Bнутренний контроль в кредитной организации #1/2009
Внутренний аудит. Некоторые пути его развития
Н.Е. Васильева, ГК «Агентство по страхованию вкладов», начальник службы внутреннего аудита, к.э.н.
Можно полагать, что внутренний аудит, его надежность, применяемые методики и возможности для совершенствования стали объектом усиленного внимания после серии банкротств банков, хеджевых фондов, ипотечных институтов, наблюдавшихся за рубежом в последние два десятилетия1. После старта мирового финансового кризиса в 2007–2008 годах важность этих проблем, естественно, должна возрасти. В частности, на необходимость систематического поддержания внутреннего аудита в надлежащем рабочем состоянии
весьма наглядно указывается в одной из недавних методических рекомендаций Deloitte Touche, посвященной внутреннему аудиту: «Как человеку необходимы регулярные медицинские осмотры, чтобы поддержать здоровье, так и служба внутреннего аудита нуждается в оценке своей деятельности»2. В упомянутом пособии подчеркивается роль внутреннего аудита и содержатся рекомендации, в основном относящиеся к обнаружению мошенничества: «Мошенничество, касающееся как составления финансовой отчетности, так
и присвоения активов, должно находиться в фокусе внимания любой службы внутреннего аудита».
В качестве наиболее важной меры по борьбе с мошенничеством в пособии указывается организация «горячей линии», которая «должна быть анонимной и доступной в постоянном режиме». Второй элемент программы — разработка процедур для оценки рисков искажений финансовой отчетности: «Без комплексной оценки рисков внутренний контроль за финансовой отчетностью не может считаться эффективным». Названные процедуры должны учитывать особенности финансовой отчетности, практикуемой в организации.
Однако какие-либо конкретные методики по оценке риска в данной публикации, естественно, отсутствуют.