Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесполезные книги о маркетинге


Доброе время суток, уважаемые читатели,

Для того чтобы, мои слова не расходились на 100% с тем что я вам обещал, дорогие читатели, в анонсе рассылки, я решил начать с книги о-о-о-чень известного маркетолога Игоря Манна «Маркетинг на 100%».

В далеком 2003 году я стал счастливым обладателем сего нетленного труда. Я работал в то время специалистом по маркетингу в одной крупной региональной компании. И мне казалось, что я смогу что-то подчерпнуть из нее. Тем более что русских авторов в теме было тогда мало: Манн, Терещенко, Голубков, Репьев, собственно и все…

Первое впечатление о книге было смазанным – ожидал дельных советов, от опытного человека, а получил… не то, что ожидал.

Книга занимательная, объем не большой, интригующее название – все правила «втюхинга» соблюдены. Но все по порядку.

Название «Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу». Гарантия как в страховом агентстве.

Введение просто процитирую: «Перед вами книга российского гуру маркетинга Игоря Манна – добрая, ироничная и необычайно полезная! (да уж) Автор делится с читателями своим опытом работы и дает неоценимые советы, которые необходимы каждому маркетологу: как начинающему, так и имеющему собственный опыт работы в маркетинге.»

Затем идет содержание с такими вот заголовками:

«Забудь все, чему тебя учили», «Знай свой товар (услугу) поверхностно», «Маркетинг самого себя» и сразу «Самомаркетинг»!!!, «Трудоголик? Отлично»

Содержание на 4 страницах.

Затем на 7 страницах идут супер-пупер отзывы, мол какая замечательная книга, и как раньше мы без нее жили. А теперь эту книгу должен приобрести каждый и без нее карьеры не построишь. Надо учесть тот факт, что книга на тот момент только-только вышла, а уже 7 страниц отзывов – воистину живем в удивительные времена!

После все этого как водится введение автора.

Цитаты: «Эта книга - не научная монография. Вы не найдете в ней математических формул (точно нет), пространных рассуждений и размышлений (зато полно «воды»), сложных моделей и запутанных определений (согласен нет). В ней даже нет авторского определения того, что такое маркетинг (как дать определение тому, что для тебя почти полжизни?)» (зачем себя утруждать?)

«Эта книга – практическое пособие о том, как делать маркетинг лучше и как стать хорошим менеджером по маркетингу.»

И далее уточнение: «Эта книга не о том, что такое маркетинг, что в него входит и почему. Эта книга о том, как стать (и быть) хорошим менеджером по маркетингу. Как делать хороший, правильный маркетинг и делать его на 100%. Именно этого ждут от вас начальство и коллеги.» (Короче, если хочешь долго продержаться на зарплате делай то, что от тебя ждет начальство, коллеги не всегда понимают, чем ты занимаешься, главное – не отрываться от коллектива.)

И затем: «Почему на 100%?» - спросите вы (автор как бы предвещает ваш вопрос). Отвечаю. В чем чаще всего упрекают маркетинг и менеджеров по маркетингу? В том, что не видны результаты деятельности, иногда в том, что результаты есть, но их трудно и невозможно измерить.»

Далее, автор показывает, как он хитро вышел из ситуации, показав эффективность на 98%.

«Да, это не 100% (соглашается автор). Но это очень, очень близко.»

Данная книга - в некотором роде автобиография, этакое датированное жизнеописание трудовой деятельности автора. Игорь Манн на самом деле пишет о том, как и почему ему удалось устроиться на работу, где он работал, как он решал те или иные проблемы. Какой он был классный маркетолог. Новички, начинающие карьеру подчерпнут для себя кое-какие полезные моменты.

Однако книга не про маркетинг. Про работу на работе – да, про рекламу – да, про саморекламу – да, но не про маркетинг.

И все бы ничего, если бы не один момент, который автор лучше бы не описывал совсем.

Где-то на 160-й странице…

Глава «МаркЕтинг или мАркетинг?» (буквами выделены слоги для ударения)

В начале главы автор цитирует из популярного известного в рунете источника – портал Gramota.ru: «мАркетинг и маркЕтинг, мАркетинговый и маркЕтинговый – абсолютно равноправные варианты» (Поясню – речь идет о месте ударения в указанных словах. То есть портал посвященный русской грамоте!!! четко расставил все точки над «i».)

Но Игорь Манн решил показать «круть».

Цитата: «Но до сих пор продолжаются споры. Как правильно говорить, куда ставить ударение (см. эпиграф к главе)? (Эпиграф я процитировал – там написано, что оба варианта равноценны – никакого спора нет)

Но лично я говорю «мАркетинг» и ожидаю этого от других.

Почему? (да, действительно почему?)

Для меня это показатель того, что в учебном заведении, в котором учился человек, который говорит «мАркетинг», преподавал тот, кто когда-то работал с моим наставником. Говорить «мАркетинг» учили и учат в ГАУ, МГУ, ВАВТ, Плехановском, МГИМО. Я не понаслышке знаю, что там преподавание ведется качественно.» (И снова никто спорит с тем, что в известных вузах России в Москве обучают хорошо, однако есть на просторах России места, где обучают не хуже… И, кстати, один человек не может работать одновременно в стольких учебных заведениях физически.)

Автор далее пишет: «Я полностью согласен с теми, кто считает, что «мАркетинг» носит легкий налет хорошего экономического образования. Это некий дифференциатор. Некий налет профессионализма. Некое кодовое слово. (Этакий вариант различия аристократизма и дегенератизма – как до революции различие между дворянством и простыми людьми определялось обыкновенной грамотностью и возможностью изучать иностранные языки. На самом деле полнейшая чушь. И профессионализм заключается совершенно в другом, а не в том, где ты ставишь ударение в слове.)

Когда слышу от собеседника «мАркетинг», я настраиваюсь на более полное взаимопонимание. Я уверен, что мы будем говорить с собеседником на одном языке. (Странно – автор в большинстве случаев и так будете говорить с собеседником на одном языке, как правило на русском, если конечно собеседник не иностранец. Зачем сразу занимать позицию неприятия? Зачем сразу создавать конфликт на пустом месте?)

Конечно, можно говорить «маркЕтинг» и при этом быть хорошим менеджером по маркетингу. Это отнюдь не помешает вам сделать карьеру. (Спасибо, обнадежил.)

Но и не поможет. (И тут «обнадежил» - еще раз.)

Но лично я всегда стараюсь переучить тех, с кем мне приходилось работать. (А если «попался» хороший специалист? Его тоже стараются «переучить»? Вообще интересная метода – переучивать всех вокруг под себя, не считаясь с другим мнением.)

Зачем ему понижать свою профессиональную привлекательность и индивидуальную конкурентоспособность?» (Все забил гвоздь, сказал – как отрезал. Понты кинуты.)

Для Игоря Манна важно чтобы люди вокруг были «заточены» под него, под его стиль общения, ведения дел, и так далее. Собственно это он и транслирует в тексте книги. Замечу, что я пока в основном просто цитировал книгу и по ходу делаю заметки. Мне даже не надо особо напрягаться.

Почему книга на мой взгляд бесполезна?

В книге, нет ни одного шаблона, ни одного графика, формулы или таблицы. Маркетинг все-таки работает с количественной информацией, а не только с качественной. Нет ни одного разбора ситуации. Примеры есть, а разбора нет. Нет пошаговых алгоритмов действий. 

Так что в книге информация только о том, ЧТО делать, а не сказано КАК, и не в сфере маркетинга. 

Кроме того автор смешивает в одном флаконе маркетинг, рекламу и продажи. Marketing (маркетинг), sales (продажи) и advertising (реклама) – это три разных понятия.

Поэтому столько восторженных отзывов от рекламистов и продажников по поводу данной книги. Им она наверное приносит пользу.

В заключении скажу, что если вы хотите просто что-нибудь почитать на досуге (не для работы) и вам не жалко 774,00 рубля, то вы можете найти данную книгу здесь - http://www.ozon.ru/context/detail/id/10652984/?partner=rusmarket

А здесь вы можете найти информацию о действительно полезных книгах - 14 лучших книг по маркетингу

 

Шевцов Руслан

Школа практического маркетинга

www.superpraktika.ru

 Маркетинг Клуб

http://marketingclub.superpraktika.ru/forum/index.php


В избранное