Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 138


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №138

 

 

 

Содержание:

    события

             1.  Празднично отметим День строителя  

       статьи

             2.  Научный работник

       А это на общетрепещущие темы:

             3 Заблудившиеся в торсионных полях
 

        

      

 

 

 Празднично отметим День строителя

 

          Торжественный юбилейный вечер, посвященный 50-летию празднования Дня строителя, будет проведен 9 августа в Центральном выставочном зале "Манеж" совместно с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Московским городским комитетом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. Об этом сказано в распоряжении Правительства Москвы от 13 июня 2006 года.
              Этим же документом утвержден состав оргкомитета по организации и проведению праздника. Его возглавили сопредседатели Владимир Ресин - первый заместитель мэра в Правительстве Москвы и Сергей Круглик - руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
              В программе праздника: подведение итогов конкурсов "Московские мастера" по строительным профессиям и на лучший бытовой городок на строительных объектах, городской спортивный праздник в честь Дня строителя в Лужниках, выставки детского творчества в оздоровительных лагерях строительной отрасли, вручение ведомственных и московских наград работникам отрасли.
               Проведение праздничных мероприятий в трудовых коллективах рекомендовано организовать руководителям стройорганизаций и предприятий промышленности стройматериалов различных форм собственности.

 

вверх страницы

 

Научный работник

      

                  Никто Гумерову не протягивал руки сверху, никто не подталкивал его снизу. Жил своим умом и всего, чего достиг он, некогда деревенский мальчишка, добился своими усилиями, в том числе и хлопотной должности директора института.
                 В прежние времена, чтобы быть утвержденным на столь ответственный пост в уникальный институт (единственный в СССР), надо было иметь 100%-ное соответствие. А.Г. Гумеров прошел персональные собеседования в ЦК КПСС, Совете министров СССР и Министерстве нефтяной промышленности, выдержал обсуждение своей кандидатуры на Коллегии этого министерства и, наконец, в последней инстанции - на бюро обкома КПСС. Спрашивали строго и много.
                  Послужной список А.Г. Гумерова выглядит так: лаборант второй категории, завсектором, завлаб, завотделом технической эксплуатации магистральных трубопроводов Башкирского НИИ по переработке нефти (БашНИИНП). Об отделе (в нем трудилось 216 человек) говорили: «Ничего себе отдел. Это же институт в институте!» И в самом деле, он включал 10 лабораторий (профилактического, аварийного и капитального ремонта, экономики, конструкторское бюро и др.). Несмотря на загруженность, молодой ученый успевал заниматься еще и общественной работой (с 1968 по 1977 год был парторгом института).
                  И очень скоро он понял простую истину: хоть уровень нынешней техники и высок, но то, что еще вчера казалось достижением, сегодня уже безнадежно устарело. По-
этому до сих пор А.Г. Гумеров не имеет привычки сидеть на месте, за ним не угнаться в стремлении узнать, увидеть новое.
 

                ИЗ ИСТОРИИ
                Государственное унитарное предприятие «Институт проблем транспорта энергоресурсов» (ГУП «ИПТЭР») называется так с 1992 года, до этого времени - ВНИИСПТнефть (с 1970 года), еще раньше - НИИ Транснефть (с 1959 года). Но и НИИ Транснефть появился не на пустом месте. Предшествовали его созданию следующие события.
                В 1955 году по решению ЦК КПСС за пределы Москвы были выведены отраслевые научно-исследовательские институты. В их число попал и московский ВНИИТнефть. Архив института был вывезен в Уфу. По тематике научный материал расформированного института ближе подходил отделу транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов при БашНИИНП. Этим и объясняется тот факт, что отделу была поручена подготовительная работа (сбор документов, подбор кадров) по созданию НИИ Транснефть, ставшего впоследствии единственной научно-исследовательской организацией в СССР, решающей проблемы эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов. Как сказали бы сегодня, при создании ИПТЭР была использована база данных ВНИИТнефть.
                    В советское время в нефтегазовой отрасли было три научно-исследовательских института: ВНИИСТ занимался строительством, «Гипротрубопровод» и его филиалы (Киевский - «Южгипронефтепровод» и Тюменский - комплексный отдел института «Гипротрубопровод», образованный в 1970 году) -проектированием, а ВНИИСПТнефть (НИИ Транснефть) - ремонтом и эксплуатацией трубопроводов. По сей день ИПТЭР остается одним из немногих государственных институтов на постсоветском пространстве, решающим проблемы эксплуатации трубопроводного транспорта энергоресурсов.
                    В 1957 году студентов четвертого курса очного отделения Уфимского нефтяного института Асгата Гумерова и Изю Бронштейна направили на вторую производственную практику в отдел транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов при БашНИИНП. Студенты-отличники как нельзя лучше подходили для научной деятельности. И через некоторое время свет увидел приказ, первая часть которого, подписанная директором БашНИИНП B.C. Акимовым, гласила: «...студентов пятого курса И.С. Бронштейна и А.Г. Гумерова зачислить в штат института БашНИИНП на должность лаборантов второй категории с окладом 690 руб.» Вторую часть того же приказа с формулировкой «...разрешить студентам пятого курса свободное посещение лекций... Обязательное выполнение лабораторных работ... Сохранить за ними повышенные стипендии» подписал директор Уфимского нефтяного института В.Е. Губин. Так в стенах БашНИИНП появились первые сотрудники пока еще не существующего института НИИ Транснефть. 10 августа 1959 года состоялось его открытие.
                   - Поначалу мы с товарищем изучали архив ВНИИТнефть, - вспоминает А.Г. Гумеров. - Затем получили задание на решение проблемы сокращения потерь нефти и нефтепродуктов и на разработку норм их естественной убыли при транспорте. Я намеренно опускаю «по трубопроводам», занимались транспортировкой сырья и железнодорожным, и водным транспортом, и сливно-наливными операциями.
 

                    МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
                   В биографии А.Г. Гумерова можно найти (вкратце сформулированные) его научные интересы: «фундаментальные и прикладные исследования в области механики многофазных сред в трубопроводных системах в условиях повышенных требований экологической безопасности; влияние переходных процессов и ударных явлений на несущую способность пространственных конструкций; разработка безопасных технологий перекачки газожидкостных смесей, способов применения энергии взрыва при эксплуатации объектов ТЭКа; техническое диагностирование трубопроводов различного назначения; технологии и методы повышения степени защиты металлоконструкций от коррозии».
Ознакомившись с научными терминами, мне захотелось узнать у профессора, что кроется за этими формулировками, какие работы принесли ему известность как ученому.
                  - Асгат Галимьянович, может быть, Вы расскажите о наиболее увлекших Вас научных исследованиях? Как протекала работа над кандидатской, докторской диссертациями?
                 - Я поступил в заочную аспирантуру в 1962 году, фактически приступил к работе над диссертацией в 1964 году, защитил кандидатскую в 1968-м. Тему дали интересную, связанную с эксплуатационной надежностью нефтезаводских стальных резервуаров.
                 И Гумеров взялся объяснять проблему:
                 - На НПЗ из электрообессоливающих установок нефть выходит прогретой до 60-65 °С. При такой температуре она поступает в резервуары, которые начинают «вибрировать», что приводит к опасности их разрушения. Руководство завода обратилось в институт с просьбой помочь.
                   Эту работу мы принялись выполнять с Эммануилом Моисеевичем Ясиным (сегодня известным специалистом в отрасли трубопроводного транспорта нефти). Заострю ваше внимание вот на чем: он окончил авиационный институт, я - нефтяной. И очень пригодились в нашей работе знания из различных областей.
                  В то время не было теории для расчета трубопроводной системы на надежность. Впервые расчеты были сделаны в НИИ Транснефть, и Э.М. Ясин стоял у истоков создания этой теории.

                  Была проделана огромная работа. Я побывал на всех трубопроводах и заносил в тетрадь всю необходимую информацию. Компьютеров не было, и мы с помощью счетной машинки «Феликс», а иногда логарифмической линейки, обработали статистические данные и создали вероятную теорию надежности и практическую методику к ней.          После утверждения методики в институт буквально посыпались письма с просьбой оказать помощь в расчетах. Помню, как специалисты ездили в «Южгипронефтепровод» рассчитывать трубопроводные системы на надежность.
 

                 МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС
                — Параллельно с этим институт занимался разработкой различных нормативных документов и вплотную подошел к созданию централизованной системы технического обслуживания и ремонта магистральных трубопроводов. Механизированной системы! — продолжил А.Г. Гумеров.
                  Большим событием тех лет (конца 50-х и начала 60-х годов) следует назвать создание под руководством Всеволода Леонидовича Березина (сегодня он профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, а тогда был проректором Уфимского нефтяного института) первой очистной машины ОМК-14 для ремонта трубопроводов.
Людям, не занятым в сфере эксплуатации, будет непонятен тот прорыв, какой был сделан в создании ремонтной техники (очистных и изоляционных машин). Обычно слышишь:    «Ну что особенного? Были же строительные машины». Не вдаваясь в подробности, скажу: они не годятся для ремонта трубопровода.
Так что такая система была разработана впервые. В мире!
                  Следующий шаг - технология капитального ремонта трубопровода без остановки перекачки. При ее создании был использован опыт производственников — специалистов «Уралсибнефтепровода», а позже «Северо-Западных МН».
                 Если представители науки и производства работают вместе, то получается сверхотличный результат. По привычке звание «профессор» употребляем лишь по отношению к людям науки или преподавателям, а я бы употребил его и к производственникам. «Профессора производства» - уникальные люди. Ученых мне больше нравится называть «научными работниками». Ну это я отвлекся.
               — Технологии ремонта трубопроводов без остановки перекачки, что называется, в действии, я еще не видела, - признаюсь я А.Г. Гумерову, - и поэтому не могу себе представить, как это: действующий нефтепровод поднять, снять старое изоляционное покрытие и т. д.?
                  - Надо ли рассказывать, какие есть способы ремонта трубопроводов. Скажу только, что эти технологии были созданы в нашем институте авторским коллективом во главе с Константином Ефремовичем Ращепкиным. Для краткости перечислю то, что было придумано. Для вскрытия трубы (в отличие от обычного строительного экскаватора) был создан специальный профильный ротор. Другой пример: для технологии «без изменения геометрического положения трубы» (для труб диаметром свыше 720 мм), чтобы убрать оставшуюся под трубой землю, создали специальные подкапывающие машины, а чтобы труба не прогибалась, воспользовавшись опытом, взятым из эксплуатации шахт, стали применять гидравлические опоры.
                  Я всегда говорю студентам: нельзя быть просто осведомленным, обязательно надо знать весь процесс транспортировки и изучать смежные науки. Мой совет: сегодня, чтобы создать что-то интересное, надо обратиться к разработкам в военной отрасли. Там много уникальной техники, оборудования, которые можно использовать в решении и наших задач.
 

                СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
               Я сразу догадалась, о чем сейчас начнет говорить А.Г. Гумеров. Еще в 60-е годы он предложил идею использования энергии взрыва на объектах трубопроводного транспорта. Совместно с учениками была создана принципиально новая технология и разработаны технические средства, в которых применялись взрывчатые вещества. Технология с использованием кумулятивных зарядов обеспечивает пожарную и экологическую безопасность работ на трубопроводах, сокращение времени выполнения работ при реконструкции, плановых и аварийных ремонтах на предприятиях топливно-энергетического комплекса и других отраслей промышленности более чем в 40 раз за счет замены огневых процессов сварки и резки. В 1980 году за комплекс работ по применению энергии взрыва в созидательных целях А.Г. Гумеров был награжден дипломом Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ).
                   Докторскую он защитил в 1983 году. Тема докторской диссертации довольно долго была закрытой, поскольку имела гриф «С» (секретно). Сейчас уже об этом можно говорить. Но была у А.Г. Гумерова и другая разработка, еще «закрытее» — с 1962 по 1964 год он был руководителем работы «Обеспечение народного хозяйства страны топливом в условиях ведения атомной войны».
                  — Асгат Галимьянович, расскажите, пожалуйста, о кумулятивных зарядах. Как все начиналось?
                  — С постановки задачи: как быстрее ликвидировать аварию на трубопроводах. Мы приступили к изучению использования энергии взрыва. Для начала с ее помощью решили сделать хотя бы котлован. Дальше - больше. Стали применять для резки труб кумулятивные заряды (которые используются по сию пору при отсечении отработавших ступеней космических ракет по команде с земли). Там одна система безопасности (пожаробезопасности), а у нас должна была быть другая. Возможность применения энергии взрыва позволила создать свою технологию и для нефтепровода.
                 Исследуя проблему, мы стали сотрудничать с институтом электросварки им. Е.О. Патона. К слову сказать, объединив наши усилия, мы запатентовали более 30 совместных изобретений по взрывным технологиям. И для института Па--тона это были тоже новые работы.
                  Интересный факт: в нашем институте этой проблемой начала заниматься Римма Леонидовна Кутукова, которая стала первой женщиной-взрывником в Советском Союзе. (Сегодня женщинам запрещено учиться на взрывника.)
                  Не могу не сказать о сотрудниках нашего института. Вот вы спрашивали, как все получалось? Работали не жалея сил, подчас рискуя жизнью.
 

                  ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ... К ТРУБОПРОВОДАМ
                 Наша встреча подходила к концу, а мы не охватили и половины того, что было сделано этим талантливым ученым. Его должность оставляет мало времени на разговоры. Он принимает активное участие в подготовке научных кадров высшей квалификации. Под его научным руководством защищено 40 докторских и кандидатских диссертаций. Он является председателем диссертационного совета при ГУП «ИПТЭР» и членом диссертационного совета при УГНТУ.
                 Мне показалось интересным узнать, что читает первое лицо ИПТЭРа.
                - Я, действительно, читаю. К утру, - показывает на стопку газет, - я их обработаю. Ну как не читать «Известий», «Труда» или «Российской газеты»? Руководитель должен знать изменения в налоговом законодательстве и все, что связано с деятельностью государственных предприятий.
                Обязательно читаю нефтяные журналы «Нефтяное хозяйство», «Нефтегазовая вертикаль», «Трубопроводный транспорт нефти» и др. Обращаю внимание на все, что имеет отношение к профилю работ нашего института и моих научных интересов.
                 - Какие книги Вы читаете?
                 - А вот книги мы пишем сами. Шучу!
                  И посерьезнев, сказал:
                -  Накопленный опыт надо обязательно передавать молодому поколению. Заставить себя собраться с мыслями и описать его. Я бы солгал, сказав, что по вечерам читаю художественную литературу. Времени не хватает. Надо обработать огромный материал. Мы уйдем...
                Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, предложила ему:
                - Скажите лучше еще раз про любовь... к трубопроводам.
               - Я не скрываю своей любви. Я получил образование по трубопроводному транспорту, поэтому все, что связано с решением проблем трубопроводного транспорта, для меня - любимое дело.
                  - А что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
                - Семья нефтепроводчиков дружная. И этим была всегда крепка. Сегодня нефтепроводчиков ждет трудный проект — нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Проект, интересный именно трудностью своей реализации. Но нам не привыкать преодолевать препятствия.
               Наша страна имеет славные научные традиции. Асгат Галимьянович Гумеров не только их достойный продолжатель, но и создатель. Наука на службе Родины -вот высший смысл его бытия.

 

Елена Алексеева

 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

           

Заблудившиеся в торсионных полях

 

             Отечественный нефтегазовый сектор ждут революционные изменения. Президиум Российской академии естественных наук (РАЕН) подготовил обращение в Министерство природных ресурсов РФ. Данная организация по собственной инициативе провела экспертизу соблюдения российских соглашений о разделе продукции (СРП). Аналитики нефтяного рынка недоумевают, как академикам удалось сделать свое заключение о вредоносности крупнейших отраслевых проектов. Как выяснилось, в основу "экспертизы" РАЕН лег перевод работы одного английского автора. Для тех, кто не понаслышке знает о деятельности РАЕН подобный подход академиков удивление вряд ли вызвал.
               Родившись в начале 90-х годов прошлого века как альтернатива существующей более двух столетий Российской академии наук (РАН), эта организация и впрямь выросла в весьма оригинальную структуру. Вот как оценивает РАЕН пресс-секретарь РАН Ирина Преснякова: "Это общественная организация. Единственное, что она делает достаточно хорошо, она печатает книжки и издает научные труды, но в основном, все научные работы выполняются институтами нашей академии".
             Отношения "старых" академиков и новоявленных "естакадемиков" в последние годы приобрело характер затяжной войны. Особенно усердствует в этом комиссия РАН по борьбе с лженаукой.
              Стоило только академику Анатолию Акимову из Международного института теоретической и прикладной физики РАЕН открыть торсионные поля, так его сразу обозвали в РАН лжеученым. Ну, показалось господину Акимову, что есть частицы, которые распространяются в миллиард раз быстрее скорости света и с помощью которых можно людей зомбировать. Ну и что? Многим из нас нередко привидятся вещи и пострашнее.
                Правда, фантазиями дело не ограничилось. На закате советской власти под торсионные проекты, охватившие медицину, сельское хозяйство, жилищное строительство, транспорт, экологию и т.д., выделялось гигантское финансирование – по 20-40 млн рублей в год на каждого участника. Только в 1991 г., когда завеса "тайны" приоткрылась, Отделение общей физики и астрономии АН СССР обратилось в Верховный Совет, и блужданию в торсионных полях за государственный счет был положен конец.
               Но ученые из РАЕН не пали духом. Торсионные изыскания дополнились открытиями в области разработки "абсолютного оружия" на основе СВЧ-излучений и усилиями по поиску "золотой сферы" – голограммы, на которой записаны откровения Высшего разума. В торсионной медицине появился чудо-прибор с интригующим названием "активатор". Если же то, что "активировано", начинает слишком громко о себе заявлять, то самое время приобрести другое изобретение умельцев из РАЕН – "нейтрализатор".
               Безусловно, визитной карточкой РАЕН в течение нескольких последних лет могла считаться звездная пара – Григорий Грабовой и его астральная жена Раисса Кашубина.
               "Воскреситель из мертвых" господин Грабовой получил это звание по решению секции ноосферных знаний за открытие "способа предотвращения катастроф и устройства для его осуществления". Однако сейчас бывшие коллеги по академии запрещают Грабовому называть себя академиком РАЕН. Нет, его научные открытия под сомнение не ставятся : "Бесланский воскреситель" не имеет ученой степени и не прошел обязательный для "естественников" обряд перерегистрации. Зато академик РАЕН и владелица оздоровительного центра "Ягуар", астральная госпожа Кашубина, продолжает научный поиск под эгидой академии. Именно она произвела неизгладимое впечатление своим явлением в телепрограмме "К барьеру!" Особенно запомнились рассуждения одного из ее коллег о взаимосвязи России с древнеегипетским богом Ра. На недоуменный вопрос ведущего Владимира Соловьева последовало искреннее возмущение: "Это же очевидно. Наша страна называется РА-ссия".
              В последнее время доходность заклинаний об автогенерации и энергии хроносферы существенно снизилась. Потому РАЕНовцы решили поменять мифические торсионные поля на более реальные – нефтяные.
               C чем идти в "нефтянку" разобрались довольно быстро. "Микролептонное излучение"! Альтернативные академики готовы находить с его помощью нефть, газ и прочие полезные ископаемые. За внешней простотой разработанного ими "прибора" скрывается "тайна" приемного устройства, которое настраивается на "особое" поле, излучаемое, допустим, нефтью.
               Последние годы наше правительство, крупнейшие нефтегазовые компании в один голос твердят о том, что денег на геологоразведку не хватает. А, спрашивается, зачем тратить сотни миллионов долларов на геологоразведку, когда пригласил "микролептонщика" с его "генератором" и нет проблем?
                Теперь члены РАЕН решили вовлечь в "торсионную" орбиту ведущих мировых нефтегазовых гигантов: французскую Total, англо-голландскую Shell и американскую ExxonMobil. Как бы случайно очевидные-неверотяные "разоблачения" президиума РАЕН оказались приурочены ко времени, когда "Газпром" должен окончательно определиться со своими зарубежными партнерами по разработке крупнейшего Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Собравшись на свой президиум "естественные академики" ознакомились с анализом подшивок печатных изданий за полгода и с восторгом обнаружили, что Тотаl уже начала раздел продукции по Харьягинскому СРП, то есть платит в российский бюджет. Shell законтрактовала сжиженный газ по "Сахалину-2", а Exxon не сегодня-завтра начнет экспортные поставки. И все это без СВЧ-излучения и элементарных знаний о микролептонах! Вот она - внебюджетная "чаша Грааля"…
              Представляете, всю эту "фабрику чудес" – и на континентальный шельф или в харьягинское Заполярье! "Естакадемиков" не пугают трудности: у них всегда в загашнике есть открытие по поводу. Например, благая весть о "регенерации запасов нефти в уже отработанных скважинах". Автор теории признается, что она "ставит под сомнение традиционное представление о происхождении нефти из органики, накапливавшейся и трансформировавшейся в недрах земли на протяжении многих миллионов лет, и невозобновляемости ее запасов".
              Грустная выходит история. Одни работают, целую жизнь отдают единственному открытию. А на поверхности – странные персонажи. Скрещивают овсюг с овсом, поворачивают северные реки, продают государству торсионные поля. Почему Минприроды вдруг прислушалось к голосу этой "научной общественности" и даже выпустило об этом пресс-релиз, предстоит разобраться Министру природных ресурсов Юрию Трутневу. А то не далек тот день, когда превратят вот такие "первооткрыватели" Россию в РА-ссию.


 

верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Июнь 15, 2006

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное