-пяти лет.

— При создании герба и флага проводится серьезная исследовательская работа, — говорит автор книги, консультант департамента по архивам и делопроизводству, кандидат исторических наук Марина Елинская. — Изучаются архивные документы, письменные источники по истории города, соблюдаются правила построения, сочетания фигур и цветов, применяемых в геральдике... К примеру, в геральдике всего пять эмалей: красная, голубая, зеленая, черная и фиолетовая. И два металла — золото и серебро.

Характерной особенностью белорусской геральдики является использование общедоступных, “говорящих” фигур с отвлеченными геральдическими символами, поскольку герб, далекий от понимания жителей, применяться не будет.

— В Островце Гродненской области, например, попросили, чтобы в гербе были отражены особенности природы их региона — чистые реки, в которых водится форель, и большие дубравы, — рассказывает Марина Елинская, являющаяся одним из авторов этого геральдического проекта. — Так появился варяжский щит, пересеченный волнистым поясом зеленого цвета, в верхнем серебряном поле которого изображен дуб с зелеными листьями, а в нижнем голубом — серебряная форель. Герб создавался по так называемому географическому принципу.

Волк в Логишине и конь в Зельве

Одним из самых популярных принципов создания геральдических символов является исторический. Согласно ему, в гербе отражаются важные для города события, интересные древние сооружения, места, постройки, личности, легенды и так далее. На гербе Зельвы Гродненской области, например, изображен выходящий из золотых ворот с красной крышей черный конь с золотыми гривой, копытами и уздечкой. Почему конь? Еще в 1720 году Зельва получила от польского короля Августа II привилей на торги и ярмарки. Уже через пару десятилетий о зельвенском “кирмаше” знали во всем Великом Княжестве Литовском. А основным объектом купли-продажи на ярмарке являлись лошади.

К слову, представители животного мира очень часто изображаются в белорусской геральдике. Тут зубры, медведи, олени, лоси, рыси, заяц, белка, а также пернатые — орлы, журавли, аисты, голуби, лебеди, и, наконец, рыбы, ужи и пчелы. Трудолюбивых насекомых, например, можно увидеть на гербе и флаге Червеня и Червенского района. Не случайно город получил по указу Екатерины II в 1796 году именно этот герб. Дело в том, что в регионе издревле занимались пчеловодством. Продолжают многовековые традиции жители Червенщины и сегодня. Уже несколько веков назад на белорусских гербах появились волки (Волковыск, XVI век, Логишин, 1633 год), лось (Городная, 1792 год), бобр (Волпа, 1792 год).

Особое место занимают гербы с религиозной символикой — это различные кресты, святые, христианская атрибутика. Святой архангел Михаил, к примеру, изображен на гербах Новогрудка и Шумилинского района, святой Казимир — на гербе Ружан. На минском гербе — Вознесение Богородицы, на гродненском — олень Святого Губерта и так далее.

— У нас достаточно много таких гербов, как исторических (на гербе Радошковичей, например, изображен Святой Стефан), так и современных (на гербе Молодечно — Богородица в золотой короне), — рассказывает Марина Михайловна.

Трубы Радзивиллов

Одним из наиболее эффективных методов при создании современной городской символики является использование в ней дворянской геральдики. Правда, шляхетская геральдика уместна лишь в древних населенных пунктах. Понятное дело, что она не появится в городах ХХ века Новополоцке или Солигорске.

Известно, что развитие шляхетской геральдики на территории Беларуси началось после заключения Городельской унии 1413 года, согласно положениям которой около пятидесяти наиболее знатных родов в государстве получили гербы. Это были очень простые гербы, на которых, как правило, размещалось по одной фигуре или одному элементу — оружие, доспехи, древние символы, геральдические цветы, растения или животные. И назывались они тоже просто: “Клямры”, “Лелива”, “Гоздава”, “Лебедь”, “Уж”, “Лев” и так далее. Чрезвычайно популярен родовой герб Радзивиллов “Трубы”. Его элементы можно найти на гербах Барани, Жодино, Клецка, Копыля, Мира, Скиделя, Слуцка, Сморгони и других. Так благодаря привнесению родовой геральдики в городские гербы получили известность геральдические символы титулованных белорусских родов, до недавнего времени известные только узкому кругу специалистов-историков.

Подарок королевы

Книга “Современная геральдика Беларуси” — это вообще кладезь информации и любопытных исторических фактов. Многие ли знают, например, что дарованный Пружанам еще в XVI веке герб очень близок по своему содержанию гербу Милана? В его серебряном поле изображен уж, из пасти которого появляется до половины младенец. Такому интересному сходству Пружаны должны быть благодарны Анне Ягелонке, которая пожаловала герб городу в память о своей матери Боне, королеве Речи Посполитой и дочери герцога Миланского Гиано Галеацо Сфорца. Щит, на котором изображен змей, держащий в пасти ребенка, достался родоначальнику рода первых герцогов миланских Висконти в первом крестовом походе. Вскоре герб стал гербом города Милана, символизируя силу и победы города. В середине XV века миланский престол вместе с гербом перешел к династии Сфорца. Дочь герцога Галеаца Сфорца, ставшая через замужество великой княгиней литовской, привезла этот герб в Беларусь. В настоящее время у Милана другой герб — красный крест на серебряном поле. Зато герб с многовековой историей сохранил белорусский город. А еще — автомобильная фирма ALFA ROMEO, которая использует его в качестве своего символа.

Книгу “Современная геральдика Беларуси” стоит полистать каждому. Те факты, истории, легенды, которые можно почерпнуть здесь, могут стать визитными карточками районов, не только привлекающими туристов, но и рождающими любовь самих белорусов к своей малой родине.

Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=79031


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное