Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Идеальный офис

  Все выпуски  

Штатные ситуации для внештатных сотрудников


Штатные ситуации для внештатных сотрудников Чем отличается аутстаффинг от аутсорсинга? Как сделать оптимальный выбор? Какие риски поджидают заказчика? В конце минувшего года компания Ventra Employment, оказывающая услуги по работе с персоналом и подбору кадров, провела конференцию, на которой обсуждались вопросы разграничения зон ответственности заказчика и исполнителя при использовании внештатного персонала. Потребность в оказании подобного рода услуг возникла в России не так давно – в 1998 году, во время кризиса. И хотя они оказываются на протяжении многих лет, заказчики до сих пор путают термины и совершают ошибки. Помочь в этой ситуации может только четкое знание предмета. Услуги и что за ними стоит На рынке предоставления персонала существуют три основные услуги. Чтобы понять, какую из них следует заказать компании, для начала нужно определиться с терминами. Разобраться в этом нам помогла Людмила Кузенкова – директор департамента индустриальных проектов компании Ventra Employment. Аутстаффинг персонала (Outstaffing) предполагает вывод части сотрудников из штата компании и их трудоустройство через компанию-провайдера. В этом случае провайдер оформляет сотрудников к себе в штат, обеспечивает кадровое администрирование, расчет и выплату заработной платы, рассчитывает налоги, делает их отчисление, занимается отчетностью во все государственные организации: налоговые органы, пенсионный фонд и т. д. Другими словами, официальным работодателем является провайдер, однако сотрудники направляются к заказчику для исполнения трудовых обязанностей, где работают под его управлением. Предоставление персонала (Temp) также предполагает оформление сотрудников в штат компании-провайдера, но при этом провайдер самостоятельно подбирает персонал. Чаще всего заказчик пользуется этой услугой, когда у него высокая текучка кадров, и потому он передает провайдеру не только администрирование персонала, но и подбор. Эта услуга также популярна в связи с сезонными «горячими» периодами в компаниях, когда персонал необходим срочно, с гарантированной заменой и на определенный отрезок времени. Определение «временный персонал» сложилось по причине приема провайдером людей на срочные трудовые договоры. Провайдер нанимает сотрудников под заявку заказчика исключительно на время действия данного документа. Если заказчик отзывает заявку, по трудовому законодательству официальный работодатель, то есть провайдер, может предупредить сотрудника об увольнении не менее чем за три дня. Это дает возможность очень гибко подходить к количеству нужного заказчику персонала. Услуги аутстаффинга и предоставления временного персонала имеют практически одинаковые договоры между заказчиком и провайдером, основное различие только в пункте, касающемся ответственной стороны за подбор персонала. Это различие и обуславливает разницу в стоимости услуг. Аутсорсинг (Outsourcing) – данная услуга принципиально отличается от предыдущих. При аутсорсинге заказчик передает провайдеру некий блок бизнес-процессов, поэтому решение, какое количество персонала и какой квалификации необходимо подобрать, принимает сам провайдер. Очень важно понимать, что в данном случае провайдер отвечает за качество оказанной услуги и за ее конечный результат. Именно это определяет более высокую стоимость услуги аутсорсинга по сравнению с предоставлением временного персонала, и тем более с аутстаффингом. Договор ауторсинга бизнес-процесса имеет персонифицированный/эксклюзивный характер и создается для каждого клиента в зависимости от типа оказываемой бизнес-услуги. Например, это может быть IT-услуга, маркетинговая услуга, услуга клининга, логистики и т. д. Провайдер – не волшебник, но партнер Привлечение провайдера приводит к дополнительным затратам заказчика, поэтому к провайдеру обращаются только тогда, когда собственных ресурсов для того, чтобы эффективно выполнить производственную задачу, не хватает. Основная причина, по которой обычно привлекают провайдера, – необходимость качественного подбора большого количества персонала в сжатые сроки. Возможны и другие варианты. Главное при этом понимать, что провайдер – не волшебник, а ваш партнер, который помогает осуществить более эффективным способом ваши производственные задачи. Очень часто бывают такие случаи, когда заказчик требует от провайдера реализации невыполнимых задач. Например, заказчик просит подобрать сотрудника за вознаграждение 70 рублей в час, когда на рынке минимальная почасовая стоимость такого специалиста – 150 рублей. Или, скажем, если на производственную площадку невозможно добраться городским транспортом, невозможно без дополнительных транспортных затрат обеспечить производство рабочими. Чтобы не было разочарований в качестве оказываемой услуги, необходимо заранее четко определить зоны ответственности заказчика и провайдера и закрепить их в договоре о сотрудничестве. В таком случае обе стороны понимают свое место в производственном процессе, между ними складываются партнерские отношения, которые способствуют долгосрочному и продуктивному сотрудничеству, выгодному как заказчику, так и провайдеру. Какими могут быть риски? 1. Возникновение «пирамиды» и серьезное снижение качества услуги При аутсорсинге могут возникнуть «пирамиды» провайдеров. Например, когда компания-провайдер в узкоспециализированном сегменте (клининг, логистика и т. п.) выигрывает тендер на предоставление услуги аутсорсинга бизнес-процесса, не имея экспертизы массового подбора и не заложив в ценообразование затраты на привлечение персонала. Провайдер может не справиться со своевременным выводом людей и вынужден будет обращаться к субподрядчику, специализирующемуся на подборе сотрудников. В этом случае провайдеру придется либо значительно повышать цену услуги, либо пострадает ее качество. 2. Недобросовестное администрирование персонала провайдером и риски имиджа заказчика Проблемы могут возникнуть с администрированием персонала. Когда провайдер берет на себя расчет и перечисление зарплаты, расчет и отчисление налогов, сдачу отчетов, общение с инспекциями (трудовой, налоговой) и т. д., это очень удобно. Но риски заказчика здесь тоже существуют. Расчет и перечисление зарплаты, безусловно, зона ответственности провайдера. Но что будет, если провайдер окажется финансово несостоятельным и будет задерживать выплату зарплаты? В этом случае рабочие будут думать, что зарплату им задержал заказчик. Они могут подать в суд на своего работодателя и судиться с ним, но имидж заказчика при этом все равно пострадает. Расчет и отчисление налогов. На рынке предоставления услуги много «черных» или «серых» провайдеров. Их деятельность заключается в предоставлении персонала, с которым провайдер не оформляет трудовых и/или иных правоотношений. Как правило, заработная плата такому персоналу выплачивается «в конвертах», и об отчислении налогов не может быть и речи. Обязанность провайдера как работодателя – изымать часть дохода работника и перечислять ее в бюджет и внебюджетные фонды. Несоблюдение вышеуказанных требований может повлечь применение к такому провайдеру санкций, предусмотренных нормами действующего законодательства. С первого взгляда, это является риском провайдера, и он же несет ответственность. Но это на поверхности. Какие риски при этом у заказчика? Во-первых, в качестве одной из мер административного наказания провайдера может служить административное приостановление деятельности провайдера. Таким образом, заказчик на определенный срок может лишиться предоставляемого персонала. Еще одним неблагоприятным последствием сотрудничества с «черным» провайдером является необходимость защиты заказчика от обвинений, выдвинутых проверяющими органами, в заведомом сотрудничестве с недобросовестным контрагентом. О том, как распознать такого провайдера, мы поговорим ниже. Существующая судебная практика говорит о том, что наиболее неблагоприятным последствием сотрудничества с подобным контрагентом может являться признание наличия трудовых отношений между заказчиком и предоставляемым персоналом. В отсутствие оформленных трудовых отношений между персоналом и заказчиком нельзя ссылаться на предоставление такого персонала в рамках сервисного (аутстаффингового и/или аутсорсингового договоров). В этом случае суды, руководствуясь нормами трудового законодательства, определяя наличие трудовых отношений при фактическом допуске работника к исполнению обязанностей с ведома работодателя, могут признать отношения между заказчиком и предоставляемым персоналом трудовыми и обязать заказчика выплатить заработную плату и налоги на нее за весь период работы такого персонала у заказчика. Во избежание риска признания наличия трудовых отношений между предоставленным персоналом и заказчиком очень важно продумать алгоритм взаимоотношений провайдера и заказчика, четко соблюдать условия сервисного договора и норм действующего законодательства. Людмила Кузенкова привела в качестве примера такой случай из практики. Заказчику не понравился работник – сотрудник провайдера. Он сообщил этому сотруднику, что будет просить провайдера-работодателя его уволить. Сотрудник написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя директора компании-заказчика и попросил заказчика поставить резолюцию «не возражаю». С подписанным заявлением в качестве доказательства наличия трудовых отношений между ним и заказчиком сотрудник обратился в суд. Ошибка заказчика состояла в том, что он вмешался в кадровый документооборот с правом подписи, который может осуществлять только провайдер как официальный работодатель. Как выбрать услугу? Чтобы сделать правильный выбор, прежде всего необходимо проанализировать, какая часть вашего бизнеса нуждается в поддержке дополнительными ресурсами и насколько вы готовы расширить бюджет на эту поддержку. Далее необходимо понять, в каком объеме вы готовы делегировать бизнес партнеру-провайдеру. Только когда взвешиваются все эти составляющие, можно понять, какую услугу следует заказать. Например, если клининг, маркетинг или логистика в вашей компании являются вспомогательными процессами, вы можете целиком отдать данный функционал на аутсорсинг. Если же вышеперечисленные процессы – ваше основное направление деятельности, возможен только аутстаффинг либо предоставление персонала с подбором. Как выбрать провайдера? К сожалению, на рынке на данный момент много недобросовестных провайдеров и чтобы уберечь свой бизнес от рисков, необходимо проверить будущего партнера. Прежде всего – его финансовую стабильность. Ведь если он задержит зарплату, ваш имидж может пострадать. Не говоря уже о рабочем процессе, потому что люди просто убегут от вас. А текучка положительно ни на чем не сказывается. Второе – проверить отчисляются налоги провайдером или нет. Самый элементарный способ – это попросить провайдера расшифровать цену за одного сотрудника. Обычно слишком низкая стоимость говорит о том, что провайдер не платит налоги. Также в договоре можно закрепить предоставление ежемесячной отчетности. Если провайдер отказывается – нет прозрачности, следует насторожиться. Третье – проверить экспертизу провайдера в подборе и предоставлении персонала на аналогичных проектах. Следует поинтересоваться, подбирал ли провайдер когда-то таких сотрудников, есть у него рекрутеры, которые специализируются в данном сегменте рынка труда. Способы получения информации о будущем провайдере различны. Можно попросить провайдера заполнить тендерную документацию, запросить рекомендательные письма или контакты клиентов и позвонить им. И ничто так не помогает распознать экспертизу, как предпроектная коммуникация. Это должна быть встреча на производственной площадке, где по вопросам, которые задает вам представитель провайдера, и по его ответам на ваши вопросы станет понятно, насколько специалист в теме и способен ли в действительности оказать профессиональную услугу.

В избранное