Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


http://geno.ru/news/tags/46/

Какие книги мы читаем

Красочно и эмоционально Виктор Шендерович рассказывает о родословной своего друга-араба Али аль-Мусауи – русскоязычного канадского бизнесмена иракского происхождения, потомка пророка Мухаммеда и по отцовской, и по материнской линиям.

Прадед Али по матери был шиитским богословом. Но его маленького сына Наджи Юсефа тётя тайком от других родственников отдала не в медресе, а в светскую школу; в результате он стал юристом, главой Союза адвокатов Ирака и членом ЦК Социал-демократической партии Ирака.

По воспоминаниям Али, дед говорил: «Люди делятся на тех, которые не читают книг, читают разные книги или всю жизнь читают одну и ту же книгу». Ахмед аль-Мусауи, дед Али со стороны отца, был «святым человеком»; шииты считали, что его плевок исцеляет болезни. Хусейн ар-Ради, сын Ахмеда, поступил в университет и женился на дочери Наджи Юсефа. И муж, и жена были коммунистами; они верили в коммунизм так же истово, как их предки – в Аллаха. Али вырос на рассказах о героях разных народов, которые в устах родителей тоже выглядели коммунистами: коммунист Спартак, коммунист Робин Гуд, даже коммунист Тарзан…

В 1955 году Хусейн ар-Ради был избран первым секретарём Компартии Ирака; в партии его знали под именем Салям Адиль, что значит «Мир и Справедливость». А в 1963 году к власти в Ираке пришла Баас – партия Арефа, аль-Бакра и Саддама Хуссейна. Саляма Адиля баасисты замучили в застенках, его родственников перебили. Маленький Али спасся чудом: его вынесли из концлагеря в корзине с бельём и переправили к матери в Москву.

Али вырос в СССР в эпоху, когда здесь уже читали разные книги – «Брестскую крепость» и «Мастера и Маргариту», Оруэлла, Шолохова, Стругацких и Трифонова. Поэтому в конце концов он и оказался в Канаде.

Cемейная история - это больше, чем генеалогия

Александр Сичкаренко, руководитель проектов и программ семейной истории Family Search (Семейный поиск) рассказал о деятельности этой некоммерческой организации. Family Search  основана в 1890 г. Её основной спонсор – церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, более известная как Церковь мормонов. Волонтёры этой конфессии собирают, обрабатывают и хранят генеалогическую информацию по всему миру; они же обеспечивают доступ к ней сторонних пользователей. По мнению мормонов, в семьях, знающих историю своего рода, семейные связи становятся крепче, в них меньше детей, которых притягивают наркотики и алкоголь.

Масштабы оцифровки генеалогической информации Family Search поистине огромны: её базы данных включают миллионы объектов со всех континентов. Оцифровываются первоисточники,  создаются разного рода указатели. На сайте www.familysearch.org, в частности, представлены два миллиарда имен из коллекции документов Киевской духовной консистории и переписи населения 1940 года.

«Чтобы построить генеалогическое дерево, – говорит Александр Сичкаренко, – нам нужно только три даты: рождение, смерть и дата брака. А для семейной истории важно все: каким был человек, высокий или низкий, голубо- или кареглазый? Чем увлекался? Где и как жил? На нашем сайте есть раздел "Воспоминания", где люди выкладывают фотографии с историями о предках».

Неожиданности – в каждой родословной

Работники Государственного архива Волгоградской области провели конкурс генеалогических работ. Формально он предназначался для школьников, но в большинстве случаев к работе подключались и члены их семей. Предварительно участникам конкурса объясняли, как собирать  досье и писать биографии. Вероятно, главный результат конкурса – пробуждение у детей интереса к жизни предыдущих поколений. Так, одна девочка узнала, как её бабушка в 15 лет в шинели и огромных ботинках ходила работать на завод. Другая на фотографии своего  предка – красного командира обнаружила у него георгиевские кресты и выяснила, что сфотографирован он с атаманом Павлом Моторыгиным, раскулаченным и расстрелянным в конце 20-х годов.

Промежуточные европейцы

Мы уже писали об одной из древнейших костей кроманьонца, найденных в Европе, – о нижней челюсти мужчины из румынской Пещеры костей (Пештера-ку-Оасе). Обладатель этой челюсти жил около 40 тысячелетий назад, когда неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом. По уточнённым данным, около 9 % его генома принадлежат неандертальцу; иными словами, неандерталец был среди предков этого человека в четвертом – шестом поколении. Это, видимо, означает, что неандертальцы контактировали с кроманьонцами не только на Ближнем Востоке, но и позже, после переселения в Европу. Установлено, однако, что обладатель челюсти не является  предком современных европейцев: их ДНК существенно различаются. Как полагают учёные, кроманьонцы из Пештера-ку-Оасе попали в Европу раньше остальных и были впоследствии вытеснены или уничтожены новыми волнами мигрантов.

Генетическая грань выживаемости

Давно известно, что у разных людей организм по-разному аккумулирует, перерабатывает и расходует энергию.  Сейчас с этим фактором связали шансы на выживаемость в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.

У сотен ленинградских блокадников специалисты исследовали структуру генов, отвечающих за метаболизм и работу клеток в условиях дефицита пищи. Полученные данные сравнивали с генетической информацией людей, которым на протяжении нескольких поколений не приходилось сталкиваться с подобными лишениями. Обнаруженные у блокадников отличия в работе генов UCP и PPAR делают более эффективной работу митохондрий, которые дают клеткам энергию. Благодаря этому организму требуется меньшее количество пищи для поддержания жизнедеятельности, а энергия на обогрев тратится экономнее.


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное