Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Типы конкурентных стратегий


Типы конкурентных стратегий

Согласно М.Е.Портеру на конкуренцию между продавцами аналогичных товаров влияют следующие факторы.
  1. Фирмы-поставщики сырья и комплектующих.
  2. Фирмы других отраслей, предлагающие на рынок товары-заменители.
  3. Покупатели, навязывающие свои условия.
  4. Фирмы, потенциально готовые выйти на рынок данных товаров.
Эта концепция позволяет наиболее четко представить все те направления, по которым предприятие должно выстраивать свою конкурентную стратегию.

Основные типы конкурентных стратегий


Мировой опыт свидетельствует о наличии трех основных типов конкурентных стратегий.

1. Стратегия лидерства в снижении затрат выбирается в случае завоевания большой доли рынка. Здесь главное уметь обеспечивать общий уровень затрат более низкий, чем у конкурентов.
В данном случае производится один очень хороший продукт с небольшим количеством его модификаций. То есть высокое качество продукта при ограниченной возможности выбора для покупателя.
Необходимо постоянно искать новые и новые возможности для снижения затрат, но обязательно без потери качества и основных параметров товара.
Соответственно, спрос на товар нужно формировать таким способом, чтобы и далее производить товар с теми же свойствами, которые обеспечивают условия для сохранения низких издержек.
Таким образом, надо постоянно уделать внимание сохранению оптимального соотношения цены и качества. Направлять всю политику предприятия на поддержание превосходства над конкурентами по уровню затрат, что достигается постоянной работой по снижению издержек год за годом во всех сферах и подразделениях предприятия.


2. Стратегию дифференциации можно также использовать при завоевании большой доли рынка.
Но здесь нужна способность предложить покупателям нечто отличное от товаров конкурентов.
Что касается ассортимента, то в данном случае следует предлагать как можно больше разновидностей товаров, давать покупателю возможность широкого выбора. В рекламе товара делать упор на несколько особо важных признаков дифференциации товара.
В данном случае необходимо по максимуму изучать и удовлетворять запросы покупателей.
Затем наделять товары всеми свойствами, которые покупатель готов оплатить. Взимать с покупателей премиальные для покрытия дополнительных затрат на обеспечение товара дополнительными свойствами.
При этом не нужно обманывать покупателя, давать ему достоверную информацию об отличиях и преимуществах товара. Если есть возможность, то продемонстрировать.
Таким образом, постоянно совершенствовать товары, использовать новейшие научно-технические разработки, чтобы опережать конкурентов. Желательно концентрироваться на главных отличительных свойствах товара, чтобы на их основе сформировать репутацию фирмы и авторитет фирменной марки.


3. При выборе стратегии фокусировки на узкой нише рынка, необходимо учитывать, что нужды и предпочтения покупателей существенно отличаются от других участников рынка.
Поэтому главным конкурентным преимуществом являются более низкие издержки при удовлетворении запросов данной ниши рынка. Либо способность предложить для клиентов в этой нише нечто специально адаптированное к их запросам и вкусам.
Соответственно и ассортимент приспосабливать к тому, чтобы удовлетворять особые запросы выбранного сегмента рынка.
При этом основным принципом организации производственной деятельности будет являться индивидуализация товара в соответствии с особыми запросами покупателей избранной ниши рынка.
А вот основным принципом организации маркетинговой деятельности будет акцент на уникальную способность продавца удовлетворить крайне специфические запросы покупателя.
Для поддержания стабильности стратегии следует сохранять верность клиентам из завоеванной фирмой ниши, чтобы иметь возможность и далее удовлетворять их потребности, лучше, чем иные фирмы. Также необходимо бороться за поддержание имиджа фирмы и освоение других сегментов рынка и типов производимой продукции, чтобы обеспечить себе более широкий рынок сбыта.


Источник:
M.E.Porter. How Competetive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review. V. 57. №2 (March – April) 1979. P. 137-145.
Thompson A., Formby J. Economics of the Firm. N. Y. Prentice Hall International. 1993.




В избранное