Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стартап глазами юристов


Записки о бизнесе

   
    Блог


Стартап глазами юристов
2013-04-15 07:03

Оригинал здесь.

С точки зрения юристов стартап – это обычный бизнес и его юридическое обслуживание ничем не отличается от любого другого проекта. Те же самые договоры, создание компаний, корпоративные отношения, конфликты, претензии и суды. Но все же есть одна деталь, которая выделяет стартаперов и венчурных инвесторов среди остальных клиентов юридических фирм.

Из сущности стартапа следует, что быстрый рост прибыли компании связывается с ориентацией бизнеса на новую идею или технологию, которая меняет рынок или создает новый рынок. Потенциально большая прибыль стартапа образуется за счет использования результатов интеллектуальной (творческой) деятельности, ценность которых с первого взгляда не очевидна и определяется в результате своеобразного «эксперимента» — апробации её на практике. При этом не важно о какой сфере бизнеса идет речь, будь то новые технологии, медицина или фармакология, IT-проекты и т.д., от 75 до 100% стоимости стартап-компании основывается на интеллектуальной собственности.

Следовательно, правовая защита инвестиций в стартап имеет характерный акцент – это ориентация на защиту интеллектуальных активов. Соответственно, большинство отношений при функционировании стартапа, подлежащих (в идеале) юридическому оформлению, так или иначе связаны с  интеллектуальной собственностью.

Такие отношения можно разбить на три основные группы:

  1. Стартапер – Инвестор (распределение интеллектуальных прав)
  2. Команда (соавторство и принципы работы творческого коллектива при создании новых объектов интеллектуальной собственности)
  3. Стартап-проект – Внешний мир (защита от конкурентов, соблюдение законодательства и прав третьих лиц).

В этих группах отношений есть основные болевые точки, с которыми можно и нужно работать.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ / РИСКИВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: PROВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: СONTRA
62% стартапов терпят крах из-за внутренних конфликтовКонечно, человеческий фактор отменить невозможно, но риск можно снизить, если конфликты возникают из-за отсутствия нормального регулирования отношений и распределения интеллектуальных прав, без стратегий выхода и быстрых приёмов их реализации. Но участники будут осмотрительнее и дисциплинированнее, если правила работы будут зафиксированы документальноЮристы и их документы ничего не решают: я основал 140 компаний и ни с кем не оформлял вороха бумаг. Венчурный инвестор теряет минимум в 30% проектов независимо от выдумок юристов
В большинстве стартапов инвесторы не получают прав на интеллектуальный активДля инвестора получить права на интеллектуальные активы желательно. Дополнительно, Инвестор может создать обременение интеллектуальных прав – например, получить их в залог. Если команда не захочет работать с инвестором или просто не потянет проект, то у Инвестора останутся права реализовать проект без этой команды. Жалко, что залоговые схемы мало используются, потому что большинство юристов считают это сложнымИнвестору не нужно приобретать интеллектуальные права, достаточно того, что ему принадлежит доля в бизнесе. Для обеспечения своего участия в проекте Инвестору достаточно купить долю в компании или заключить договор займа. Инвестор получит или всё, или ничего. Промежуточный результат и подстраховка никого не интересуют
Интеллектуальную составляющую стартапа сложно оценитьОценивать нужно не саму идею, а права на те результаты, которые получатся от её реализациИдея ничего не стоит, пока она не реализована. Оценка = 0!
Ошибки при выборе названия проектаЖелательно проверить охраноспособность и уникальность названия (будущего Товарного знака, доменного имени и фирменного наименования). Хотя бы бесплатно воспользоваться простыми поисками (egrul.nalog.ru; www1.fips.ru)Название пусть придумают маркетологи, главное, чтобы было красивым и нравилось команде проекта или инвестору
Венчурные проекты не требуют оформления отчетных бумаг: риск есть риск. В результате отсутствуют доказательства создания интеллектуальных активов и возникновения прав на нихОтсутствие правил об отчётности – мина замедленного действия любого проекта. Инвестор вправе требовать отчётность, хотя Команда не любит составлять отчёты, потому что это якобы отвлекает от проекта и невыносимо скучно для настоящих творческих людейТекущая отчётность – это лишняя бюрократия и замедление скорости проекта. Нормальных способов контроля творческих групп не существует. Авторы идеи сделают всё сами, они же заинтересованы в результате
Используется ограниченный круг способов оформления получаемых в ходе реализации проекта результатовМы используем все возможности для закрепления прав на результаты творческой деятельности: фиксируем права на произведения (тексты, фото, аудио и видео), программы для ЭВМ и базы данных, ноу-хау, регистрируем товарные знаки и т.д.«Упаковать» интеллектуальную собственность можно только в Патент или NDA, остальные способы использовать нет смысла. «Я заплатил за разработку идеи, значит она уже принадлежит мне». Получив инвестиции, команда стала должником инвестора и автоматически права на все разработки принадлежат тоже инвестору
Долгое ожидание выдачи патента. Сначала патентуется основной результат, а только потом проект развивается или предлагается инвесторуПроект можно продать или получить инвестиции задолго до получения патента, иногда достаточно только поданной заявкиБез патентов стартап не продашь, инвестиций не получишь. Есть патент – значит, интеллектуальная собственность достаточно защищена
Мы всё придумали и разработали сами, в мире аналогов нетКоманда может воспользоваться РИДами или разработками, взятыми у бывшего работодателя или инвестора. Давайте проведем проверку и возьмем с них обязательства об отсутствии нарушений прав третьих лицАвторство проверить практически невозможно – приходиться верить команде, что это принадлежит им
Отсутствует стратегия защиты IP-активаЖелательно заранее обдумать стратегию, не сделать ошибочных шагов на старте и вообще не ходить по граблямНа ранних стадиях стратегию придумывать не нужно. Слишком дорого. Когда пойдут результаты, тогда и будем думать о защите, а пока вкладываться надо в разработку
Инвесторы и участники Команды не против потратить деньги на оформление документов и урегулировать отношения в проекте документально. Но есть ли в этом экономика? Каковы реальные риски и эффект от работы с юристами? Для стартапа нужны какие-то особенные юристы?Инвестору и стартаперу не надо нанимать каких-то суперадвокатов, на первых этапах достаточно общей грамотности и уж если звать на помощь специалистов, то нужны обычные, но грамотные юристы со специализацией в IP, которые умеют быстро работать и берут за это адекватную ценуЮристы тоже хотят кушать и поэтому склонны напустить страха и туману, а потом выдумать себе работу, чтобы получить солидный кусок инвестиций, предназначенных для вложения в разработку.
Какой толк от красивых бумажек, если в результате не хватит на запуск Проекта или он вовсе не пойдет? Вот когда будут первые результаты или пойдем на IPO, тогда и обратимся к юристам

Конечно, это лишь малая часть рисков, с которыми сталкиваются инвесторы и стартаперы в ходе реализации проекта. Также нужно признать, что вообще не все риски подлежат юридическому регулированию и от них можно застраховаться с помощью правовых документов, регистраций и лицензий.

Весьма вероятно, что в конкретном проекте никаких мер принимать не нужно и вероятность наступления таких событий стремится к нулю, но весьма полезно отдавать себе отчет в такой вероятности и заранее оценить риски.



Александр Остервальдер, Построение бизнес-моделей
2013-04-15 07:32
Оригинал здесь.

Дочитал книгу «Построение бизнес-моделей» Александра Остервальдера. Кажется, там так много картинок и графических примеров ;-), что, видимо, это одна из книг, которые на бумаге значительно лучше, чем в электронном виде. Бумажная на русском продаётся здесь, на английском в бумажном или электронном виде – тут. Думаю, эта книга – ещё одна в библиотечку must-read для предпринимателей.

Screen Shot 2013-04-09 at 11.12.13 AMИдея там в том, что вообще-то было бы неплохо иногда думать хоть и свободно, но структурированно. А ещё было бы здорово научиться своими мыслями делиться с другими людьми. Причем так, чтобы им было понятно.

Особенно ценно это когда речь идёт о таком важном деле, как создание бизнес-моделей и эксперименты с ними. И вот, автор предложил некий свой собственный подход к тому, какие вопросы нужно учесть при продумывании бизнес-модели и как это выразить в понятном виде на одной странице.

Он предложил девять вопросов, на которые надо ответить и записать на бумагу ответы, также предложил, собственно, как же надо думать отвечая на вопросы и как всё это взаимосвязано. Плюс, он предложил «графическое» представление всех этий идей на одном листе бумаги, где есть фиксированные клеточки – это называется «business model canvas» или просто canvas или канва или шаблон:

 20121127-101107-191

Удобство в том, что научившись думать и «разговаривать» с другими людьми в рамках этой методологии, вы получаете не только метод структурированно думать над бизнес-моделью и экспериментировать в реальном времени, например клея и перемещая цветный стикеры. У вас, что очень важно, появляется общий язык, на котором вы можете говорить и общий визуальный образ результата, которым хорошо и удобно делиться с другими.

Очень советую посмотреть видео, где автор выступает в офисе Google и рассказывает о своём подходе из первых рук – очень интересно. При этом, я бы посоветовал всё-таки купить книжку и посмотреть на методологию более подробно, так как в ней есть много примеров, когда «на пальцах» разбираются бизнес-модели множества известных и успешных компаний (как вы думаете, какова она для Skype? ;-), а также даётся масса практических советов.

Лично я уже довольно давно пользуюсь подобным canvas’ом каждый день. Правда, не этой вот, «оригинальной» версией, а производной от неё, которая называется lean canvas – она более «заточена» на ранние стадии развития продуктов, на стартапы. Я просто постоянно ею "думаю". Она же отлично подходит и для работы над бизнес-моделями новых проектов в больших компаниях ;-). Впрочем, книжку Остервальдера всё равно стоит прочесть.


   
     
   

В избранное