Шпиндельный двигатель отвечает за вращение пакета магнитных пластин,
что позволяет считывать с них данные с помощью головок. Он должен
предоставлять стабильное управляемое вращение в течение десятков тысяч
часов.
В течение многих лет жёсткие диски имели одинаковую
скорость вращения пакета магнитных пластин. Последнее десятилетие
производители жёстких дисков постоянно пытаются увеличить скорость
вращения шпиндельного двигателя в целях увеличения скорости доступа и
чтения/записи.
Существует несколько ограничений, которым должен
удовлетворять шпиндельный двигатель:
Двигатель должен быть очень качественным, чтобы работать на
протяжении многих тысяч часов и выдерживать тысячи циклов
включения/выключения.
Двигатель должен крутиться без каких-либо вибраций и с постоянной
скоростью.
Двигатель не должен быть источником чрезмерного тепла или звука.
Двигатель не должен потреблять много энергии.
Двигатель должен управляться извне: должна быть подстройка частоты
вращения тем или иным способом.
Чтобы отвечать всем этим требованиям, все современные
жёсткие диски используют сервоуправляемые шпиндельные двигатели
постоянного напряжения. Сервосистема - это система с обратной связью.
В ней используется точно такая же технология, которую мы обсуждали в
статьях о звуковой катушке. В случае шпиндельного двигателя, эта
система даёт сигнал при каждом повороте диска или даже чаще. Таким
образом, электроника всегда знает точное значение частоты вращения
шпиндельного двигателя и, в случае необходимости, корректирует это
значение.
Все шпиндельные двигатели, используемые в жёстких
дисках, разработаны для работы по принципу прямого контакта. При этом
нет никаких передач, шестерёнок, ремней между самим двигателем и осью,
на которой крутятся пластины. Шпиндель непосредственно состыкован с
ротором двигателя. Пластины жёстких дисков изготавливаются с
центральным отверстием, радиус которого равен радиусу шпинделя. На
шпинделе пластины отделяются друг от друга специальным разделительным
кольцом, которое обеспечивает нужное расстояние между пластинами в
пакете для работы магнитных головок.
Работа, которую необходимо делать шпиндельному
двигателю, зависит от ряда факторов:
Размер и количество пластин в пакете магнитных дисков, от которого
зависит то, каким мощным должен быть шпиндельный двигатель.
Скорость вращения шпиндельного двигателя.
Поддержка режима энергосбережения.
Очень важными факторами для современных накопителей
являются количество шума, тепла и вибрации, производимые жёстким
диском. Именно эти проблемы выходят на первые места в силу
увеличивающихся скоростей вращения. Эти факторы были менее заметны при
скоростях вращения порядка 3600 оборотов в минуту, что было стандартом
де-факто в прошлом десятилетии. Нынешние накопители имеют скорости до
15000 оборотов в минуту, и могут быть довольно шумными в работе.
Современные накопители в большинстве случаев требуют активного
охлаждения, разогреваясь до 60-70 градусов. Это не идет на пользу ни
подшипникам, ни самой магнитной поверхности.
На рисунке приведена фотография шпиндельного двигателя
и различных компонентов, присутствующих и нужных для вращения пакета с
магнитными дисками. Пластины и разделительные кольца имеют одинаковый
диаметр, и собираются друг над другом, чередуясь, образовывая пакет с
магнитными дисками. Верхняя шайба закрепляет весь пакет, чтобы он
двигался синхронно с вращением шпинделя.