Бесполезные книги о маркетинге Джон Сибрук Культура маркетинга. Маркетинг культур
Здравствуйте, уважаемые читатели,
Перед вами очередной выпуск рассылки «Бесполезные книги о
маркетинге».
В
очередном выпуске будет препарирована книга Джона Сибрука «Nobrow® Культура
маркетинга. Маркетинг культуры.»
Начав
читать книгу, я с первых же страниц понял, какую ношу взвалил на себя.
Задам
вам риторический вопрос – когда вы последний раз писали свое самое длинное
школьное сочинение? Если не помните, что это такое, то можете оживить свои
воспоминания, почитав книгу Джона Сибрука.
На
протяжении всей книги вы будете бороться с потоком подросткового сознания,
пытаясь докопаться до сути написанного. Не пытайтесь. Даже оглавление, которое
якобы разбивает текст на смысловые блоки не исправляет положение.
Данная
книга простой речитатив – этакий стиль Гришковца. Непрерывное повествование от
начали до конца.
Книга
больше рассчитана на культурологов и специалистов по молодежной культуре США.
Рассказы о музыкальных группах, поп-журналах, взаимоотношениях между
родственниками, различными взглядами.
На мгновение
мне показалось, что я ухватил главную мысль книги:
«Культура маркетинга, маркетинг культуры. В чем здесь различие? Раньше можно было сказать: «Вот это — культура, а это —
маркетинг». По крайней мере, мне так кажется. Культура шла первой. Культурой был способ испечь яблочный пирог с крош-
кой, потому что так его пекла твоя бабушка. Потом шел маркетинг — рецепт бабушкиного яблочного пирога с крошкой от
Марты Стюарт. Маркетинг пытался эксплуатировать культуру в коммерческих целях. Культура была спонтанным энтузиаз-
мом, гением индивида или целого народа. Маркетинг пытался манипулировать этим гением — продавать культуру ее же
носителям. Но это разделение, казавшееся когда-то абсолютно жестким, рушилось повсюду, куда бы я ни бросил взгляд. На пол-
ках книжного магазина у моего дома можно было обнаружить книги с такими названиями: «Продажа невидимого: практи-
ческое руководство по современному маркетингу», «Уличная мода: как сегодняшняя альтернативная молодежная куль-
тура создает завтрашний массовый рынок» или «Хищный маркетинг: что должен знать каждый бизнесмен, чтобы завое-
вать клиента». На обложке последней книги испуганный кролик (видимо, имелся в виду клиент) дрожал от страха на обе-
денной тарелке. Этот новый маркетинг основывался на демографии. Когда-то
демография означала лишь математическое
изучение численности населения и методологию, позволявшую соотносить число новорожденных, количество браков и
смертей. В процессе урбанизации демография была адаптирована для предсказания будущего роста населения, чтобы
можно было определить, сколько строить дорог, аэропортов и проводить высокоскоростных кабельных сетей. Эти принципы
были, в свою очередь, адаптированы маркетологами, придумавшими для потребительского общества псевдонауку «психо-
графию», которая должна была помочь культурной индустрии принимать решения о моделях одежды, финальных сценах
фильмов и о том, какие видеоклипы показывать. Демографические показатели, исследования рынка и статистика посещений
интернет-сайтов вытесняли классовые, этнические и географические модели потребления. Принимая эти «тенденции», вы
переставали существовать как единственный в своем роде и
становились частью некоей демо, «поколения пепси» и т. п.»
Чистейшая путаница в голове, отсюда путаница в тексте. И так
на протяжении всей книги.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что это книга больше
похожа на мемуары в художественном стиле. Так как я сам перестал читать
художественную литературу, еще так лет 20 назад, то мне она показалась скучной.
Разборы личных историй музыкальных гениев и не очень.
Жизнеописание кинорежиссеров и руководителей маркетинговых отделов журналов. В
общем, наверное, кому-то это конечно все понравится.
Еще мне данная книга напомнила давно прочитанную мной книгу
Ли Яккоки «Карьера менеджера». Наверное тем, кто собирается строить свою
карьеру в сфере кино и музыкальной культуры имеет смысл ее прочитать.
К маркетингу данная книга имеет мало отношения, хотя про
маркетинг там много написано.
Больше, собственно, даже и сказать нечего.
Да, забыл - приятного чтения вам, если вдруг соберетесь.
Если вам просто нечего почитать, то лучше для большей пользы
почитайте книги, которые я специально отобрал в список лучших книг по
маркетингу. Ссылку найдете ниже.