Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эксклюзивные статьи для банковских специалистов


Издательский дом Регламент Издательский дом
"РЕГЛАМЕНТ"

www.reglament.net
 

3-я Ежегодная международная конференция по Привлечению Капитала и Секьюритизации в России и СНГ

Будущее банковского финансирования в России
4-5 февраля 2009 г., "Мариотт Гранд Отель", Москва

Подробнее >>



Сегодня мы знакомим Вас с материалом из методического журнала "Управление в кредитной организации" #1/2009.

Оригинал статьи находится на нашем сайте.

Аналитический
журнал

 

Управление в кредитной организации
#1/2009
 


Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение

Р.А. Исаев, консалтинговая компания «Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК)» (ЗАО), ведущий консультант по корпоративному управлению в банковской сфере

Конкурентоспособность банка и его позиция на рынке напрямую зависят от качества продуктов/услуг, формализованности и стабильности бизнес-процессов, удовлетворенности и доверия клиентов. Особо актуальным это становится в периоды экономической нестабильности. Если говорить о качестве продуктов и бизнес-процессов банка в целом, то следует обратить внимание на международные и общепринятые стандарты, такие, например, как серия стандартов ISO 9000:2000 (далее — Стандарты ISO 9000).

Стандарты ISO 9000 требуют создания системы менеджмента качества как инструмента для управления качеством банковских продуктов и процессов. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Система менеджмента качества является неотъемлемой частью корпоративного управления банком. От эффективности данной системы зависят успех и качество системы управления банка в целом.

Автором предлагается методика построения на основе Стандартов ISO 9000 системы менеджмента качества банка, которая разработана в виде взаимосвязанных блок-схем (процессов) с детальными пояснениями, что значительно облегчает ее понимание и применение. Методика может быть использована как руководство или регламент по реализации проекта построения СМК банка с доработкой под конкретную специфику.

Многие западные банки уже имеют сертификаты соответствия ISO 9000, однако в России подобные сертификаты есть лишь у небольшого процента банков. Это объясняется многими объективными причинами: задержкой в освоении новых технологий и стандартов управления, кризисами и нестабильностью в экономике.

Тем не менее потребность в создании системы менеджмента качества в российских банках на основе международных стандартов только растет. В первую очередь в связи с интеграцией российской финансовой системы в мировое сообщество, повышением запросов и требований потребителей к банковским продуктам/услугам, обострением конкуренции в банковском секторе и приходом на рынок крупных западных банков с высокими стандартами обслуживания. Можно предположить, что в ближайшие годы, особенно при благоприятном положении дел в экономике, начнется активная работа по Стандартам ISO 9000 в российских банках.

Следует сразу отметить, что, по мнению многих специалистов, применительно к системе менеджмента качества некорректно использование терминов «разработка» и «внедрение». Этому есть несколько обоснований.

В каждой организации есть система менеджмента качества в определенной форме и на определенной стадии развития, и далеко не всегда она соответствует требованиям Стандартов ISO 9000. Поэтому в данной статье автором будет использоваться термин «приведение системы менеджмента качества банка к требованиям Стандартов ISO 9000» или просто «построение СМК банка по ISO 9000». Процесс построения СМК по требованиям Стандартов ISO 9000 отчасти представляет собой совершенствование системы управления банком через ориентацию ее на потребности клиентов и оптимизацию бизнес-процессов.

В профессиональной литературе и сети Интернет есть большое количество материалов и комментариев по использованию Стандартов ISO 9000, толкований и пояснений этих Стандартов. Но практически нет системной картины (или единой методики) построения СМК по ISO 9000. Более того, еще сложнее найти методики и формализованные правила построения СМК по ISO 9000 применительно к банковской сфере. Данная статья призвана восполнить этот недостаток.

Полную версию материала читайте на нашем сайте:

Продолжение >>



В избранное