Кто возьмется оспорить поговорку «Все течет — все изменяется», хотя, казалось бы, она противоречит известной фразе «все в наших руках»? В неизбежности изменений и их самопроизвольности мы убедились на собственном опыте, когда сдавали в набор этот выпуск журнала. Если в течение последних двух лет наибольшее число авторских материалов и консультаций специалистов касались документарных операций, то постепенно в лидеры вырвались финансовые рынки и инструменты.
В этом номере мы публикуем статью А. Корзуна «Процентная политика как новый этап денежно-кредитного регулирования в России», в которой понятие «процентная политика» рассматривается в контексте планируемого перехода Банка России к новой системе управления банковской ликвидностью, основанной на широком применении операций на открытом рынке
и предполагающей косвенное воздействие на объемы денежного предложения путем изменения стоимости кредита. О том, что происходит с российскими депозитарными расписками, вы узнаете из рубрики «Справочная информация». Наш новый автор Г. Пискарев предлагает вниманию читателей «Обзор мирового валютного рынка за 2006 год — начало 2007 года», в котором помимо анализа прошлогодней ситуации содержится также прогноз на 2007 год в разрезе основных пар валют.
Мы вновь обращаемся к теме лизинговых операций: на этот раз речь пойдет о бизнес-планировании лизинговых сделок. Свои рекомендации по данному вопросу дает эксперт М. Леонова.
С приближением момента вступления России в ВТО все более пристальное внимание аналитиков привлекает деятельность иностранных банков в России. Именно этой проблематике посвящена статья И. Епишевой, в ней исследуется транснациональное движение банковского капитала, определяются место зарубежных банков в экономике России и способы вхождения иностранного капитала на российский банковский рынок. Кроме того, автор рассматривает проблемы и перспективы зарубежной экспансии отечественных кредитных организаций.
Информацию о переходе на ежемесячный механизм обновления международных кодов BIC можно найти в рубрике SWIFT. Нововведение должно существенно облегчить жизнь банковским работникам.
Еще один несомненно достойный вашего внимания материал называется «Гарантии с заранее не определенным кругом бенефициаров». Его автор К. Молодыко, ведущий юрисконсульт ПриватБанка (Киев), делится опытом работы с туристическими гарантиями, институт которых только недавно появился в российской правовой системе.
В рубрике «Валютное регулирование» мы публикуем, возможно, один из самых полных обзоров правового регулирования в данной области. Поскольку его автор, доктор юридических наук Н. Ерпылева, человек скрупулезный, то статья просто изобилует ссылками на конкретные нормы тех сфер законодательства, которые, как правило, остаются вне поля зрения банковских специалистов. Это касается, в частности, порядка и критериев определения резидентства физических лиц.
К сожалению, в этом месте заканчивается страница, отведенная для обращения редакции к читателям, однако надеемся, что вы не оставите без внимания и другие публикации.
А еще нам хотелось бы поблагодарить наших авторов за желание делиться своими знаниями и опытом!
Встретимся в следующем номере.
Наталия Ранних, главный редактор
Анастасия Зыкова, зам. главного редактора
Наталья Макарова, зам. главного редактора
Гарантии с заранее не определенным кругом бенефициаров
К.Ю. Молодыко
ПриватБанк (Киев), ведущий юрисконсульт
Для гарантийных отношений привычным является участие
в схеме одного гаранта, одного принципала и одного бенефициара. Гарантийные схемы, в которых на одной
из сторон действуют несколько субъектов, также законны, хотя и применяются реже. В любом случае на момент выдачи гарантии все гаранты (принципалы, бенефициары) традиционно точно известны. Под такую ситуацию «выписано» и все банковское законодательство в части, регулирующей гарантии. Туристические гарантии являются исключением из этого правила, так как на момент их выдачи конечные бенефициары — туристы, которые в будущем захотят воспользоваться туристическими услугами принципала, — неизвестны.
Отношения по туристической гарантии характеризуются тем, что фактически создается некий пул из бенефициаров-туристов, причем права одних участников пула
взаимосвязаны с правами других его участников.
Кроме того, гарантия традиционно позиционируется как услуга для корпоративных клиентов, а бенефициаром по гарантии тоже, как правило, является юридическое лицо (реже — физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность). В случае с туристической гарантией принципалами также являются корпоративные клиенты, но бенефициарами выступают уже физические лица, что требует внесения определенных изменений в технологию оказания соответствующей услуги.
Поскольку институт туристической гарантии в Российской Федерации только начинает функционировать, а в Украине он действует уже в течение нескольких лет, полагаем, что украинский опыт мог бы быть интересен нашим российским коллегам. При этом для удобства изложения речь в данной статье будет идти о туристических гарантиях банков. Несмотря на то что эмитентами соответствующих гарантий могут быть и небанковские финансовые учреждения, число выданных ими гарантий в целом по Украине столь незначительно, что при
анализе ими можно пренебречь.
Следует отметить, что если в России туристические гарантии введены как альтернатива лицензированию туроператорской (турагентской) деятельности, то в Украине наличие гарантии является обязательным условием получения соответствующей лицензии. Это предусмотрено новой редакцией закона Украины «О туризме», действующей с 01.01.2004. Небезынтересно отметить, что разработка соответствующих норм украинского закона сопровождалась такой же бурной критикой со стороны представителей туристических компаний, как это недавно
было в России. Сейчас, по прошествии трех лет, такие специальные гарантии воспринимаются туристической общественностью как совершенно обыденная вещь: призывов к отмене указанных норм закона не слышно.
Законодательное закрепление в Украине соответствующих норм стало следствием выражения определенной правовой идеологии. Остановимся на этом подробнее.
Суммы гарантий
Законодателем предусмотрена градация сумм гарантии в зависимости от вида деятельности:
— туроператоры, занимающиеся выезд-ным туризмом, обязаны получить гарантию на сумму не менее 20 тысяч евро в гривневом эквиваленте;
— туроператоры, занимающиеся только въездным туризмом, — не менее 10 тысяч евро в гривневом эквиваленте;
— турагенты — не менее 2 тысяч евро в гривневом эквиваленте.
Очевидно, что указанные суммы являются более чем скромными в соотношении со стоимостью зарубежных туристических туров. Это объясняется тем, что указанные суммы гарантий стали неким компромиссом, потребовавшимся для того, чтобы обеспечить по возможности оперативное принятие соответствующих норм закона и максимально быструю их реализацию. Не вызывает сомнения, что со временем предусмотренная законом минимальная сумма таких гарантий будет увеличена, поскольку это необходимо для повышения надежности рынка туристических
услуг. Вместе с тем туристические компании, желающие продемонстрировать клиентам свою повышенную надежность по сравнению с конкурентами, и сейчас могут получить гарантию на сумму выше минимальной, предусмотренной законом, либо получить несколько гарантий на минимальную предусмотренную законом сумму от разных банков-гарантов.
Двукратная «льгота» для туристических компаний, которые занимаются только выездным туризмом, весьма спорна. Обе указанные группы туроператоров имеют равные возможности при направлении местных граждан в туры по Украине, а степень риска для всех туроператоров при организации таких внутренних туров одинакова. По этой причине двукратная разница в суммах гарантий фактически «привязывается» к международным туристическим турам, что ничем объективно не обосновано и только снижает привлекательность въездного туризма,
поэтому минимальная сумма гарантий для всех туроператоров, на наш взгляд, должна быть унифицирована и повышена.
Не вызывает возражений различие в сумме гарантий между туроператорами и турагентами. Предусмотренная законом минимальная сумма гарантий для турагентов соотносится с суммой гарантий для туроператоров, занимающихся выездным туризмом, как 1:10. Это объясняется тем, что на рынке туристических услуг обычное вознаграждение для турагентов, реализующих соответствующие туры, составляет около 10% от стоимости реализованных туров. Целесообразно учитывать данную пропорцию и при выдаче гарантий.
Во избежание конфликтов с клиентами очень важно четко указывать в текстах гарантий, выдаваемых турагентам, что такие гарантии не покрывают полной стоимости тура, а покрывают только сумму комиссионного вознаграждения турагента. Фактически турист, который приобретает тур через турагента, защищается одновременно двумя гарантиями: (а) гарантией, выданной турагенту (10% стоимости тура), и (б) гарантией, выданной туроператору, продукт которого продает турагент (90% или даже все 100% стоимости тура — в зависимости
от условий гарантии; в последнем случае защита туриста формально составляет 110% от стоимости тура, что может использоваться в маркетинговых целях).
Принцип недискриминации
Гарантия обеспечивает защиту каждого туриста, приобретающего тур у соответствующего туроператора (турагента). Технически это достигается вручением каждому туристу заверенной туроператором (турагентом) копии гарантии. Выборочное вручение туристам копий указанной гарантии следует расценивать не только как нарушение законодательства о защите прав потребителей, но и как нарушение условий договора о предоставлении гарантии, так как вручение копий гарантий является косвенной формой рекламы банка-гаранта.
Возмещение
По туристическим гарантиям возмещаются только прямые убытки туриста — стоимость оплаченных им, но не предоставленных ему услуг. Никакие штрафные санкции и моральный вред гарантией не покрываются.
Документарное основание
для платежа
Туристические гарантии имеют сложное комплексное документарное основание для платежа...